Обобщение опыта по теме: «Технология работы с семьей в ДОУ»
материал (младшая, средняя, старшая группа)

Титченко (Бондаренко) Анна Витальевна

Технология работы

   Формирование тесной связи и взаимодействия воспитателя с семьей обеспечивает благоприятные условия жизнедеятельности и воспитания детей, развитие гармоничной личности каждого ребенка. Однако современные условия жизни и формируемые ими запросы общества определяют важность поиска наиболее эффективных методов взаимодействия воспитателя с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей. 

 Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Осознавая это, мы решили пересмотреть   свою систему работы с семьями воспитанников.

Работу  с родителями мы организуем на основе следующих принципов:

• доступности: каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах;

• открытости: каждый родитель может ознакомиться с Уставом, договором с родителями (законными представителями), с отчетом по работе учреждения и текущей информацией. Педагоги, специалисты и администрация ДОУ всегда готовы  к открытому диалогу;

• доброжелательности всех участников взаимодействия, соблюдения морально-этического устава для формирования позитивных взаимоотношений родителей и педагогов;

• добровольности: в процессе реализации задач взаимодействия с родителями не допускается никакого принуждения;

  • параллельности воздействия детского сада и семьи на детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_po_teme_semya.docx34.39 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме:

«Технология работы с семьей в ДОУ»

Подготовил:

Старший воспитатель ЧУДО «Чадо-Радо»

Титченко А.В.

Технология работы

   Формирование тесной связи и взаимодействия воспитателя с семьей обеспечивает благоприятные условия жизнедеятельности и воспитания детей, развитие гармоничной личности каждого ребенка. Однако современные условия жизни и формируемые ими запросы общества определяют важность поиска наиболее эффективных методов взаимодействия воспитателя с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.  

 Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Осознавая это, мы решили пересмотреть   свою систему работы с семьями воспитанников.

Работу  с родителями мы организуем на основе следующих принципов:

• доступности: каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах;

• открытости: каждый родитель может ознакомиться с Уставом, договором с родителями (законными представителями), с отчетом по работе учреждения и текущей информацией. Педагоги, специалисты и администрация ДОУ всегда готовы  к открытому диалогу;

• доброжелательности всех участников взаимодействия, соблюдения морально-этического устава для формирования позитивных взаимоотношений родителей и педагогов;

• добровольности: в процессе реализации задач взаимодействия с родителями не допускается никакого принуждения;

  • параллельности воздействия детского сада и семьи на детей.

На наш взгляд, главным условием организации работы с родителями является соблюдение «принципа содружества», а именно: сотворчества, сотрудничества, соединения, сопереживания, соучастия, создания.

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, считаем следующие:

•        изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;

•        открытость детского сада семье;

•        ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

Основными этапами работы были:

1.        Изучение литературы по данному вопросу. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.

2.        Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.

3.        Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.

4.        Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.

5.        Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.

Родители как основные заказчики образовательных услуг имеют право принимать участие в организации образовательного процесса дошкольного учреждения. Необходимо стремиться к тому, чтобы родители стали активными участниками, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса.

Анализ различных форм работы, как традиционных, так и нестандартных, показал, что все они, так или иначе, перекликаются между собой, поэтому, для успешного взаимодействия необходим комплекс тех или иных форм. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, мы  подобрали  различные способы вовлечения в работу большей части семей.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность педагоги нашего детского сада ведут по следующим направлениям :

- информационно – аналитическое;

          - познавательное;

          - досуговое;

          - наглядно – информационное.

Широко применяется в нашем детском саду информационно-аналитическая форма работы. Основной задачей такой формы работы с родителями является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы составляем социальные паспорта групп, детского сада. Получив реальную картину, на основе собранных данных,  вырабатываем  тактику своего общения с каждым родителем, возможность осуществления индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку и дифференцированного подхода к родителям.

Проводится эта работа в виде анкетирования, опросов, тестов, социологических срезов, интервьюирования, «почтовых ящиков».

В нашем детском саду популярны анкеты: «Анкета-знакомство», «Взаимодействие родителей и педагогов», «Социологическая анкета семьи», «Ваши пожелания и ожидания», «Какой вы родитель?», «Сотрудничество детского сада и семьи»; тесты: «Готов ли Ваш ребенок к школе?», «Какой вы родитель?», «Ребенок и его здоровье» и др.

На основе анкетных данным мы разработали критерий  «включенности» родителей в образовательный процесс. Он отражает количественные показатели присутствия родителей на групповых и общесадовских  мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, конкурсах; помощь родителей в оснащении педагогического процесса. А так же качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

- родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения;

- родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации;

- родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Всё это помогает воспитателю найти дифференцированный подход к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Как показывают проведенные нами опросы родителей, не все родители компетентны в вопросах воспитания и психического развития детей. Есть темы, актуальные для всех категорий родителей, например, особенности того или иного возрастного периода. Родители младших дошкольников испытывают трудности, связанные с кризисом трех лет, капризами и упрямством ребенка, а родители старших дошкольников говорят о проблемах, связанных с ранней подготовкой их к школе.

С учетом всех этих данных мы выбираем подходящие формы и методы для дальнейшего сотрудничества с родителями

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей  играют доминирующую роль среди форм общения педагог – родители. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков.

Основная роль в этом направлении принадлежит родительским собраниям  (общим и групповым), консультациям, беседам и др.

Общее родительское собрание ДОУ. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Для родителей мы организуем такие собрания как  «Единое пространство детского сада и ДОУ»,   «Итоги работы учреждения за год», « Правовое воспитание детей» и т.д.

Групповые родительские собрания – это эффективная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы. Повестка дня собраний может быть разнообразной, в зависимости от годовых задач ДОУ,  с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такие темы: «Нужно ли наказывать детей», «Ребенок и  здоровье», «Развиваем речь детей» и др.   К собраниям воспитатели готовят выставки детских работ или фотостенды, где используются фотографии из семейных альбомов, жизни группы.  К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (музыкальный руководитель, логопед, старший воспитатель,  медсестра  и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.).  На собраниях  воспитатели выражают благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе.  Очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручают грамоты или благодарности.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям. Предлагаем родителям такие консультации «возрастные особенности детей 2 – 3 (4-5,5-6,6-7) лет», «Здоровье ребенка в Ваших руках», «Научите ребенка делать добро», « Организация подвижных игр с детьми на воздухе в зимний период» и т.д.  

Родительский комитет группы (детского сада) – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. Как правило, в члены родительского комитета выбирают родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в ДОУ.  

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями, привлечь их к выполнению заданий и т.д.

Эти формы использовались и раньше и считаются традиционными. Но, сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Лекции - консультации, отчеты, беседы уже не находят отзыва в душе родителей. Поэтому в работе мы стараемся использовать нетрадиционные формы. Например, проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр:  «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?» или же в виде «Педагогической лаборатории», «Аукциона», «Душевного разговора», «Ток - шоу».

Одной из эффективных, нетрадиционных форм работы с родителями являются мини-собрания.  Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания,  например, мини – собрание многодетных семей по вопросам воспитание детей. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема. Сначала, конечно, не все родители с энтузиазмом откликались на наши предложения. Но потом всё чаще стали обращаться за советом и помощью в вопросах воспитания, делиться своим опытом.

Давно используется в нашем ДОУ и хорошо себя зарекомендовала такая формы работы как презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах..

Одной из форм повышения педагогической культуры родителей является родительская конференция. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, представители медицины, учителя, логопед и т.д. Такую родительскую конференцию мы  постоянно устраиваем для родителей детей поступающих в детский сад, где  знакомим их с учреждением, говорим о возрастных особенностях детей 2-3 лет, подготовке к условиям детского сада, адаптации и др.

Еще одной формой работы с родителями, используемой нами,  являются тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

Все чаще в работе наши педагоги используют такие формы работы с родителями, как деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.  Темы игр: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»

Вводим мы в практику работы и такую форму работы гость группы. Необходимо поощрять приход родителей, бабушек и дедушек в группу для рассказа  о своей профессии, судьбе,  для наблюдения за детьми, игры с ними.

Большая работа с родителями  проводится при подготовке детей к школе. Проводятся практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу»,  анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты «Хочу ли я в школу»,  родительские собрания, на которые приглашаются учителя начальной школы, логопеды. В результате обогащается воспитательный опыт родителей и повышается эффект семейной подготовки к школе.

   Проводимая  работа способствует повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители знакомятся  с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получают рекомендации по развитию речи.

Для возникновения интереса и желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого материала нами используются различные методы активизации родителей: «Мозговой штурм», «Список прилагательных и определений» («Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели); «Ассоциации» (собрание на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы);  «Коллективная запись» (тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важных моментов по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного) и др.

Для психологического просвещения родителей в ДОУ используются  и   такие формы работы:

семинары-практикумы;

  дискуссии по проблеме;

вечер вопросов и ответов;

дни добрых дней;

подбор и распространение психолого-педагогической литературы;

подготовка памяток, рекомендаций, педагогических бесед (групповых и индивидуальных).).

Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада  мы считаем и она является таковой - индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через посещение семьи,  изучение ее специфики, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.

В детском саду особо популярна досуговая форма организации общения, которая призвана устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации, т.к. воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию самого мероприятия.

В форме совместных праздников и развлечений проходят у нас такие традиционные мероприятия, как   «Осенины»,  «День матери», «Новый год», «Рождество», «Масленица», «Праздник мам», «День защитников Отечества», «День именинника», «День Земли», «День Победы», «До свиданья, детский сад»  Не обходимся мы  и без спортивных развлечений таких как «Зимняя  эстафета», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Летний спортивный праздник»

Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители  выступают в роли непосредственных участников:  участвуют в различных конкурсах, читают стихотворения, поют песни, рассказывают интересные истории, имеют возможность проявить свои знания, эрудицию, смекалку. Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений.

Стало традицией ежегодно проводить  творческие конкурсы в ДОУ на следующие темы:  «Осенняя фантазия», «Чудо с грядки», «Новогодняя игрушка», «Юный эколог», «Лучший участок», где родители проявляют свое мастерство, фантазию, творчество.

Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки. Например, выставки  совместных творческих  работ   «Осенний букет», «Загляните в мамины глаза», «Мастерская Деда Мороза», «Здравствуй, гостья Зима», «Загадочный космос», выставки детских рисунков, самодельных игрушек, книжек - малышек,  вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия».

 Такая форма совместной деятельности как акции имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга  стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой форме работы с родителями мы постоянно обновляем и пополняем библиотеки групп.

Кроме этого, в нашем образовательном учреждении проводятся:

•        совместные проекты «Семейный альбом группы», «Герб нашей семьи», «Моя малая Родина», «Природа нашего края»;

•        выпуск семейных газет «Здоровейка», «Отдыхаем всей вместе»;

•        акции «Открытка солдату», «Позаботимся о здоровье», «Птицы – наши друзья»;

•        совместные экскурсии «поход».

Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия.  Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.

Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще с ними налаживать контакты, предоставлять педагогическую информацию. Активность родителей в праздниках, конкурсах, создании выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

В практике работы мы используем следующие наглядно – информационные формы:

•        родительские уголки;

•        папки-передвижки, которые формируются по тематическому принципу: «Здоровейка», «Безопасность малышей», «Музыка  и дети», «Роль отца в воспитании детей» и т.д.;

•        фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи»;

•        информационные фотовыставки «Мама, мамочка, мамуля», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Лучший папа на свете», «Этот день Победы» и т.д.;

•        эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»;

•        информационные листки, которые включают в себя информацию об

объявлениях о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; благодарность добровольным помощникам и т.д.

•        памятки для родителей по различным направлениям работы;

выставки детских работ, демонстрирующие родителям успехи детей по освоению программы (рисунки, аппликация, самодельные игрушки, альбомы и т.д.).

Для того чтобы наглядная информация была действенной, помогала активизировать родителей, мы стараемся сделать ее эффективной, используя современные технологии оформления самих стендов, используем  рубрики: «Спрашивали – отвечаем», «Поиграем, почитаем», «Времена года», «Чем и как занять ребенка дома», «Благодарим», «Это интересно» и т.д., в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают нам встретиться с родителями лично, поддерживать контакт с родителями помогают некоторые формы письменного общения:  брошюры, пособия, отчеты используются для организации работы в рамках всего детского сада; а неформальные записки, ящик  для предложений, доска объявлений используются воспитателями в группе.

По сравнению с известными формами работы с родителями огромную роль и преимущество играет создание официального сайта в сети Интернет нашего детского сада. На сайте содержится информация для родителей: о жизни ДОУ, истории создания учреждения, об оказании дополнительных образовательных, эстетических и оздоровительных услуг и  многое другое о направлении работы ДОУ. Имеется обратная связь, где родители могут высказывать свои предложения, пожелания, писать отзывы о работе ДОУ. Открываются сайты групп, где педагог делится информацией о жизни детей в детском саду. Преимущества сайтов в том, что родители могут следить за жизнью своих детей в группе; могут получать информацию в форме педагогических советов. рекомендаций.

    Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Организация совместной деятельности родителей и детей

Анализ теории и практики работы с семьей выявил еще одну проблему на современном этапе — организация совместной деятельности родителей и детей. Одна из главных задач педагогов — создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.

Например, формы познавательной деятельности — это общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества и т.д. Предмет, тему, методику проведения родители и воспитатели определяют совместно. Воспитатель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.

Формы трудовой деятельности. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в детском саду  сделано руками пап и мам наших детей - ремонт  групп,  игрушек, мебели, пошив штор,  изготовление атрибутов для игр, помощь в создании предметно – развивающей среды в группах, трудовой десант по благоустройству и озеленению участков и огорода детского сада.

Совместная деятельность родителей и детей становится мощным фактором оптимизации процесса развития малышей. С одной стороны, ребенок получает возможность эмоционально комфортно чувствовать себя в социально-предметной среде, отличающейся от семейной обстановки, и постепенно, в соответствии со своими индивидуальными особенностями, выстраивать взаимоотношения с детьми и взрослыми, осваивать новые разновидности действий. С другой стороны, родитель, осознавая значимость целенаправленной педагогической работы с ребенком, овладевая ее содержанием и методикой, получает возможность обогащать условия жизнедеятельности малыша в домашней обстановке.

На фоне совместной с взрослыми (позднее – самостоятельной) деятельности детей педагог ведет непринужденный разговор с родителями о задачах и содержании предстоящего занятия. По мере возрастания интереса взрослых к такой информации, более широко используются возможности мультимедийных средств (родители самостоятельно просматривают подготовленные для них мини-презентации).

Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседу, задушевный разговор, консультации-размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку и т.п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями.

 Результат совместной деятельности детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей. Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем.

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится. Поэтому  педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.

Обобщение и оценка

Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Хотя второе является составной часть первого. Взаимодействие обязательно подразумевает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь. Уже сейчас можно сказать, что работа в этом направлении ведётся в нашем образовательном учреждении успешно. По нашим наблюдениям более родители научились самокритично оценивать себя как воспитателей и смотреть на ситуацию глазами ребёнка, не стесняются обратиться за советом к педагогу. Они стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных проектах. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

На сегодняшний день можно сказать, что в результате планомерной работы в соответствии с принципами и подходами, определёнными федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в рамках взаимодействия с семьями воспитанников,  у нас сложилась  система  работы с родителями. Использование разнообразных современных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Сотрудничество детского сада и семьи стало двусторонним процессом: «детский сад – семье» – процесс, направленный на оптимизацию влияния семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказания ими помощи; «семья – детскому саду»– процесс, характеризующийся включением родителей в воспитательно - образовательный процесс детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Повышение эффективности физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий"

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является пробле­ма сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовател...

Обобщение опытом на тему "Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья"

Обобщение опытом на тему "Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья"...

Обобщение опыта по теме «Система работы по приоритетному направлению: социально-коммуникативное развитие»

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательно...

Обобщение опыта по теме "Инновационные методы и технологии в коррекционной работе"

Материал содержит обобщение опыта работы учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении....

Справка МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» о внесении актуального педагогического опыта по теме «Организация работы с семьей в современных условиях» от 21.05.2020

Справка МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» о внесении актуального педагогического опыта по теме «Организация работы с семьей в современных условиях» от 21.05.2020...