Обобщение опыта по теме «Система работы по приоритетному направлению: социально-коммуникативное развитие»
материал (подготовительная группа) на тему
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказания ребёнку квалифицированной помощи в сложном процессе вхождения в мир людей.
Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ «Солоновская средняя общеобразовательная школа»
Новичихинского района Алтайского края
659742 Россия Алтайский край Новичихинский район с. Солоновка ул. Школьная 1г
Обобщение опыта
по теме «Система работы по приоритетному направлению: социально-коммуникативное развитие»
2016
Оглавление.
1.Введение
2.Основная часть
2.1.Первая глава
2.2.Вторая глава
3.Выводы
4.Список литературы
Введение.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказания ребёнку квалифицированной помощи в сложном процессе вхождения в мир людей.
Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития - развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе.
2. Основная часть.
2.1 Глава 1
Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.
Являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.
Этот факт находит отражение в основных федеральных документах: ФГОС ДО, закон РФ «Об образовании», в «Конвенции о правах ребенка».
Таким образом, целью нашей психолого-педагогической деятельности является стимулирование социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО.
Встает вопрос – какие задачи необходимо поставить перед коллективом ДОУ и родителями, чтобы стимулировать социально-коммуникативное развитие детей?
Это следующие задачи:
-освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений;
-развитие самосознания детей;
-создание условий для развития у детей культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
-развитие коммуникативной компетентности;
-формирование адекватной самооценки и положительного отношения к окружающим людям;
-развитие игровой деятельности у детей.
Предметом психолого-педагогической работы стало социально-коммуникативное развитие дошкольников.
Объектом психолого-педагогической работы явились дети дошкольного возраста.
Участники психолого-педагогической деятельности: дети, педагог-психолог, воспитатели, специалисты, родители.
2.1. Глава 2
Мы выделяем следующие этапы реализации психолого-педагогической деятельности:
-Подготовительный этап. Проведение первичной диагностики социально-личностной и познавательно-речевой сфер, составление плана работы.
-Основной этап. Проведение коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
-Заключительный этап. Итоговая диагностика. Анализ проведенной работы.
В предполагаемом результате мы ориентируемся на целевые ориентиры по ФГОС:
-на инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
-Уверенность ребенка в своих силах, открытость внешнему миру, положительно отношение к себе и к другим. Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх. Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других.
-Владение ребенка различными формами и видами игры. Понимание устной речи и возможность выражать свои мысли и желания.
Исходя из этого, ожидаемый результат психологического сопровождения социально-коммуникативного развития:
-развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру;
-создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
-формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
-воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
-приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
-развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
-формирование коммуникативной компетентности ребёнка – развитие коммуникативных умений и навыков, связной речи и лексико-грамматических категорий;
-формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
На подготовительном этапе производилось исследование уровня развития самосознания, самооценки и социометрического статуса у воспитанников 4-7 лет («Изучение детского самосознания и половозрастной идентификации», Белопольская Н.Л., «Изучение особенностей самооценки и соотношения реального Я и идеального Я» («Лесенка») Нижегородцева Н.В., «Изучение социальных эмоций», Исследование социометрии межличностных отношений в группе детей 4-7 лет, Методика: «Выбор в действии».,«Изучение коммуникативных навыков», Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина., Сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников методом наблюдения, Корепанова М.В., Харлампова Е.В.)
Следующей ступенью технологии сопровождения социально-коммуникативного развития детей является основной этап.
На этом этапе проводится групповая коррекционно-развивающая работа с детьми по программе социально-личностного развития «Познаю себя», Авторы: Корепанова М.В., Харлампова Е.В. 2007 г., пособие «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Пазухина И.А., 2004 г.
По запросу и необходимости проводится индивидуальная коррекционно-развивающая работа (коррекция социально-эмоциональных нарушений) с использованием коммуникативно-речевых игр и арт-технологий.
Программа «Познаю себя» рассматривается нами, в первую очередь, как психолого-педагогическое сопровождение процесса развития ребенка. Осваивая опыт предметно-практической деятельности, дошкольник учится «прислушиваться» к своим ощущениям, чувствам, мыслям; учится оценивать результативность этой деятельности с точки зрении удовлетворения собственных потребностей и пользы для окружающих. Знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается в возможности решать жизненные задачи.
Механизм функционирования психолого-педагогического сопровождения базируется на эмоционально-чувственном восприятии ребенком жизни (на важность развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте неоднократно указывал Л.С. Выготский), на его природной потребности в познании себя, окружающего предметного и социального мира, на поиске в нем своего достойного места.
Большое влияние на формирование образа мира дошкольника, обогащение представлений о собственном «Я» как субъекте деятельности и отношений оказывает среда, окружающая ребенка в дошкольном учреждении.
На основе содержания программы «Познаю себя» мы расширили компоненты развивающей среды, представив ее следующим образом:
1. Среда, созданная для ребенка взрослыми(в соответствии с требованиями образовательной программы).
2. Среда как часть «Я» ребенка(«то,что меня согревает»). Содержание определяется предметами и игрушками, которые ребенок приносит из дома.
3. Среда как компонент детской субкультуры отражает стремление и потребности детей в динамичном характере среды, ее преобразовании в соответствии с требованиями игровой, психоэмоциональной ситуации.
Основой построения программы является ее ориентация на природную любознательность дошкольника, в том числе на интерес ребенка к себе, восприятие себя сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе социальных отношений, окружающем мире.
Программа адресована детям средней и старшей групп. Для малышей рекомендуется использовать отдельные игры и упражнения из раздела для средней группы, по усмотрению педагога. Мы исходим из особенностей младшего дошкольного возраста. В раннем детстве малышам еще нелегко распознавать свои чувства и ощущения, рассказывать о них. И все же элементарный опыт, которым уже располагает младший дошкольник, позволяет ему понимать чувство обиды, радости, страха, которые он испытывает сами окружающие его сверстники. Ребенку в этом возрасте свойственно выражать свои чувства либо в улыбке, радостном смехе, либо, наоборот, в громком плаче, в котором может крыться и страх, и обида, и боль. Поэтому хорошо, когда взрослый находится в эти минуты рядом с ребенком, помогает ему избавиться от негативных переживаний и создает хорошее настроение.
Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности: исследовательскую, предметную, изобразительную и так далее.
В нашем проекте приоритетным направлением является игровая и коммуникативная деятельность воспитанников. Игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение трудно досягаемой для него действительности (А.Н. Леонтьев). В играх ребенка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие идеалы формируются у детей. Отражая в игре события окружающего мира, дошкольник как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. А совместная деятельность со взрослым является своего рода школой передачи социального опыта.
А сейчас обратим внимание на конкретные задачи по социально-коммуникативному развитию дошкольников для каждого возраста, решаемые на основном этапе психолого-педагогической деятельности.
В младшем дошкольном возрасте ставятся следующие задачи: развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др.; помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучать к выполнению элементарных правил поведения; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье.
В среднем дошкольном возрасте задачи - развивать у дошкольников умение понимать настроения и чувства окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; расширять представления об окружающем мире; учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения.
В старшем дошкольном возрасте - обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, др.); воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, возможностях, достижениях; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.
При проведении групповой развивающей работы с воспитанниками, основными формами НОД являются: игры (коммуникативные, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические),этюды, тренинговое упражнение, беседа, наблюдение, педагогическая ситуация, слушание музыки, рисование, релаксационная гимнастика, чтение художественных произведений с последующим анализом.
А во время проведения индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми (коррекция социально-эмоциональных нарушений по запросу) используется игротерапия, арт-терапия, тренинговые упражнения, психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения.
Решение задач данного курса невозможно без активного участия родителей. Рабочую тетрадь, представленную в форме дневника, которая называется «Это Я», дети заполняют не только в процессе НОД, но и дома, вместе с родителями. Затем в форме индивидуальных или групповых бесед их содержание обсуждается в детском саду. Материал, содержащийся в рабочей тетради, дополняет содержание курса «Познаю себя», представленного в методических рекомендациях. Это позволяет ребенку получить более полные и разносторонние знания о самом себе. Важно, чтобы процесс работы с дневником сопровождался общением ребенка и взрослого.
По теме «Особенности развитие самосознания детей» с родителями проводятся консультации (групповые и индивидуальные).
По теме «Развитие коммуникативной компетентности у детей» с родителями проводится обучающий тренинг«Как общаться с маленьким манипулятором», деловая игра «Поощрение и наказание: что важнее?», консультации «Как развивать навыки общения у ребенка», «От природы каждый ребенок одаренный..», «Особенности воспитания девочек и мальчиков».
По теме «Формирование адекватной самооценки и положительного отношения к окружающим людям у детей» с родителями проводится практикум «Какой стиль воспитания выбрать?», обучающий тренинг «Как сформировать адекватную самооценку у ребенка?».
По теме «Социально-коммуниктаивное развитие детей дошкольного возраста (3-7лет)» с родителями проводятся консультации (групповые и индивидуальные) на темы: «Детство – это очень важно», «Как развивать навыки самоконтроля у детей?», «Детская ложь или фантазия?»
Большую роль в успешном социально-коммуникативном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации дошкольного учреждения, воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкальных руководителей.
Воспитатели формируют у детей представления о социуме, самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании утренников, драматизаций, в развитии у детей культурно-личностных отношений посредством включения в театрализованную деятельность. Учитель-логопед участвует в социализации личности ребенка с помощью развития связной речи, активного словаря, лексико-грамматических категорий. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по ознакомлению с эмоциями, овладению языком эмоций, формированию уверенности в себе, развитию социальных навыков, коррекции эмоционально-личностных нарушений.
Стимулирование социально-личностного развития детей невозможно без детального и углубленного изучения вопроса воспитателями и специалистами ДОУ.
С педагогами проводятся групповые и индивидуальные консультации по теме «Особенности сопровождения развитие самосознания детей».
По вопросу «Развитие коммуникативной компетентности у детей» с педагогами проводится обучающий тренинг «Эффективное взаимодействие с детьми», также тренинговое занятие личностного роста, консультации «Развитие навыков общения у детей», «Профилактика детских конфликтов».
По теме «Формирование адекватной самооценки и положительного отношения к окружающим людям у детей» с воспитателями проводится практикум «Особые дети. Какие они?», тренинговое занятие «Взаимодействие с застенчивыми (тревожными, агрессивными, гиперактивными) детьми».
3. Вывод
Анализируя опыт психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития дошкольников в ДОУ можно сделать следующие выводы:
-социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования;
-дошкольный возраст - сенситивный период в социальном развитии человека;
-технологии сопровождения социально-коммуникативного развития включает подготовительный (диагностический), основной (коррекционно-развивающий) и заключительный (диагностико-аналитический) этапы;
-игровая деятельность в процессе социально-коммуникативного развития является приоритетной, так как игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, усвоения образцов поведения.
Комплексное взаимодействие педагогов, специалистов и родителей способствует повышению уровня психологической компетентности участников педагогического процесса и благоприятно воздействует на детей.
В результате психологического сопровождения социально-коммуникативного развития детей наблюдается тенденция увеличения количества воспитанников с высоким уровнем развития самосознания и самооценки, а также коммуникативных навыков. Отмечается оптимальный уровень психологического комфорта в детском коллективе ДОУ.
Таким образом, созданная модель стимулирования социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДОО является эффективной и способствует динамике развития эмоционально-личностной сферы у дошкольников.
4. Список литературы.
1.Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика – педагогика развития. Магнитогорск, 2004.
2.Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. М., 2007.
3.Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». М., 2005.
4.Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. СПб, 2004.
5.Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2000.
6.Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение детей 5-7 лет. Ярославль, 2001.
7.Психологические технологии. Журнал «Обруч». № 3. 2002.
8.Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. СПб., 2001.
9.Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2000.
10.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб., 2003.
11.Собкин В.С., Скобельницина К.Н., Иванова А.И. и др. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т. XVII, Вып.XXIX. – М.: Институт социологии образования РАО, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: "Система совместной творческой деятельности детей, педагогов и родителей по ознакомлению с традициями духовно-нравственной и этнической культуры Кубани".
Актуальность, работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями, фотоприложение, используемая литература, рецензия....
Обобщение опыта по теме: «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ – КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ»
Актуальность педагогического опыта. Актуальность данной темы определяется требованиями современной ситуации в развитии обществ...
План работы по приоритетному направлению социально-личностого развития детей на 2015-2016 учебный год.
Тема: « Воспитание культуры поведения у детей старшего возраста»...
ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(1 слайд) Сущность опыта заключается в формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста через произведения детской художественной литературы. (2 с...
система работы по речевому и социально-коммуникативному развитию "Развивалочка"
для детей 5-6 лет...
Обобщение опыта по теме: «Технология работы с семьей в ДОУ»
Технология работы Формирование тесной связи и взаимодействия воспитателя с семьей обеспечивает благоприятные условия жизнедеятельности и воспитания детей, развитие гармоничной личности каж...
Статья на тему: Создание эмоционально-развивающей среды – приоритетное направление социально – коммуникативного развития дошкольников
эмоционально-развивающую среда как направление социально – коммуникативного развития ребенка раннего возраста....