Помощь семье в вопросах речевого развития детей раннего возраста
консультация (младшая группа) по теме

Сокова Елизавета Васильевна

Одной из основных задач логопедической работы является своевременная квалифицированная помощь родителям детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Помощь семье в вопросах речевого развития детей раннего возраста

     "Все - и хорошее и плохое человек получает в семье".

Эта педагогическая мудрость известна, наверное, всем. Именно семья является важнейшей средой формирования личности ребенка. Семья и дошкольное учреждение- это два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для полноценного физического, нравственного, в том числе речевого развития ребенка необходимо двухстороннее взаимодействие. Семья должна и обязана на первых этапах жизни ребенка быть связующим звеном с окружающим миром познания.

Данные научных исследований свидетельствуют, что каждый возрастной этап, в том числе и период раннего детства, таит в себе закономерности и условия благоприятного речевого  созревания. Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления, возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи. Решить проблемы совершенствования понимания речи взрослых, формирования собственной активной речи, овладения средствами и способами восприятия, перехода к наглядно-образному мышлению, проявления простейших форм знаковой функции, отвлеченности и обобщенности, значит решить проблемы раннего возраста, обеспечить полноценное речевое развитие детей в дошкольном периоде.

Все выше сказанное актуализирует проблему оказания   помощи семье в вопросах речевого развития ребенка. К сожалению, практика показывает, что работа с родителями детей 2-3 лет в дошкольных образовательных учреждениях в данном направлении чаще всего осуществляется формально и односторонне, в лучшем случае семья является лишь объектом общего профилактического воздействия.

Идеи оказания помощи родителям в овладении эффективными методами развития речи составляет важную проблему, требующую в большей степени практических решений.

Результаты проведенного анкетирования с родителями младших возрастных групп позволили сделать следующие выводы:

  • молодые семьи испытывают затруднения, чем лучше занять ребенка в выходные дни, вечернее время, период отпуска, болезни.
  • родители не имеют четких представлений о нормативах речевого развития ребенка на данной возрастной ступени и испытывают затруднения в целенаправленной организации жизнедеятельности ребенка в данном направлении.

В целях повышения эффективности организации содержательной стороны взаимодействия с семьей, была продумана технология оказания помощи родителям в речевом развитии детей раннего возраста.

С учетом разработанной технологии, работу с родителями предлагаем  организовать в два этапа. Подготовительный этап работы - теоретико-диагностический - предполагает знакомство родителей с сущностью рассматриваемой проблемы, изучение состоянии ситуации, специфичности поведения ребенка в ней, позиции взрослых. Основной этап - практико-ориентированный- предполагает совместное решение проблемы, проработку наиболее оптимальных способов поведения в ней взрослого: приобретение необходимых умений, осознанного отношения к ситуациям затруднительного общения с ребенком.

Примерная структура родительского собрания подготовительного этапа:

  • Начальная дискуссия по рассматриваемой проблеме
  • Ознакомление родителей с примерными нормативными показателями речевого развития ребенка раннего детства.
  • Беседа о значимости игрушки в жизнедеятельности ребенка. Знакомство с содержанием игрового уголка.
  • 4.Анкетирование родителей. Получение первичной информации о проблемах в организации жизнедеятельности ребенка.
  • Полезные советы, рекомендации.

Примерная структура семинара-практикума основного этапа:

  • Беседа по результатам проведенного анкетирования.
  • Рассматривание  возможных  совместных   видов деятельности взрослого с ребенком.
  • Уточнение основных правил совместного общения.
  • Тестирование родителей с целью закрепления приобретенных знаний.
  • Совместное решение педагогических задач.

Необходимо отметить, что в качестве основных правил взаимодействия с ребенком, рекомендуемых родителям, могут быть представлены следующие:

  1. не ругайте ребёнка за плохую речь. Это не поможет, а только усилит проблему.
  2. не «подделывайтесь» под детскую речь, искажая слова. Это лишь тормозит усвоение звуков и своевременное овладение словарём.
  3. не передразнивайте ребёнка за неправильное произношение звуков, слов, фраз. Это приведёт только к невротическим расстройствам.
  4. не перебивайте ребёнка, если он допускает речевые ошибки. Иначе он никогда не научится заканчивать свои высказывания и не освоит образец.
  5. не говорите с ним быстро, иначе ребёнок не воспримет чёткого произношения всех звуков и слов.
  6. не нагружайте его сложным речевым материалом, заставляя повторять непонятные ребёнку слова, заучивать сложные стихотворения и т.п. это приведёт к нежеланию заниматься вообще.
  7. не требуйте правильного произношения звуков в тот период жизни маленького человека, когда этот процесс ещё не закончен. Иначе ребёнок станет замкнутым или раздражительным, проявит агрессию.

В условиях развития речевой активности ребенка взрослым может быть  предложен калейдоскоп следующих видов совместной деятельности: чтение стихов, сказок, потешек, песенок; знакомство с окружающим миром предметов, живым миром; беседа по картинкам, рассматривание игрушек-зверюшек; рисование, лепка, конструирование; ролевые игры, обучение игровым замещениям (когда знакомые предметы наделяются новыми именами и начинают использоваться в новом качестве); пение песен, выполнение игровых заданий с простым  материалом.

Темы семинаров- практикумов, предлагаемые родителям раннего возраста:

  • Общение с детьми в семье;
  • Как заниматься развитие речи дома?
  • Творческие игры, обучение общению;
  • О развитие ребенка, о его интересах;
  • Что должен уметь ребенок этого возраста.

Таким образом, мы считаем, что организуемая работа с семьей по предложенной технологии в форме семинаров – практикумов в рамках школы для родителей детей раннего возраста, позволяет оказать действенную практическую помощь родителям в речевом развитии ребенка раннего возраста, повысить уровень их педагогической  компетентности в важных вопросах непрерывной цепи поступательных качественных преобразований речевой сферы в эпоху раннего детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей (из опыта работы)

В статье раскрыты цели, задачи, методы и приёмы совместной работы воспитателя и родителей по вопросам речевого развития. В помощь родителям предлагаются игры, игровые упражнения по развитию речи,...

«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста».

Цель  работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье ...

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...

Консультация для родителей в рамках ранней помощи "Признаки нарушений речевого развития детей раннего возраста"

Описаны в статье первые признаки речевых нарушений у ребёнка. Причины нарушения речи. Коррекция речевых нарушений....

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....