Проект инновационной деятельности для ДОО «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ КАК ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
проект по развитию речи (старшая группа) по теме

Карпова Юлия Александровна
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.  Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза — индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни, параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. 
Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.
В ФГОС дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»
Утверждение и введение в действие ФГОС дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми. 
Организация работы и основные методы развития речи детей дошкольного возраста определены образовательной программой. Традиционно в существующих программах дошкольного образования выделяются две основные формы обучения речи: работа по развитию речи детей в свободном общении с педагогом и сверстниками, а также специальные речевые занятия.
Но и в этих программах также не существует разработанных современных технологий образования, нет определения и качественных характеристик уровней развития речи. Как следствие, педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.
Таким образом, можно констатировать актуальность и востребованность организации инновационной деятельности МБДОУ «Детский сад» №27 комбинированного вида по проблеме «Современные технологии речевого развития как интегративное качество развития личности детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_innovatsionnoy_deyatelnosti.docx34.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад» №27 город Балахна Нижегородской области

ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На 2016-2021 гг.

МБДОУ «Детский сад»№27 комбинированного вида г. Балахна

По теме: «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ КАК ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Выполнил:

Воспитатель
МБДОУ
«Детский сад»№27

Карпова Ю.А.

         

2016
г. Балахна, Нижегородской области

Содержание

1. Актуальность темы инновационного проекта

2. Цель, задачи, гипотеза, предмет, объект инновационной работы

3. Научно-методологические основы реализации инновационной работы

4. Условия реализации инновационного проекта

5. Этапы реализации инновационного проекта

6. Система мониторинга хода реализации инновационного проекта

7. Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта

  1. Актуальность исследования.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.  Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза — индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни, параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.

В ФГОС дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»

Утверждение и введение в действие ФГОС дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми.

Организация работы и основные методы развития речи детей дошкольного возраста определены образовательной программой. Традиционно в существующих программах дошкольного образования выделяются две основные формы обучения речи: работа по развитию речи детей в свободном общении с педагогом и сверстниками, а также специальные речевые занятия.

Но и в этих программах также не существует разработанных современных технологий образования, нет определения и качественных характеристик уровней развития речи. Как следствие, педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.

Таким образом, можно констатировать актуальность и востребованность организации инновационной деятельности МБДОУ «Детский сад» №27 комбинированного вида по проблеме «Современные технологии речевого развития как интегративное качество развития личности детей старшего дошкольного возраста»

  1. Цель, задачи, гипотеза, предмет,
    объект инновационной работы

Цель инновационного проекта: изучение и апробация современных технологий речевого развития как интегративного качества личности ребёнка старшего дошкольного возраста.

Объект исследования:  речевое развитие как интегративное качество личности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования:  современные технологии речевого развития как интегративного качества личности детей старшего дошкольного возраста

Гипотеза педагогического исследования: возможность речевого развития как интегративного качества личности детей старшего дошкольного возраста зависит от ряда условий:

1. Определены научно-методические основы речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

2. Изучены современные технологии речевого развития как интегративного качества личности детей старшего дошкольного возраста.

3. Создана система педагогических условий для успешной реализации задач речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

         Общие задачи инновационной деятельности:

  1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
  2. Систематизировать, обобщить научно-методические основы речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
  3. Провести исследование по изучению уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
  4. Изучить современные технологии речевого развития как интегративного качества личности детей старшего дошкольного возраста.
  5. Создать систему педагогических условий для успешной реализации задач речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
  6. Апробировать инновационные современные педагогические технологии речевого развития как интегративного качества личности детей старшего дошкольного возраста.
  7. Развивать профессиональную компетенцию педагогов по проблеме речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
  8. Способствовать становлению педагогической компетенции родителей детей или их законных представителей по проблеме речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
  9. Разработать рекомендации по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
  10. Проанализировать  степень эффективности, качества и востребованности созданной системы работы.

3. Научно-методологические основы
реализации инновационного проекта

1. Исследования возрастных особенностей развития речи детей дошкольного возраста (А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Ф.А. Сохин, С.Р. Рубинштейн и др.)

2. Разработка общетеоретических вопросов развития речи детей старшего дошкольного возраста (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский и др.)

3. Исследования развития речи в дошкольном возрасте в современной онтолингвистике (Н.С. Жукова, С.Н. Цейтлин,  Н.М. Аксарина , и др.)

4. Психолингвистические и нейролингвистические исследования становления механизма связной речи в дошкольном возрасте (А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Т.Г. Визель, У. Пенфилд,  Т.В. Ахутина, Ж.П. Глозман, С.Н. Цветкова и др.) 

5. Аспекты речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора (Ю.Г. Илларионова, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.П. Усова, А.Я. Мацкевич, И.В. Черная, К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Е.Н. Водовозова,  М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдурова, О.И. Давыдова, Н.В. Казюк и др.)

6. Положения комплексной методики развития речи детей дошкольного возраста (Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина,  Е.И. Тихеева и др.)

7. Исследования развития рефлексии в речевой деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин и др.)

 И др.

4. Условия реализации инновационного проекта

Условиями реализации инновационного проекта являются:

1. Материально-техническое обеспечение:

  • Повышение уровня материально-технического обеспечения в инновационных группах детского сада (приобретение мебели, пособий, мультимедийных средств обучения);
  • Обогащение предметно-развивающей среды старших групп МБДОУ «Детский сад»№27 комбинированного вида г. Балахна (дидактические пособия по развитию связной речи, дидактические игры и упражнения, информационно-коммуникативные технологии).

2. Нормативно-правовое обеспечение:

  • Разработка нормативно-правовых основ инновационной деятельности (договор с НГПУ, Модернизация Программы развития МБДОУ «Детский сад»№27 комбинированного вида г. Балахна, внесение изменений в Договора с родителями, Положения о творческой (инновационной) группе педагогов, Положение о Научно-методическом совете МБДОУ «Детский сад»№27 комбинированного вида г. Балахна)

3. Кадровое обеспечение:

  • Создание творческой (инновационной) группы педагогов, участвующих в разработке и апробации инновационного проекта
  • Определение инновационной группы детей, на базе которой будет внедряться современные технологии речевого развития. 
  • Создание научно-методического совета, обеспечивающего руководство и научную поддержку инновационной деятельности.
  • Материальное стимулирование педагогов, участвующих в инновационной деятельности.

4. Программно-методическое обеспечение:

Изучение и разработка современных технологий речевого развития как интегративного качества личности детей старшего дошкольного возраста

5. Работа с детьми:

  • Диагностика уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста
  • Апробация современных технологий речевого развития как интегративного качества личности детей старшего дошкольного возраста
  • Мониторинг эффективности и качества развития у детей умений связной речи.

6. Работа с педагогами:

  • Организация научно-методических семинаров научного руководителя с воспитателями по проблеме инновационной деятельности.
  • Проведение  методической работы с педагогами, участвующими в инновационной деятельности (консультации, семинары, практикумы, участие в РМО и т.д.)
  • Организация работы творческой группы педагогов.

7. Работа с родителями:

  • Внесение изменений в Договора с родителями по вопросам посещения ребенка инновационной группы.
  • Мониторинг отношения и степени активности родителей по проблеме инновационной деятельности МБДОУ «Детский сад»№27 комбинированного вида г. Балахна.
  • Организация системы консультирования родителей по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
  • Организация индивидуальной помощи родителям по вопросам речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

8. Взаимодействие с социумом:

  • Организация взаимодействия МБДОУ «Детский сад»№27 комбинированного вида г. Балахна с кафедрами дошкольной педагогики НГПУ, НИРО по инновационной проблеме
  • Активизация связей со всеми образовательными учреждениями ближайшего социального окружения.

5. Этапы реализации инновационного проекта

 Таблица 1

Этапы реализации инновационного проекта 2016-2021  гг

Этап

Задачи этапа

Содержание работы

Сроки реализации

Отметка о выполнении

Диагности-ческий

1. Разработка диагностической методики по обследованию уровня речевого развития как интегративного качества личности детей старшего дошкольного возраста.

2. Обследование уровня речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.

3. Анализ уровня речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.

4. Анализ уровня профессиональной компетентности педагогов МБДОУ «Детский сад»№27 комбинированного вида г. Балахна по проблеме речевого развития в старшем дошкольном возрасте.

5. Анализ отношения родителей к проблеме инновационной деятельности МБДОУ.

1. Создание новой диагностической методики по обследованию уровня речевого развития как интегративного качества личности детей старшего дошкольного возраста.

2. Диагностика уровня речевого развития как интегративного качества личности детей старшего дошкольного возраста.

3. Анализ и оценка результатов диагностики.

4. Анкетирование воспитателей по проблеме речевого развития как интегративного качества личности детей старшего дошкольного возраста.

5. Анкетирование родителей по проблеме инновационной деятельности МБДОУ «Детский сад»№27 комбинированного вида г. Балахна.

Сентябрь – декабрь

2016 г.

Организа-ционно-прогности-ческий

1. Изучение современных технологий речевого развития как интегративного качества личности детей старшего дошкольного возраста

2. Повышение уровня педагогического профессиона-лизма воспитателей по проблеме инновационной деятельности.

1. Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме инновации.

2. Анализ содержания программ дошкольного воспитания по речевому развитию в старшем дошкольном возрасте.

3. Проведение системы методических мероприятий с педагогами по проблеме инновационной деятельности.

4. Создание творческой группы педагогов.

5. Создание научно-методического совета.

Январь – май,

2016 г.

Практичес-кий

1.Систематиза-ция и апробация современных технологий речевого развития как интегративного качества личности детей старшего дошкольного возраста на старших и подготовитель-ной к школе группах.

2. Мониторинг промежуточных результатов работы.

3. Внесение коррективы.

1. Разработка методического обеспечения инновационных технологий речевого развития для старших и подготовительной к школе групп.

2. Создание системы ООД, дидактических игр и упражнений по развитию умений связной речи для старших и подготовительной к школе групп.

3. Апробация системы работы (формирующий эксперимент).

4. Наблюдение за ходом реализации инновации.

5. Внесение коррективы, изменений и дополнений в систему работы.

Сентябрь – май

2017 – 2018 гг.

Сентябрь – май

2018 – 2019 гг.

Сентябрь – май

2019 – 2020 гг.

Обобщаю-щий

1. Анализ эффективности и качества использования созданной системы современных технологий речевого развития (контрольный эксперимент)

2. Оформление и описание системы работы по развитию речевых умений с помощью современных технологий речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

1. Проведение контрольно-диагностического обследования уровня речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.

2. Анализ и сравнение результатов обследования на начало и конец инновационной деятельности.

3. Оформление системы работы.

Сентябрь – декабрь

2020 г.

Внедрен-ческий

1. Внедрение современных технологий речевого развития дошкольников.

2. Распространение системы работы среди других ДОО.

1. Проведение методических мероприятий.

2. Участие в РМО.

3. Публикации и издание пособий.

4. Защита квалификационных категорий педагогами.

Январь – май

2021 г.

6. Система мониторинга хода реализации
инновационного проекта

Таблица 2

Система контроля за реализацией инновационного проекта

Вид

Объект

Цель

Технология

Срок

Ответст.

Выход

Мониторинг

Состоя-ние здоровья детей

Динамика заболевае-мости детей.

- Анализ и осмотр

- Оценка состояния здоровья детей

- Осмотр

- Измерение

- Анализ мед. карт

- Анализ посещаемости

- Анализ изменения результатов

1 раз в месяц

Ст. мед. сестра

Совеща-ние при зав.

Мониторинг

Состояние уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Проведение диагностики и мониторинга

-Наблюде-ние

- Диагнос-тика

- Беседы с детьми

- Беседы с родителями

Ок-тябрь, апрель

Завед.

Стар-ший воспи-татель.

Воспи-татели

Совещание при зав.

Заседа-ния творчес-кой группы

Совещания научно-методи-ческого совета

Мониторинг

Деятельности служб детского сада по реализации иннова-ционного проекта

- Мате-риально-техническое обеспече-ние

- Оборудо-вание развиваю-щей среды

- Програм-мно-методи-ческое обеспече-ние

- Работа с педагога-ми

- Работа с родителя-ми

- Работа с социумом

- Наблюде-ние

- Анализ выполнения плана

- Анализ среды в группах

- Анализ докумен-тации

- Изучение информа-ции в родительских уголках

- Анализ совместных мероприя-тий с родителями

- Анализ планов взаимо-действия со всеми образова-тельными учрежде-ниями ближайше-го социально-го окружения и др.

В тече-ние года

Завед.

Стар-ший воспи-татель

Психо-лог.

Воспи-татели

Педсо-веты

Заседа-ния творчес-кой группы

Заседа-ния научно-мето-дичес- кого совета

6. Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта

В педагогическом исследовании:

  • Разработка научно-методических основ речевого развития как интегративного качества личности детей старшего дошкольного возраста.
  • Создание системы работы по современным технологиям речевого развития как интегративного качества личности детей старшего дошкольного возраста.
  • Разработка методического обеспечения современных технологий речевого развития дошкольников.

В работе с педагогическими кадрами:

  • Развитие инновационного потенциала работников МБДОУ «Детский сад»№27 комбинированного вида г. Балахна.
  • Повышение педагогического профессионализма педагогов МБДОУ «Детский сад»№27 комбинированного вида г. Балахна.
  • Участие педагогов МБДОУ «Детский сад»№27 комбинированного вида г. Балахна в конкурсах педагогического мастерства.
  • Распространение опыта инновационной деятельности.

В работе с детьми:

  • Развитие у детей речевых умений как интегративного качества личности
  • Повышение качества и уровня педагогической деятельности по речевому развитию в старшем дошкольном возрасте.
  • Развитие личностных свойств и качеств ребенка, необходимых для дальнейшей социализации и адаптации к жизненным условиям.

В работе с родителями:

  • Повышение интереса к деятельности МБДОУ «Детский сад»№27 комбинированного вида г. Балахна.
  • Активное включение в инновационный процесс МБДОУ «Детский сад»№27 комбинированного вида г. Балахна.
  • Помощь в организации среды групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт «Использование современных технологий в формировании информационно-музыкальных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста».

Семенар музыкальных руководителей 2012 года в нашем городе проходил впервые, где приняли участие все детские сады города и района...

"МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР".

Материалы  для проведения педагогом-психологом мониторинга с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста....

Статья «Развитие интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых»

«Развитие интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых»....

проект «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи»

  Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка.  Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семь...