Методическая разработка на тему:«Формирование основ пожарной безопасности с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка на тему

Лакиза Ольга Владимировна

Данная разработка содержит интересный поучающий цикл бесед по данной теме. А так же сценарии развлечений, пословицы и поговорки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx92.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования   г. Краснодар

«Детский сад комбинированного вида №36»

            Тема:

«Формирование основ пожарной безопасности с детьми дошкольного возраста»

                                                   Составила воспитатель:

                                                    Лакиза Ольга Владимировна

                                           

                                             

                                                      2017 г

                                         Содержание :

1.  Введение  

2.   Работа по формированию основ пожарной безопасности  

3.   Цикл бесед на противопожарную тематику

   3.1 Беседа «Пожар»

   3.2 Беседа «О труде пожарных»

   3.3 Беседа «Правила поведения при пожаре»

   3.4 Беседа «Огонь-друг или враг»

   3.5 Беседа «Спички детям не игрушка»

   3.6 Беседа Огонь добрый огонь злой»

4.   Сценарии развлечений

   4.1 Спортивное развлечение «Пожарная дружина»

   4.2 Музыкальное развлечение «Не шали с огнём»

   4.3 Развлечение «И малым детям знать пора, что спички- страшная          игра»

   4.4 Развлечение «Огонь друг и огонь враг»  

   4.5 Спортивный праздник «Юные пожарные»

5.   Устное народное творчество о пожаре

   5.1 Пословицы и поговорки

   5.2 Загадки

   5.3 Стихи

6.   Литературные произведения на противопожарную тематику.

7.    Список литературы.

1.Введение

АКТУАЛЬНОСТЬ

    Все наверняка не раз слышали русскую пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». За ней угадывается опыт многих поколений наших предков. Разговор о шалости, о неосторожном обращении детей с огнем не нов. Кое – кто может сказать: «А стоит ли возвращаться к этой теме? Нужно ли повторять, что спички в руках ребенка – опасная, порой смертельная игрушка? Не стоит, тема уже избита». Но данные статистики «кричат» обратное. Количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Причиной жертв среди детей становится отсутствие у малышей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев – неумение взрослых правильно организовать досуг детей. Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого- либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома. Поэтому следует снова и снова возвращаться к этой теме.

     В соответствии с Законом РФ «О пожарной безопасности Российской Федерации», принятым Государственной думой 18 ноября 1994г. (статья 25), «Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой». Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.

    В дошкольном возрасте проблематично воспитывать «обеспечение безопасности при стихийных бедствиях, экстремальных ситуациях в быту, в лесу, на транспорте» вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.

    В настоящее время для реализации этих задач в дошкольных учреждениях предложено большое количество вариативных программ развития и воспитания детей. Анализ программных документов показывает, что в них выдвигается требование формирования у дошкольников знаний по обеспечению безопасности и умений осуществлять это. Авторы программы «От рождения до школы», по которой работает наше дошкольное учреждение, предлагают следующие направления работы по реализации данной задачи: о правилах поведения в экстремальных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, гололед, наводнение); обучение навыкам оказания элементарной помощи при царапинах и ушибах; сообщение некоторых знаний по общению с незнакомыми людьми. Одним из направлений является – формирование представлений о правилах обращения с огнем и электроприборами. Необходимо отметить, что эти задачи находятся в разных разделах; представленные формулировки не отражают всех компонентов безопасного поведения ребенка, разработанное содержание предлагается только в старшем дошкольном возрасте. Исходя из противоречия между необходимостью обучения детей правилам безопасности при пожаре и недостатком соответствующих возрасту разработок по данной теме, в нашем дошкольном учреждении была создана методическая разработка по обучению детей правилам пожарной безопасности «Учение – во спасение».

    Цель которого – формирование у дошколят основ пожарной безопасности, в том числе пожаробезопасного поведения. Содержание методической разработки включает совокупность мероприятий с детьми, педагогами и родителями по обучению правилам пожарной безопасности, задания поисковой, познавательно – практической, социально значимой направленности начиная со среднего дошкольного возраста.

    Формирование опыта пожаробезопасного поведения детей дошкольного возраста возможно при соблюдении следующих педагогических условий:

- отборе доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения в быту и установлении последовательности его освоения;

- применении поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения в быту, при активной позиции ребенка;

- осознании педагогами и родителями необходимости целенаправленной деятельности в данном направлении и её осуществлении в тесном сотрудничестве.

    Психологи и социологи пришли к выводу, что даже взрослые, привыкнув ко многим благам, которые дает огонь, забывают об его опасности. Поэтому главная цель работы с родителями – объяснить необходимость занятий с детьми по пожарной безопасности дома, а также давать родителям рекомендации для корректировки поведения детей в экстремальных ситуациях.

    В заключении следует подчеркнуть, что только целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры поведения безопасности с огнем является наилучшим способом снижения количества пожаров и уменьшения их последствий. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты.

2.  СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЦЕЛЬ:

Формирование у детей навыков осторожного обращения с огнем и  понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

ЗАДАЧИ:

Дать детям первоначальные сведения о причинах возникновения пожара;

Познакомить со свойствами и качествами предметов с точки зрения их пожарной опасности;

Дать представления о труде пожарных, их профессиональными действиями;

Обучать детей правилам безопасного поведения в случае возникновения пожара: уметь ориентироваться в пространстве помещения группы, квартиры, знать первые действия при пожаре, уметь вызывать службу спасения «01»;

Формировать осторожное отношение к предметам – повышенным источникам пожарной опасности;

Активизировать словарь детей по данной теме;

Воспитывать уважительное отношение к профессии пожарных;

Воспитывать желание оказывать взаимопомощь, бережно относиться к своей жизни и здоровью.

3. Цикл бесед на противопожарную тематику

    3.1   Беседа на тему: «Пожар»

Задачи:

Учить детей совершать правильные действия при пожаре.

Формировать общественное сознание гражданской позиции о том, что беспечность может привести к пожару.

Воспитывать в детях чуткость, сострадание, взаимопомощь.

Оборудование: плоскостное изображение домика, игрушки или картинки с изображениями зайчонка и бельчонка, зайчихи.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям, конкурс рисунков на тему: «Осторожно, огонь!», дидактические игры, сюжетно-ролевая игра «Мы - пожарные», отгадывание загадок, разучивание стихотворений.

Словарная работа: пожарные, электроплита, лестница, огонь, опасность.

1.Беседа.

Ребята, отгадайте загадку: Без рук, без ног, а на гору быстро ползет. (Огонь.) О чем эта загадка? От чего происходят пожары? Можно ли оставлять включенным утюг? Телевизор? Электроплиту?

2. Сегодня мы с вами послушаем и посмотрим сказку о том, как и от чего случился пожар у зайчихи.

3. Показ настольного театра с речевым сопровождением сказки.

Жили в лесу зайчонок и бельчонок. Один раз, как обычно, утром они отправились в лес на прогулку. Друзья бегали, играли, догоняли друг друга.

Вдруг они учуяли запах дыма. Друзья быстро побежали к месту, откуда шел запах. Беда случилась у тетушки зайчихи. Из окна её дома и из всех щелей валил дым. Она включила электроплиту, чтобы приготовить борщ, а сама пошла в огород за овощами. Плита нагрелась, дунул в окошко ветерок, шторка коснулась плиты и загорелась. Зайчиха звала на помощь. Двое друзей знали, как надо быстро действовать, чтобы не сгорел весь дом.                                      

Физминутка :

Скок-поскок! Скок-поскок!

Прыгнул зайка на пенек.

Зайке некогда играть:

надо всех на помощь звать.

Лапки вверх, лапки вниз,

на носочки подтянись!

Лапки ставим на бочок,

на носочках скок-скок-скок!

Зайчонок побежал вызывать пожарных и звать на помощь, а бельчонок освободил тетушку, нашел лестницу. Услышав крики о помощи, прибежали звери и начали тушить пожар. Кто-то носил воду, кто-то подавал ведра, а бельчонок, стоя на лестнице, тушил огонь, поливая его водой. Когда приехала пожарная машина, огонь уже был потушен.

4. Заключение

Понравилась вам сказка? О чем эта сказка? Какие правила поведения при возникновении пожара вы знаете?

Очень давно люди научились добывать огонь. И сегодня без него не обойтись: он согревает, кормит нас. Но когда забывают об осторожном обращении с огнем, он становится опасным. Ребята, не играйте и не шутите с огнем! Будьте осторожными

3.2    Тема «Беседа о труде пожарных»

 Подготовительная группа

Программное содержание: закреплять знания детей о профессиях, об общественном характере труда; расширять знания о труде пожарных; воспитывать любовь к людям разных профессий; обогащать словарь за счет новых слов: насос, каска, противогаз, пожарный.

 Предварительная работа.

Экскурсия в пожарную часть. Рассматривание иллюстраций о труде и отдыхе пожарных. Рассказ воспитателя о подвигах людей на пожаре. Чтение произведений С. Я. Маршака «Пожар» и «Рассказ о неизвестном герое».

 Ход занятия

Восп.: Ребята, подумайте и скажите, какая профессия самая главная в жизни?

Дети: Шофера, врача, почтальона и т. д.

Восп.: Почему?

Восп.: Правильно, все профессии важны. Сегодня мы с вами поговорим о пожарных, об их труде. Какая у них работа, чем занимаются пожарные?

Восп.: Пожарные – смелые люди. Они тушат пожары в домах, лесах, на фермах, спасают людей и их вещи. Работа пожарных тяжелая, но очень нужная. Приятно, когда делаешь людям добро. Добрые дела люди помнят долго. Пожарные помогают людям в их горе, ведь огонь никого не жалеет во время пожара.

Восп.: Есть ли у пожарных помощники? Кто они?

Дети: Взрослые, школьники и мы, маленькие дети.

Восп.: Какую помощь можете оказать вы в случае пожара?

Дети: При пожаре, нужно сразу позвонить по телефону «01», чтобы вызвать пожарную машину, или сообщить кому-нибудь из взрослых.

Восп.: А еще какую помощь пожарным вы можете оказать?

Дети: Нужно учить малышей, чтобы они никогда не играли спичками, не вставляли в розетку гвозди, проволоку и т.д.

Восп.: Правила вы знаете. А какие машины помогают пожарным в борьбе с огнем?

Дети: Пожарные машины с водой, пеной, механическими лестницами, насосами.

Восп.: Как называется наша игрушечная машина? Кто может рассказать о ее устройстве?

Дети выходят и рассказывают о машине.)

Восп.: Вспомните, чем еще пользуются люди при тушении пожара?

Дети: Ведрами, баграми, лопатами.

Восп.: Если много дыма в здании, а пожарным надо пройти внутрь, они надевают противогазы. В машине есть рация для связи с пожарной частью и другими машинами. Еще на машине есть сигнальные огни – синие, звуковой сигнал. Они нужны для того, чтобы пожарная машина могла без препятствий проезжать перекресток, а другие машины уступали ей дорогу.

Восп.: Мы вспомнили с вами все, что видели на экскурсии в пожарной части. А теперь отдохнем, сделаем зарядку.

Пусть мы маленького роста,

Только рост здесь ни при чем,

Мы всегда готовы взрослым

Помогать в борьбе с огнем.

(Ребята выполняют движения.)

Восп.: Продолжим занятие. Вы знаете, что, для того чтобы сообщить о пожаре, нужно позвонить по телефону. Набрать номер «01». А раньше ставили высокую башню, она называлась «пожарная каланча». На ней стоял пожарный и смотрел, не виден ли дым. Сейчас такие башни есть тоже, но теперь они нужны для тренировки пожарных, для проведения соревнований, учений.

Мы с вами читали стихотворение С. Маршака «Пожар». Сегодня я прочитаю его вам еще раз.

Вопросы по содержанию:

Кто вам понравился больше всех, за что?

Кто не понравился, почему?

На кого вы хотели бы быть похожими? (Ответы детей на вопросы.

Анализ ответов.)

Восп.: О какой профессии мы говорили сегодня?

Дети: О пожарных.

Восп.: Правильно, пожарных, о том, как трудна их профессия и как она нужна всем людям. Эта профессия требует большого труда, знаний, а часто – подвига. В нашей стране людям, особо отличившимся при тушении пожара, вручают медаль

3.3   Беседа на тему: «Правила поведения при пожаре» с детьми младшей группы

  Цель: учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя; правильно использовать в речи названия предметов; активизировать предлоги, глаголы в предложениях; познакомить детей с правилами пожарной безопасности.

 Ход беседы:

Воспитатель:

 Ребята посмотрите, какая новая игрушка появилась у нас в группе? (машина) Кто догадался, как она называется? (пожарная) По каким признакам вы догадались, что это пожарная машина? (она красная, с лестницей, с номером 01) Правильно, пожарная машина всегда красная, чтобы её было видно издалека. Красный цвет – цвет тревоги, цвет огня. Как едет пожарная машина, быстро или медленно? (быстро) Почему быстро? (нужно быстрее потушить огонь, спасти людей) Когда машина едет по дороги, её не только видно, но и слышно сирену. Как звучит сирена? (у-у-у, у-у-у) Ребята, а вы знаете, что в кузове пожарной машины лежат инструменты для тушения пожара: топор, лопата, шланг, огнетушитель и др., а самое главное в пожарной машине всегда должна быть что ребята? (правильно вода)

 Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, почему возникают пожары? (разные ответы детей) Да, много пожаров от неосторожности обращения с огнём. Огонь очень опасен. Он сначала горит медленно, потом языки пламени становятся выше, сильнее, разгораются, бушуют. Чтобы не было беды, надо хорошо знать правила. Сейчас мы вместе их постараемся запомнить.

 Спички брать нельзя. Газ зажигать нельзя. Утюг включать нельзя. Розетку трогать нельзя и вставлять в нее посторонние предметы нельзя.

Воспитатель:

Ребята, постарайтесь запомнить эти правила и всегда их соблюдайте, чтобы пожарная машина никогда не приезжала к вашему дому. Пожарная машина от слова «пожар». А люди, которые тушат пожар, называются пожарники. Какие должны быть пожарники? (смелые, сильные, ловкие, мужественные и т. д)

А сейчас дети, отгадайте загадки:

 - Красный петушок

По жердочке бежит (огонь) .

 На привале нам помог:

Суп варил, картошку пёк.

 Для похода он хорош

Да с собой не понесёшь (огонь) .

 - То назад, то вперёд

 Ходит, бродит пароход

 Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит

 И от злости ест дрова –

 Целый час, а может два

Ты его рукой не тронь,

 Искусает всю ладонь (огонь)

3.4    Беседа в подготовительной группе  «Огонь - друг или враг?»

Цели занятия: Познакомить детей со свойствами огня. Обобщить знания детей о разнообразном применение огня в жизни деятельности человека. Акцентировать внимание на том, что именно человек сделал огонь необходимым для жизни. Рассмотреть с детьми историю развития пожарного дела. Закрепить знания детей о бережном обращении с огнем.

Оборудование:  макет   улицы   во   время   пожара,   фото, иллюстрации, распечатка заданий для самостоятельной деятельности детей

Ребята, сегодня поговорим с вами об огне. Видели ли вы огонь костра, огонек свечи, пламя горящих в печи поленьев?

Ход занятия

Расскажите, как выглядит огонь. Верно, огонь ярко-красный или оранжевый, он очень горячий. Языки пламени все время в движении, они трепещут, колеблются, дрожат. Вокруг огненного пламени вьется дым. Недаром говорится: «Огонь без дыма не живет». Попробуйте угадать загадку:

Красный бык на земле лежит, Голубой бык к небу тянется.

Верно! Красный бык — это огонь, а голубой бык — дым.

Знаете ли вы, что в древнейшие времена первобытные люди боялись огня и не умели его «приручать»? Ночью они прятались в глубоких пещерах, укрывались шкурами диких зверей и дрожали от холода и страха, ведь у них не было костра, который согревал бы их. Они не могли жарить мясо или печь лепешки, не могли горящими ветками отгонять хищных зверей.

  Однако первобытные люди часто видели, как во время грозы молния ударяла в высокое старое дерево и оно загоралось. Когда дерево сгорало, оставалась лишь горстка черного пепла.

   Постепенно наши далекие предки привыкли к огню и даже научились использовать его. Они поняли, что огонь— это свет, тепло и защита от   врагов!

   Древние     люди научились использовать тот огонь, который возникал во время гроз. Они разводили костер у входа в пещеру, чтобы дикие звери не проникли в нее. В каждом племени были воины, охранявшие огонь. По ночам они следили, чтобы огонь не потух, подбрасывали в него сухие ветки, траву и мох.

   Столетие проходило за столетием, и постепенно люди научились высекать огонь с помощью кремня. Кремень — это очень твердый камень. Ударяя одним куском кремня по другому, можно высечь искры. Если эти искорки упадут на сухую траву или мох, начинает тлеть огонек. Его можно раздуть посильнее и развести костер.

Вы слышали такую считалку? У тебя — кремень, У меня — кремень, Кремень по кремню — Значит быть огню!

Человек обожествлял огонь, слагал о нем мифы, легенды, сказания, песни. По одной из древних греческих легенд титан Прометей подарил людям огонь с небес.

- Я думаю, вы поняли, что с древнейших времен огонь стал другом человека Он согревал, освещал, отгонял диких зверей. Но в то же время человеку не удалось до конца «приручить» огонь, иногда тот вырывался из-под его власти и сотворил страшные беды.

В давние времена дома на Руси строили из дерева. Деревянными были и крытые соломой деревенские избы, и городские дома, и резные княжеские терема, и крепостные стены, защищающие города от врагов.

Россия, особенно в древности, была страной дремучих лесов. Дерево — самый доступный, дешевый и удобный материал для строительства в нашей державе. Все хорошо в дереве как в строительном материале: и то, что оно «дышит», и то, что легко поддается обработке топором, пилой. Но одно плохо! Как вы думаете что? Верно! Дерево легко горит.

Когда-то наша древняя столица была деревянной и много раз страдала от пожаров. В городах строили высокие-превысокие башни — пожарные каланчи. День и ночь дежурили на башнях пожарные и внимательно смотрели, не видно ли в городе дыма или огня. Если в городе возникал пожар, пожарные звонили в огромный колокол — били в набат, созывая жителей на подмогу.

Если огонь вырывается из-под власти человека, он взвивается, раздуваемый порывами   ветра.   Словно   огненный   Змей Горыныч летит над   селом или городом, а из его раскрытых огненных пастей сыплются раскаленные искры. Они поджигают все на своем пути — леса, жилища, людей, скот. С силой бушующего пламени нелегко справиться!

Прошли века, и дома на Руси стали строить не деревянные с соломенными крышами, а каменные с железными. Но и в наши дни пожары представляют собой страшную опасность! Каждый день в нашей стране вспыхивает более 800 больших пожаров. Каждый день сгорает 200 разных строений — жилых домов, дач, гаражей, заводских цехов. Каждый день — и это самое страшное — от огня и дыма погибают более 30 человек! А еще 40 человек получают на пожарах ожоги, травмы, отравления!

Давайте вместе подумаем, что же может стать причиной пожара. Верно! Неисправные электроприборы и электрические провода, не затушенный окурок, детские шалости со спичками, зажигалками, свечками, горящей бумагой. Причиной пожара может стать и невнимательность, например утюг, который забыли выключить из розетки, и небрежность в работе, например искры при электросварке. Вызвать пожар могут и игры возле новогодней елки с петардами, бенгальскими огнями, хлопушками.

1. Видели ли вы открытый огонь свечи, костра?

2. Расскажите об открытом огне.

3. Расскажите,   как   помогал   огонь людям  в древнейшие времена.

4. Как добывали огонь первобытные люди?

5. Почему на Руси дома строили из дерева?

6. Чем опасно дерево? .

7. Почему дом из камня менее пожароопасен?

8. Какие вы знаете причины пожаров?

9. Как можно предотвратить пожар?

10. Найдите на рисунках «четвертый лишний» предмет.

Горящая сигарета, искра электросварки, стакан с водой; электроплитка.

Он красив и ярко-красен

Но он жгуч, горяч, опасен (Огонь.)

 

Он дает тепло и свет,

С ним шутить не надо, нет! (Огонь.)

 Если дым валит клубами,

Пламя бьется языками,

И огонь везде, и жар

Это бедствие —... (пожар).

А теперь послушайте сказку.

Как в селе пожарную каланчу построили

   Жила-была в одном селе болтливая баба. Болтливей ее на всем белом свете не было! Только бы ей с утра до вечера язык чесать и соседкам косточки перемывать. Замесит баба тесто да спохватится, что сметаны нет. Пойдет к соседке за сметаной и застрянет у той на полдня. Муж бабы с поля вернется голодный, усталый, а в избе печь не топлена, щи не сварены, каша не упрела, хлеб не выпечен. Что ты будешь делать! Поругается он, поворчит да голодный спать ляжет.

   Вот как-то раз затопила баба печь, а сама взяла ведра и пошла к колодцу за водой. Встретила там соседок и стала болтать с ними. А дверцу печки забыла плотно прикрыть. Выпал из печи раскаленный уголек, сжег солому, которой баба печь растапливала, потом половик прожег. Загорелась лавка, за лавкой —- стол, а там и занавески заполыхали. Разыгралось пламя, дым повалил. Скоро и вся изба запылала.

   Баба с ведрами к избе бежит, хочет водой пламя залить. Да не тут-то было! Куда ей с таким большим огнем справиться!

    Скоро все село сбежалось на подмогу. Кто песком огонь засыпает, кто водой заливает. А тому все нипочем! Налетел ветер, раздул огонь еще сильнее, подхватил алые огненные искры и понес их над селом.

   Где искра упадет, там соломенная крыша и вспыхивает. Разнес ветер огонь по всему селу, вот все избы и сгорели!

   Поплакали крестьяне, погоревали, да делать нечего. Запрягли лошадей, поехали в лес, нарубили деревьев и построили новые избы. Стало село краше прежнего! Все избы резьбой украшены, на окнах ставенки, на крышах петушки. Собрались селяне на сход, стали думать-гадать, как новые избы от пожара защитить. Один старик и говорит:

  — Давайте мы построим посреди села высокую-превысокую башню — каланчу пожарную. На самый верх посадим Иванушку. У него ножки быстрые, молодые, глаза зоркие — далеко видят. Пусть он на каланче сидит и по сторонам смотрит. Повесим на башне колокол. Если где Иванушка дым или огонь заметит, пусть в колокол бьет, народ на борьбу с огнем созывает. Всем миром мы с огнем справимся.

   Так и сделали. Построили посреди села высокую башню и на самый верх Иванушку посадили.

   — А ты, Кузьма (так мужа болтливой бабы звали), свою бабу на улицу не пускай, дома запирай. Пусть ребятишек нянчит да обед варит!

   3.5    Беседа в средней группе «Спички детям не игрушка»

Программные задачи:

Дать детям понятие о том, какую опасность таят в себе спички;

Познакомить со свойствами огня: уточнить знания детей о том, что огонь служит людям в быту, а также опасен;

Разъяснить детям причины возникновения пожара;

Уточнить и закрепить знания детей о том, что с огнем играть опасно;

Закрепить знания детей о геометрических фигурах;

Закрепить умение аккуратно пользоваться клеем.

Материал:

Коробок спичек; иллюстрации с изображением огня, который приносит пользу людям и огня, который опасен для человека; макет дома кошки (до и после пожара), а также ее друзей; Кукла-перчатка «Кошка»; плакат с рисунком телефона и цифрами «01»; листы бумаги; геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник); клей; клеенки и тряпочки по числу детей.

Предварительная работа:

Чтение сказки Корнея Чуковского «Путаница», чтение сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом», беседа об огне и рассматривание соответствующих иллюстраций, разучивание с детьми стихотворений про спички, рассматривание альбома «01».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Гости – это всегда праздник и радость. Давайте их поприветствуем.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, я хочу вам загадать загадку, только дослушайте ее до конца.

Загадка про спички.

Это тесный, тесный дом,

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер!

Не шути с сестричками

Тоненькими …

Дети: Спичками.

Воспитатель показывает коробок спичек.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Это спички. Ребята, а для чего нужны спички?

Дети: С помощью спичек мы получаем огонь.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Огонь приносит пользу, значит он наш друг. А когда он является нашим другом?

Дети: Когда приходит на помощь человеку.

Воспитатель: А как он помогает?

Дети: Огонь нужен, чтобы сварить еду, чтобы было тепло, чтобы было светло и т.п.

Воспитатель вывешивает соответствующие иллюстрации.

Воспитатель: А как вы думаете, может такой незаменимый огонь стать врагом человеку? Может он быть опасным?

Дети: Да.

Воспитатель: А когда?

Дети: Когда люди неосторожно обращаются с огнем или когда дети берут в руки спички.

Воспитатель вывешивает соответствующие иллюстрации.

Воспитатель: Вот послушайте, какое стихотворение приготовил для нас Денис.

Денис:

Говорим мы, что огонь наш друг!

Но врагом он станет вдруг,

Если мы о нем забудем

Отомстит он сразу людям!

Воспитатель: Вот каким разным, оказывается, бывает огонь. Он может быть нашим другом, когда?

Дети: Когда приходит на помощь человеку.

Воспитатель: А также и врагом, когда?

Дети: Когда люди неосторожно обращаются с огнем или когда дети берут в руки спички.

Воспитатель: Вот посмотрите, какая маленькая спичка, а какая большая беда может произойти: может разгореться огромный пожар. Вот послушайте, какая история приключилась.

Хозяйка и Василий,

Усатый старый кот,

Не скоро проводили

Соседей до ворот.

Словечко за словечком -

И снова разговор,

А дома перед печкой

Огонь прожег ковер…

Вернулся кот Василий

И кошка вслед за ним-

И вдруг заголосили:

- Пожар, горим, горим!..

С треском, щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом,

Озирается кругом,

Машет красным рукавом.

Тили-бом, тили-бом,

Загорелся Кошкин дом!

Бежит курица с ведром,

Петушок с кувшином,

Лошадка с фонарем,

Серый заинька с листком,

И собачка с помелом.

Воспитатель вывешивает соответствующие иллюстрации.

Воспитатель: Вот какая беда случилась! Скажите ребята, что неправильно сделала кошка в этом случае?

Дети: Нельзя было оставлять без присмотра топящуюся печку.

Воспитатель: И что произошло?

Дети: Случился пожар.

Воспитатель: Давайте и мы поможем животным потушить пожар.

Физминутка «Насос»

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем

(делается легкий поклон, руки тянутся к полу, но не касаются его, затем слегка выпрямляться)

Влево – раз, вправо – два

Потекла ручьем вода.

(наклон вправо, левая рука скользит вверх вдоль туловища (до подмышечной впадины); наклон влево, движение вверх правой рукой.)

Раз, два, три, четыре (2-3 раза)

Хорошо мы потрудились.

(делается легкий поклон, руки тянутся к полу, но не касаются его, затем слегка выпрямляться)

Дети садятся.

Воспитатель: Молодцы! Хорошо мы с вами поработали, потушили пожар.

Воспитатель вывешивает соответствующие иллюстрации. Стук в дверь. Входит кошка, здоровается с детьми (плачет), осталась без дома:

«Нет жилья у бедной кошки

После страшного огня

Не осталось даже пня»

Воспитатель успокаивает кошку и предлагает ей сесть: «Садись, кошка, и послушай, что нужно делать и знать, чтобы не случилась такая беда!»

Выходят дети и рассказывают стихи.

Дети:

Пусть знают мальчишки,

Пусть знают девчушки.

Спички, ребята, вам не игрушки!

Часто бывают пожары на свете

Лишь от того, что играют в них дети.

И потому скажем громко и внятно,

Чтобы всем детям было понятно:

- Спички в доме ты не тронь,

В них живет шальной огонь.

От искры бывает пламя,

А пожар несет беду.

Скажем дружно мы, ребята:

« Спички в руки не возьму!»

Правило первое касается каждого,

Правило это самое главное!

И на улице, и в комнате

Вы о нем, ребята, помните:

Спички не тронь, в спичках огонь!

Воспитатель: Молодцы! Какие стихи вы знаете хорошие, а главное – полезные! Ребята, а что нужно делать, если пожар все-таки случился?

Дети: Нужно вызвать пожарных.

Воспитатель: А кто знает, по какому телефону нужно звонить?

Дети: «01».

Воспитатель:

Сам не справишься с пожаром,

Этот труд не для детей.

Не теряя время даром,

«01» звони скорей.

Набирай умело,

Чтоб не все сгорело.

Ребята, а давайте для нашей кошки построим новый домик. Посмотрите, у вас на столах лежат геометрические фигурки, назовите какие?

Дети: Треугольник, квадрат, прямоугольник.

Воспитатель: Давайте мы из них сейчас построим новые домики для кошки и для ее друзей.

Дети соглашаются и начинают клеить новые домики.

Кошка: Молодцы, ребята! Какие красивые домики у вас получились. Спасибо вам большое! Я обещаю, что теперь буду осторожной с огнем.

Воспитатель: Оставьте домики на краешке стола – пусть подсохнут. Итак, какое правило мы должны с вами запомнить?

Дети: Никогда не трогать спички!!!

Воспитатель: Спички не тронь, в спичках огонь! Молодцы, ребята, вы все сегодня поработали очень хорошо! Мне очень понравилось, как вы сегодня отвечали на вопросы, что не растерялись. Теперь я знаю, что вы никогда сами не будете брать спички и родителям расскажите, как со спичками нужно обращаться! На этом наше занятие закончено, будьте внимательными, думайте о безопасности!

3.6          Беседа «ОГОНЬ ДОБРЫЙ И ОГОНЬ ЗЛОЙ».

Программное содержание: дать короткое объяснение о том, как люди начали пользоваться огнем, какую пользу он приносит и что может быть причиной пожара.

Наглядные пособия: литературные произведения С. Я. Маршака «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое».

Ход занятия

Воспитатель разъясняет, что в старину люди не умели добывать огонь. Случилось так, что во время грозы от молнии загорелось дерево. Пока оно горело, люди грелись, готовили еду. А когда огонь погас, то зажечь его никто не смог.

Позднее люди научились добывать огонь при помощи трения одной палки о другую, высекать из камня.

Огонь удовлетворял потребности людей. Сила огня очень велика, ею пользуются для запуска ракет, космических кораблей. Огонь также может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который может нанести значительный материальный ущерб и привести к гибели людей.

Огонь может принести людям травмы в виде ожогов. Их трудно залечивать, после них остаются следы ожоговых травм. Вы, наверняка, знаете, когда дотронешься до горячего чайника или открытого огня, то очень больно. Когда огонь попадает на тело на несколько секунд, то это место начинает краснеть, а затем может появиться волдырь. Впоследствии он лопается, причиняя сильную боль. Рана долго не заживает. (Продемонстрировать последствия пожара по картине «Он играл с огнем».)

Пожар может возникнуть, когда оставляют без присмотра включенные электроприборы, бросают непотушенный окурок, горящую спичку или тлеющий уголь.

Задание на дом: Ответьте на вопрос: «Почему огонь может стать врагом?»

           

           4. Сценарии                    развлечений

4.1     Спортивное развлечение «ПОЖАРНАЯ ДРУЖИНА» 

ВЕДУЩИЙ: Уважаемые гости, жюри и        болельщики!

30 апреля - профессиональный праздник пожарных. День и ночь ни на боевом посту, доблестно охраняя нашу мирную жизнь от страшной беды пожара, который по неосторожности может произойти в любую минуту.

Мы поздравляем пожарных с этим праздником и им посвящаем наш сегодняшний вечер.

1. СТИХИ.

"Знают взрослые, знают дети:

В самых разных концах земли

Люди, сколько жили на свете,

Пуще глаза огонь берегли.

Ведь издавна до нашего века

Он помощник и друг человека."

1 реб.Чуть стемнеет и вспыхнет повсюду электрических лампочек чудо.

2 реб. Поутру, чтобы все были сыты, ставим пищу в духовки, на плиты.

3 реб. Хлеб и булки выпекает и от холода нас защищает

4 реб. И от дальних звезд до Земли мчит космические корабли.

Ведущий. Люди силу и мощь ощутили с той поры, как огонь приручили. Но бывает огонь и другим - не согреет ладошек он ваших, превращает все  в пепел и дым. И жесток он, и грозен, и страшен. Для забавы, для игры спичек в руки не бери. Не шути, дружок, с огнем, чтобы не жалеть потом. Сам огня не разжигай и другим не позволяй. Даже крошка-огонек от пожара  не далек. Газ на кухне, пылесос ли, телевизор ли, утюг пусть включает только взрослый - наш надежный старший друг.

2.  Песня "К нам гости пришли" /вручают подарки, сделанные своими руками/.

3. Оркестр "Во саду ли, в огороде".

КОНКУРС 1. Эстафета «Юные пожарные"

а/ пролезть в тоннель.

б/ заберись по лесенке.

в/  позвони в звоночек.

КОНКУРС 2. "Спаси детей из горящего дома"

а/ пролезть в тоннель.

б/ прошагай по лесенке, положенной на пол.

в/ возвращение с игрушкой.

КОНКУРС 3. "Скатай пожарный рукав" /сначала дети, затем вместе со взрослыми/ (см. занятие № 8).

МУЗЫКАЛЬНАЯ   ПАУЗА.     "Танец яблочко".

КОНУРС 4. «Кто больше вынесет предметов при пожаре.»

КОНКУРС 5."  Чья команда быстрее проедет на пожарной машине."

КОНКУРС 6. " Кто быстрее потушит пожар "/ для взрослых – водой из трубки во рту/.

4.2    Музыкальное развлечение «Не шали с огнем»

ВЕДУЩИЙ:

Знают взрослые, знают дети:

В самых дальних концах земли:

Люди, сколько жили на свете,

Пуще глаза огонь берегли.

Ведь огонь в холода, в непогоду

У костра их всегда согревал,

И людскому великому роду

Замерзать никогда не давал.

Сохраняли его, как умели,

Всемогущий горячий огонь

И хоть тысячи лет пролетели,

  Людям нужен по-прежнему он.

Ведь издавна до нашего века

Он помощник и друг человека.

1 ребенок.

Чуть стемнеет - вспыхнет повсюду  электрических лампочек чудо.

2 ребенок.

Поутру, чтобы все были сыты, ставим пищу в духовки, на плиты.

3 ребенок.

Хлеб и булки огонь выпекает. И от холода нас защищает.

4 ребенок.

И до дальних звезд от Земли мчит космические корабли.

        ВЕДУЩИЙ:

Люди силу и мощь ощутили

С той поры, как огонь приручили.

Но бывает огонь и другим –

Не согреет ладошек он ваших

Превращает все в пепел я дым.

И жесток он, и грозен, и страшен.

Твердо запомните правила эти.

1ребенок

Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери

Не шути, дружок, с огнем,

Чтобы не жалеть потом.  /с плакатом /

2 ребенок

Огонек всегда такой -

И  хороший, и плохой.

Он и светит, он и греет,

И проказничать умеет.

3 ребенок

Газ на кухне, пылесос ли,

Телевизор ли утюг

Пусть включает только взрослый.

Наш надежный  старший друг.

4 ребенок

Покажу картинку вам,

Дети, посмотрите:

Что художник рисовал?

Ну-ка, объясните!

Ведущий показывает и читает  плакаты.

ВЕДУЩИЙ.

Если же стряслась беда,

Что тогда нам делать?

1 реб. Не теряться никогда,

Действовать умело!

ВЕДУЩИЙ. Если близко телефон

И тебе доступен он,

Нужно 01 набрать

И пожарных позвать!

Игра "Юные пожарные" (2 команды)

  I/  набирают номер 01

  2/ называют свой адрес 01

  3/ пожарные раскатывают пожарный рукав, одевают каски, тушат огонь, бегут с ведрами/.

1 ребенок.

Если слаб огонь, скорей кружкою воды залей!

2 ребенок.

Сыпь песок, брось одеяло, чтобы все не запылало.

Победить огонь сумей, докажи, что ты сильней!

3 ребенок.

Если же большой огонь, дымом все объято, выбегать из дома вон надо всем ребятам.

Ведущий загадывает загадки.

  1. Хвост деревянный, носик остер

     Или кирка я, или ....... /топор/

 2. Ушки и дужка, над ними кружка

Пустое бренчит, полное молчит ..... /ведро/

     3.Из металла шея - шест,

      Два крючочка - носа нет.

      Коль случается пожар,

      Смело лезет в самый жар ..... /багор/

4.   Я рвусь повсюду напролом

      И называюсь просто …. /лом/

5.   Всем готова помогать:

      И копать, и засыпать.

      Как зовут меня, ребята ? Догадались все? ..../ лопата/

6.   Спешит, гудит  : «Дорогу дай!"

      Моргает глазом синим

      Примчится вовремя – беда детей и взрослых минет....... /пожарная      машина/

7.   Оставит страшные следы,

      Что встретит, пожирает.

      Но если дать ему воды,

     Сам мигом погибает.../огонь/

ПОСЛОВИЦЫ: "От маленькой  искорки большая беда"  

«Коробка спичек хоть и мала, но может много причинить зла."

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА. /частушки/.

"Эй, девчонки-хохотушки

Запевайте-ка, частушки

Запевайте веселей,

Чтоб порадовать гостей". 


4.3   СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ  «И МАЛЫМ ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОРА, ЧТО СПИЧКИ - СТРАШНАЯ ИГРА!»

Наглядные пособия: детские рисунки о пожаре, спички, альбом плакатов «Юным пожарным».

Исполнители: Коля, Саша, Вова, Петя, Таня, Маша, Оля и доктор.

На сцену выходят Коля, Саша и Таня.

Коля. Я знаю, где спички лежат у мамы, Теперь эти спички (достает и показывает) вот здесь, в кармане. Скорее на улицу я побегу И что-нибудь (напевая, убегает) по-до-жгу!

Саша. Пойдем погуляем и мы с тобой. У меня (достает из кармана папиросу) — вот видишь? Я большой!

Саша и Таня уходят вслед за Колеи. Появляются Вова, Оля и Маша.

Оля. Плохое затеяли шалуны. Игры со спичками очень страшны. Ребята, наверное, и не догадываются, чем кончаются такие забавы.

Маша. А я для них специально нарисовала. (Показывает участникам утренника несколько рисунков, на которых нарисованы различные моменты пожара. Рисунки могут быть взяты из альбома «Юным пожарным».) Каждая шалость с огнем кончается бедой, пожаром.

Оля. Однажды четырехлетний мальчик баловался со спичками и сжег дом. А девочка пяти лет, играя со спичками, сожгла колхозную скирду соломы.

Вова. Я недавно прочитал в газете о смелом поступке ученика Саши Вереды. Это было в городе Белая Церковь. Мама ушла на базар и оставила дома двух малышей. Они хотели выгладить платья и включили в розетку электрический утюг. Включили и забыли о нем. Утюг стоял возле занавески, и когда он раскалился, занавеска начала тлеть. А потом вспыхнула. Начался пожар. Комната наполнилась дымом. Дети испугались и забились под кровать. Они бы задохнулись в дыму, если бы не проходил поблизости школьник Саша Вереда. Он увидел, что из окна валит дым. По водосточной трубе он забрался на балкон второго этажа, разбил окно и проник в комнату. Ему было трудно, но он выключил утюг, нашел перепуганных детей, вынес их на балкон, потом залил пламя водой.

Оля. А разве, кроме спичек, нет других игр? Ребята! Кто умеет отгадывать загадки?

Оля задает присутствующим пять-семь несложных загадок, победители получают призы: открытки или значки.

Маша. Давайте послушаем, кто из вас умеет читать стихи или петь. Ну, кто первый? Исполнитель тоже получает приз.

Два-три участника утренника читают стихи, поют, танцуют, играют на баяне и т. д. (Детей надо заранее подготовить.) Проводят подвижную несложную игру с группой желающих, участники получают открытки или значки. Неожиданно за сценой раздается крик.

Саша. Скорее! Люди! Сюда! Сюда! Спасите мальчика! Беда! Беда!

Через сцену пробегают Таня, Петя, Оля с ведрами и доктор. Потом они возвращаются и ведут Колю и Сашу. У Коли забинтована голова и рука. Саша весь в саже и зеленке.

Петя. Сейчас детвора, у сарая играя, Костер развела — и не стало сарая... А все началось неожиданно так: Светлана закинула мяч на чердак. Валерка — Светланкин давнишний дружок, Полез на чердак и нашел коробок. — Мальчишки, наверно, украдкой курили, — подумал Валерка, — и спички забыли. Валерка в карман положил коробок, Скатился по лесенке, как колобок. Отдал Свете мяч и сказал детворе:

— Давайте костер разведем во дворе! — Давайте! — захлопала Света в ладоши. — Влетит нам за это, — промолвил Сережа. — Огонь не игрушка. Пожар может быть. Ребята, не надо костер разводить! Но Света на это совсем, как мальчишка, Сказала с усмешкой: — Ты просто трусишка! Один только Митя стоял и молчал: Его бы Валерка и слушать не стал. За Митю решает сестренка Светлана, Ей скоро 5 лет! А ему спорить рано! Сережа остался. А Митя и Света пошли в глубь двора за Валериком следом. В тени за сараем, присев у костра, Глядит на огонь, чуть дыша, детвора.

Доктор. А пламя все выше, а пламя все жарче, Костер разгорается ярче и ярче... Огонь подобрался к сараю и ближе, Огонь перебрался по стенке на крышу, Шершавые доски лизнул раз-другой — И факелом вспыхнул сарай дровяной. Валерка на землю швырнул коробок И первым пустился бежать со всех ног. А Света и Митя за ним наутек.

Саша. Это все из-за Колиных спичек и моей папироски. Мы с Колей в сарае сидели  И заживо чуть не сгорели (плачет).

Доктор. Запомните, Светы, Валерки и Мити: С огнем никогда и нигде не шалите!

Таня (поднимая над головой коробок спичек и держа одну спичку перед собой).

Ростом спичка-невеличка. Не смотрите, что мала. Эта маленькая спичка Может сделать много зла.

Саша, Коля, Таня, Петя, Вова, доктор и Оля (хором).

Крепко помните, друзья, что шалить с огнем нельзя! Шалить с огнем нельзя!!!


4.4               Развлечение «Огонь-друг и огонь-враг»

ЦЕЛЬ: расширять, уточнить и закрепить знания детей о пользе и вреде огня, способствовать формированию у детей сознательного соблюдения правил осторожного обращения с огнем, осмысленных действий во время возникновения пожара.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: беседа с детьми, инсценировка, подвижные игры, рассказ работника пожарной охраны.

В оформлении зала используются рисунки и плакаты на противопожарную тематику.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

Дети под музыку входят в зал, встают около стульчиков.

ВОСПИТАТЕЛЬ.

Знают взрослые, знают дети:

В самых дальних концах земли;

Люда, сколько жили на свете,

Пуще глаза огонь берегли,

Ведь издавна до нашего века

Он помощник и друг человека.

1ребенок.        Чуть стемнеет, вспыхнет повсюду электрических лампочек чудо!

2 ребенок.        Поутру, чтобы все были сыты, ставим пищу в духовки и плиты.

3 ребенок        Хлеб и булки огонь выпекает и от холода нас защищает.

4 ребенок.        И до дальних звезд от Земли мчит космические корабли.

Воспитатель.  Люди силу и мощь ощутили

С той поры, как огонь приручили.

Но бывает огонь и другим -

Не согреет ладошек он ваших.

Превращает все в пепел и дым.

И жесток он, и  грозен, и страшен. Ребята, в этом году мы ходили на экскурсию в пожарную часть, читали много книг и рисовали. Давайте посмотрим ваши рисунки и вспомним, какие произведения об огне  пожаре мы с вам читали. /Рассматривание детских рисунков на противопожарную тематику/.

                      ИНСЦЕНИРОВКА

ВЕДУЩИЙ. Жили-были спички. Тонкие, стройные, с коричневыми головками. Они спокойно лежали в коробке и почти всегда молчали, потому что это были примерные спички. Но вот однажды в коробке разгорелся спор.

1-я спичка. Я - самая главная. Я могу вскипятить молоко, сварить суп, пожарить картошку, погреть воду.

2-я спичка. Ну и что? Я тоже все это могу сделать. А еще я могу дать людям тепло.

3-я и 4-я спички. И я! И я!

5-я спичка.   Эй вы, замолчите. Суп сварить и молоко вскипятить, тепло давать - кто это не умеет? А вот я...я могу дом поджечь, вот что! Не смотрите, что я маленькая! 1-я спичка

1-я спичка. Эй ты, хвастунишка! Да кто тебе позволит дом поджечь?

5-я спичка. А вот позволит. Позволит!

Ведущий: А вы знаете, она действительно подожгла дом. Вот как это было. /Ставится стол, стул. На столе бумага, карандаши/. Около ходит мальчик.

Однажды мальчик Сережа остался дома один. Он ходил по комнате и не знал, чем заняться. Вдруг он увидел спичечную коробку. Он вынул спичку и чиркнул ей о коричневый край коробка. Спичка  ярко вспыхнула и зажгла1 остальные спички в коробке. /Спички встают и размахивают красными косынками. От неожиданности Сережа роняет спичку на пол. А там лежали Сережины рисунки. Бум ага загорелась сразу. /Спички бегают вокруг Сережиного стола, берут Сережины рисунки, оставляют обрывки черной  бумаги.

СЕРЕЖА. Мама! Мама!

ВЕДУЩИЙ. Хорошо, что Сережу услышали соседи, они   взломали дверь и вывели Сережу из комнаты. А вовремя подоспевшие пожарные спасли дом. /Спички уходят/.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Что же произошло из-за Сережиной игры со спичками?

 Ответы детей - Вспыхнул пожар. Сгорело много вещей, Сережины игрушки и рисунки!

ВОСПИТАТЕЛЬ.   Ребята, вот что может произойти, когда дети берут в руки спички. Дети, а что нужно сделать, если вдруг появился огонь?

Ответы.      Сказать об этом взрослым.

Позвонить в пожарную охрану! Выбежать на улицу.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А как это сделать?

ОТВЕТ.  Позвонить по номеру 01 и назвать себя, сказать свой адрес, сказать, что случилось.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Давайте скажем хором такое правило:        "Пусть помнит каждый гражданин пожарный номер 01".

А теперь скажите, как нужно правильно вызвать   пожарную команду по телефону / вызывает 2-х детей/.

Дети, у нас в гостях сегодня инспектор  пожарной охраны, который расскажет вам о правилах пожарной безопасности. /Беседа с использованием плакатов на противопожарную тематику. Игры по желанию детей /"Пожарные на учениях"/.

4.5                Спортивный праздник «Юные пожарные»

Вход команд под марш, во главе колонн капитаны и знаменосцы.

Ведущий. Сегодня мы собрались в этом зале на спортивный праздник "Юные пожарные". Судить наши соревнования будут гости из пожарной части, инспектора Татьяна Анатольевна и Алевтина Николаевна.

— Командам приготовиться к сдаче рапортов. Капитанам сдать рапорта (капитаны команд "Знамя" и "Искра" сдают ведущему рапорта).

— А сейчас команды познакомят нас со своими девизами.

Девиз команды "Знамя":

Пусть мы маленького роста, только рост здесь ни причем. Мы всегда готовы взрослым  помогать в борьбе с огнем.

Девиз команды "Искра":

Будь осторожен с огнем –

Предупреждаем всех строго!

Пускай все реже с каждым днем

Звучит пожарная тревога.

Ведущий.  Знаменосцам внести знамя! (Дети в формах пожарных вносят знамя. После команды «вольно» ведущий предлагает детям спеть песню "Хорошо у нас в саду"). (Затем дети выполняют упражнения с мячами и лентами).

Ребенок. Чтобы с пожаром бороться умело,

Знать каждому нужно пожарное дело!

Пожарные навыки всем пригодятся, затем,

Чтобы знать, как с огнем обращаться.

А если порою случится беда,

Знания эти помогут всегда!

 Эстафета I.

"Сороконожка". Участвуют все дети.

ВЕДУЩИЙ.

Вы, ребята, не устали

Может, отдыхать пора?

Хорошо, пусть в этом зале продолжается игра.

Внимание! Внимание!

Игра – соревнование!

Эстафета 2.

С мячами. (Дети, отбивая мяч, продвигаются вперед. Последний надевает костюм пожарного и разворачивает  рукав).

Ведущий. А сейчас болельщики прочитают стихи о правилах пожар- ной безопасности и о труде пожарных (дети читают стихи).

Аттракцион с кеглями "Чья команда наберет больше". (Проводится три раза, участвуют обе команды в полном составе).

Ведущий. Пока участники соревнования отдыхают, я загадаю болельщикам загадки:

1. Все ест - не наедается, а пьет - умирает. (Огонь)

2. Без рук, без ног, а бушует. (Огонь)

3. Красный камушек не тронь,

Он горячий, как огонь. (Уголек)

4. Дремлют в домике девчонки -красные шапчонки. (Спички).

5. В брезентовой куртке и каске,

Забыв про кольчужную бронь,

Решительно и без опаски

Бросается рыцарь в огонь. (Пожарный)

 Эстафета 3

- со скакалками (прыгая через скакалку, ребенок продвигается вперед; последний участник соревнования на велосипеде подъезжает к игрушечному телефону и называет адрес детского сада).

Ведущий. В исполнении болельщиков послушайте песню о пожарных. (Дети поют песню "Пожарные").

Конкурсы капитанов: "Перетягивание палки" и "Кольцеброс". Жюри подводит итоги конкурса, эстафет, аттракционов.

Девочки исполняют «танец огня» (с красным лентами).

Ведущий. Правила пекарные без запинки знайте!

Правила пожарные строго выполняйте!

— Как знают правила пожарной безопасности наши болельщики, мы сейчас узнаем, проведем викторину "Знаешь ли ты?" • (Дети отвечают на вопросы викторины).

Ведущий. Командам приготовиться к заключительной, сложной

эстафете: скольжение по скамейке вперед, подтягиваясь на руках. Взбирание  по наклонной лестнице на стремянку. Прополэание через туннель.

Жюри подводит общий итог соревнования, награждает победителей. Команда-победительница совершает круг почета.

Ведущий. А вы, друзья, не огорчайтесь,

Все впереди у вас пока –

Дерзайте, думайте, старайтесь,

Чтоб победить наверняка!

Ведущий. На этом наш праздник "Юные пожарные" закончен.

         5.Устное       народное творчество

5.1.      Пословицы и поговорки

  • Огонь - беда, и вода - беда, а        нет хуже беды, когда ни огня, ни воды.
  •  Искру туши до пожара, беду        отводи до удара.
  •  Слезы пожара не тушат.
  •  Плох мир огня с водою.
  •  Спички не тронь, в спичках огонь!
  •  Храбрый не тот,  кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идет. (О пожарных).
  •  Красный петух прошелся.
  •  Сену с огнем ни ужиться.
  •  Искра мала, да пламень велик.
  •  Не шути с огнем - обожжешься.
  •  Спички - не игрушка, огонь не забава.
  •  Упустишь огонь - не потушить.
  •  Огонь - не вода, схватит - не выплывешь.
  •  Где огонь, там и дым.
  •  Дыма без огня не бывает.
  •  Не играй, кошка, с огнем, обожжешься.
  •  Дорого при пожаре и ведро воды.
  •  Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.
  •  Как бы мал огонек не был, всегда от него дым.
  •  Спичка - невеличка, а огонь - великан.

     ● От искры сыр-бор загорается.

   ● От искры Москва загорелась.

    ● Берегись, не обожгись!

    ● Не подкладывай к огню соломы, не поджигай, так и не сгорит.

    ● Не шути с огнем, обожжешься.

    ● Огонь не вода — охватит, не выплывешь.

    ● Огонь не вода — пожитки не всплывают.

    ● От искры пожар рождается.

    ● Искра мала велик пламень родит.

    ● Пока искра в пепле, тогда и туши.

    ● Огонь да вода все сокрушат.

    ● В огне и железо плавко.

    ● Не играй, кошка, с огнем  – лапу обожжешь.

    ● Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

    ● Слёзы пожара не тушат.

    ● Плох мир огня с водою.

    ● Красный петух прошёлся.

    ● Сену с огнём не ужиться.

    ● Дерево с огнем не дружит.

    ● Спички не игрушка, огонь не забава.

    ● Упустишь огонь – не потушишь.

    ● Где огонь, там и дым.

    ● Дыма без огня не бывает.

    ● Дорого при пожаре и ведро воды.

    ● Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.

    ● Как бы мал огонёк не был, всегда от него дым.

    ● Спичка – невеличка, а огонь великан.

    ● И малая искра сжигает города.

    ● Каждый человек загодя думает о пожаре.

    ● Лучше костёр маленький, чем пожар большой.

    ● Один на пожаре не боец.

    ● Пламя – это благо и жизнь, если не забыть потушить его вовремя.

    ● С огнем воюют, а без огня горюют.

    ● Человек без огня не живет ни единого дня.

    ● При огне как при солнце светло, при огне и зимою тепло.

    ● Огонь – друг и враг человека.

    ● От искр пожар рождается.

    ● Не шути с огнем – можешь сгореть.

    ● Спички не тронь – в них огонь.

    ● Не имей привычки носить в кармане спички.

    ●  Жжется печь, ее не тронь, потому что в ней – огонь.

    ● Маленькая спичка сжигает большой лес.

    ● Спичка – невеличка. Огонь – великан.

    ● Все прошло, как огнем сожгло.

    ● Огонь да вода все сокрушат.

    ● От огня и камень треснет.

    ● В избе искра проказлива.

    ● Водой пожар тушат, а умом - предотвратят.

    ● В руках спичка была, да изба сплыла.

    ● Огонь – судья беспечности людей.

    ● Бояться, как огня.

                          

 5.2.                             Загадки

Я мохнатый, я кудлатый,

 Я зимой над каждой хатой,

 Над пожаром и заводом,

 Над костром и пароходом.

 Но нигде-нигде меня

 Не бывает без огня.

(Дым.)

 Серое сукно

 Тянется в окно,

 Вьется, взвивается,

 В небо устремляется.

(Дым.)

 

Что выше крыши,

Ловчее мыши?

(Дым.)

 Белый столб стоит на крыше

 И растет все выше, выше.

 Вот дорос он до небес –

 И исчез.

(Дым.)

 Родился я в печке,

 Завился в колечки,

 Сплясал трепака

 И ушел в облака.

(Дым.)

А лицо у трубочиста

Не бывает чистым-чистым.

На щеках и веках даже

У него чернеет...

(Сажа.)

 Накормишь – живет,

 напоишь – умрет.

(Огонь.)

 

Все ест не наедается,

 А попьет – умирает.

(Огонь.)

В камне спал,

По железу встал,

По дереву пошел,

Как сокол пролетел.

(Огонь.)

Без рук, без ног,

А на гору быстро ползет.

(Огонь.)

 Шипит и злится,

Воды боится.

 С языком – а не лает,

Без зубов – а кусает?

(Огонь.)

  Без него мы как без рук,

 Нам он самый лучший друг,

 Но порою он, ребята,

 Может стать врагом заклятым!

(Огонь.)

Он друг ребят,

Но когда с ним шалят,

Он становится врагом

И сжигает всё кругом.

(Огонь.)

Рыжий зверь в печи сидит.

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может два.

Ты его рукой не тронь

Искусает всю ладонь.

(Огонь.)

На кухне - пьезозажигалка,

Надёжней спичек та "мигалка".

Нажмёшь на этот инструмент -

Она родится в сей момент.

(Искра.)

Полено в топке полыхает

И "звезды" эти в нас бросает.

Одна горящая частица

Пожаром может обратиться.

(Искра.)

Они, как брызги от огня,

Всё норовят обжечь меня.

(Искры.)

И мала, и зла, чуть свечу.

Но уж если прилечу - много горя принесу.

(Искра.)

Молотком шахтёр стучит,

Камень чёрный добывает.

Он потом в печи горит,

Дом зимой наш согревает.

(Уголь.)

Черный конь

Прыгает в огонь.

(Кочерга.)

Его обычно разжигают,

Но тем же словом называют

Уют семейный, дом и кров,

Где есть забота и любовь.

(Очаг.)

Что исходит от огня,

Грея вас, тебя, меня?

(Тепло.)

У тебя есть, у меня,

У ботинка, у огня.

(Язык - язык пламени.)

Хозяйка топит печь на кухне,

 Скажи, когда огонь потухнет,

 То что останется от дров?

 Назвать мне слово ты готов?

(Зола.)

Висит – молчит,

А перевернешь, шипит,

И пена летит.

(Огнетушитель.)

В рубашке в ярко-красной,

В работе безотказный.

Прибор по имени  ОП-5

Обязан школьник каждый знать!

(Огнетушитель.)

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки –

Раздают всем огоньки.

(Спички.)

Спят смирно дочки

В фанерном домочке.

У сонь, у тихонь

В головках огонь.

(Спички.)

В маленьком амбаре

Держат сто пожаров.

(Спички.)

Это тесный-тесный дом:

 Сто сестричек жмутся в нем.

 И любая из сестер

 Может вспыхнуть, как костер!

 Не шути с сестричками,

 Тоненькими ...

(Спичками.)

Что бывает, если птички

Зажигают в доме спички?

(Пожар.)

Кто опасен всей округе

Знойным днем, в шальную вьюгу?

Кто оставит нас без крова,

Без пальто в мороз суровый?

(Пожар.)

Пламя здесь стеной стоит

Очень страшное на вид.

А вокруг сильнейший жар -

Старый дом объял...

(Пожар.)

Туристы в лагерь свой придут,

Его под вечер разведут.

Он будет долго полыхать,

Своим теплом их согревать.

(Костёр.)

Привал устроили туристы -

Разбили лагерь в поле чистом.

Поленья где теперь трещат?

И искры от чего летят?

(Костёр.)

Ты о пожаре услыхал,

Скорей об этом дай...

(Сигнал!)

Полыхает дом. Кошмар!

Укротит она пожар.

(Пожарная машина.)

Бесстрашный герой, что всегда на посту,

Он чует беду и огонь за версту.

Неравный ведет со стихией он бой,

Стремится всегда защитить нас с тобой.

(Пожарный.)

Победит огонь коварный

Тот, кого зовут ...

(Пожарный.)

Герои легендарные,

В огонь идут ...

(Пожарные.)

В брезентовой куртке и каске,

Забыв про кольчужную бронь,

Решительно и без опаски

Бросается рыцарь в огонь.

(Пожарный.)

 

 

                           

 5.3.                           Стихи

           ◄ Пожар ►

  Мать на рынок уходила,

 Дочке Лене говорила:

 «Печку, Леночка, не тронь.

 Жжётся, Леночка, огонь!»

Только мать сошла с крылечка,

Лена села перед печкой,

 В щелку красную глядит,

 А в печи огонь гудит.

 Приоткрыла дверцу Лена –

 Соскочил огонь с полена,

 Перед печкой выжег пол,

 Влез по скатерти на стол,

 Побежал по стульям с треском,

 Вверх пополз по занавескам,

 Стены дымом заволок,

 Лижет пол и потолок.

 Но пожарные узнали,

 Где горит, в каком квартале.

 Командир сигнал дает,

 И сейчас же — в миг единый —

 Вырываются машины

 Из распахнутых ворот.

 Вдаль несутся с гулким звоном.

 Им в пути помехи нет.

 И сменяется зеленым

 Перед ними красный свет.

 В пять минут автомобили

 До пожара докатили,

 Стали строем у ворот,

 Подключили шланг упругий,

 И, раздувшись от натуги,

 Он забил, как пулемет.

 Заклубился дым угарный.

 Гарью комната полна.

 На руках Кузьма-пожарный

 Вынес Лену из окна.

 Он, Кузьма,— пожарный старый,

 Двадцать лет тушил пожары,

 Сорок душ от смерти спас,

 Бился с пламенем не раз.

 Ничего он не боится,

 Надевает рукавицы,

 Смело лезет по стене,

 Каска светится в огне.

 Вдруг на крыше из-под балки

 Чей-то крик раздался жалкий,

 И огню наперерез

 На чердак Кузьма полез.

 Сунул голову в окошко,

 Поглядел.«Да это кошка!

 Пропадешь ты здесь в огне.

 Полезай в карман ко мне!..»

 Широко бушует пламя.

 Разметавшись языками,

 Лижет ближние дома.

 Отбивается Кузьма,

 Ищет в пламени дорогу,

 Кличет младших на подмогу,

 И спешат к нему на зов

 Трое рослых молодцов.

 Топорами балки рушат,

 Из брандспойтов пламя тушат.

 Черным облаком густым

 Под ногами вьется дым.

 Пламя ежится и злится

 Убегает, как лисица.

 А струя издалека

 Гонит зверя с чердака.

 Вот уж бревна почернели...

 Злой огонь шипит из щели:

 «Пощади меня, Кузьма,

 Я не буду жечь дома!»

 «Замолчи, огонь коварный! —

 Говорит ему пожарный.—

 Покажу тебе Кузьму!

 Посажу тебя в тюрьму!

 Оставайся только в печке,

 В старой лампе и на свечке!»

 На скамейке у ворот

Лена горько слезы льет.

 На панели перед домом —

 Стол, и стулья, и кровать...

 Отправляются к знакомым

 Лена с мамой ночевать.

 Плачет девочка навзрыд,

 А Кузьма ей говорит:

 «Не зальешь огня слезами,

 Мы водой потушим пламя.

 Будешь жить да поживать,

 Только чур — не поджигать!

Вот тебе на память кошка,

Посуши ее немножко!»

 Дело сделано. Отбой.

 И опять по мостовой

 Понеслись автомобили,

 Затрубили, зазвонили.

 Мчится лестница, насос,

 Вьется пыль из-под колес.

 Вот Кузьма в помятой каске.

 Голова его в повязке,

 Лоб в крови, подбитый глаз —

 Да ему не в первый раз.

 Поработал он недаром —

 Славно справился с пожаром.

 

◄ Пыхтелки печки ►

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

 Накормить вас всех хочу,

 Но коль бросите включенной,

 Дел таких наворочу!

 Выкипит всё-всё тотчас,

 Это раз,

 Раскалюсь я добела,

 Это два,

 Всё спалю я, что горит,

 Это три.

  ◄ Песенка спичек ►

Спички детям не игрушка-

 Знает каждый с юных лет.

 Потому что мы подружки

 Огонькам – без нас их нет.

 

Зажигаем мы конфорки,

 Чтоб готовился обед,

 И костер запалим ловко,

 И свечу, даря ей свет.

 

Служим людям мы столетья,

 И виновны только в том.

 Что, попав случайно к детям,

 Против воли все кругом

 Поджигаем, не жалея –

 И квартиру, и леса.

 И детей тогда спасают

 Лишь пожарных чудеса.

 

◄ Не берите в руки спички! ►

Чтобы лес, звериный дом,

 Не пылал нигде огнём,

 Чтоб не плакали букашки,

 Не теряли гнёзда пташки,

 А лишь пели песни птички,

 Не берите в руки спички!

◄ Совет взрослым ►

Спички детям не игрушка –

 Не забудьте их убрать!

 Не оставьте на подушке,

 Не бросайте под кровать!

 Попадут ребенку в руки,

 И устроит он пожар.

 Вам тогда одни лишь муки,

 Превратится жизнь в кошмар!

      ◄ Огонь ►

 Он таким бывает разным –

 Голубым и рыже-красным,

 Ярко-жёлтым и, ещё же,

 Олимпийским быть он может.

 Тот огонь, что с нами дружен,

 Очень всем, конечно, нужен,

 Но опасен, если бродит

 Сам собою на свободе!

 Очень скоро подрастёте

 И в огромный мир войдёте.

 Кто-то станет сталеваром,

 Кто-то станет кашеваром,

И в пожарные – на смену

 Вы придёте непременно!..

 И ещё профессий море,

 Где, с огнём дружа и споря,

 Вам придётся жить, друзья,

 Ведь без этого нельзя!

 А сейчас, шаля, от скуки,

 Не берите спички в руки,

 Зажигалки, свечи тоже,

 Ведь беда случиться может!

     ◄ Не шутите с огнём! ►

Я- огонь! Я – друг ребят.

Но когда со мной шалят,

Становлюсь тогда врагом

И сжигаю все кругом!

 

◄ Очень важные правила! ►

Чтобы пожаров избежать,

 Нужно много детям знать.

Деревянные сестрички

В коробОчке – это спички.

Вы запомните, друзья,

Спички детям брать нельзя!

Если увидишь огонь или дым,

Скорее звони, телефон – 01.

Если слаб огонь, скорей

Ты водой его залей.

Но не вздумай воду лить

Там где электричество,

Телевизор и утюг,

Миксер и розетку

Обходите стороной

Маленькие детки.

◄ Если огонь в доме ►

С открытым огнем обращаться опасно!

Не жги ты ни свечки, ни спички напрасно.

А если зажег - никуда не роняй:

Прожорливо пламя горячее, знай!

 

Но если случилось свечу уронить,

Бросайся огонь без заминки тушить:

Материей плотной, тяжелой накрой,

А после залей поскорее водой!

Дым и огонь не к добру, так и знай,

Взрослых на помощь скорей призывай,

И в «01» поскорее звони:

Срочно пожарных! Помогут они!

 

И под кроватью не прячься – учти,

Что от огня просто так не уйти.

Не оставайся в квартире с огнем,

А выбирайся доступным путем:

Мокрым платком нос и рот завяжи,

К двери входной через дым поспеши!

 

◄ Уходя тушите свет! ►

Знай, любые провода

Повреждённые – беда!

Ведь они опасны слишком –

 Замыкание как вспышка!

 

Дать друзьям такой совет

 Просто каждый может:

 Уходя тушите свет

 И приборы тоже!

 

◄ Тревожный звонок ►

Три звонка летят по школе,

 Быстротою с птицей споря,

 Но без давки и спокойно

 Двинемся колонной стройной –

 Место построения

 Знаем без сомнения!

 

И пути движенья тоже -

 Тренировка нам поможет!

 Если что-то вдруг случится,

 То должно всё получиться

 Так как на учениях,

 Здесь – не развлечения!

 

Тут играть не время в прятки –

 Брось все вещи до тетрадки -

 Вдруг опасный поворот?

 Ведь о жизни речь идёт!

 

Вдруг пожар уже в пути,

 Всё серьёзно, не шути!

 Маму, папу пожалей

 И из школы прочь скорей!

  ◄ Мы – пожарные ►

 На машине ярко-красной

 Мчимся мы вперёд.

 Труд тяжёлый и опасный

 Нас, пожарных, ждёт.

 Вой пронзительной сирены

 Может оглушить,

 Будем и водой, и пеной

 Мы пожар тушить.

 И в беду попавшим людям

 Сможем мы помочь,

 Ведь с огнём бороться будем

 Смело день и ночь!

◄ Работа пожарных ►

За сутками сутки и ночью, и днем

Готовы пожарные к битве с огнем.

И нету на службе секунды для сна,

Секунды – у них дорогая цена!

Едва о беде сообщит телефон,

Помчится на выручку дивизион.

Но мало отважными, смелыми быть,

Чтоб злой и коварный огонь победить.

А следует много знать и уметь,

Чтоб четко и быстро огонь одолеть.

 

Всегда осторожными будьте с огнем –

Всем скажут пожарные строго.

Пусть реже и реже для нас с каждым днем

Зовёт на пожар  к вам тревога.

 

◄ Песня о пожарных ►

Вновь сирены ведут

 вечный спор с тишиною,

 Напряженно сердца

 замирают людей.

 Замирает на миг

 даже небо ночное –

Значит, в городе ждут

 настоящих парней.

Припев:

 Досталась им опасная работа –

 Борьба с огнём, стоящим на пути.

 И если в этом не уверен кто-то,

 Пускай в огонь попробует войти.

 Их доспехи порой

 не спасают от боли,

 Но, какой бы огонь

 ни стоял на пути,

 До победы они

 не выходят из боя,

 И прошу я судьбу:

 «Их в бою сохрани».

Припев.

  ◄ Мы – пожарные ►

Мы по тревоге мчимся в никуда,

 В дыму пожара видно только пламя.

 И мечется в сознании – беда! –

 И чёрный, едкий дым перед глазами.

 Мы чем-то скорой помощи сродни,

 И, как в бою, нас не разлить водою.

 Бывает, не уйти из западни,

 Расставленной огнём для нас с тобою.

 А в пекле, словно в тропиках, жара,

 А пламя рвёт одежду острым жалом.

 За нами вслед идут диспетчера

 Опасными маршрутами пожаров.

 Стена огня и мы с тобой – стеной,

 Стеной за тех, кто где-то рядом с нами,

 Чтоб никогда не властвовал огонь,

 Чтобы нигде не бушевало пламя.

 Пусть ласточки над городом летят.

 Родятся дети, корабли рождаются.

 И пусть они всегда спокойно спят

 И видят сны, которые сбываются.

  ◄ Пожарная машина ►

  Машина пожарная – красного цвета.

 А ну-ка, подумай, зачем нужно это?

 Затем, чтобы каждый, увидев, бежал

 В сторонку и ехать бы ей не мешал.

Ужасная скорость! Гудок, будто вой.

 «Стоять всем на месте!» - свистит постовой.

 Только машине красного цвета

 Проезд разрешен напрямик вдоль проспекта.

Пожарные в касках сидят в два ряда.

 В цирке пожар. Они едут туда.

 Крыша горит и пылает арена!

 За дело пожарные взялись мгновенно.

Только мелькают по лестнице пятки,

 Ныряют в огонь смельчаки без оглядки.

 Спасают верблюда, выводят слона…

 Вот где сноровка и сила нужна.

Пожарный под куполом как акробат:

 Там две обезьянки от страха вопят.

 Под каждой подмышкой торчит по мартышке,

 Он их достал и вернулся назад.

Огонь побежден. Он утих и погас,

 А цирк подновят и откроют для нас.

 Пожарной машине красного цвета

 И смелым пожарным спасибо за это!

 

6.  Детская литература на противопожарную тематику

1.Маршак С.«Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое».

2. Чуковский К. «Путаница».

3. Михалков С. «Дядя Стёпа».

4. Житков Б. «Дым», «Пожар в море».

5.Хоринская Е. «Спичка – невеличка».

6.Фетисова Т. «Куда спешат красные машины».

7. Шевченко А. «Как ловили угольки».

8. Цыферов Г. «Жил на свете слонёнок».

 

7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гуревич А. и др. Безопасность ребенка в большом городе: Педагогические и социальные технологии. М., 2002.

Белая  К. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2001

Стеркина Р. И др. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М.,1998.

Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности //Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. №8. С. 13-16.

Детский сад от А до Я. 2006.№4.

Голицина Н. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. М.,2007.

Жукова О. и др. Азбука «Ау!». Детство-пресс, 2008.

Шорыгина Т. Беседы о правилах пожарной безопасности, М., 2008.

Прилепко Е. Пожарная безопасность для дошкольников. М. 2008.

Аралина Н. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М. 2007.

Шорыгина Т. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. М.2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности»

В методической разработке представлена система по формированию у дошкольников правил основ пожарной безопасности....

Методическая разработка "Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности"

Данная методическая разработка поможет воспитателям формировать у детей знания о правилах поведения во время пожара, основах безопасного поведения...

Методическая разработка на тему " Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора"

Методическая разработка на тему: " Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора"...

Методические разработки на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО С

Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, ф...

Методическая разработка на тему: «Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, посредством интеллектуальных игр, как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения»

Современная психология утверждает, что интеллектуальный потенциал детей генетически обусловлен и что многие люди имеют шансы на достижение лишь среднего уровня интеллекта. Конечно, наши возможности в ...

Методическая разработка по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Цель: своевременное формирование оптико-пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Развивать ориентировку "на себе"; освоение "схемы собственного те...

Методическая разработка на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через STEAM-технологии»

Содержание 1. Пояснительная записка32. Актуальность43. Цели и задачи54. Принципы организации образовательного процесса75. Формы организации детей76. Условия и средства, обуславливающие успешность...