Методическая разработка "Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Чекрыгина Анастасия Викторовна

Актуальность проекта:

1.Активизация целенаправленной работы по формированию у детей дошкольного возраста культуры пожаробезопасного поведения и защитной психологической реакции.
2.Азбука пожарной безопасности – залог сохранения жизни и здоровья человека.
3.Защита окружающей среды и материальных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_chekrygina_2.pptx973.24 КБ
Файл tekst_k_prezentatsii.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности» Чекрыгина Анастасия Викторовна Воспитатель ГБДОУ детского сада № 2 Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

План презентации Актуальность Новизна опыта Цель и задачи Система работы Формы работы с детьми Алгоритм создания проекта Проект «Осторожно огонь!» Проект «Опасные предметы в быту» Проект «Пожарная часть» Взаимодействие с родителями Динамика освоения Результативность Адресность Список используемой литературы

Слайд 3

Актуальность Активизация целенаправленной работы по формированию у детей дошкольного возраста культуры пожаробезопасного поведения и защитной психологической реакции. Азбука пожарной безопасности – залог сохранения жизни и здоровья человека. Защита окружающей среды и материальных ценностей.

Слайд 4

Новизна опыта Использование метода проектирования, на основе интерактивного взаимодействия с ребенком. Игровое моделирование жизненно-опасных ситуаций. Внедрение информационных технологий в педагогический процесс. Показ презентации «Спички детям не игрушка» Строительно-конструктивная деятельность

Слайд 5

Показ презентации «Пожарные ловкие, смелые, очень умелые» Детский игровой комплект «Азбука пожарной безопасности»

Слайд 6

Цель: Формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для закрепления и усвоения знаний детей о правилах пожарной безопасности. Задачи: Сформировать осознанное отношение родителей к соблюдению правил пожарной безопасности. Систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности. Учить детей правилам поведения в экстремальной ситуации. Познакомить со средствами пожаротушения, расширить знания детей о профессии пожарного, воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха.

Слайд 7

Система работы Дети Перспективное планирование Предметно-развивающая среда Совместная деятельность Анкетирование, беседы Родители Педагоги Социальное окружение Рисование пожарной машины

Слайд 8

Атрибуты для игры «Транспорт и средства пожаротушения» Дидактическая игра «Не играй с огнем» Уголок пожарной безопасности в группе «Боровичок»

Слайд 9

«Уроки безопасности» Сказки и инсценировки Целевые экскурсии Игровая деятельность Спортивные соревнования и эстафеты Акция «Мир без пожаров» 30 апреля Использование мультиме-дийных показов Конкурсы, праздники, театрализованная деятельность Выставки в «Уголке пожарной безопасности» Ознакомление с художественной литературой Формы работы с детьми

Слайд 10

«Пожарный на учении» Занятие-соревнование «Пожарный герой – он с огнем вступает в бой»

Слайд 11

Театрализация сказки «Непослушный Ёжик» Театрализация сказки «Непослушный Ёжик» Театрализация «Пожар в лесу»

Слайд 12

Алгоритм создания проекта

Слайд 13

Проект «Осторожно, огонь!» Игровая ситуация «Пожар в городе» Театрализованная сказка «Непослушный Ёжик» Коллективная работа «Пожарные тушат пожар»

Слайд 14

Проект «Опасные предметы в быту» Совместная работа с родителями «Пожароопасные предметы в быту» Коллаж «Наши друзья и враги»

Слайд 15

Проект «Пожарная часть» Макет «Пожарная часть» Тренинговая игра «Вызов пожарных» Экскурсия в Пожарно-спасательный отряд

Слайд 16

Уголок пожарной безопасности Презентация «История происхождения огня» Интерактивная деятельность детей в Уголке пожарной безопасности

Слайд 17

Партнерское взаимодействие с родителями Участие в праздниках и выставках Тренинги с участием медицинских работников Игровые тренинги Клуб «Умелые руки» Встречи, беседы, инфор-мирование Спортивно-досуговые мероприятия Участие в реализации проектов

Слайд 18

Изготовление книжек-малышек Клуб «Умелые руки»

Слайд 19

Динамика освоения образовательной программы по разделу «Основы безопасности жизнедеятельности»

Слайд 20

Результативность Становление готовности детей самостоятельно решать задачи противопожарной безопасности, разумного поведения в непредвиденных ситуациях, сформированность устойчивых навыков самосохранения; Готовность родителей принимать участие в совместной работе с детьми и педагогами по разделу «Пожарная безопасность» Обогащение предметно-развивающей среды атрибутами, играми по противопожарной безопасности Накопление методических разработок, медиатеки по основам пожарной безопасности

Слайд 21

Адресность

Слайд 22

Список используемой литературы 1. Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», «Детство-пресс», 2002 г. 2. «Азбука пожарной безопасности» Пособие для педагогов, психологов и родителей. Под редакцией Л.Б.Боряевой , РГПУ им.А.И.Герцена , Санкт-Петербург,2009 г. 3. Н.С.Голицына, С.В.Люзина , Е.Е.Бухарова «ОБЖ для старших дошкольников. Система работы», Москва, 2010 г. 4. Журнал «Ребенок в детском саду», № 6, 2006 г. 5. Журнал «Ребенок в детском саду», № 5, 2006 г. 6. Г.В.Иванова «Пожарная безопасность. Разработки занятий. Средняя группа», Корифей, Волгоград, 2009 г. 7. О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Как вести себя» Пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста, Просвещение, Москва, 2005 г. 8. Л. Радзиевская «Азбука безопасности. Ты один дома», Литература, Санкт-Петербург, 2008 г.

Слайд 23

Чекрыгина Анастасия Викторовна Воспитатель ГБДОУ детского сада № 2 Кронштадтского района Санкт-Петербурга Контакты: 8-953-357-81-49 «Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности»



Предварительный просмотр:

Приоритетным направлением моей работы является развитие позновательных способностей ребенка дошкольного возраста. Современные  федеральные государственные требования направлены на реализацию областей, ориентированных на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей.

Я много лет реализую программу Авдеевой Н.Н. «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Программа разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования.

Сегодня я хочу представить вам одно из направлений моей работы с детьми «Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности».

Актуальность. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в нашем городе. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые происходят по вине человека, часть причиной пожара является детская шалость. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте  возникают благоприятные условия для воспитания у ребёнка чувств опасности перед огнём, навыков умелого обращения с ними и овладения знаниями помогающими предупредить загорания или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

Новизна опыта. Знания детей по правилам пожарной безопасности будут эффективными лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил является игра, игровые ситуации, игровое моделирование. А использование мультимедийной системы позволяет представить обучающий материал в более доступной форме. В нашем учреждении активно используется Детский игровой комплект «Азбука пожарной безопасности». Он интересен по содержанию ,занимателен по форме, ориентирован на детей дошкольного возраста, дети берут на себя разные игровые роли, моделируя движения пожарного автомобиля, работу пожарных и поведение тех, кто оказался в трудной ситуации.

Цель опыта. Формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для закрепления и усвоения знаний детей о правилах пожарной безопасности.

Задачи. Задача взрослых (педагогов, родителей, близких родственников – всех тех, кто рядом с ребенком) – предотвратить опасные ситуации, сохранив тем самым здоровье детей, а зачастую и их жизнь. Именно поэтому такое огромное значение имеет своевременное формирование у дошкольников, а затем и у школьников навыков и умений поведения в кризисных ситуациях.

Система работы.  В систему работы по формированию основ пожаробезопасного поведения дошкольников заложен принцип интеграции педагогического процесса. Целеполагающим является установление психологического контакта с объектами, которые доступны для восприятия ребенка, участниками которого являются дети, педагоги и родители. Система работы построена в соответствии с Федеральными государственными требованиями. Обучение детей правилам пожарной безопасности предполагает:

  • Постановку и решение различных воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих задач с учетом возраста, интеллектуального и сенсомоторного развития детей;
  • Создание соответствующей предметно-развивающей среды;
  • Организацию обучающих игр по теме уроки пожарной безопасности.

Формы работы. Основной формой работы с детьми являются уроки безопасности, которые знакомят детей со знаками пожарной безопасности, с правилами поведения людей в экстремальных пожарных ситуациях и развивают пространственную ориентировку детей.

Спортивные игры и соревнования вызывают у детей сопереживание, чувство гордости, связанное с победой.

В нашем детском саду стало традицией проведение тематических спектаклей с участием детей и взрослых, особый восторг у детей вызвали интерактивные костюмированные спектакли «Пожар в лесу», «Непослушный ёжик», «Кошкин дом».

Алгоритм. В своей практике наиболее результативными считаю проекты: «Осторожно огонь», «Опасные предметы в быту», «Пожарная часть».

Уголок пожарной безопасности. Для успешного освоения детьми программного материала из образовательной области «Безопасность» был создан уголок пожарной безопасности, в котором проводятся экскурсии, показ презентаций, интерактивные занятия для детей нашего детского сада. В уголке пожарной безопасности представлены дидактические игры, детская художественная литература, наглядный материал, фотографии,  иллюстрации к сказкам, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, макеты.

Работа с родителями. Работа дошкольного учреждения по усвоению детьми правил пожарной безопасности может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. Поэтому, осуществляя работу по профилактике нарушения пожарной безопасности с семьями воспитанников  мы строим контакт так, чтобы родители из пассивно принимающих информацию, становились активно действующими в процессе ее усвоения. Родители участвуют в игровых тренингах, выставках, викторинах, создание стен газет, в театральных постановках, фотовыставках.

Динамика. В результате комплексной работы с детьми, используя метод проектирования и дифференцированный подход, была изучена динамика освоения образовательной программы по разделу «Основы безопасности жизнедеятельности», по которой можно выявить рост знаний детей.

-решение игровых проблемных ситуаций на 13%

-средства пожаротушения на 7%

-познавательно-речевая активность на 13%

Результативность. Показателями результативности я считаю:

- готовность детей самостоятельно решать задачи противопожарной безопасности;

- участие родителей в совместной работе с детьми и педагогами по разделу «Пожарная безопасность»;

-Накопление  методических разработок;

-Обогащение предметно-развивающей среды атрибутами, играми по противопожарной безопасности;

Адресность. Мой опыт работы могут использовать не только люди имеющие профессиональные знания в области воспитания детей но и родители.

Представленный перечень литературы можно широко использовать в работе по  Формированию у дошкольников основ пожарной безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности»

В методической разработке представлена система по формированию у дошкольников правил основ пожарной безопасности....

« Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности»

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиболее о...

Методическая разработка "Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности"

Данная методическая разработка поможет воспитателям формировать у детей знания о правилах поведения во время пожара, основах безопасного поведения...

Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности

Проект по пожарной безопасности.Активизация целенаправленной работы по формированию у детей дошкольного возраста культуры пожаробезопасного поведения и защитной психологической реакции....

Методическая разработка "Искорка" по формированию у дошкольников основ пожарной безопасности

Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного  возраста по ПБ....

Методическая разработка «Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности»

Нужно ли повторять, что спички в руках ребенка – опасная, порой смертельная игрушка? Количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальн...