Интерактивные игры, как форма развития универсальных качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
проект по теме

Немчинова Светлана Владимировна

Разработала зам.заведующего Немчинова С.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnye_igry.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУДПО «Ставропольский краевой институт развития образования повышения квалификации и переподготовки работников образования»

 Интерактивные игры как форма развития универсальных качеств личности детей старшего дошкольного возраста.

 (долгосрочный исследовательский проект)

                                      Выполнили слушатели

                                                                  краткосрочных курсов ПК  

                                                                  (ЛОТ 1для воспитателей):  

                                                                  Немчинова Светлана Владимировна

                                                     Кондракова Наталья Юрьевна

                                                 Журавко Марина Сергеевна

                                                            Погорелова Людмила Николаевна

                                                      Березникова Юлия Васильевна

                                                         Родионова Ирина Владимировна

СТАВРОПОЛЬ, 2011

                                                                                                      Скажи мне – и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

                                                                                                         Дай сделать – и я пойму.

                                                                                                     (китайская пословица)

        Игра является феноменом общечеловеческой культуры. Она обучает, развивает, социализирует (А.С.Шмаков). Вот почему данная проблема не теряет актуальности в дошкольной педагогике в разные периоды времени.

       Л.Френк предположил, что игра для детей – это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся в современном мире. Игра помогает ребенку раскрепостить своё воображение, овладеть ценностями культуры и  выработать определенные навыки. «Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности».

     Учитывая широту существующих научных исследований в области игровой деятельности (И.Байер, Г. Спенсер, К. Гросс, Г.Шурц, Д.Эльконин и др.) мы отдали предпочтение российскому ученому Д.Эльконину, но совершенно не отвергая идеи других ученых, взяли для практической работы модель игровой деятельности дошкольника, в которой выделили 5 блоков:

1) физические игры;

2) психологические игры-тренинги;

3) интеллектуально-творческие;

4) социальные;

5) комплексные.

     Рассматривая, блоки модели игровой деятельности дошкольника, хочется отметить что, все они детерминированы. Причинная обусловленность игры отражает те направления развития ребенка, которые можно назвать универсальной сферой «самости» ребенка. Говоря об универсальных качествах личности ребенка-дошкольника, применительно к социуму, мы подразумеваем такие качества личности, как: самооценка, самопроверка, самовыражение, самоопределение, самостоятельность, - что очень важно для ребенка.

     В игре ребенок учится управлять собой, своим поведением в целом и отдельными действиями, соотносить свои желания с желаниями других детей. Вместе с тем игра – при правильном её использовании мощное средство развития важнейших психических средств, способностей ребенка и его личностных качеств. Именно в игре ребенок становится полностью субъектом своей деятельности. Он сам заинтересован собственно игрой, её процессом. Он может сам создать замысел игры и реализовать его. Он сам выполняет необходимые ему действия, сам переживает неудачи и поражения. Именно игра делает ребенка самостоятельной личностью.

     Современная российская система образования находится в стадии постоянного динамического обновления. Развитие образования определяется противоречием между развитием инновационных преобразований и их слабой изученностью. Этим  обусловлен научный и практический интерес к инновационным тенденциям, в частности изучению интерактивных игр, их влияние на формирование и развитие универсальных личностных качеств ребёнка-дошкольника, необходимых для его социализации. На основе этого мы увидели противоречие между социальной потребностью в воспитании молодого поколения с достаточно высоким уровнем адаптированности к социальным условиям, с одной стороны, и слабым воспитанием характерологических универсальных черт личности ребенка- дошкольника, способствующих этому, с другой.

     Исходя из отмеченных выше противоречий, вытекает проблема проекта, которую можно обозначить следующим образом: каковы возможности влияния интерактивной игры на развитие универсальных качеств личности ребенка-дошкольника.

     Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определяет выбор темы: «Интерактивные игры как средство развития универсальных качеств личности детей старшего дошкольного возраста».

     Целью данного проекта будет выявление возможностей интерактивной игры  в развитии личностных качеств детей дошкольного возраста, таких как самоопределение, самовыражение, самоконтроль, самоанализ, саморегуляция и самопроверка .

     В соответствии с  целью проекта мы определили для себя задачи:

- провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ интерактивной игры;

- разработать и апробировать цикл игр-занятий, способствующих формированию и развитию универсальных качеств личности ребенка;

- составить практические рекомендации по проведению интерактивных игр, используя инновационные формы  педагогической деятельности для развития у детей универсальных качеств личности.

Содержание педагогической деятельности.

В разработке данного проекта нами  предусмотрены этапы педагогической деятельности:

I этап: На данном этапе мы планируем :

- изучить информационную методическую литературу;

- выявить наиболее актуальные проблемы и обозначить основные направления в их решении;

- подобрать и использовать анкеты, тесты, диагностические задания, дневниковые записи наблюдений для выявления универсальных личностных качеств детей старшего дошкольного возраста;

- составить цикл интерактивных игр;

- обобщить полученные результаты.

II этап: Предполагается  приступить к организации выполнению проекта, используя интерактивные игры. Разработать и составить план цикла интерактивных игр-занятий  для детей старшей и подготовительной к школе группы, которые будут способствовать, более динамичному развитию универсальных личностных качеств детей, апробировать игры с детьми 6 – 7 лет, согласно перспективному тематическому плану.

На III этапе предполагается провести:

- анализ и обработку данных, их обобщение;

- сформулировать выводы, подготовить отчётную документацию;

- разработать рекомендации для педагогов.

     Всё вышесказанное ещё раз подтверждает целесообразность введения интерактивных игр в педагогический процесс. Этот проект может показать возможности влияния интерактивной игры на развитии универсальных личностных качеств детей старшего дошкольного возраста. Эти качества способствуют более успешной адаптированности дошкольников к социальным условиям. Ведь только в условиях свободного выбора ребёнок может стать свободной, раскрепощённой, самостоятельной личностью, лишённой комплексов и неуверенности в себе, которому можно указать на собственные возможности и активизировать их.

                                                                                                                    Приложение

Перспективный тематический план игр-занятий с использованием инновационных игровых технологий для детей подготовительной к школе группы:

Цикл интерактивных игр по данстерапии:

Цель: дать возможность ребёнку выразить себя, своё эмоциональное состояние через активное участие, формировать и активизировать умения детей быть свободными в движениях, привлекать к сотворчеству и фантазии, содействовать раскрытию у детей  личностных качеств: самовыражения, самопроверки, самоанализа.

  1. «Походка и настроение»
  2. «Подари движение»
  3. «Сочини свой танец»
  4. «Зеркальный танец»
  5. «Свободный танец»
  6. «Танец пяти движений»
  7. «Джаз тела»
  8.  «На дискотеке»
  9. «Лучшие движения»

Цикл интерактивных игр по  драмтерапии:

Цель: укреплять и обогащать эмоциональные ресурсы детей, формировать умение принимать адекватный образ, способность к мобилизации положительного образа в нужный момент, воспитывать универсальные качества личности: самовыражение, самоконтроль, способность к саморегуляции.

  1.  «Азбука эмоций»
  2. «Театр прикосновений»
  3. «Проигрывание ситуаций»
  4. «Всё наоборот»
  5. «Выдуманные истории»
  6. «Кусочек сказки»
  7. «Играю роль»
  8. «Развиваем мускулы любви и радости»
  9. «Водный карнавал»

Цикл интерактивных игр по сказкотерапии:

Цель: способствовать накоплению положительного эмоционального опыта и ценностных ориентаций через идентификацию с героями сказок, раскрыть перед ребёнком глубины его собственного внутреннего мира, развивать такие личностные качества как: самоопределение, самовыражение, самоанализ, самопроверка, помочь ребёнку на пути становления его личности.

  1. «Принцесса на горошине»
  2. « Золушка»
  3. «Коряга»
  4. «Сказка о волшебных зеркалах»
  5. «Белая страна»
  6. «Сказка о Деревьях-Характерах»
  7. «Случайная встреча»
  8. «Сказка о мышлении»
  9. «Сказка об Имени»

10. «Давайте узнаем друг друга»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....

Проект инновационной деятельности для ДОО «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ КАК ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...

Презентация:Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ре...

Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста»

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение...

Доклад для сотрудников «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и социокультурных учреждений»

АктуальностьВ настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении...


 

Комментарии