"Неделя театра"
методическая разработка (средняя, старшая группа) на тему

Полякова Татьяна Николаевна

Методическая разработка в помощь воспитателю по дням на театральной неделе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedelya_teatra.docx401.46 КБ

Предварительный просмотр:

Понедельник

Утро    День первый «Мы пришли в театр»

  1. Знакомство с понятием театр: (показ слайдов, картин, фотографий). Виды театров (музыкальный, кукольный, драматический, театр зверей и др.).
    Цель: дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.

 Были ли вы когда-нибудь в театре? (Да) Тогда вы наверно без труда объясните мне, что такое театр. (Это место, где показывают спектакли).

Значит, театр – это здание, где показывают спектакли. А в средние века спектакли показывали прямо на улицах. Да и в наше время на площадях разыгрываются представления, например, на карнавале. Можно ли это назвать театром? (Можно).

Так значит, театр – не только здание, в котором показывают спектакли, но еще и … (Само представление).

Какие бывают театры? (Оперный, драматический и т.д.)

От чего зависит название театра? (От того, какое представление показывают).

Я буду описывать представление, а вы скажете, в каком театре его показывают.

  1. Музыкально-драматическое произведение, в котором актеры поют. (Театр оперы).<Рисунок 1>
  2. Как называется театр, в котором показывают пьесы: комедии, трагедии, драмы? (Драматический).<Рисунок 2>
  3. Как называется театр, в котором в спектаклях участвуют животные? (Театр зверей им. Дурова). <Рисунок 3>
  4. Театр, в котором показывают заранее отснятое на кинопленку действие, называется… (Кинотеатр). <Рисунок 4>

Какие театры есть в нашем городе? (Драматический им. Маяковского, кинотеатр “Родина”, кинотеатр им. Высоцкого).

Существует еще один необычный театр – театр мимики и жестов (Пантомимы). В чем необычность этого театра? (В нем не разговаривают, показывают представления при помощи мимики - различные выражения лица и жестов – движения рук).

Предлагаю вам проникнуться духом этого театра и исполнить мини-роли. Мне нужно трое желающих. (Выходят желающие, им раздаются роли).

Это актеры, все остальные зрители. Актеры при помощи мимики и жестов показывают свой образ, при этом не говорят ни слова, а зрители должны угадать, что же показывает актер. Потренируемся. Первый образ покажу я (“человек, который режет лук”).

Выступают учащиеся, их задания: - “шофер”;

- “человек, который ловит комара”;

- человек, который ест мороженое.

Молодцы, хорошо справились с заданием! А как зрители должны отблагодарить актеров?(Аплодисменты). И актеры выходят на поклон.

Путешествуем дальше по миру театра. Есть еще один театр, называется он кукольным, что это за театр, какие спектакли там показывают? (Спектакли, в которых участвуют куклы). <Рисунок 5>

Неужели куклы сами передвигаются, разговаривают? (Нет, за них это делают люди).

Таких людей называют кукловодами. Но их почему-то не видно, где же они прячутся? (За ширмой).

А знаете ли вы, когда впервые появились в России кукольные театры? Появились они в XVII веке, около 300 лет тому назад. Так выглядели первые кукольные театры. <Рисунок 6>. Это ширма, она похожа на юбку. Головы, туловища, рук человека не видно, а видны только ноги. Посмотрите, актер выступает на ярмарке, на улице, не в каком-то специально отведенном для этого здании. Можно назвать это театром?(Да). Почему? (Театром может называться и само представление).

Обратите внимание, какая кукла участвует в представлении? (Петрушка). Это одна из самых первыхтеатральных кукол, игрушек. Существуют ли какие-нибудь отличия между обыкновенной куклой и театральной? (Театральная кукла создана таким образом, чтобы ею мог управлять человек).

Что же это за особенности? Чтобы мы это поняли, я вам буду показывать игрушки, а вы мне объясните: может ли она называться театральной и почему? (Театральные игрушки демонстрируются вместе с обычными, учащиеся объясняют свою точку зрения).

Итак, театральной игрушкой может управлять человек с помощью нитей, с помощью тростей, а также управлять игрушкой изнутри, вставляя внутрь руку.


2.      Знакомство с театральными профессиями  (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).
Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас

 Здравствуйте ребята, сегодня мы будем знакомиться с театральными профессиями. Скажите, вы бывали в театре? (ребята отвечают.

Театр - удивительное место, где показывают спектакли, где танцуют и поют, рассказывают стихи; там можно поплакать и посмеяться, есть над чем задуматься и чему удивиться, бывает и страшновато, но чаще всего весело. А знаете ли вы ребята, сколько людей театральных профессий работает над одним спектаклем? А кто в театре самый главный? На эти и другие вопросы мы сегодня обязательно ответим

 На сцене театра зритель видит великолепную игру актера и, наверное, думает, а чего проще стать актером: выходишь на сцену играешь всякие интересные роли, все тебе хлопают, а потом на улице тебя все узнают и берут автографы. Так ребята? На самом деле актерский труд не из лёгких, актёрскому труду обучаются годами. А чем должен владеть актёр? (ответы детей). Верно, актеры учатся владеть телом, жестом, мимикой, голосом. Вот сейчас я проверю, кто из вас мог бы стать актером. Вам нужно будет произнести очень быстро скороговорку, изобразить животное и др. (ребята выполняют задания) Молодцы!

 Увидев на сцене актера, зрители думают, что он и есть в театре самый главный. На самом деле, чтобы спектакль состоялся, над ним работает много других людей разных профессий. Гримёры, костюмеры, бутафоры декораторы, свето-звукооператоры и др.

Если заглянуть в театральную гримёрную, то можно понять, как работает гримёр. Гримёр - одна из самых интереснейших профессий. Он может использовать бороду, усы, даже носы, сделать соответствующие морщинки на лице и из молодого человека получится старушка или забавное животное, король или нищий т.д. У меня в руке "волшебный" мешок, из которого я буду доставать различные парики, ваша задача угадать, кому они принадлежат. (ребята отвечают) Молодцы!

Не удивляйтесь, что я поменяла свой нарядный костюм на костюм королевы, это я побывала в театральном ателье, не удержалась и переоделась. Красиво? Там ещё много замечательных костюмов: и рыцарские доспехи, и солдатский мундир, и королевская мантия, и медвежья шкура, и одежда нищего. Эскизы костюмов для будущего спектакля создаёт художник- постановщик, портные подбирают ткани и шьют такие замечательные костюмы. Сейчас я вам раздам маркеры и листы бумаги, и вы попробуете сделать эскиз к костюму Бабы- яги. И так время пошло. Рисуем (ребята рисуют). Молодцы!

 "Бутафорий"- в переводе с итальянского означает "хлам". Бутафорией называют в спектакле поддельные предметы, которые заменяют настоящие. Делают их из легких и дешёвых материалов, которые ни чем не отличишь от настоящих. Изготавливают их в специальных бутафорских цехах. Все остальные мелкие настоящие предметы называют реквизитом. В декорационных цехах художники расписывают задник, делают обивку мебели, могут из простой мешковины сделать богатую расшитую золотом мебель. Театральные декорации должны быть легкими и разборными. Ведь выступления актеров предполагают переезды, значит всё должно быть ещё и прочным. Концертный номер

 А почему не звучит музыка? И свет почему-то замигал на сцене? Кажется, догадалась. Я чуть ни забыла ещё об одной важной профессии, которая создаёт атмосферу спектакля. Это профессия свето- звукооператор. Только с помощью различных шумов и музыки можно переместиться во времени, оказаться в подземелье, в лесу, улететь на самолёте, открыть дверь в неизвестное. Я предлагаю вам ребята отгадать несколько театральных шумов, а поможет мне в этом человек по профессии звукооператор. Пожалуйста, включите шумы (ребята отвечают) Молодцы!

Сегодня мы познакомились с некоторыми театральными профессиями. Можете их перечислить? (ответы детей). Молодцы! А кто же и из них главный? Кто всеми командует? А командует всеми режиссёр. Он выбирает, какую пьесу ставить, распределяет роли, репетирует с актёрами, работает с художниками- постановщиками, проверяет свет, музыку, грим, костюмы и ещё много другой работы выполняет. Всё ради того, чтобы выпустить спектакль, который долгое время будет радовать зрителей. Режиссёр должен быть творческой личностью, но так как спектакль дело общее, талантливы должны быть все кто над ним работает!

Чтоб состоялась в театре премьера:
Долго готовят её костюмеры
И осветители, и декораторы, 
И драматурги, и звукооператоры, 
Главный художник, кассир, бутафор,
Плотник, рабочие, токарь, гримёр, 
А отвечает за всё режиссёр!


3.     Показ иллюстраций, фотографий московских  театров. Цель: познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на  неординарность архитектуры и красивый фасад.

НОД (варианты)
1.  Худ. творчество  «Мой любимый герой» (изготовление игрушки медведя из картона)
 

Материалы

Картон, пуговицы или большие бусина, ленточка, деревянная палочка.

Картон лучше брать гофрированный, такой картон используется в упаковочных коробках. Он и толстый, и режется легко. А вместо деревянной палочки можно использовать деревянную шпажку или китайскую палочку для еды.

 

Способ изготовления игрушки

  • Вырезаем по шаблону все части медведя из картона.

Шаблон можно скачать 

 Инструкцию по изготовлению 

Раскрашиваем или наклеиваем сверху цветную бумагу.

  • Протыкаем дырочки в туловище и верхних лапках.
  • Склеиваем все раскрашенные части мишки, кроме верхних лапок.
  • Крепим при помощи пуговиц или бусин лапы к туловищу (схема крепления в инструкции), закрепляем палочку (смотри на верхней картинке).
  • Приделываем петельку и вешаем на стену -  Мишка  готов.

Вот схема крепления палочки к лапам медведя.

 

Игрушка. Мишка своими руками

 

.

http://www.babylessons.ru/wp-content/uploads/2009/10/_350.jpg

Цель: Учить в работе  передавать образ  любимого персонажа; использовать в работе материал по желанию детей; развивать творческие способности.



Вторая половина дня
1.    Сюжетно – ролевая игра «Мы пришли в театр». 
Цель:  познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.
2.    Беседы о правилах поведения в театре, дать понятие пословицы «Зрительская культура». 
Цель: Дать детям представление о правилах поведения в общественных местах; формировать личностное отношение к несоблюдению и нарушению правил.

Ты, конечно, любишь ходить в театр и часто бываешь там не только с родителями, но и со своими одноклассниками. Театр — незабываемый праздник, который создают не только режиссёр, актёры, осветители, но и зрители. От зрителей тоже во многом зависит, принесёт ли посещение театра радость, или вызовет досаду и огорчение. Если во время начавшегося действия опоздавшие зрители проходят на свои места, если рядом кто-то шуршит конфетной обёрткой, а соседи громко переговариваются между собой, то твоё настроение будет безнадёжно испорчено. В театре, как и во многих других общественных местах, необходимо думать не только о себе.

Правила поведения в театре:

• В театр приходи вовремя. К встрече с тобой готовились актёры и музыканты, рабочие сцены и осветители. Все эти люди позаботились о том, чтобы тебе не пришлось ждать начала спектакля. Необходимо уважать также и зрителей, которые пришли вовремя.

• У зеркала в гардеробе можно только поправить причёску. Причёсываться, подкрашиваться и завязывать галстук можно лишь в туалете.

• В гардеробе подавай своё пальто гардеробщику, перекинув его через барьер.

• Не забудь заранее проверить, не оторвалась ли вешалка на твоём пальто, чтобы не было стыдно перед окружающими за свою неряшливость.

• Если ты пришёл в театр с большой сумкой или пакетом, сдай их в гардероб.

• Проходя к своему месту, иди вдоль рядов кресел лицом к сидящим зрителям. Если ты пришёл с девочкой, пропусти её вперёд.

• Если ты уже занял своё место в зрительном зале, а мимо тебя проходят зрители на свои места, обязательно встань и дай им дорогу.

• Садись на то место, которое указано в твоём билете. Если же твоё место оказалось вдруг занятым и его не хотят освобождать, не вступай в спор — попроси капельдинера уладить это недоразумение.

• Сидя в кресле, не клади руки на оба подлокотника.

• Во время спектакля не разговаривай — впечатлениями можно поделиться во время антракта. Не позволяй себе также шуршать конфетными обёртками, вертеть в руках номерок из гардероба.

• В антракте не мчись в буфет, расталкивая окружающих. Если тебе дали денег на пирожные, а ты пришёл в театр с друзьями, пригласи их в буфет и угости.

• Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, — не мешай другим зрителям.

• Не торопись в гардероб за верхней одеждой, как будто тебе не понравился спектакль и ты стремишься поскорее убежать домой. Сколько бы ни собралось после спектакля зрителей в гардеробе, все успевают одеться за 10—15 минут.


3.    Показ видеозаписи кукольного спектакля  (по выбору в зависимости от возраста)

Цель: познакомить детей с одним из видов театра - кукольный театр.

Работа с родителями:  Оформление информационного стенда (папки-передвижки) «Театр и дети». Беседы с родителями по теме недели.

Вторник

День второй «Наши руки не для скуки»

Утро.

1. Знакомство детей с пальчиковым театром, театром- рукавичкой, театром теней.

 Цель: дать представления детям об особенностях данного вида театров.

2. Пальчиковая гимнастика " На лесной опушки"

По лесу шёл косолапый медведь,

На встречу шёл волк- на овец посмотреть,

Увидел их зайка косой из под ёлки,

И так задрожал, что упали иголки.

 Цель: речевое развитие, развитие сообразительности, пространственного мышления, творческих способностей детей.

3. Работа с теневым видом театра:

- рассматривание персонажей;

- диалоги: волк - лиса, волк - медведь, мышка – волк.

Цель: Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей, расширять образный строй речи. Следить за выразительностью образа. Учить показывать теневой театр.

4. Игра “Придумай веселый и грустный диалог между Зайчиком и волком”.

 Цель: Развивать коммуникативные качества; разнообразить интонационную выразительность; обращать особое внимание на дикцию детей.

Н. О. Д.

1. Художественное творчество:

Коллективная работа по сказке на выбор. Аппликация и оригами.

 Цель: Развивать умение детей самостоятельно изготавливать персонажей к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой. Развивать память, внимание, творчество и фантазию ,совершенствовать умение детей вырезать круги из квадратов разного размера составлять композицию; дополнять различными элементами.

Прогулка:

П/И " Гуси-лебеди", " У медведя во бору"

Вечер:

1.Театральная игра:«Немой диалог»

 Цель: Развивать у детей артикуляцию. Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться.(Сначала роль мамы берет на себя воспитатель, а дети отгадывают. Затем роль мамы предлагается исполнить детям.)

2.Отгадайте загадкок

 по сказкам.

 Цель: Учить детей называть персонажей из сказок.

3. Игра «Попробуйте сами». Пальчиковый театр (по выбору воспитателя).

Цель: развивать умение детей использовать пальчиковый театр в свободной деятельности; распределять персонажей; передавать характерные особенности героев сказки.

4. С/р. игра «Поездка в кукольный театр».

 Цель: Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. Обогащать словарь детей.

5.Д\И " Назови сказку"

 Цель: Учить детей по иллюстрациям называть знакомую сказку.

Работа с родителями: Предложить родителям познакомиться с афишами московских театров, в репертуаре которых есть детские спектакли. Сюжетная -ролевая игра:" Поход в театр"

Загадки по сказкам:

Он в землянке жил тридцать три года,

И рыбачить ходил в любую погоду.

Да бранила его жена-старуха открыто

За разбитое, негодное корыто.

Он с владычецею морской вёл беседу,

И исполнила она три желания деда.

А когда рассердилась, взбунтовалась -

Море синее почернело, взволновалось.

Назови мне скорей с улыбкой!

- Это сказка о....          Рыбаке и рыбке!

Он от бабушки ушёл,        
Короб на спине несёт – 
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела!
(Маша и медведь)



Миша по лесу идёт,
Что за гостья в дом пришла 
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись – 
Еле ноги унесла!
(Три медведя)

И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом. 
(Колобок)

Сидит парень на печи,
Уплетает калачи, 
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(По-щучьему велению)

У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала.
(Гуси-лебеди)

Покупала самовар

И спас её комар( Муха-Цокотуха)

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила,

Девочка имя своё позабыла,

А ну, подскажите имя её.

( Красная Шапочка)

Пальчиковая гимнастика

«Перчатки и мышата»

Шустрая мышка

Перчатку нашла.

Гнездо в ней устроив,

Мышат позвала,

Им корочку хлеба

Дала покусать,

Погладила всех

И отправила спать

Раскрыть ладошки, пальцы растопырены, поворачивать руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.

Сложить ладони «ковшиком».

Сгибать и разгибать пальцы, имитируя зовущий жест.

Кончиком большого пальца поочередно постучать по кончикам остальных пальцев.

Большим пальцем гладить остальные пальцы скользящим движением от мизинца к указательному.

Ладони прижать друг к другу, положить их под щеку.

Среда

1. Знакомство детей с пальчиковым театром, театром- рукавичкой, театром теней. Цель: дать представления детям об особенностях данного вида театров.
2. Пальчиковая  гимнастика  «Перчатка и мышата».                                   Цель:  развитие моторики и речи, развитие сообразительности, пространственного мышления,  творческих способностей детей.
3.    Работа с перчаточными кукламиби-ба-бо: (с персонажами: мышка, зайка, ежик, их диалоги: мышка – зайка, зайка-ежик, мышка-ежик)
Цель: Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей, расширять образный строй речи. Следить за выразительностью образа. 
4.Чтение сказки  Л. Толстого «Заяц и ежик»

Цель: познакомить детей с литературным произведением, его героями.

  1. Игра “Придумай веселый и грустный диалог между Ежиком и Зайчиком”.                                                      Цель: Развивать коммуникативные качества; разнообразить интонационную выразительность; обращать особое внимание на дикцию детей.

НОД:

Художественное  творчество: 
Аппликация  коллективная «Стоит в поле теремок».                    

 Цель:  совершенствовать умение детей вырезать круги из квадратов разного размера, развивать мелкую моторику пальцев, развивать творческое начало; составлять композицию; дополнять  различными элементами.
Игры:

1.    Игры детей со звучащими инструментами.                                            

  Цель: дать представление детям о музыкальном оформлении спектаклей.
2.    Вечер загадок по произведениям «Сказка о рыбаке и рыбке», «Красная шапочка», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Колобок», «Теремок», «Репка».

3.    Игра «Попробуйте сами».

 Пальчиковый театр «Колобок».                              

 Цель: развивать умение детей использовать пальчиковый театр в свободной деятельности; распределять персонажей; передавать характерные особенности героев сказки.

Работа с родителями:

Предложить родителям познакомиться с афишами московских театров, в репертуаре которых есть детские спектакли.

Четверг

  1. Продолжать знакомство с видами театров для детей (настольный, плоскостной театр, театр кукол бибабо, пальчиковый театр, куклы-марионетки).                                                      

Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.
2.    Рассматривание с детьми кукол би-ба-бо. Беседа о том, как правильно пользоваться куклами, что является    инструментом для вождения кукол би-ба-бо.
3.    Чтение русской народной сказки «По щучьему велению»,  беседа по содержанию.
4.    Просмотр кукольного спектакля «По щучьему велению» Театра кукол  им. С. Образцова с использованием ИКТ (видеоролик). После показа предложить детям самостоятельно попробовать обыграть  героев сказки с помощью плоскостных фигурок.                 Цель: приобщение детей к театральному искусству.  

  1. Оформление мини-музея «Музей кукол»                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя театра.Показ пальчикового и настольного театра "Заюшкина избушка" и "Маша и Медведь"

Пр.задачи: Активизировать познавательный интерес к театрализованной деятельности;учить соотносить игру и речь персонажа, совершенствовать исполнительские способности;развивать образность речи детей, е...

Сценарий досуга "Театр.Открытие недели Театра"

Цель: воспитывать у детей интерес к театральному искусству.Задачи:1. Познакомить и расширить представление детей о понятии "Театр"2. Дать представление о разных видах театра....

Тематическая неделя: НЕДЕЛЯ ТЕАТРА

Тематическая неделя: НЕДЕЛЯ ТЕАТРАЦель: Развитие способностей детей средствами театрального искусстваЗадачи: Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральн...

Тематическая неделя во 2 младшей группе "Неделя театра"

Театр - это не просто игра, это целый мир сказки. Каждый вид деятельности этой недели был напрален на формирование положительного отношения к театру, на развитие речи и эмоциональной сферы детей. Это ...

Календарное планирование в подготовительной группе « Б» тема недели «Книжкина неделя. Неделя театра»

Календарное планирование в подготовительной группе « Б» тема недели  «Книжкина неделя. Неделя театра»Цели: приобщение детей к книге; воспитание желания к постоянному общен...