Педагогический опыт работы "Влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Угач Светлана Санировна

Представление опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_raboty.docx79.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области.

Воспитатель: Угач Светлана Санировна.

          Педагогическая система работы

 «Влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей раннего возраста дошкольного учреждения»

       С приходом в детский сад  у ребенка начинается новый этап в его жизни.

 Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения – самостоятельность, внимание к окружающим, готовность помочь другому ребенку, а также способность находиться в группе детей.  Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и  эмоциональными расстройствами.    

    Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

     «Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации:

- внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность);

- внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды)».        

  Психологи (Р.Калинина, Л.Семенова, Г.Яковлева)  указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем легче будут складываться его отношения с коллективом в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания. Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. Но, с другой стороны отсутствие эмоциональной связи с матерью может пагубно отразиться на дальнейшем развитии ребенка.

      В ходе проведенного учеными Р. Калининой, Л. Семеновой, Г.Яковлевой исследований  было выделено три фазы адаптационного процесса:

1)  острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2)  подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);

3)  фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Чаще всего периодом адаптации называют острую фазу общего адаптационного процесса. По наблюдениям психологов средний срок этого периода в норме составляет:

-  В яслях - 7-10 дней

-  В детском саду в 3 года - 2-3 недели

-  В старшем дошкольном возрасте - 1 месяц

  В течение острого периода адаптации воспитателями и медиками заполняется лист адаптации. По результатам прохождения острой фазы адаптационного периода различают три степени тяжести:

  • легкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;

  • адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;

  • тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время, и ребенок приспосабливается к организованному коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем.

  По тому, как дети приспосабливаются к детскому саду, какова степень тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода, их можно разделить на три основные группы.

   Первая группа - дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант. Но постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома.

  Во вторую группу попадают дети без нервных расстройств - они в детском саду «всего лишь» начинают часто болеть. Еще бы, происходит «обмен» всевозможными инфекциями. Подобную «прививку» могут выдержать далеко не все дети - у многих начинаются ОРЗ и прочие неприятности.

  Третья группа, почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают детский сад без особых потерь, более или менее с желанием.

   Можно сделать вывод:

    Адаптация ребенка к новым для него условиям среды – тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все уровни его. Стресс, возникающий в это время у ребенка, превращает на время малыша в другого человека, разрушает его защитные барьеры, изменяет ряд важных физиологических реакций, необходимых для поддержки состояния здоровья.

    Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей.   У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и пережитого. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества. С его помощью малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.

    Изобразительная деятельность ребенка составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте: способствует снятию тревожности, агрессии, интенсивного развития эмоционального мира и общения.

  В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Художественная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.

    Мне, как воспитателю группы раннего возраста близка и важна данная тема. Моё мнение, что использование воспитателем изобразительной деятельности обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка в период адаптации к ДОУ.

   Цель моего опыта работы: формирование эмоциональной сферы и благополучной адаптации детей с помощью изобразительной деятельности в группе раннего возраста в условиях детского сада.

Задачи:

  1. Создать эмоционально - комфортных условий в группе раннего возраста в дошкольном учреждении во время адаптации детей.
  2. Помочь детям как можно легче и быстрее привыкнуть к новой для них организации жизни с помощью изобразительной деятельности.
  3. Повышать уровень знаний родителей о периоде адаптации их детей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.
  4. Повышать уровень компетентности в вопросе адаптации дошкольников у педагогического коллектива.

Ожидаемые результаты:

Использование воспитателем изобразительной деятельности построенной по выявлению организационно педагогических критериев обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка в период адаптации к ДОУ.

    Для достижения поставленной цели и задач необходима реализация следующих действий:

  • Создание центра художественного творчества по изобразительной деятельности «Умелые ручки».
  • Обучение воспитанников навыкам нетрадиционной техники в изобразительной деятельности.
  • Создание у  родителей устойчивого интереса к вопросам адаптации их детей и к вопросам изотерапии в данный период.
  • Разработка системы работы по изобразительной деятельности в период адаптации с использованием нетрадиционных техник.
  • Подбор материалов для основной образовательной деятельности.
  • Составление картотеки игровых упражнений.
  • Разработка перспективного планирования по игровым занятия в изобразительной деятельности.
  • Ведение листов адаптации.
  • Анкетирование родителей, консультации, беседы по вопросам адаптации.

     При решении поставленных задач применяла следующие формы, методы и приемы работы:

Формы:

  1. Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
  2. Самостоятельная деятельность в изо центре «Умелые ручки».
  3. Игровые занятия по подгруппам, индивидуальная работа с новичками.
  4. Игровые упражнения на эмоциональный комфорт воспитанников.
  5. Целевые прогулки, экскурсии.
  6. Развлечение, досуг.

Методы и приемы:

1.Продуктивный метод (готовые знания реализуются в практической деятельности).

2.Игровой метод – игровые поручения, дидактические игры – занятия, подвижные игры с предметами, игры поискового характера.

3. Словесный метод – подборка стихотворений, потешек, загадок для использования на игровых занятиях.

4. Наглядный метод – иллюстрации, презентации, демонстрационный и раздаточный материал, центр изобразительного творчества в игровой комнате для свободного доступа детей.

Работу выстраивала  с  использованием следующих технологий:

  • Технология интеграции (объединение нескольких образовательных областей на игровых занятиях по художественному творчеству).
  • Игровые технологии с целью создания комфортной эмоциональной обстановки в период адаптации.
  • Технология решения проблемных ситуаций в режимных моментах.
  • Информационно - коммуникационные технологии.
  • Технология художественного творчества с целью снятия эмоционального напряжения в период адаптации моих воспитанников.

Свою работу по изобразительной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации я построила на основе следующих дидактических принципах:

  • принцип деятельности – включение ребенка в игровую деятельность, познавательную, художественно эстетическую с целью стимулирования активной жизненной позиции;
  • принцип стандартизации базовых знаний, умений и навыков по возрастным группам;
  • принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
  • принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
  • принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
  • принцип целостности базовых знаний, умений и навыков;
  • принцип дифференцированного подхода к содержанию изучаемого материала - решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
  • принцип связи применять полученные знания на практике;
  • принцип преемственности  взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Опыт работы состоял из трех этапов:        

Этап первый – подготовительный:

В 2014 году на базе МДОБУ «Д/С № 5 «Тынденок» была открыта группа раннего возраста (1 – 2 года), я работала воспитателем. При поступлении детей в детское учреждение мной были заведены персональные листы адаптации воспитанников. И проведено первичное анкетирование родителей. Также в течение первой недели посещения малышами детского сада велось наблюдение за поведением и эмоциональным состоянием, с внесением всех результатов в листы адаптации.

Этап второй – основной (2014 - 2016 учебный год)

Проведение мероприятий, направленных на решение эмоциональных проблем в период адаптации с использованием не традиционных техник в изобразительной деятельности. Проводилась дополнительная работа по подгруппам и индивидуально (кружковая работа «Умелые ручки).

Этап третий – заключительный (2016 год)

    Проведение анализа работы за последние два года. Оформление своего опыта работы и его передачи  коллегам в дошкольном учреждении, на городском конкурсе «Путь в профессию» для молодых специалистов, и представление своего опыта на область во время повышения квалификации специалистов на тему «Влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации». В заключение рассмотрены перспективы на дальнейшую работу по данной теме в младшем дошкольном возрасте.

    На первом этапе проводилось диагностическое исследование по сбору информации о ребенке, его семье, уровне его подготовленности к дошкольному учреждению, об индивидуальных особенностях ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, какие методы поощрения и наказания приемлемы для ребенка. Были использованы методы наблюдения, беседы и статистическая обработка данных. Диагностика основана на следующих методиках:

  • Волосова Е. Б. «Развитие ребенка раннего возраста».
  • Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина «Оценка эмоционального состояния ребенка в период адаптации»
  • Определение психолого-педагогических параметров готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение.

 Все полученные показатели вносились в персональные листы адаптации. (Приложение).

   1.По результатам оценки проявления эмоционального состояния детей на начало первого учебного года мной были получены следующие данные:

      Из 20 детей первой группы раннего возраста на начало учебного года 2014 -2015 года  у 20% воспитанников выражена 1 степень эмоционального состояния (высокий уровень устойчивости к стрессовым ситуациям). У 35% - 2 степень (средний уровень) и у 45% - 3 степень (низкий уровень).

    2. При определении психолого-педагогических параметров определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение были получены следующие результаты.

     Результаты данной диагностики показали, что из 20 детей в первой группе раннего возраста 14% воспитанников готовы для поступления в детский сад, 40% готовы условно, 46% не готовы к посещению ДОУ.

  По результатам проведенной диагностики был составлен план работы воспитательно-образовательного процесса. Разработан методический материал дополнительной кружковой работы по изобразительной работе «Умелые ручки». (Приложение).

  Оформлена картотека игр и игровых упражнений, направленных на создание эмоционального комфорта воспитанников.  (Приложение).

  Разработаны консультативные материалы для родителей в период адаптации малышей.  (Приложение).

  На втором этапе воспитательная работа осуществлялась через разные формы работы:

  • Создание изоцентра в группе.
  • Создание игрового центра «Песка и воды».
  • Игровые упражнения в подгруппах и индивидуально.
  • Игровые занятия по изобразительной деятельности.
  • Тематические развлечения для положительного эмоционального состояния детей «Осень в гости к нам пришла», «Новогодний хоровод», «Встречаем весну», «Праздник воды и песка»
  • Открытые игровые – занятия «Волшебные снежинки», «Весенняя капель», «В гостях у лета».
  • Оформлен уголок для родителей на тему «Адаптация в детском саду», «Возрастные особенности ребенка раннего возраста», «Шпаргалки для родителей».

    При открытии группы раннего возраста в дошкольном учреждении мной был создан центр изобразительной деятельности «Умелые ручки» и центр «Песка и воды», в свободном доступе для воспитанников.

 Создавая данные центры, я опиралась на основные требования ФГОС.

1. Созданная предметно-пространственная развивающая среда группы выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она направлена на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. При создании среды учитывалось гибкое и вариативное использование пространства, она служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора легко сменяемые.

5. В группе предусмотрено место для детской творчества.

 6. Учитывались закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребительской сферы.

7. Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывалась ведущая роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

    Мои наблюдения показали, что дети в процессе песочной игры искренне и эмоционально переживают события, а совместные переживания укрепляют и сплачивают детский коллектив. У детей возникает потребность к совместным играм и контактам друг с другом, что положительно сказывается на адаптации. Кроме того, уход за песком помогает детям освоиться с правилами поведения в ДОУ. Дети учатся самостоятельно ухаживать за песком: собирать его в песочницу лопатками, следить за тем, чтобы барьер песочницы был чистым после игр, игрушки очищены от песка и собраны в специальную коробку. Здесь можно использовать трудовые поручения.

     А изобразительная художественная деятельность позволяет людям справиться со многими психологическими проблемами. В том числе и со стрессами. Поскольку ребенок раннего дошкольного возраста ограничен в способах избавления от стресса, связанного с периодом адаптации, на помощь ему может придти  игра в таких интересных центрах. Занимаясь,  малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой для себя ситуации общения с детьми.

    Игровые занятия вначале проводила индивидуально с каждым малышом,

 впервые пришедшим в группу начиная с 5 минут и постепенно увеличивая до 15 минут. Затем с подгруппой детей. На занятиях использовала различные виды игр «Рисование пальчиками», «Разноцветные кирпичики», «Рисование по мокрому листу», «Цветные брызги», «Зеркальное озеро», «Простые фигурки», «Сюжетные картинки», «Кляксография», «Разрисовка камешков», «Поролоновые рисунки», «Рисование вдвоем».

    Считаю, что на таких занятиях роль педагога должна быть направляющей. Не ограничивать ребенка и не навязывать своего мнения. Педагог обязан проявлять внимательное и терпеливое отношение к детям, чтобы ребенок чувствовал к себе любовь и заботу взрослого, что его принимают таким, какой он есть. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок» должна обязательно включать игры и упражнения в центрах «Песка и воды» и «Умелые ручки».

   Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. 

    При проведении основной образовательной деятельности по изобразительной деятельности мной решаются не только задачи по эмоциональной сфере в период адаптации детей и формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические задачи в познавательной сфере ребенка; задачи по речевому развитию и развитию мелкой моторики. Развивая творческие способности своих воспитанников средствами нетрадиционных техник изобразительной деятельности можно провести связь с другими образовательными областями:

  • «Познавательное развитие»,
  • «Речевое развитие»,
  • «Социально – Коммуникативное развитие»,
  • «Физическое развитие»,
  • «Художественно – эстетическое развитие».

Интеграция образовательных областей четко прослеживается в тематических развлечениях для положительного эмоционального состояния детей:

 «Осень в гости к нам пришла», «Новогодний хоровод», «Встречаем весну», «Праздник воды и песка». И на открытых игровых – занятиях «Волшебные снежинки», «Весенняя капель», «В гостях у лета».

Интеграция проводила по следующим направлениям:

- познание (знакомство с предметами окружения) + музыка + художественная литература + художественное творчество (рисование).

- коммуникация (речь) + познание (экспериментально-исследовательская) + художественное творчество (рисование на камешках).

- познание (сенсорика) + физическая культура (подвижные игры) + художественное творчество + музыка.

- познание (экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим) + художественное творчество + коммуникация (общение, речь).

      Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.  

      Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

    Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

     Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

     При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.

   Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел, природный материал и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.

  На занятиях художественной деятельностью развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

  Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления.

  В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Художественная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.

  Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест. Изобразительную деятельность использовала для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

  На занятиях использовались такие виды художественной деятельности, как рисование на бумаге (кисточками, руками), рисование красками на камне, рисование на песке, аппликация, лепка из теста.

1.  Рисование на бумаге руками и кисточками.

a)  знакомство с материалами (краски, ручки и бумага);

b)  рисование пальчиковыми красками (вместе с другими детьми) (правила рисования: мыть руки после работы, не пачкать детей и окружающее и т.д.);

c)  простейшие рисунки: линии (дождик, дорожки и т.д.);

d)  рисование рядом с другими детьми (у каждого свои инструменты, чтобы детям не приходилось их делить);

e)  рисование гуашью, кисточками (сначала одной краской) (правила рисования: мыть кисточку, рисовать на листе бумаги и т.д.).

2.  Рисование красками на камне.

a)  совместный поиск природного материала

b)  знакомство с материалом

c)  рисование гуашью, кисточками и т.д.

3.  Работа с песком.

a)  рисование на песке;

b)  создание из песка фигурок с помощью формочек;

c)  создание из песка горок, ямок и т.д.

4.  Аппликация.

a)  знакомство с материалом (бумага цветная, клей, ножницы);

b)  приклеивание готовых деталей;

c)  разрезание бумаги

5.  Лепка из теста.

a)  знакомство с материалом (тесто);

b)  простейшие приемы работы с тестом (разминание, катание колбасок, шариков, отщипывание).

    Успех работы с малышами во многом зависит от взаимодействия с родителями. Чем теснее это взаимодействие, тем успешнее становится ребѐнок. Я уверена, что каждый успех ребѐнка в творчестве и в личностном плане следует довести до сведения родителей, тем самым ребѐнок имеет возможность получить похвалу не только от воспитателя, но и от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание».

   Применяемые формы работы с родителями:

  • Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;
  • Педагогические беседы с родителями;
  • Тематические консультации;
  • Организация ― уголков для родителей;
  • Мастер-классы.
  • Оформление выставок.
  • Работа с родительским активом группы.

   В своем опыте я придерживалась следующих приемов взаимодействия с родителями:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон.

2. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

3. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

4. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей.

  Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

5. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

6. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

   Оформила уголок для родителей на тему «Адаптация в детском саду». «Возрастные особенности ребенка раннего возраста», «Шпаргалки для родителей».

   Работа по теме: «Влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей раннего возраста дошкольного учреждения» мной велась на протяжении двух лет с 2014 по 2016 учебные годы. За эти два года в конце каждого учебного года проводилась диагностика с целью прослеживания динамики развития моих воспитанников.

Третий этап – заключительный.

Результаты диагностики за 2014 – 2016 учебные годы:

  1. Оценка проявления эмоционального состояния детей:

   В течение этих двух лет степени эмоционального состояния положительно изменились. Так в мае 2016 года,  1 степень выражена на 65% от всей группы -13 детей – постоянно, посещающие детский сад.

 2 степень выражена на 20% от всего детского коллектива группы (4 ребенка – реже, посещающие ДОУ). 3 степень выражена на 15% - это 3 ребенка, часто болеющие и практически не посещающие детский сад, на протяжении двух лет.

  1. Готовность детей к переходу в младшую группу дошкольного учреждения с 3 до 4 лет.

Из диаграммы видно, что 70% от всей группы детей готовы к переходу из второй группы раннего возраста в младшую группу дошкольного учреждения.  15% готовы условно. 15% - не готовы, это трое детей, которые часто болеют и редко посещают детский сад.

Анализ проведенной работы:

  1. Использование воспитателем изобразительной деятельности  обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка в период адаптации к ДОУ.
  2. Плодотворная работа с родителями в период адаптации их детей, положительно проявилась в эмоциональном состоянии малышей.
  3. В процессе творчества маленькие дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром.

Можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки изобразительной деятельности. А именно: малыши слышат воспитателя, правильно выполняют задания, у большинства детей сформированы сенсорные эталоны: цвет, форма, величина. Повысился уровень понимания речи, пополнен активный словарь, многие дети с удовольствием демонстрируют свои успехи родителям, просят порисовать с помощью нетрадиционных материалов. Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня. 

Библиография:

1  Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Наука, 2000. – 456 с.

2  Андриенко Е.В. Социальная психология. / Е.В. Андриенко. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 452 с.

3  Баркан, А.И. Его Величество Ребенок / А.И. Баркан.– М.: Столетие, 2005. – 368 с.

4  Битянова М.Р. Социальная психология. / М.Р. Битянова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000. – 390 с.

5  Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания. / Е.В. Бондаревская. – М.: Педагогика. 2001. – 123 с.

6  Божович Л.И., Личность и ее развитие в детском возрасте. М., 2008.

7  Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева. – М.: Просвещение, 2006. – 278 с.

8  Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. М.; Рига, 2000.

9  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М., 1991.

10  Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. / Л.С. Выготский – М.: Наука, 2000. –526 с.

11  Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М., 2004.

12  Доронова Т.Н., Соловьева Е.В. и др. Дошкольное учреждение и семья. М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.

13  Калинина, Р., Семенова, Л., Яковлева, Г. Ребенок пошел в детский сад… / Р. Калинина Л. Семенова, Г. Яковлева // Дошкольное воспитание. 1998. №4. – с.2-11.

14  Камаров М.М. Психология педагогического мышления / М.М. Камаров. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС,2008. – 238 с.

15  Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. / Я.Л. Коломинский. – Минск: Политиздат, 2003. – 298 с.

16  Компенсирующее дошкольное учреждение: опыт социальной адаптации детей с туберкулезной интоксикацией. Красноярск: КВПУ№2, 1997. – 103с.

17  Куркина И. Адаптация без угроз и обещаний. // Детский сад со всех сторон. 2000. №6

18  Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. / В.И. Лубовский – М.: Педагогика,2001.

19  Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 1996.

20  Михайлова А. Новые программы для детского сада // Дошкольное воспитание.2005. №8. – с.13-15.

21  Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 2001.

22  Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М., 2000.

23  Петровская А.В. Возрастная психология. / А.В. Петровская. – М.: Наука, 2009. – 348 с.

24  Печора К.Л., Пантюхина, Г.В., Голубева, Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 172 с.

25  Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. М.; 2000.

26  Прохорова А. Школа юных живописцев. Раннее развитие художественных способностей // «Мама и малыш», 2004, №5.

27  Психологическая диагностика детей и подростков. Учебное пособие для студентов: М.к.Акимова, Г.А.Берулава, Е.М.Борисова и др. / Под ред. К.М.Гуревича и Е.М.Борисовой. - М.: Международная педагогическая академия, 2005.

28  Репина Т.А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной М.: Педагогика, 2008. – 125 с.

29  Репина Т.А. , Стеркина, Р.Б. Общение детей в детском саду и семье. / Т.А. Репина Р.Б. Стеркина. – М.: Просвещение. 2000. – 160 с.

30  Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. / В.В. Рубцов. – М.: Педагогика, 2007. – 267 с.

31  Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. / А.Г. Рузская. – М.: Карапуз, 2009. – с.189.

32  Смирнова Е. Ранний дошкольный возраст: становление произвольного поведения.// Дошкольное воспитание, №3, 2008. с.85-94.

33  Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. / Е.О. Смирнова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000. – 160 с.

34  Степанова Г. Эмоциональные состояния ребенка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада / Г.Степанова //  Дошкольное воспитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Взяимосвязь театрализованной деятельности и изобразительной деятельности в процессе обучения и воспитания"

участия в Региональном семенаре-практикуме" Театральная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей до школьного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО" издательство...

Инновационный педагогический опыт «Использование Олимпийского образования в процессе физического развития дошкольников»

Включение Олимпийского образования в процесс обучения способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию, дает возможность объединить воспитательные, развивающие и обучающие це...

Педагогический опыт "Использование ИКТ в образовательном процессе ДОО"

По завершении работы над пректомобощила свой опыт , проект был долгосрочным, увлекательным и актуальным...

Мой педагогический опыт "Влияние театрализованной деятельности в ДОУ на духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе"

laquo;Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира…» Борис Михайлович Теплов. Проблем...

Обобщение педагогического опыта по теме «Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации к ДОУ детей раннего возраста»

Адаптация ребенка к новым для него условиям среды – тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его  уровни. Стр...