Методическая разработка "Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Балакирева Ольга Николаевна

Данная методическая разработка поможет воспитателям формировать у детей знания о правилах поведения во время пожара, основах безопасного поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozharnaya_bezopastnost.docx321.67 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель подготовительной группы

                                                                     МБДОУ №12 «Березка»

                                                                     Балакирева О.Н.

Г.Киржач

2014г.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Все наверняка не раз слышали русскую пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». За ней угадывается опыт многих поколений наших предков. Разговор о шалости, о неосторожном обращении детей с огнем не нов. Кое – кто может сказать: «А стоит ли возвращаться к этой теме? Нужно ли повторять, что спички в руках ребенка – опасная, порой смертельная игрушка? Не стоит, тема уже избита». Но данные статистики «кричат» обратное. Количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Причиной жертв среди детей становится отсутствие у малышей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев – неумение взрослых правильно организовать досуг детей. Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого- либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома. Поэтому следует снова и снова возвращаться к этой теме.

В соответствии с Законом РФ «О пожарной безопасности Российской Федерации», принятым Государственной думой 18 ноября 1994г. (статья 25, «Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой». Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.

В дошкольном возрасте проблематично воспитывать «обеспечение безопасности при стихийных бедствиях, экстремальных ситуациях в быту, в лесу, на транспорте» вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.

В настоящее время для реализации этих задач в дошкольных учреждениях предложено большое количество вариативных программ развития и воспитания детей. Анализ программных документов показывает, что в них выдвигается требование формирования у дошкольников знаний по обеспечению безопасности и умений осуществлять это. Авторы программы «Детство», по которой работает наше дошкольное учреждение, предлагают следующие направления работы по реализации данной задачи: о правилах поведения в экстремальных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, гололед, наводнение) ; обучение навыкам оказания элементарной помощи при царапинах и ушибах; сообщение некоторых знаний по общению с незнакомыми людьми. Одним из направлений является – формирование представлений о правилах обращения с огнем и электроприборами. Необходимо отметить, что эти задачи находятся в разных разделах; представленные формулировки не отражают всех компонентов безопасного поведения ребенка, разработанное содержание предлагается только в старшем дошкольном возрасте. Исходя из противоречия между необходимостью обучения детей правилам безопасности при пожаре и недостатком соответствующих возрасту разработок по данной теме, в нашем дошкольном учреждении была создана методическая разработка по обучению детей правилам пожарной безопасности «Учение – во спасение».

Цель которого – формирование у дошколят основ пожарной безопасности, в том числе пожаробезопасного поведения. Содержание методической разработки включает совокупность мероприятий с детьми, педагогами и родителями по обучению правилам пожарной безопасности, задания поисковой, познавательно – практической, социально значимой направленности начиная со среднего дошкольного возраста.

Формирование опыта пожаробезопасного поведения детей дошкольного возраста возможно при соблюдении следующих педагогических условий:

- отборе доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения в быту и установлении последовательности его освоения;

- применении поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения в быту, при активной позиции ребенка;

- осознании педагогами и родителями необходимости целенаправленной деятельности в данном направлении и её осуществлении в тесном сотрудничестве.

Психологи и социологи пришли к выводу, что даже взрослые, привыкнув ко многим благам, которые дает огонь, забывают об его опасности. Поэтому главная цель работы с родителями – объяснить необходимость занятий с детьми по пожарной безопасности дома, а также давать родителям рекомендации для корректировки поведения детей в экстремальных ситуациях.

В заключении следует подчеркнуть, что только целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры поведения безопасности с огнем является наилучшим способом снижения количества пожаров и уменьшения их последствий. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты. 

ЦЕЛЬ:

• Формирование у детей навыков осторожного обращения с огнем и понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

ЗАДАЧИ:

• Дать детям первоначальные сведения о причинах возникновения пожара;

• Дать представления о труде пожарных, их профессиональными действиями;

• Обучать детей правилам безопасного поведения в случае возникновения пожара: уметь ориентироваться в пространстве помещения группы, квартиры, знать первые действия при пожаре, уметь вызывать службу спасения «01»;

• Формировать осторожное отношение к предметам – повышенным источникам пожарной опасности;

• Активизировать словарь детей по данной теме;

• Воспитывать уважительное отношение к профессии пожарных;

• Воспитывать желание оказывать взаимопомощь, бережно относиться к своей жизни и здоровью.

Возраст детей: старший (6 -7 лет) дошкольный возраст.

Ожидаемые результаты:

• У детей сформированы навыки безопасного поведения с огнем.

• Умеют адекватно вести себя в пожароопасных ситуациях дома, в ДОУ, на природе, взаимодействии с пожарными.

• Умеют обращаться с электроприборами, предметами повышенной пожарной опасности.

• Дети проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к другим людям.

• У дошкольников развивается возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения.

• Ребенок из пассивного объекта превратится в активного субъекта собственного здоровья и безопасности.

Интеграция образовательных областей

в процессе формирования у дошкольников основ пожарной безопасности

«Безопасность»

Формирование представлений о пожароопасных ситуациях и способах поведения в них.

«Познание»

Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, тренинги, просмотр и обсуждение познавательных книг, иллюстраций на противопожарную тематику, моделирование правил и ситуаций безопасного поведения во время пожара в помещении, на улице, в природе, упражнения на ориентировку в пространстве (создание и чтение схем, маршрутов) .

«Коммуникация»

Развитие свободного общения, связной речи, доказательной речи в процессе освоения основ пожарной безопасности через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок.

«Социализация»

Побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения окружающих, развитие нравственных и волевых качеств через создание игровых ситуаций, ситуаций морального выбора, сюжетно – ролевые игры.

«Чтение художественной литературы»

Слушание и обсуждение художественных произведений, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, игры и упражнения под тексты стихотворений, театрализованная деятельность на темы прочитанного.

«Здоровье»

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через организацию режимных процессов, наблюдения, беседы, объяснения, игры, чтение.

«Физическая культура»

Соблюдение двигательной активности через участие детей в подвижных играх, эстафетах, играх – соревнованиях, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве, закреплению навыков безопасного поведения в пожароопасных ситуациях.

«Музыка»

Способствовать более глубокому эмоциональному восприятию материала через музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности, беседы по содержанию песни, музыкально – ритмические движения, развитие артистических способностей.

«Труд»

Побуждать детей к самостоятельности, способствовать развитию трудовых умений и навыков в процессе выполнения поручений, изготовления атрибутов для сюжетно – ролевых игр, масок для игр – драматизаций, оформлении альбомов, коллажей.

«Художественное творчество»

Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликацию, конструирование) 

Приложение

ЗАГАДКИ

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злобы ест дрова

Целый час, а может два.

(Огонь)

Это темный – темный дом.

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер.

(Коробок спичек)

То назад, то вперед

Ходит – бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море.

(Утюг)

С языком, а не лается,

Без зубов, а кусается.

(Огонь)

Кто опасен всей округе

Знойным днем, в шальную вьюгу?

Кто оставит нас без крова,

Без пальто в мороз суровый?

(Пожар)

От огня бывает

И от огня сгорает.

(Уголек)

В одном амбаре сто пожаров.

(Коробок спичек)

В брезентовой куртке и каске,

Забыв про кольчужную бронь,

Решительно и без опаски

Бросается рыцарь в огонь.

(Пожарный)

Что встретит – пожирает.

Но если дать ему воды,

Он мигом погибает.

(Огонь)

Вокруг глаз и рук вьется,

А в руки не дается.

(Дым)

Висит – молчит,

А повернешь – шипит,

И пена летит.

(Огнетушитель)

Я – помощница – сестрица,

А зовут меня… (водица)

Дети, помните о том,

Что нельзя шутить с (огнем) .

Дидактические игры

«НАЙДИ ОТВЕТ»

ЦЕЛЬ:

• Закрепить знания о правильных действиях при возникновении пожара.

ХОД ИГРЫ:

Вопросы и ответы предлагаются в виде картинок (на одном подносе вопросы, на другом – ответы). К каждой ситуации необходимо подобрать правильный ответ.

Ситуации                                                                                 Ответы

Возник пожар.                                                           Звони по телефону «01».

В комнате много дыма.                                            Пробирайся ползком к выходу.

На тебе горит одежда.                                              Падай на пол и катайся.

Задымился телевизор.                                              Отключи, накрой одеялом.

Горит старая трава.                                                   Забросай землей, залей водой.

Почувствовал запах газа.                                         Открой окно, позвони «04».

Трудно дышать от едкого дыма.                             Дыши через мокрую тряпку.

«РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ»

ЦЕЛЬ:

• Ознакомить детей с порядком действий при пожаре.

ХОД ИГРЫ:

Используются карточки с изображениями:

• Сообщение по телефону «01» о пожаре;

• Эвакуация людей;

• Тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это не опасно;

• Встреча пожарных;

• Работа пожарных;

Дети должны разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях.

«С ЧЕМ МОЖНО ИГРАТЬ»

ЦЕЛЬ:

• Развивать внимание, мышление

• Закреплять знания о пожарной безопасности.

ХОД ИГРЫ:

Перед детьми карточка с нарисованными на ней предметами. Ведущий называет предмет и спрашивает, можно с ним играть или нет. Если можно, то ребенок закрывает предмет желтым кружком. Если нельзя – черным. При этом ребенок должен объяснить, почему нельзя играть с тем или иным предметом. 

Сказки

«ХИТРЫЙ ОГОНЬ И ВОДА»

Жил да был Огонь – неприрученный, как дикий леопард. А еще жила смирная, но сильная Вода. И были они в постоянной войне и соперничестве. Только Огонь задумает какую – нибудь проделку – сжечь лес, посевы или жилище людей, как только начнет разгораться в полную мощь, льется Вода и тушит его. Огонь, конечно, сердится, но ничего сделать не может: уходит прочь и задумывает прочие проказы.

И вот однажды ясным утром Огонь задумал вот что: он решил поселиться у людей в очаге, чтобы потом спалить их жилище. Сначала люди были рады, что у них в доме живет Огонь, ведь они еще не знали, что он хитер и коварен, поэтому не прикрывали его заслонкой. И решил Огонь осуществить свой план в одном из домов, где готовили обед мать с дочерью. Вырвался Огонь из своей тесной тюрьмы на деревянный пол и думает: «Сейчас я спалю дом, и никто мне не помешает». Но девочка испугалась его, отпрыгнула в сторону, где стояла полная кадка с Водой. Вода расплескалась и затушила пламя.

Ярости Огня не было границ: Вода опять его опередила! И ночью он решил сбежать, но не успел – люди прикрыли свой очаг заслонкой.

Прошло время, и люди решили использовать Огонь не только для тепла, но и для освещения – на праздниках, которые проходят ночью. Вот как-то люди развели Огонь и начали танцевать вокруг него. А когда устали и легли отдохнуть, не заметили, как он пробрался к лесу. Лес заполыхал так, что ночью стало светло, как днем, и все люди сразу проснулись. Они знали, что пожар нужно тушить Водой, но рядом не было ни реки, ни озера. И Огонь был рад- радехонек, что наконец-то вырвался на свободу. А люди лишь стояли и молились, чтобы пошел дождь. И он хлынул, даже не дождь, а ливень, который затушил пламя.

После этого случая люди стали гораздо осторожнее и предусмотрительнее и на все случаи жизни запасали Воду. А Огонь немного присмирел, но так и остается диким, хитрым и коварным, как леопард.

«ПОЖАРЫЧ»

Жил – был старичок-лесовичок, звали его Пожарыч. Любил он поиграть со спичками: то траву подожжет, то куст запалит. Несладко приходилось всему лесу и его жителям. Зато стоял тот лес на берегу синего моря, из которого время от времени выходили 33 пожарных богатыря. Каждое утро начиналось с того, что старичок Пожарыч лес поджигал, а они его тушили. Однажды поджег он травку да не рассчитал: занялась землянка бабки с дедкой. Бабка тут завелась: «Говорила тебе, старый, что нужен нам в хоромы огнетушитель, ведь с каким соседом рядом живем! Ступай в ЖЭК, поклонись рыбке и выпроси у нее средства тушения пожара».

И тут такой переполох случился: богатыри из пожарной части имени Черномора лес тушат, дед в ЖЭК побрел, бабка воду в корыте таскает, а лесовик так перепугался, что второпях спрятался в волчьем логове. К вечеру 33 богатыря, черные и усталые, отправились к себе на дно отмываться да отдохнуть. Землянка все-таки сгорела, и остались дед с бабкой возле мокрого корыта и с огнетушителем. Вернулся лесовик-хулиган к своей избе, а на том месте лишь куча головешек. Увидев печальные последствия своих игр, зарыдал Пожарыч горькими слезами и выбросил, наконец, коробок спичек. А звери и птицы собрались на главную поляну леса думать, что им делать с поджигателем. Поставили лесовичка посередине и начали его ругать и укорять, пока Пожарыч не выдержал: «Понял я, что виноват, простите меня, никогда больше не буду с огнем забавляться, ведь у меня тоже дом сгорел! »

И зажил лес по-новому, в безопасности. На каждой опушке отныне висит аппарат телефонный, соединенный спутниковой связью с русалкой – диспетчером пожарной части синего моря. И в наше, далекое от сказочного, время тоже есть телефоны (правда, не на каждой «опушке», по которым можно позвонить в случае пожара, и приедут богатыри. Только разъезжают они теперь на красных машинах с сиренами. Так что при пожаре вызывайте их скорее по телефону «01». Такой простой номер, чтобы не забыть, а то кто-нибудь запутается в справочнике, да и сгорит вместе с ним.

«СКАЗКА – БЫЛЬ ОБ ОГНЕННОМ ЗМЕЕ»

Эта история произошла в Новый год. Дети весело кружились вокруг елки в компании со Снегурочкой и Дедом Морозом. Баба Яга и Леший всех заразили своим зажигательным плясом. На праздник прибывали все новые и новые гости, и никто не заметил, как в зал потихоньку прокрался Огненный Змей. Он сразу стал пробираться к елке, по пути слизывая языком разный новогодний мусор. В зале потянуло дымком, но все продолжали веселиться. Вот длинный язык хитрого Змея уже дотянулся до проводки электрической гирлянды и затерялся среди разноцветных огоньков. Но больше всего он хотел достичь верхушки елки, где сверкала звезда.

Но коварный Огненный Змей рано торжествовал победу. Он не знал, что в зале дежурят юные пожарные, и они заранее спрятали под елкой плотную Ткань, Песок и Огнетушитель. Первыми почувствовав запах дыма и заметив среди веток огненный язык, юные пожарные смело вступили в бой со зловредным Змеем, используя припрятанные средства огнетушения. Особенно помог Огнетушитель, который так усердно плевался пеной в Огненного Змея, что тот от бессилия и злобы зашипел и стал медленно отступать. Не отступали и Ткань с Песком: они накидывались на Змея со всех сторон. Песок лез ему в глаза, забивал ноздри и уши. Неудачливый злодей чихал и кашлял, извивался и изворачивался, но, к радости присутствующих, становился все меньше и меньше. На помощь юным огнеборцам поспешили и гости: Бабушка Метелица махала длинными рукавами, Снежная Королева дышала на него холодом, и Змей из последних сил прошипел от злости и исчез. Осталась лишь маленькая кучка золы и облачко дыма. А обрадованные Дед Мороз и Снегурочка подарили юным пожарным за смелость и находчивость лучшие подарки из своего мешка. Так благополучно закончилась эта история.

Пословицы и поговорки:

От искры пожар рождается.

Не шути с огнём – можешь сгореть.

Спички не тронь в них огонь.

Маленькая спичка сжигает большой лес и дом.

Спичка – невидимка да огонь – великан.

Упустишь огонь – не потушишь.

Кто с огнём играет, тот в огне сгорает.

У путника должен быть хлеб, а у пастуха огонь.

Умному огонь – тепло, глупому – ожог.

Пожар слезам не верит.

Не трогай огня – не обожжёшь руку.

С огнём не играй, пожар не затевай.

С огнём да водой не поспоришь.

Огонь никогда не насыщается.

Огонь и  друг, и враг.

Огонь не вода – охватит, не выплывешь, пожитки не всплывут.

Дым страшнее огня.

От огня убегают, а от дыму задыхаются.

Топор рубит, а огонь с корнем спалит.

Берегись, не ожгись!

Игра- эстафета  «Пожарный щит».

  (макет щита)

Цель:

- вспомнить названия, назначение, порядок расположения  предметов на щите.

- закрепить знания «Что нужно делать при пожаре»

1-я эстафета              «Пожарный инвентарь на место»

На старте находится разный инвентарь. Каждый участник игры поочерёдно выбирает предмет, который должен находиться на щите.  Добегая до финиша, старается правильно расположить его на щите.

2-я эстафета              «Потуши пожар»

На финише красные шары, символизирующие пожар. Каждый игрок берёт пожарный инвентарь добегает до финиша, имитирует тушение, берёт шар , приносит его на старт. Когда последний шар будет принесён на старт – пожар потушен.

3-я эстафета               «Спасатели»

Эвакуация кукол из зоны пожара. Нужно проползти, «спасаясь от дыма», под столами до «места пожара», бережно взять в руки куклу и «вынести из огня». Вспомнить о правилах поведения на пожаре, о том, что недопустимо прятаться под кровать, в шкаф и другие места.

4-я эстафета               «Пожарный номер – 01»

Нужно добежать до телефона, набрать номер пожарной охраны и сообщить о пожаре, назвать адрес.

5-я эстафета                 «Экипаж – одна семья»

Капитан команды начинает «выезд на пожар», держа перед собой обруч – импровизированный руль пожарной машины. Оббегает на финише препятствие, возвращается на старт, захватывает по одному участнику с пожарным инвентарём в «пожарную машину». Дети должны держаться одной рукой за обруч. Важно, не только прийти на старт, но чтобы никто не упал, не отстал, не потерял инвентарь. Затем по одному оставлять на месте и расставлять инвентарь на место.

Рассказ-беседа, чтение «Пожар» С.Я.Маршак.

Давным-давно человек добыл огонь. Шли годы, тысячи лет и люди постепенно научились использовать силу огня, чтобы согреться, приготовить пищу, заставить работать машины … но одновременно узнали они и разрушительную силу огня: в пламени погибали люди, сгорали жилища, посевы, скот, лес, целые деревни и даже города.

Огонь из доброго слуги человека мог превратиться в сурового судью беспечности людей. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным в обращении с огнём, соблюдать осторожности возле электронагревательных приборов, у каминов и печей. Опасны шалости со спичками, зажигалками, свечками. Часто несчастие может приключиться у новогодней ёлке, если вместо электрогирлянды использовать свечи или бенгальские огни, устраивать в квартире фейерверки.

Если вы остались одни дома, то при появлении дыма, огня необходимо или вызвать самому пожарную команду по телефону, дождаться ответа и сообщить свой адрес или обратиться к своим соседям по квартире на лестничной площадке. Недопустимо прятаться в укромные места в квартире. Лучше выбежать из квартиры.

Вопросы

  1. О чём рассказал нам поэт в этом стихотворении? (о пожаре в доме,…)
  2. От чего возник пожар? (Лена уронила уголёк на пол,..)
  3. Кто пришёл на помощь? Как правильно называется профессия людей, которые тушат пожар? (пожарные)
  4. Кого ещё спас пожарный Кузьма (кошку)
  5. От чего ещё может приключится пожар в квартире? (от спичек, упавшей на пол, от утюга, если его забыли выключить, если не закрыли газ, а потом зажгли спичку или просто включили свет – то будет даже взрыв,….)

С.Я. Маршак

«Пожар»

                     На площади базарной

                     На каланче пожарной

                      Круглые сутки

                      Стоит солдат у будки.

                           Смотрит вокруг -

                           На север,

                           На юг,

                           На запад,

                           На восток, -

                      Не виден ли дымок?

                      Мать на рынок уходила,

                      Дочке Лене говорила:

                      "Печку, Леночка, не тронь.

                      Жжется, Леночка, огонь!"

                      Только мать сошла с крылечка,

                      Лена села перед печкой,

                      В щелку красную глядит,

                      А огонь поет - гудит:

                      "Нынче в печке места мало,

                      Разгуляться негде стало!

                      Маме, Леночка, не верь.

                      Приоткрой немножко дверь!"

                      Приоткрыла дверцу Лена.

                      Соскочил огонь с полена,

                      Перед печкой выжег пол,

                      Влез по скатерти на стол,

                      Побежал по стульям с треском,

                      Вверх пополз по занавескам,

                      Стены дымом заволок,

                      Лижет пол и потолок.

                      Стало страшно бедной Лене.

                      Лена выбежала в сени,

                      Дверь закрыла за собой,

                      А огонь ревет: "Открой!"

                      В щелку двери дымом дунул,

                      Руку в скважину просунул.

                      Лена бросилась на двор,

                      Со двора - через забор...

                      А огонь все выше, выше.

                      Кошка мечется на крыше.

                           Из соседних ворот

                           Выбегает народ -

                      Кто с кувшином, кто с ведром -

                      Заливать горящий дом.

                      Пожар! Пожар!

                      Из окна на тротуар

                      В лужу падает перина,

                      Кресло, примус и картина,

                      Граммофон и самовар...

                      Караул! Пожар! Пожар!

                      На площади базарной,

                      На каланче пожарной -

                           Динь-дон, динь-дон -

                      Раздается громкий звон.

                      Начинается работа,

                      Отпираются ворота,

                      Собирается обоз,

                      Тянут лестницу, насос.

                      Из ворот без проволочки

                      Выезжают с треском бочки.

                      Вот уж первый верховой

                      Поскакал по мостовой.

                      А за ним отряд пожарных

                      В медных касках лучезарных

                      Пролетел через базар

                      По дороге на пожар...

                      А огонь все выше, выше,

                      Вылезает из-под крыши,

                      Озирается кругом,

                      Машет красным рукавом.

                      "Чья взяла! - кричит народу, -

                      Бейте стекла! Лейте воду!

                      Я по крышам побегу,

                      Целый город подожгу!"

                      Но уж близко по дороге

                      Вереницей мчатся дроги.

                      Впереди несется вскачь

                      Запыхавшийся трубач.

                      Перед домом в клубах пыли

                      Лошадей остановили.

                      Вверх направили рукав,

                      Медный рот ему зажав.

                      Зашипел рукав упругий,

                      Весь затрясся от натуги

                      И, когда открыли кран,

                      Высоко пустил фонтан.

                           Эй, бригада, не зевай!

                           Качай, качай!

                      Злой огонь ревет и пышет,

                      Двух пожарных сбросил с                      крыши,

                      А топорника Кузьму

                      Задушить хотел в дыму.

                      Но Кузьма - пожарный старый,

                      Двадцать лет тушил пожары,

                      Сорок душ от смерти спас,

                      Падал с крыши десять раз.

                      Ничего он не боится,

                      Бьет огонь он рукавицей,

                      Смело лезет по стене.

                      Каска светится в огне.

                      Вдруг на крыше из-под Балки

                      Чей-то крик раздался жалкий,

                      И огню наперерез

                      На чердак Кузьма полез.

                      Сунул голову в окошко.

                      Посмотрел... Да это кошка!

                      "Пропадешь ты здесь в огне.

                      Полезай в карман ко мне!"

                      Широко бушует пламя.

                      Разметавшись языками,

                      Лижет ближние дома...

                      Отбивается Кузьма.

                      Ищет в п имени дорогу,

                      Кличет младших на подмогу.

                      И спешат к нему на зов

                      Десять бравых молодцов.

                      Топорами балки рушат,

                      Из брандспойтов пламя тушат.

                      Черным облаком густым

                      Вслед за ними вьется дым...

                      Пламя мечется и злится,

                      Убегая, как лисица.

                      А пожарная кишка

                      Гонит зверя с чердака.

                      Вот уж бревна почернели...

                      Злой огонь шипит из щели:

                      "Пощади меня, Кузьма,

                      Я не буду жечь дома!"

                      "Замолчи, огонь коварный! -

                      Говорит ему пожарный: -

                      Будешь помнить ты Кузьму!

                      Посажу тебя в тюрьму.

                      Будешь жить ты только в печке,

                      Только в лампе и на свечке!"

                      Тут огонь в последний раз

                      Рассердился - и погас.

                      На панели у ворот

                      Ждет спасителей народ.

                      Лишь увидели Кузьму,

                      С криком бросились к нему -

                      Обнимают, в гости просят,

                      Пироги ему выносят.

                      "Ах, Кузьма, ты наш Кузьма,

                      Спас ты нынче нам дома!

                      Дорогой ты наш пожарный,

                      Мы навеки благодарны!"

                      На скамейке у ворот

                      Лена горько слезы льет.

                      Дом сгорел у бедной Лены -

                      Потолки, полы и стены,

                      Кошка, кукла и кровать.

                      Ночью негде будет спать.

                      А вдобавок ей за шалость

                      От родителей досталось.

                      Плачет девочка навзрыд.

                      А Кузьма ей говорит:

                      "Плакать, барышня, не стоит,

                      Новый дом для вас построят.

                      Ваша кошка спасена.

                      Полюбуйтесь, - вот она!"

                      Лена крепко сжала кошку

                      И утихла понемножку.

                           От ворот по мостовой

                           Отъезжает верховой.

                      А за ним отряд пожарных

                      В медных касках лучезарных

                      Едет медленно назад.

                      Бочки, прыгая, гремят.

                      Вот Кузьма сидит на дрогах.

                      У него лицо в ожогах,

                      Лоб в крови, подбитый глаз.

                      Да ему не в первый раз!

                      Поработал он недаром -

                      Славно справился с пожаром!

Диагностика уровня знаний детей

по противопожарной безопасности

Педагогическая диагностика – это определение качества, продуктивности воспитательно-образовательного процесса, его состояния и результатов, анализ причинно-следственных связей и оценка по определенным критериям и показателям степени достижения поставленных целей и задач обучения и воспитания детей.

В результате качественного и количественного анализа педагогических фактов и явлений можно сделать вывод о причинах того или иного состояния педагогического процесса, дать рекомендации к его коррекции.

Основным методом диагностики знаний детей о пожарной безопасности являются наблюдения и беседы с детьми.

Диагностический материал М. Н. Сосункевич

Диагностический материал для воспитателей по определению уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о правилах пожарной безопасности

Тест № 1. «Выделение существенного»

Инструкция: предлагается словосочетание и ряд слов: необходимо выделить два слова, наиболее существенных для словосочетания.

Пожарная машина (колесо, руль, насос, человек, цистерна)

Насос, цистерна

Пожарная часть (командир, дом, диспетчер, ворота, машина)

Диспетчер, командир

Пожарный щит (лом, лестница, багор, каска, огнетушитель)

Лом, багор

Огнезащитный костюм (каска, противогаз, плащ, брезент, рукав)

Каска, противогаз

Средства связи (рация, письмо, телефон, телеграмма, сигнал)

Телефон, рация

Причины пожара (спички, вода, земля, электроприбор, дети)

Спички, электроприбор

Помощники пожарных (человек, огонь, собака, машина, земля)

Человек, собака

Обработка полученных результатов

Дети, правильно выполнившие задания, обладают умением выделять существенные признаки предметов, имеют знания о труде пожарных. За каждое правильно выполненное задание – 1 балл. Дополнительная информация (о цвете, качестве предмета по теме) – 2 балла.

Тест № 2. «Осведомленность».

Инструкция: предлагается закончить незаконченное предложение.

В пожарной части работают (кто?)…(пожарные, диспетчер, командир отделения…)

Работа пожарных (какая?)…(трудная, нужная, опасная, интересная…)

Пожарные должны быть (какими?)…(сильными, смелыми, ловкими, мужественными, находчивыми…)

Пожарные спасают от огня (что? кого?)…(дома, леса, людей, фермы, животных…)

Пожарные надевают (что?)…(огнезащитный костюм, шлем-каску, противогаз…)

Пожарная машина оборудована (чем?)… (цистерна, механическая лестница, насос, рация, сигнальные огни, звуковой сигнал, пожарные рукава со стволами…)

Чтобы сообщить о пожаре нужно (что сделать?)…(позвонить по телефону «01», назвать адрес…)

На пожарном щите находиться (что?)…(лом, багор, ведро, топор, огнетушитель…)

Пожары бывают в том случае, если люди (что делают?)…(играют со спичками, оставляют без присмотра электроприборы, газовую плиту, не соблюдают правила пожарной безопасности…)

Людям, особо отличившимся при тушении пожара, вручают (что?)…(медаль «За отвагу на пожаре»…)

Обработка полученных результатов.

За каждый полный и правильный ответ – 2 балла, За правильный ответ – 1 балл

Тест № 3. «Обобщение»

Инструкция: предлагается обобщить предметы по какому-либо признаку.

Спички, огонь, электрические приборы – это виновники (чего?) (пожара)

Насос, цистерна, рация – это оборудование (для чего?) (пожарной машины)

Ведро, багор, топор – это (что?) (предметы для пожарного щита, для тушения пожара)

Каска, противогаз, огнезащитный костюм – это (что?) (одежда пожарных)

Командир, диспетчер, пожарный – это (кто?) (работники пожарной части)

Обработка полученных результатов.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Ключ к тестам

Высокий – если сумма баллов тестов № 1, 2, 3 от 23 и более баллов.

Средний – если сумма баллов тестов № 1, 2, 3 от 11 до 23 баллов.

Низкий – если сумма баллов тестов № 1, 2, 3 от 0 до 10 баллов.

КВН «Не шути с огнем»

Цель: закреплять и систематизировать знания и представления детей дошкольного возраста о правилах пожарной безопасности

Задачи: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности; закрепить знания о литературных произведениях на пожарную тематику; воспитывать чувство уважения к труду пожарных; развивать чувства коллективизма, ответственности, выдержку.

Содержание мероприятия.

1 конкурс: «Эрудиты»

Внимательно слушай, вникай.

Правильно ты на вопрос отвечай.

Из каких произведений эти строчки?

А) Долго, долго крокодил

      Море синее тушил

      Пирогами и блинами,

      И сушеными грибами.

                 (К. Чуковский. «Путаница»)

Б) Бежит курица с ведром,

     А за нею во весь дух

     С помелом бежит петух.

    Поросенок- с решетом

    И козел – с фонарем.

                (С. Маршак «Кошкин дом»)

В) Спички лучшая игрушка

     Для скучающих детей.

     Папин галстук, мамин паспорт-

     Вот и маленький костер

               (Г.Остер «Вредные советы»)

Г)  Заклубился дым угарный

     Гарью комната полна

     На руках Кузьма – пожарный

     Вынес Лену из окна.

 (С. Маршак. «Пожар»)

Д) Третий этаж,

     И четвертый,

     И пятый…

     Вот и последний,

     Пожаром объятый.

    Черного дыма

    Висит пелена,

    Рвется наружу

    Огонь из окна.

     (С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»).

(Дети дают ответы, ведущий подсчитывает количество очков и объявляет результат).

2 конкурс. Игра «Угадай-ка»

На стенде вывешены картинки с нарисованными на  них предметами по теме «Что может стать причиной пожара», лицевой стороной к стенду. На обратной стороне нарисованы ноты разного цвета. Любой ребенок называет цвет ноты, и ведущий загадывает загадку про тот предмет, который нарисован на картинке с нотой названного цвета. Отгадывают загадку, и картинка переворачивается лицевой  стороной для проверки ответа.

Загадки:

Красная нота:

Не простая я игрушка-

Огоньком набито брюшко.

Если дернешь за шнурок,

То получится хлопок. (хлопушка)

Голубая нота:

То взад, то вперед

Бродит – ходит пароход.

А за ним такая гладь-

Ни морщинки не видать.

Остановишь – горе,

Продырявит море  (утюг)

Коричневая нота:

Дом-стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется-

Ярким пламенем зажжется. (лампочка)

Зеленая нота:

Дремлют в домике своем

Дремлют ночью,

Дремлют днем,

Пока мы их не возьмем,

О коробку не потрем.

Вот тогда они опасны,

Знают это все прекрасно. (спички)

Розовая нота:

Взрослый дяденька идет,

Палочку во рту несет

Край той палочки горит,

Огонечек там дымит. (сигарета, непотушенный окурок).

Синяя нота:

Вьется, извивается,

К небу устремляется.

Без рук, без ног к небу ползет.

(дым от костра).

3 конкурс. Игра «Не играй с огнем»

Нужно собрать картинку, как пазл и объяснить правило к этой картинке.

А) Нельзя играть спичками дома!

Б) Не играй с электричеством.

В) Нельзя оставлять непогашенные костры.

 

4 конкурс: капитанов «Лабиринт»

Пожарная машина очень спешит потушить дом. Помогите ей поскорее добраться до места.

5 конкурс. Финальный.

У каждой команды на мольберте последовательно расположены картинки: (помидор, осень, жук, аист, рак, нос). Начальные буквы этих слов найти и составить зашифрованное слово (пожарный).

Ведущий: Наша игра подошла к концу. Вы доказали, что заслуживаете звания знатоков, ответив на все вопросы. Давайте подсчитаем количество очков и узнаем, какая команда у нас победила.

Я прощаюсь с вами. До новых встреч!

Знаки пожарной безопасности.

В соответствии с нормами пожарной безопасности НПБ 160-97 «Цвета сигнальные.

Знаки пожарной безопасности» и ГОСТ Р 12.4.026-2001 устанавливается четыре основных вида знаков пожарной безопасности: запрещающие, предупреждающие, предписывающие, указательные. Для знаков выбраны геометрические формы: запрещающий знак – круг, предупреждающий – треугольник, предписывающий – круг, указательный – квадрат или прямоугольник. В качестве сигнальных цветов используются красный, желтый, синий и зеленый, для усиления зрительного восприятия которых применяются контрастные цвета — черный и белый.

Красный сигнальный цвет следует применять для:

обозначения различных видов пожарной техники и ее элементов;

обозначения знаков пожарной безопасности, содержащих информацию о месте нахождения средств пожаротушения, спасания людей при пожаре, включения установок (систем) пожарной автоматики и т.п., а также мест нахождения водоисточников;

Желтый сигнальный цвет следует применять для фона знаков треугольной формы со смысловым значением: "Внимание! Будь осторожен!" в целях предупреждения возникновения пожара.

Зеленый сигнальный цвет следует применять для:

- фона знаков, имеющих форму квадрата или прямоугольника, используемых для обозначения путей эвакуации и эвакуационных выходов;

- обозначения путей эвакуации на планах эвакуации и противопожарной защиты по ГОСТ 12.1.114;

- обозначения выходов на световых табло с белой надписью "Выход" или светильников.

Синий сигнальный цвет следует применять для фона знаков круглой формы, предписывающих выполнение тех или иных действий.

При выборе места установки знака необходимо соблюдение следующих требований:

  1. знак должен быть хорошо виден, его восприятию не должны мешать цвет окружающего фона, посторонние предметы или яркостный контраст при искусственном или естественном освещении;
  2. знак должен находиться в пределах поля зрения при условиях наиболее естественного (привычного) зрительного восприятия окружающей среды;
  3. расстояние между одноименными знаками, указывающими местонахождение эвакуационного выхода или пожарно-технической продукции, не должно превышать 60 м;
  4. знак должен располагаться в непосредственной близости от объекта, к которому он относится.
  5. Наиболее распространенные знаки пожарной безопасности
  6. Указательные знаки для обозначения средств противопожарной защиты
  7. Кнопка включения средств и систем пожарной автоматики
  8. Телефон для использования при пожаре
  9. Огнетушитель
  10. Пожарная лестница для использования на путях эвакуации
  11. Предупреждающие знаки для обозначения пожароопасных веществ, зон.
  12.  Пожароопасно: легковоспламеняющиеся вещества
  13. Запрещающие знаки
  14. Запрещается тушить водой

ПАМЯТКА ДОШКОЛЬНИКУ

  1. Если вдруг рядом с тобой загорелся какой-то предмет, попробуй потушить огонь. Для этого нужно плеснуть на пламя водой или высыпать на него землю (например, из цветочного горшка).
  2. Если огонь потушить не удалось, нужно закрыть форточки, взять мобильный телефон, быстро накинуть на плечи куртку и выбежать из помещения, где есть источник огня.
  3. Если огонь разгорается очень быстро, нужно просто выскочить из помещения.
  4. Если у тебя с собой мобильный телефон, выскочив из дома, срочно позвони родителям, а затем сообщи о пожаре в пожарную охрану - позвони по телефону 01 и сообщи адрес своего дома.
  5. Затем нужно постучаться к соседям или сообщить о возгорании дежурному по подъезду.
  6. Если знакомых взрослых рядом не оказалось, нужно обратиться за помощью к любому встреченному взрослому или в ближайший магазин.    

Досуг с детьми и родителями "Огонь -  друг, огонь -  враг".

Цель: отрабатывать до автоматизма навыки безопасного поведения во время пожара.

Содержание мероприятия

 Ведущий: отгадав мою загадку, вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.

                 Рыжий зверь в печи сидит

                 Рыжий зверь на всех сердит.

                 Он от злости ест дрова,

                 Может, час, а может, два

                 Ты его рукой не тронь,

                 Искусает всю ладонь!      (огонь)

Ведущий: огонь - давний друг человека. Он обеспечивает человека теплом и светом. С его помощью совершается много полезных дел. Сила огня очень велика. Но огонь может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который может принести значительный материальный ущерб и вызвать гибель людей. В пламени горит всё: жилища, посевы, скот, леса, целые деревни и даже города. Когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. Пожар - не случайность, а результат неправильного поведения.

Сегодня мы выясним, кто больше знает о свойствах огня и мерах предосторожности при пользовании им.

Перед началом соревнований проведём викторину:

1.Кто такие пожарные?

2.Какой номер телефона нужно набирать в слу чае пожара?

3.Какие огнеопасные предметы вы знаете?

4.В квартире много дыма, как необходимо себя вести?

5.Какого цвета пожарная машина?

6.Какой пожарный инвентарь есть в детском саду?

7.Для чего при пожаре нужен песок?

                          Итоги викторины.

Задание 1.

На столах перед командами лежат карточки с цифрами; из них нужно правильно и быстро составить номер телефона пожарной охраны.

Задание 2.

Каждая команда должна вспомнить как можно больше пословиц и поговорок об огне.

- Спички - не игрушки, а огонь - не забава.

- Спичка - невеличка, а от неё великан.

- Солома с огнём не дружит.

- Не шути с огнём - обожжёшься.

- Малая искра сжигает города.

- Пожар слезой не зальёшь.

- От копеечной свечи Москва сгорела.

Ведущий: Молодцы! А теперь попробуйте отгадать загадки.

Задание 3.

- Стоит дом, пятьдесят сестричек в нём, посоветую я детям - не играйте с домом этим (спички).

- Красная корова всю солому поела (огонь).

- Наш дед Ермолай съест всё, что ни дай (огонь).

- Шипит и злится, воды боится; с языком, а не лает; без зубов, а кусает (огонь).

- Выпал на пол уголёк, деревянный пол зажёг, не смотри, не жди, не стой, а залей его  (водой).

Ведущий: Загадки мы отгадали, жюри считает фишки, а мы готовимся к эстафете.

Задание 4. Эстафеты.

            "Пожарный номер 01"

Члены команд поочерёдно должны добежать до телефона, набрать номер пожарной охраны и сообщить о пожаре, правильно и чётко назвать свой адрес, фамилию.

            "Спаси куклу"

Ведущий: Напоминает детям правила поведения при возникновении пожара: нельзя прятаться под кроватями и в других труднодоступных местах, выбираться из задымленного помещения, нужно как можно ниже пригибаясь к полу.

На финише расположены куклы, вокруг кукол привязаны красные шары ("пламя").  

Игроки каждой команды поочерёдно должны проползти, "спасаясь от дыма", под столами до "места пожара", бережно взять в руки куклу и "вынести из огня", совершив обратный путь под столами.

Выигрывает команда, которая быстрее "спасёт" кукол.

            "Погладь платочки"

Вызывают по ребёнку из каждой команды, которые должны быстро "погладить" по 3 платочка и поднять детский утюг вверх.

Ведущий. предлагаю всем вместе поиграть.

Я буду задавать вопросы, а вы хором должны ответить: "Это я, это я, это все мои друзья!" или промолчать, будьте внимательны.

 - Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

 - Кто из вас, заметив дым, закричит: "Пожар! Горим!"

 - Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?

 - Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

 - Кто от маленькой сестрички прячет дома, дети, спички?

Молодцы! А сейчас я буду произносить фразу и, если вы со мною согласны, хлопайте в ладоши, если не согласны - сидите тихо.

 - Уходя из дома, необходимо гасить свет.

 - Если взрослых нет дома, можно взять спички и немного поиграть.

 - Незнайка утром смотрел телевизор и решил его не выключать, когда уходил "Всё равно вечером приду и буду смотреть".

 - Загорелся Кошкин дом, она спряталась под кровать.

 - Если случится пожар, я позвоню по телефону "25"

Все вы молодцы. Прекрасно справились с заданиями.

На этом наша встреча подошла к концу. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности»

В методической разработке представлена система по формированию у дошкольников правил основ пожарной безопасности....

« Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности»

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиболее о...

Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности

Проект по пожарной безопасности.Активизация целенаправленной работы по формированию у детей дошкольного возраста культуры пожаробезопасного поведения и защитной психологической реакции....

Методическая разработка "Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности"

Актуальность проекта:1.Активизация целенаправленной работы по формированию у детей дошкольного возраста культуры пожаробезопасного поведения и защитной психологической реакции.2.Азбука пожарной безопа...

Методическая разработка "Искорка" по формированию у дошкольников основ пожарной безопасности

Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного  возраста по ПБ....

Методическая разработка «Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности»

Нужно ли повторять, что спички в руках ребенка – опасная, порой смертельная игрушка? Количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальн...