«Психологические аспекты формирования творческого воображения в изобразительной деятельности». Консультация для педагогов
консультация на тему

Прокопова Елена Львовна

При выполнении творческих заданий нет одного правильного ответа, их столько, сколько детей их выполняет. Моя роль, как педагога, - руководство этой творческой деятельностью, нужно не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих решений и иногда защитить нестандартное решение. Создавая и сравнивая свои работы, дети задумываются о том, что радость и грусть бывают разными, что сами они – разные люди и должны учиться понимать друг друга, в том числе и через свои рисунки.

Перед детьми в течение всего срока обучения я ставлю задачи «на выразительность», всё более усложняющиеся по содержанию и касающиеся цвета, формы, материала, т.е. всей совокупности изобразительных средств. Решая эти задачи, ребёнок делает на доступном ему уровне то же самое, что и настоящий художник.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад  №16  «Снежинка»

Консультация для воспитателей

«Психологические аспекты формирования  творческого воображения в изобразительной деятельности».

Составила: воспитатель Прокопова Е. Л.


Рисунок – это зеркало чувств, зрелости и развития личности ребёнка.

К. Шейлби.

О чем думает ребёнок, когда рисует? О чем думаем мы, когда видим рисунок ребёнка? Зачем ребёнок рисует, нужно ли ему помогать при этом или не надо мешать?

Ребёнок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает о вещах. Его ещё незрелой нервно-мышечной координации недостаточно для объяснения своей манеры рисования и тех форм и характеристик, которые он придает предметам. В своих рисунках дети изображают фантастические элементы, которые выражают их уровень видения больших проблем человека, а, следовательно, их отношений с собой, семьей и окружающим миром.

Ребёнок выделяет их действительности только то, что кажется достойным внимания и помогает ему объяснить себе, что происходит вокруг него, пренебрегая остальными деталями. Он преувеличивает аллегорическое значение тех явлений, которые ему кажутся важными, а для взрослых не представляет никакого интереса, и не обращают внимания на вещи, значимые для взрослого.

Со временем ребёнок начинает выражать в рисунках более развитый взгляд на окружающий его мир и отказывается от первоначального изображения внешнего мира, придавая ему всё большее правдоподобие, точность и реальность. Поэтому нам, взрослым, полезно научиться «читать» рисунки детей и оценивать их, чтобы понимать процессы развития личности ребёнка, его отношения с семьей и внешним миром. Как в игре вообще, так и в рисовании действует один и тот же принцип: ребёнок для самовыражения пробует себя и совершенствует свои способности. В рисовании он находит удовольствие, но, прежде всего, рисование стимулирует его к обогащению познаний о мире. В этом смысле сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых педагогами, часто вынуждающих детей действовать в рамках установленных схем, которые не возбуждают фантазию ребёнка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.

Занимаясь с ребёнком рисованием, следует соблюдать следующие основные правила:

  1. Ребёнок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство.
  2. У ребёнка не должно быть недостатка в цветных карандашах фломастерах, бумаге и др.
  3. Сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятие ребёнка рисованием.
  4. Рисунки, отобранные самим ребёнком, нужно повесить где-нибудь в удобном месте в квартире и попросить ребёнка объяснить их.
  5. Нужно предлагать ребёнку рисовать всё, о чем ребёнок любит говорить, и беседовать с ним обо всём, что он любит рисовать.

В рисунках ребёнок естественно и спонтанно выражает свои чувства, он созидает и разрушает, губит и разрушает образы, за тем их воскрешает, соответственно его уроню сознания и воображения, его способность чувствовать и объяснять окружающий мир.

В 2 года малыш начинает рисовать каракули, границы листа не учитываются им. Речь идет  о простых движениях руки, соответствующих степени развития его психомоторного контроля и мыслительных функций.

В 3 года ребёнок в состоянии по просьбе взрослого рисовать каракули в центре листа. Он может почувствовать очарование письма, которое пока ещё совсем не отличает от каракулей, потому что не открыл для себя, что письмо – способ графической передачи деятельности.

После 3-х лет ребенок пробует свои силы в изображении фигуры человека: большая голова, большие глаза, волосы спадают вниз прямыми лучами и отходят от черепа, как от солнца лучи (у солнца потом тоже появляются рот, нос, глаза), руки пририсованы к голове, кисти рук не определены, пальцы веером на конце руки или вдоль неё.

В 4 года ребёнок рисует человеческую фигуру в полный рост, а на лице появляются рот, глаза, обозначенные простыми штрихами карандаша. Ещё некоторое время после появления на рисунке человеческой фигуры в полный рост руки будут сходить от ног или головы.

Правильное расположение конечностей наблюдается сначала на фигурах нарисованных в профиль, позже – в анфас. По мнению психолога Моне (Франция), причиной является то, что ребёнок продолжает «ошибаться» по привычке, хотя уже умеет рисовать лучше. Он правильно рисует человека в профиль только потому, что это для него новое движение, которое лишено предыдущей «ошибки». Действительно, рисунок головы в профиль появляется во вторую очередь, при чем сначала появляется рисунок в профиль животных, а за тем уже людей.

В возрасте 5-ти лет ребёнок, наконец, довольно четко передает на рисунке части тела человека: голову, шею, туловище, руки, ноги, кисти рук, ступни. Шея, кисти рук и ступни появляются на рисунке последними. Руки отходят от туловища, на лице на своих местах изображаются глаза, рот, нос, волосы, уши (появляются последними). При этом всё изображается лучше, чем раньше. Фигура может быть одета в зависимости от пола. Одежда вырисовывается приблизительно.

В 6 лет у ребёнка фигура человека приобретает более определенные формы, благодаря возросшему мастерству, контролю над своими движениями и лучшей ориентировке в отношениях с окружающим миром.

Развитие отношения детей к содержанию и технике графического изображения должно проходить динамично, но без форсирования, это более связано с общей незрелостью психофизиологических процессов в этом возрасте, чем с процессом научения.

До 4-х лет не следует придавать серьезного значения слишком увеличенным или уменьшенным размерам нарисованных предметов, человеческих фигур и т. д., их завершенности и расположению на листе бумаги. У ребёнка внимание ещё рассеяно, и он проявляет внимание лишь к тому, что завладевает его вниманием в данный момент. Он может бросить рисовать предмет потому, что его внимание спонтанно переключается на другой предмет или может наложить рисунок одного предмета на рисунок другого, смешав каракули и забыв, какой предмет нарисован первым.

Дети чувствуют расстояние в пространстве и, представляя, его таким образом: одна фигура человека располагается чуть выше другой или на краешке листа бумаги. Лишь в 4 года появляется горизонтальная линия, определяющая землю, и намного позже - линия неба.

Итак, более старший ребёнок использует в рисунке центровку, укрупнение, эффект прозрачности, наложение и проекцию для создания объемности элементов рисунка, необходимой для наиболее эффективного изображения объекта.

Особое внимание следует обращать на роль цвета в рисунках детей. В стимулировании ребёнка к рисованию, именно цвет является благодатным материалом. Экспериментируя с ним, ребёнок развивает художественное восприятие мира. Нужно поощрять детей использовать в рисунках большое количество различных красок, беседовать о разнице между красным и зелёным яблоком, говорить о сочетании цвета с предметом, который ребёнок собирается нарисовать, о том, какой         цвет лучше подобрать, разговаривать о сочетании цветов.

Для совершенствования хроматического вкуса ребёнка можно использовать следующие методические приемы:

  1. Попросить ребёнка рассказать, с какими чувствами ассоциируются цвета его рисунков или цветных фотографий из журналов, кусков ткани или клубка шерсти и т. д., которые можно найти в каждом доме. Когда ребёнок раскрашивает рисунок, можно спросить у него, какой у нарисованного предмета запах, горячий он или холодный, гладкий или шероховатый, прозрачный или непрозрачный, с чем ещё его можно сравнить.
  2. Отметить соответствие между ответом ребёнка и цветом нарисованного предмета, а за тем вновь дать ему задание: нарисовать прозрачный (или блестящий, или холодный, или душистый и т. д.) предмет.
  3. Проверить устойчивость восприятия  ребёнком цветов: как часто, например, гладкие предметы окрашиваются в желтый цвет, а шероховатые – в зелёный, душистые – в розовый, холодные – в голубой, горячие – в красный и т. д.

Таким образом, с одной стороны становится понятно, с какими чувствами ребёнок ассоциирует тот или иной цвет, и, с другой стороны, можно научить его лучше узнавать и наблюдать цвет, учитывая своё душевное состояние в зависимости от наблюдаемого цвета.

Художественное развитие ребёнка протекает нормально, когда он осваивает «технологию» искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных художественных задач. Тогда приобретенный навык становится не лишним грузом за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения собственных замыслов.

Я согласна с мнениями педагогов и психологов по вопросу о необходимости пробудить у ребёнка заинтересованность в искусстве. Считаю, что в этом могут помочь задания, требующие адекватного выражения чувств, отношения, настроения, замысла ребёнка.

Не каждый ребёнок проходит в этот мир, чтобы стать художником. И этого не изменят самые лучшие психологические рекомендации и педагогические методики. Но верно то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть и развить. Здесь нет никакого противоречия. Так, каждый здравомыслящий человек обладает способностью логически мыслить и применять её постоянно, но лишь немногие становятся специалистами по логике или учеными-теоретиками.

Поэтому при работе с детьми по развитию творческих способностей я общаюсь с детьми так, будто вся группа детей состоит из потенциальных художников. В этих условиях наиболее одаренные дети скорее находят новые темы и пути их решения, а остальные приобретают ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, глубже понимают и ценят искусство, насколько это доступно дошкольнику. 

Путь целенаправленного руководства процессом детского творчества состоит из нескольких направлений:

  • первое, о чём нужно подумать – это то, что ребёнок – субъект творчества;
  • необходимо учитывать, что никто, кроме ребёнка, не даст «верного» решения стоящей перед ребёнком творческой задачи. Например, если ребёнок ищет сочетание цветов, выражающее определенное чувство, он решает по-настоящему художественную задачу.

При выполнении творческих заданий нет одного правильного ответа, их столько, сколько детей их выполняет. Моя роль, как педагога, - руководство этой творческой деятельностью, нужно не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих решений и иногда защитить нестандартное решение. Создавая и сравнивая свои работы, дети задумываются о том, что радость и грусть бывают разными, что сами они – разные люди и должны учиться понимать друг друга, в том числе и через свои рисунки.

Перед детьми в течение всего срока обучения я ставлю задачи «на выразительность», всё более усложняющиеся по содержанию и касающиеся цвета, формы, материала, т.е. всей совокупности изобразительных средств. Решая эти задачи, ребёнок делает на доступном ему уровне то же самое, что и настоящий художник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей с общим недоразвитием речи через обучение нетрадиционной технике рисования

Развитие творческого воображения детей ведется на основе общения, межличностного взаимодействия педагога и детей на НОД по изобразительной деятельности. Данный опыт может быть использован воспита...

Презентация "Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности".

Презентация содержит игровой материал по русским народным сказкам....

«Формирование экологической культуры и развитие творческого воображения средствами изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста

 «Формирование экологической культуры и развитие творческого   воображения средствами изобразительной  деятельности у детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей «Психологические аспекты формирования творческого воображения в изобразительной деятельности».

Ребёнок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает о вещах. Его ещё незрелой нервно-мышечной координации недостаточно для объяснения своей манеры рисования и тех форм и характеристик, кото...

Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности (Консультация для педагогов)

Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности(Консультация для педагогов)...

Развитие мелкой моторики у детей средствами изобразительной деятельности. Консультация для родителей.

Рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности, которая является одной из самых интересных для детей дошкольного возраста. Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеи...