Инновационный педагогический опыт «Использование современных технологий в формировании информационно-музыкальных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста».
учебно-методический материал по теме

Лариса Геннадиевна Ульзутуева

Семенар музыкальных руководителей 2012 года в нашем городе проходил впервые, где приняли участие все детские сады города и района

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение Белоярского района

«Детский сад комбинированного вида «Снегирек» г. Белоярский»

                

Инновационный педагогический опыт

   «Использование современных технологий в формировании информационно-музыкальных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста».  

Музыкальный руководитель

Ульзутуева Лариса Геннадиевна.

г. Белоярский.

2012 г.

Сведения об авторе:

Ф.И.О. Ульзутуева Лариса Геннадиевна

Образование: среднее - специальное

Название (полное) учебного заведения, год его окончания :Донецкое музыкальное училище 1988 г.

Специальность по диплому:  руководитель хора, преподаватель сольфеджио, преподаватель музыки в школе

Место работы: МАДОУ «Детский сад  «Снегирек» г. Белоярский»
Должность:  музыкальный руководитель 

Педагогический стаж:  3 года

Квалификация:  нет

«Единственная возможность научить ребёнка жить в существующих условиях,

 это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями»

Джон Дьюи

Актуальность

          Доподлинно известно значение дошкольного возраста для всестороннего  развития человека, так как около 60% способностей формируется у детей к 5-6 годам. Л.Н.Толстой говорил, что: «От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние». Однако, это не означает, что нужно стремиться вложить в голову ребёнка как можно больше знаний. Значительно важнее научить дошкольника мыслить, развивать самостоятельность, независимость суждений и оценок, развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умения «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.

             В связи с этим, образование детей дошкольного возраста на современном этапе строится в соответствии с новой  парадигмой -  компетентностной, согласно которой основной целью образования становится формирование ключевых компетентностей дошкольников, а не энциклопедичность знаний. Эта цель актуальна в связи с «запаздыванием» передачи социального опыта, быстрым устареванием знаний, отсутствием универсальных способностей к применению знаний в новых ситуациях.

Принципиальным отличием компетентностей от ЗУН является то что, освоив их, человек может применять этот результат образования, то есть сформированные компетентности, в других видах деятельности. Поэтому мы считаем формирование ключевых компетентностей у воспитанников одной из приоритетных задач дошкольного образования.  В дошкольном возрасте предполагается формирование информационной компетентности, частью которой является информационно-музыкальная компетентность.

Информационно-музыкальная компетентность дошкольников предполагает умение использовать различные источники информации для музыкального развития  и обучения, в частности информационно-коммуникативные.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео, кино-).

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения  дошкольников  ИКТ обладает рядом преимуществ:

  1. предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
  2. несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
  3. движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
  4. постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
  5. компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста.
  6. очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».

Условия формирования опыта.

 На формирование опыта по использованию ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников оказали влияние следующие факторы:

      1. Развитие современного дошкольного образования в принципиально новых условиях, которое регламентировано приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (ФГТ).  

      2.  Переориентация образования на развитие творческих качеств личности. 

      3. Отсутствие методики использования ИКТ в образовательном процессе, программно-методического обеспечении, системы компьютерных развивающих программ,  

   На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой.

     4. Обеспеченность образовательного процесса ДОУ ИКТ  

    В МАДОУ произошло существенное укрепление материальной базы в плане информационно-компьютерного оснащения. Приобретено:  мультимедийные проекторы, экраны,   компьютеры, интерактивные доски, цифровой Интернет.                                

    5. Повышенный познавательный интерес к окружающей действительности у детей старшего дошкольного возраста.

Основная  педагогическая идея.

     Основная идея заключается в  интеграции современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Это новый подход к работе с детьми по развитию музыкальных способностей, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования, и отвечает ФГТ.

          Теоретической основой опыта являются педагогические идеи Е.А.Дубровской,  Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьякова Н.Н., Зворыгина Е.В., Моторина В.В, Петровой Е.А., Фомичевой О.С.  по развитию музыкальных способностей детей, формированию ключевых компетентностей и использованию современных информационных технологий в дошкольном учреждении.

Новизна опыта.

    Новизна опыта состоит в  совершенствовании музыкального воспитания путём активного использования инновационных технологий в формировании информационно-музыкальных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста  

Адресная направленность:

      Опыт может использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений и родителями детей старшего дошкольного возраста

  Цель:  формирование информационно-музыкальных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования  ИКТ.

Задачи:

1. Добиваться взаимосвязи эмоционального и интеллектуального компонентов восприятия через осуществление  компетентностного подхода при формировании целостного и дифференцированного восприятия музыкальных произведений.

2. Углублять знания детей при восприятии вокальной, инструментальной и оркестровой музыки. Расширять словарь детей, обозначающих эмоциональное состояние.

 3. Расширять музыкально-образовательную компетентность, музыкальные способности детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические  компьютерные игры.

4. Воспитывать  культуру восприятия музыки.

Содержание опыта.

Организация работы по формировании информационно-музыкальных компетентностей у детей старшего дошкольного возраст  осуществлялась поэтапно.

  1 этап – организационный

1. Изучение литературы по данному вопросу, опыта работы педагогов, подготовка предметно-развивиающей среды: побор материала, музыкального репертуара,  анализ  сформированности информационно-музыкальной компетентности.

2.  Разработка комплекса презентаций в программах  PowerPoint и Windows Movie Maker .  

3. Разработка картотеки музыкально-дидактических компьютерных игр

4. Подготовка  информацонно-методической  копилки для педагогов и родителей.

2 этап – практический.        

  Применение презентаций, дидактических компьютерных игр и мультипликации в непосредственной музыкальной деятельности  с детьми старшего дошкольного возраста.            

3 этап – контрольно-оценочный.

Проведение комплексной диагностики и сравнительный анализ результатов работы  на начальном и заключительном этапах.

Основные принципы реализации задач

  1. учёт возрастных и индивидуальных особенностей, создание благоприятных условий для реализации опыта и деятельности детей;
  2. личностно-ориентированный подход к развитию информационно-музыкальной компетентности детей;
  3. системный подход к формированию музыкального восприятия;
  4. преемственность в этапах работы;
  5. наглядность в работе с дошкольниками;
  6. здоровьесберегающий принцип, обеспечивающий смену видов деятельности детей;

При организации работы с использованием мультимедийных ресурсов следует соблюдать основные требования :

1.         Согласно действующим требованиям СанПиН, занятия на компьютере с дошкольниками могут проводиться 2-3 раза в неделю по 10-15 минут, поэтому просмотр и обсуждение презентации не может длиться дольше этого времени.  После занятий следует сделать небольшую гимнастику для глаз.
2.          Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Можно менять его несколько раз в течение презентации. Это позволит удерживать непроизвольное внимание детей.

3.         Для профилактики нервного напряжения требуется учитывать характер воздействия цвета на человека. Исследования позволили психологам установить диапазон оптимальных цветов, благотворно влияющих на ребёнка: красный цвет – возбуждает, мобилизует; розовый – создаёт ощущение лёгкости; оранжевый – концентрирует внимание; жёлтый – вызывает ощущение радости, повышает работоспособность; зелёный – успокаивает; голубой – «охлаждает»; тёмно-синий – вызывает тревогу и беспокойство;  фиолетовый – угнетает нервную систему в целом.  
4.            Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, а также изображения, способные вызывать у детей испуг.

5.          Не стоит перегружать презентацию спецэффектами. Умеренное  их использование помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступает пресыщение и утомление. Кроме того, некоторые эффекты некомфортны                        для восприятия и утомляют зрение.

 Разработка комплекта презентаций в программе PowerPoint. Презентации, разработаные с помощью  возможностей программы PowerPoint,     пользуются рядом преимуществ:  

- использование анимации и сюрпризных моментов делает познавательный процесс интересным и выразительным;

- дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением;

- гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе PowerPoint позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию.      

.Разработка комплекта  презентаций в программе Windows Movie Maker - современный интерактивный способ создания, редактирования и представления информации, как для коллег, так и для родителей воспитанников. Удивительно простое и интересное занятие, позволяющее создавать, монтировать свои фильмы и демонстрировать их прямо на персональном компьютере или на мультимедийной системе.

Результаты опыта

   Мониторинг формирования информационно-музыкальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста осуществлялся на основе методики И.Каплуновой и И. Новоскольцевой  «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста»  в начале 2011 года и в мае 2012 года  по следующим критериям:

- активность в музыкальной деятельности,

- определение характера музыкального произведения,

- знания жанра музыки (песня, танец марш),

- владение навыками пения: точно интонирует, вовремя берет дыхание, четко произносит текст песни,

- развиты элементы культуры  восприятия музыки,

- определение по тембру звучание музыкальных инструментов.

Итоги  обследования

Диаграмма 1.  Результаты обследования уровня информационно-музыкальной компетентности детей старшей группы «А» в сентябре 2011 года.                                                                              

Анализ  уровня информационно-музыкальной компетентности позволил сделать следующие выводы:

- 14,4%  детей  активны в музыкальной деятельности.

- 23,8% детей распознает характер музыки.

- 53% детей поет на одном звуке.

- 48% плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев и перестроении с музыкой.

-23,8% - музыкальные способности развиты слабо.

В результате решения поставленных задач в течение года уровень информационно-музыкальной компетентности существенно изменился :

Диаграмма 2. Результаты обследования уровня информационно-музыкальной компетентности детей старшей группы «А» в мае 2012 года.                                                                               

- 30% детей  активны в музыкальной деятельности.

- 45%  детей распознает характер музыки.

- 28,6% детей поет на одном звуке.

- 19,2% плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев и перестроении с музыкой.

- 4,8% - музыкальные способности развиты слабо.

- у 85 %  ребенка развиты элементы культуры слушательского восприятия.

 - 56 %  детей показывают музыкально эрудированность, имеет представления о жанрах музыки.  

-  67 %участвует в инструментальных импровизациях.

Диаграмма 3. Сравнительные результаты обследования уровня информационно-музыкальной компетентности детей старшей «А» группы сентябрь – май:

Количество детей с высоким уровне ИКК выросло на 14,3 %.

Вывод

Таким образом: использование мультимедийных технологий имеет большое психолого-педагогическое значение. МТ положительно воздействуют не только на умственную, но и эмоциональную деятельность ребенка, чем облегчают запоминание, обогащают представления, стимулируют познавательную деятельность детей, что способствует формированию информационно- музыкальной компетентности.

      Перспективность опыта.

 Опыт работы по  формированию информационно-музыкальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста продолжается. Планируется  использование современных технологий в  цикле непосредственно-образовательной деятельности, в основу которых будет заложена компьютерная обучающая игра, разработанная ID COMPANY - «Мурзилка. Затерянная мелодия», предназначенная для детей 6-7 лет. Разрабатывается примерный тематический план.

                     

Список литературы.

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №655 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

2. Коломиец Л.А. Творческое развитие природной музыкальности и первоначальных навыков музицирования как самый эффективный путь к развитию музыкальных способностей детей.

3. Программа «Ладушки» И.Каплуновой и И. Новоскольцевой . «Праздник каждый день» старшая группа.

4. Пособие «Развитие музыкальных способностей детей». Михайловой М. А.

5. Костина Э.П. – «Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста», М., Камертон г.

6. Костина Э. «Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка» // «Дошкольное воспитание» № 11-12, 2006 г.

7. «Методика музыкального воспитания в детском саду». Москва, «Просвещение», 1982.

8.. «Методика музыкального воспитания в детском саду». Киев, «Музiчна Украiна», 1985

9.  Ветлугина Н.А. ''Методика музыкального воспитания в детском саду'', М., ''Просвещение'', 1989г.

Интернет-ресурсы: lib.tr200.net, nsportal.ru, festival.1september.ru

Приложение 1.

Перечень презентаций и мультимедиа ресурсов, используемых в формировании информационно-музыкальных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста

Виды деятельности

№ и название презентаций

  Восприятие музыки

1. Э. Григ «Утро»

2. П.И.  Чайковский «Полька»

3. П.И.Чайковский «Детский альбом»

 Альбом № 1.

3.1 «Сладкая грёза»,3.2 «Игра в лошадки»,3.3 «Марш деревянных солдатиков»,3.4 «Вальс».

      Альбом № 2.

3.5«Шарманщик поёт»,3.6 «Итальянская песенка»,  3.7«Старинная французская песенка»,3.8 «Немецкая песенка»,3.9 «Неаполитанская песенка».

        Альбом № 3.

3.10«Нянина сказка»,3.11 «Баба - Яга»,3.12 «Русская песня»,3.13 «Камаринская».

 Музыкально – образовательная деятельность.

4.Балет.

5. Музыкальные инструменты

6. Путешествие по угадайке.

7.В гости к осени.

8. Как поспорили Кисть и Скрипичный ключ.

9. Масленица.

10. Хохлома.

11. Разные звуки.

12. Первые уроки для малышей.

13.Музыкальная азбука.

Пение

14. Золотая  осень.

15. Урожай собирай.

16. Снежная песенка.

17. Наша ёлка.

18. От носика до хвостика.

19. Наша армия.

20.  Мамин праздник.

21.  Вышли дети в сад зелёный.

Приложение 2

Перспективно-тематический план формирования информационно-музыкальных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Вид деятельности

Задачи

№ презентации

Сентябрь-октябрь

Слушание – восприятие 

 Развивать у детей способность чувствовать характер, настроение пьесы – «Что выражает музыка?».Учить различать спокойное, неторопливое, грустное звучание мелодии, характер аккомпанемента                                                                                                                                                              

1,2,.

Музыкально – образовательная деятельность

Актуализировать знания детей о музыке, полученные в предыдущей возрастной группе: музыка – вокальная, инструментальная; инструменты – скрипка, фортепиано, баян, детские муз. инструменты; соло – поет, играет 1 исполнитель;                                                                                                                                                       

4,5.

Пение 

Поощрять детские импровизации простейших мотивов. Формировать ладовый слух детей, учить допевать до тоники. Знакомство с песнями.                                                                                                                                               

14, 15

Музыкально – дидактические игры. 

Активизировать представление детей о различном характере музыки (сравнение мажорного и минорного ладов) «Капелька и улыбка» «Громкая и тихая

Картотека № 1

Ноябрь

 Слушание – восприятие. 

Воспринимать и дифференцировать бодрый характер марша, энергичный четкий ритм, постепенное нарастание динамики в музыке. Учить детей эмоционально воспринимать музыку. Вызывать желание передавать в движении то, о чём рассказывает музыка.

3.1; 3.2.

Музыкально – образовательная деятельность. 

Продолжить знакомство с ведущими жанрами музыки – песня, танец, марш; жанры детского фольклора – прибаутки, потешки, считалки, загадки, скороговорки; музыка – особый язык: мелодия, ритм..

6

Пение

 Поощрять детские импровизации простейших мотивов. Формировать ладовый слух детей, учить допевать до тоники. Знакомство с песнями.

16

Музыкально – дидактические игры.

Картотека № 2

Декабрь

Слушание – восприятие. 

Учить детей образному восприятию музыки  («О чем рассказывает музыка?») Формировать восприятие пьесы веселого, танцевального характера, подчеркнуть синкопированный ритм, жанры музыки: танец, марш.

3.3; 3.4.

Музыкально – образовательная деятельность. 

Познакомить с жанром музыкального спектакля.( музыкально-театральный жанр, роль либретто, художественных декораций, жестов, мимики, танца) Углублять представления детей об оркестровой музыке (группы инструментов симф. оркестра, место оркестра в жанре оперы,

7

Пение

 Формировать дифференцированное восприятие и воспроизведение звуковых отношений. Совершенствовать навыки звукообразования, работать над гласными звуками. Знакомство с песнями.

17

Музыкально – дидактические игры. 

Продолжать совершенствовать звуковысотный слух детей. Формировать у детей тембровое восприятие«Узнай песенку по 2 звукам» Е. Теличеевой; «Определи инструмент» (задание) «Дин-дан-дон»

Картотека №3

Январь-февраль

Слушание музыки

Развивать у детей способность чувствовать характер, настроение пьесы. Формировать восприятие пьесы веселого, танцевального характера.

3.5; 3.6; 3.7; 3.8.

Музыкально – образовательная деятельность. 

Познакомить с жанром музыкального спектакля.( музыкально-театральный жанр, роль либретто, художественных декораций, жестов, мимики, танца) Углублять представления детей об оркестровой музыке (группы инструментов симф. оркестра, место оркестра в жанре оперы,

8,9

Пение

Формировать дифференцированное восприятие и воспроизведение звуковых отношений. Совершенствовать навыки звукообразования, работать над гласными звуками. Знакомство с песнями.

18

 Музыкально – дидактическая игра. 

Продолжать совершенствовать звуковысотный слух детей. Формировать у детей тембровое восприятие

Картотека № 4

Март

Слушание музыки

Дать детям представление о контрастных муз – х образах. Учить различать их в 2-х разных частях пьесы. Привлекать внимание детей к слушанию пьесы, обратить внимание на порывистое звучание, предлагать высказываться о характере музыки, образе.

3.9; 3.10.

Музыкально – образовательная деятельность. 

Учить употреблять музыкальную терминологию (мелодия, аккомпонимент, музыкальная форма (части музыки), выс. и низкий регистр, музыка легкая, подвижная. Нежная, суровая и т.д

10

Пение. 

Учить заканчивать песню небольшой фразой, используя вопросно – ответную форму и допевание до тоники. Учить детей исполнять песню лирического хар – ра напевно, в умеренном темпе, негромко. Знакомство с песнями.

19

Музыкально – дидактическая игра. 

Формировать звуковысотный слух, упражнять детей в различении 3-х муз-х звуков по высоте.

Картотека № 5

Апрель

Слушание музыки

Учить детей различать ср –ва муз – ой выразительности («Как музыка рассказывает?») .

3.11; 3.12.

Музыкально – образовательная деятельность.

 Добиваться от детей понимания выразительности музыки («Чувства и настроения»), изобразительности («О чем рассказывает музыка?»).

11

Пение.

Предлагать детям импровизировать окончание мелодии, начатой взрослым. Совершенствовать песенное тв – во.

20

Музыкально – дидактическая игра.

Развивать муз – ую память детей. «Бубенчики» Е. Тиличеевой

Картотека № 6

Май

Слушание музыки

. Развивать ритмическое и динамическое восприятие детей.

Формировать динамический слух, учить различать звучание 3-х динамических оттенков (очень громко, громко, тихо).

3.13.

Музыкально – образовательная деятельность.

Повторение пройденного

12

Пение

Учить заканчивать песню небольшой фразой, используя вопросно – ответную форму и допевание до тоники. Предлагать детям импровизировать окончание мелодии, начатой взрослым. Совершенствовать песенное тв – во. Учить детей исполнять песню лирического хар – ра напевно, в умеренном темпе, негромко

21

Приложение 3.

Картотека презентаций музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

1. «Весёлые подружки».

Инструкция по использованию:

В презентации  детям предлагается по ритму, предварительно ими прохлопанному, узнать песенку-потешку  и спеть ее.

В презентации на слайде с заданием необходимо прохлопать изображенный там ритм, затем выбрать картинку с изображением потешки.

Если выбран рисунок неправильно, открывается слайд с плачущим малышом и слышится отрицательная оценка действия. По стрелке ребенок переходит на тот же слайд с заданием.

Если рисунок потешки выбран правильно, открывается слайд, на котором звучит положительная оценка действия,  и матрешка поет потешку, которая пропевается дважды.

После правильного ответа ребенок по ссылке переходит на слайд со следующим заданием. Действия проходят в том же порядке.

После выполнения всех заданий (а их три), ребенок переходит по ссылке на последний слайд, на котором изображен смеющийся малыш и звучит положительная оценка.

Источники информации:

Музыкально-дидактическая игра  З. Я. Роот «Веселые подружки», «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста», пособие для музыкальных руководителей, Айрис-Пресс, М, 2004.

Рисунки:

Слайд №4 – отсканированные из книги «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста», обработанные в Adobe Fotoshop Александровой И. А.

Слайд №11-16 http://smayli.ru/data/smiles/detia-648.gif

Слайд № 17  http://smayli.ru/smile/detia-647.html

Слайд № 5 – отсканированные из детских книжек

Фон:  http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//64/832/64832389_20ff713f375ft.jpg

         http://s43.radikal.ru/i101/1010/4e/8e4eb6481007.jpg 

         http://s006.radikal.ru/i214/1010/ac/11c332376327.jpg

Музыкальный ряд:

«Плач ребенка» mp3 - http://www.notasound.net/play.php?mp3File=baby-cry.mp3&page=go

«Смех ребенка» - http://mp3.muzhit.ru/act/view/id/121/

«Калинка», р.н.м. -  http://mptron.com/info/29.htm

Остальные звуки – записаны автором презентации

2. «Домик крошечка».

Инструкция по использованию:

В начале презентации  дети сначала знакомятся с мелодиями, на которые они впоследствии будут опираться. Затем переходят непосредственно на слайды с музыкальными заданиями.

В презентации на каждом слайде герой с музыкальным сопровождением либо поднимается по ступенькам в дом, либо спускается по ступеням вниз из дома. Дети прослушивают мелодию, предполагают, куда направляется герой, а затем, после щелчка мышки узнают, правильно ли они ответили.

Источники информации:

Музыкально-дидактическая игра  З. Я. Роот, «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста», пособие для музыкальных руководителей, Айрис-Пресс, М, 2004.

Рисунки: отсканированные- «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста», пособие для музыкальных руководителей, Айрис-Пресс, М, 2004. Обработаны: Александрова И. А.

Фон: http://radikal.ru/F/s45.radikal.ru/i107/0904/06/00815914ffb3.jpg.html

Музыкальный ряд:

Песенки-попевки: записаны автором презентации Александровой И. А.

Фоновая музыка: CD «Праздник каждый день», средняя группа.

3. «Жанры музыки».

Инструкция по использованию:

В презентации  детям предлагается узнать произведение по жанру.

В презентации на слайде с заданием необходимо узнать какого жанра звучит музыка.

Если жанр выбран правильно, открывается слайд, на котором звучит положительная оценка действия, смеющийся смайлик.

После правильного ответа ребенок по ссылке переходит на слайд со следующим заданием. Действия проходят в том же порядке.

Если жанр музыки выбран не правильно, открывается слайд, на котором звучит отрицательная оценка действия,  плачущий смайлик.

После выполнения всех заданий (а их четыре), ребенок переходит по ссылке на последний слайд, на котором изображено сердечко и слова и дана  положительная оценка (Ты молодец!).

4. Кроссворд «Оркестр».

В презентации дети должны отгадать загадки о музыкальных инструментах. Если все иузыкальные инструменты будут отгаданы, то соберётся ключевое слово, которое они должны прочитать.

Следующий слайд – подарок, музыка в исполнении симфонического оркестра.

Источники информации.

Музыуа - EVROPA - фанфары (mp3ostrov.com)

Загадки - www.kostyor.ru, /forum.numi.ru.

\5. «Музыкальные инструменты» старшая группа.

Инструкция по использованию:

В начале презентации  дети сначала знакомятся с зайчиком, который говорит о своей проблеме и просит детей помочь ему.

Затем переходят непосредственно на слайды с музыкальными заданиями.

На следующем слайде показаны два мешочка для шумовых  и музыкальных инструментов. Дети выполняют просьбу героя. Если выбран рисунок неправильно, то картинка покачивается, если правильно то перемещается в соответствующий мешочек.

Последний слайд – сюрприз.

Источники информации.

Звуки взяты из коллекции картинок компьютера.

Картинки - i.itnews.com.ua/news/, /images.yandex.ru.

6. «Новогодний концерт».

Инструкция по использованию:

Это приглашение  всех на новогодний концерт. Сказочные  герои приготовили  музыкальные номера и игры. Презентация сделана по стихотворению В.Степанова.

Каждый слайд начинается новогодними стихами.

Следующий слайд с заданиями. Если  ответ правильный на слайде появляется положительная оценка действия в виде поздравления или оваций.

Источники информации.

www.viki.rdf.ru

Приложение 4.

Методические рекомендации для педагогов

1.  Разработка комплекта презентаций в программе PowerPoint      

Презентации, разработаные с помощью  возможностей программы PowerPoint,     пользуются рядом преимуществ:  

- использование анимации и сюрпризных моментов делает познавательный процесс интересным и выразительным;

- дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением;

- гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе PowerPoint позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию.      

2.Разработка комплекта  презентаций в программе Windows Movie Maker   

          Windows Movie Maker - современный интерактивный способ создания, редактирования и представления информации, как для коллег, так и для родителей воспитанников. Удивительно простое и интересное занятие, позволяющее создавать, монтировать свои фильмы и демонстрировать их прямо на персональном компьютере или на мультимедийной системе.

3. Разработка картотеки музыкально-дидактических компьютерных игры.

            Применение музыкально-дидактических компьютерных игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно. С их помощью дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих навыков, музыкально – ритмических движений, в области слушания музыки и игры на детских музыкальных инструментах.

Использование музыкально-дидактических компьютерных игр в процессе пения

           Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания детей в детских садах. Основные требования к детскому репертуару – идейная направленность, высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения.

             В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.    С помощью музыкально-дидактических компьютерных игр дошкольники приобретают навыки и умения в определении движение мелодии вверх-вниз, сравнении звуков различной высоты, длительности. Компьютерные игры заинтересовывают и легче осознаются детьми.

              Использование музыкально-дидактических компьютерных  игр в процессе слушания музыки

            В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера они переживают, испытывают определенные чувства. Навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается презентацией с использованием  музыкально-дидактической игры для определения характера, жанра музыки, музыкального образа, средств выразительности, приобщение к умению узнавать и различать музыкальные инструменты

               Чтобы развить у детей интерес к слушанию, используемые презентации  должны отличаться высокими художественными качествами – идейным содержанием, способом выражения, которые вызывают сопереживание и воздействуют на внутренний мир ребенка.

                В процессе обучения слушанию музыки необходимо заботиться о формировании музыкальной памяти, которая совершенствуется в результате неоднократного прослушивания. В презентациях слушание одних и тех же пьес, песен необходимо многократно повторять, предусматривая такую методику, чтобы каждый раз ребенок радовался, узнавал о них что–либо новое.

                  Использование музыкально-дидактических пособий и игр в процессе игры на детских музыкальных инструментах

            Игра на детских музыкальных инструментах вызывает у ребенка большой интерес. Компьютерные музыкально – дидактические игры помогают развитию музыкально-сенсорных способностей дошкольников, знакомя их с отдельными элементами музыкальной грамоты, развивая звуковысотный, тембровый, динамический слух и чувства  ритма. В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы.

             Благодаря компьютерным музыкально–дидактическим  играм дети с интересом обучаются простейшим приемам игры на разных инструментах, учатся пользоваться динамическими оттенками, подбирать по слуху, инструментовать пьесы, играть в ансамбле.

    Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей  в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

-обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры; ·

- способствовать общему развитию детей средствами музыки.

- если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

           Информационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия музыкальных руководителей и  родителей  при музыкальном обучении и воспитании дошкольников. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

              С целью обогащения опыта родителей и воспитателей по формированию педагогических знаний и развитию информационно- музыкальной компетентности детей старшего дошкольного возраста были разработаны следующие консультации, информационные листы и буклеты: «Роль компьютера в развитии ребенка – дошкольника», «Ребенок и развивающие игры», «Компьютер: за и против» и др.

Приложение 5.

Словарь.

1) Парадигма - (от греч. paradeigma - образец )  -англ. paradigm; нем. Paradigma. 1. Краткое описание  (компактная структура )  основных понятий, допу- щений, предложений, процедур и проблем к.-л. самостоятельной области знаний или теоретического подхода .

2) Ключевые компетенции - это то, что дает ключ к становлению компетентности. Если эти ключевые компетенции сформированы, это значит, что у человека есть некий особый ресурс достижения высокого уровня компетентности в любом виде деятельности. Что это за особый ресурс и как его сформировать - это и есть главная проблема "компетентностного подхода".  

            Компетентностью нельзя "владеть" - это не сумма чего-то, что можно освоить как, например, сумму знаний, умений и навыков. Но компетентность может формироваться (в процессе освоения того или иного вида деятельности) и может проявляться - в том, насколько успешной будет у человека эта освоенная им деятельность. Возникает вопрос - как помочь ребенку стать потенциально компетентным в любом виде деятельности, с которым его может столкнуть жизнь. Вот тут-то и может идти речь о так называемых ключевых компетенциях как об особых способностях, которые и позволяют человеку максимально эффективно становиться компетентным в тех или иных областях деятельности.

Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

            Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (ЗУН, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

            Компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Ульзутуева Лариса Геннадиевна МАДОУ «Детский сад «Снегирёк».                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий при формировании элементарных математических знаний у детей старшего дошкольного возраста (Выступление на ГМО г. Нижневартовска)

Использование игровых технологий при формировании элементарных математических знаний у детей дошкольного возраста....

Проект инновационной деятельности для ДОО «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ КАК ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...

Результаты педагогической деятельности по методике "Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

Основное направление деятельности - развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовка детей к школе....

Игровые приемы и технологии по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Статья посвящена проблеме формирования лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Педагогический проект "Занимательный материал как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

Представлен педагогический проект, цель которого формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал....