Инновационный педагогический опыт «Использование Олимпийского образования в процессе физического развития дошкольников»
проект по теме

Включение Олимпийского образования в процесс обучения способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию, дает возможность объединить воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи процесса образования детей дошкольного возраста не только системе физкультурно - оздоровительной работы ДОУ, но и во всем воспитательно-образовательном комплексе семьи, детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_pedagogicheskiy_opyt_n.v.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Наличие инновационного педагогического опыта на тему: «Использование Олимпийского образования в процессе физического развития дошкольников»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Проблема  ухудшения  здоровья  подрастающего  поколения  приобретает  все большую актуальность.

В настоящее время в России ежегодно общий уровень отклонения в состоянии здоровья детей возрастает. Из-за образа современной жизни у большинства взрослых слабый мотивационный аспект двигательной активности и низкий уровень представлений о здоровом образе.

Воспитание личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социальных групп населения России,  и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Её решение требует активного, осмысленного отношения к своему здоровью и укрепления его с детских лет.

Физическое воспитание в современном дошкольном учреждении должно опираться на создание предпосылок для интегративного развития средствами физической культуры интеллектуальных способностей.

Включение Олимпийского образования в процесс обучения способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию, дает возможность объединить воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи процесса образования детей дошкольного возраста не только системе физкультурно - оздоровительной работы ДОУ, но и во всем воспитательно-образовательном комплексе семьи, детского сада.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармоничного физического развития. Нельзя не согласиться, что одной из первостепенных задач воспитательного процесса является физическое воспитание дошкольников. Правильное физическое развитие детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического развития. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Практика показывает, что существует большое количество различных форм двигательной активности у дошкольников, но с другой стороны, дети не проявляют осознанного отношения к значимости занятий физической культурой, не проявляют инициативы в овладении новыми видами движений, не интересуются спортивными событиями. В связи с этим мы должны формировать у детей потребность к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, обогащать  двигательный  опыт через популяризацию олимпийского движения.

Теоретическая база опыта.

1. Анисимова Т. Г.  Физическое развитие детей 5 – 7 лет - Волгоград:  Учитель, 2009.

2. Воронкова Е. К. Формирование двигательной активности детей 5- 7 лет - Волгоград:  Учитель, 2012.

3. Дик Н. Ф. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников – Ростов: Феникс, 2005. Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 256 с. 

4. Доскин В. А., Голубева Л. Г.  Как сохранить и укрепить здоровье ребенка – М.: Просвещение, 2006.

5. Кириллова Ю. А.  Олимпийские игры: прошлое и настоящее. Детство-пресс, 2011. 

6. Емельянова Э.Л Расскажите детям об Олимпийских играх.

7. Кучма И. И.  Олимпийские игры в ДОУ. Корифей, 2011.

8.  Филиппова С. О.,  Волосникова Т.В  Олимпийское образование дошкольников: Метод. пособие. — СПб.:  Детство-Пресс, 2007.

9. Интернет – ресурсы.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Разрабатывая проект, определила его цель:

- формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством знакомства с Олимпийским движением.

Задачи

  • Формировать осознанную потребность в двигательной деятельности и физическом совершенствовании.
  • Содействовать обогащению двигательного опыта.
  • Развивать у детей интерес к различным видам спорта.
  • Создать у детей представление об Олимпийских играх как международных спортивных соревнованиях.
  • Ознакомить детей с адекватными  для дошкольного возраста сведениями из истории Олимпийского движения древности и современности.
  • Совершенствовать формы взаимодействия детского сада, семьи и ГБУ ДО «ЦСП ДЮСШ по баскетболу и волейболу РМ» по направлению физического развития и олимпийского образования воспитанников.
  • Активизировать познавательные процессы: расширить кругозор детей через обсуждение и участие в спортивных мероприятиях.

Проект по доминирующей линии: практико – ориентированный, по содержанию социально – педагогический, по продолжительности - средней продолжительности.

В проекте участвуют  дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, инструктор по физической культуре, тренер ГБУ ДО «ЦСП ДЮСШ по баскетболу и волейболу РМ».

Проект  разработан по блокам.

1. Аналитический блок:

- анкетирование;

- тестирование;

- мониторинг.

2. Информационный блок:

- подбор наглядной информации, атрибутов;

- оформление постера, папок-передвижек;

- составление памяток, буклетов для родителей;

- проведение выставок, презентаций;

- рекомендации для воспитателей.

3. Практический блок:        

- интегрированные занятия по теме проекта, комплексы ритмической гимнастики, игровой стретчинг;

- беседы, просмотр презентаций;

- игры, эстафеты, конкурсы;

- праздники, досуги, дни здоровья.

Реализую свой проект поэтапно.

Первый этап – поисково-аналитический.

Для этого  изучила современные нормативные документы, технологии по теме проекта.

Провела анкетирование родителей: « Какое место занимает физкультура в вашей семье?».

Разработала перспективный  план  НООД, физкультурно – оздоровительных мероприятий с учетом национально-регионального компонента.

 Пополнила картотеки комплекса общеразвивающих, дыхательных упражнений, самомассажа и релаксации на спортивную тематику.

Провела начальный мониторинг состояния здоровья и физического развития детей.

Второй этап – практический.

На данном этапе проводила  непосредственно организованную  деятельность с детьми, развлечения, праздники, досуги, экскурсии, интерактивные игры, дни здоровья.

Детям была организована  обзорная экскурсия в ЦОП ДЮСШ. Затем там состоялась встреча наших воспитанников с чемпионом по греко-римской борьбе Г. В. Атмакиным, и победителем Кубка мира в Иране по греко-римской борьбе З. Кабалоевым. В МДОУ была приглашена спортсменка Мордовии, семикратная чемпионка России по бодибилдингу Н. Абрамова. Она показала детям мастер-класс и побеседовала с детьми о пользе спорта.

Работа по проекту ведется в тесном сотрудничестве с родителями.                                      Для них проведены консультации: « Развитие двигательного творчества детей дошкольного возраста через использование подвижных игр», «Организация физического воспитания в семье». Были организованы мастер – классы: «Гимнастика вдвоем», «Малыши открывают мир спортивной гимнастики» (с приглашением гимнасток ЦСП ДЮСШ), «Её величество гимнастика» (с приглашением тренера ЦСП ДЮСШ Бекшаевой М. Р.). Были оформлены памятки, рекомендации для родителей.

В течение года были проведены консультации для воспитателей:

-«Физическая культура и другие способы сохранения здоровья»,

- «Использование нетрадиционного спортивного оборудования в работе с детьми на прогулке».

Для детей был организован конкурс рисунков:  «Здоровье глазами ребенка», «О спорт! Ты - мир!».

Следующий этап реализации проекта  – презентационный.

Для родителей детского сада была показана мультимедийная презентация «Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ».

Для детей и воспитателей были организованы показы слайд – шоу: «Мордовия спортивная», «Спортсмены Мордовии – наша гордость».

Последний этап проекта – контрольный.

Анализ результативности.

       Результаты реализации олимпийского проекта не заставили себя долго ждать. В процессе проведения подготовки к малым олимпийским играм дети пополнили словарный запас.  В их словаре появились такие новые для них слова, как скелетон, кёрлинг, бобслей. Дети накопили тот теоретический опыт, который в дальнейшем смогут повторить и закрепить в сюжетной двигательной деятельности, организуемой инструктором  по физическому воспитанию и воспитателями, а главное, в самостоятельной двигательной  деятельности.  У детей появилась потребность в занятиях физкультурой, при каждой встрече они спрашивают, когда будут следующие соревнования. Большой популярностью пользуется ФОК. Дети вместе с родителями часто посещают его.

 Проведя опрос с детьми, мы выяснили, что у детей появился интерес к происходящим в стране спортивным событиям. Они различают многие виды спорта, есть у них свои любимые спортсмены, за которых они болеют и желают им победить на Олимпиаде.

Заметно вырос интерес не только к занятиям физической культурой, но и к большому спорту - количество детей занимающихся в спортивных секциях, увеличилось до 10 человек. Приобретённые навыки помогают детям осознанно выбирать виды спорта. Как известно, спортивные дети всегда проявляют личностные и интегративные качества: активность, успешность, самостоятельность, коммуникативность, они  просто талантливые личности.

Олимпийское образование позволяет нам более эффективно организовать работу по формированию здорового образа жизни дошкольников. Оно играет важную роль в совершенствовании физической культуры ребёнка. Кто знает, может быть, через несколько лет кто-нибудь из наших воспитанников будет прославлять наш город и  Россию на олимпийских играх

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.  

В процессе работы над проектом  возникали некоторые трудности объективного характера. В некоторых семьях родители по ряду  причин (трудовая занятость, отсутствие опыта) не могли оказать помощи, которая была необходима нам.  

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Педагогический опыт предназначен инструкторам по физической культуре дошкольных образовательных учреждений, воспитателям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт «Использование современных технологий в формировании информационно-музыкальных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста».

Семенар музыкальных руководителей 2012 года в нашем городе проходил впервые, где приняли участие все детские сады города и района...

Инновационный педагогический опыт: "Использование природного материала в художественной деятельности детей"

"Использование природного материала в художественной деятельности детей"...

Собственный инновационный педагогический опыт. "Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников"

Cистема дидактических игр этнокультурного содержания,   ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональ...

Инновационный педагогический опыт "Использование современных оздоровительных технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотр...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ «Использование информационно-коммуникационных технологий и интернет - технологий – ключ к успешной коррекции речевых нарушений»

 В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, так как возникает потребность в обновлении содержания образования и достижения нового к...

Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционной техники изображения при обучении рисованию дошкольников" (экспериментальная работа)

Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения.Рисование прио...