Главные вкладки

    Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности (Консультация для педагогов)
    консультация по рисованию на тему

    Панова Марина Анатольевна

    Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

    (Консультация для педагогов)

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное учреждение «Управление дошкольного образования» исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением

    квалифицированной коррекции детей с нарушением зрения №70»

    Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

    (Консультация для педагогов)

     

                                                                                          Составила:

                                                                                          Панова М.А.,

                                                                                          воспитатель

                                                                                           I  квалификационная                                                                                                                                              

                                                                                            категории

                                                     

                                               

                                                     

    Татарстан

               Нижнекамск

    Цвет – это одно из наиболее ярких выразительных средств доступных детям.  Это одно из первых характеристик окружающего мира, который воспринимают дети.

               Свойства цвета, его природа, влияние на человека и многое другое сформировали основы науки – цветоведение. Слово «цветоведение»,  кажущееся по началу сложно произносимым и непонятным,  становится ямным при его расшифровке. Ведать цветом. Ведать – значит,  знать.

    На наш взгляд цветовосприятие – одно из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне.

    Недостаточное внимание к основам цветоведения, развитию способностей цветоведения и восприятия эмоциональной насыщенности цвета, на наш взгляд, одно из факторов угасания интереса ребенка к изобразительному творчеству.

    Известно, что основные новообразования в дошкольном возрасте -произвольные психические процессы, внутренний план действий, рефлексия поведения. Рисование играет роль одного из механизмов совершенствования организма и психики, а так же способствует согласованности межполушарного взаимодействия. Поэтому,  снижение мотивации к данному виду деятельности в дошкольном возрасте не может не сказаться на развитие ребенка в целом.

    Задача развития у детей чувства цвета предусматривается программой воспитания и обучения в детском саду, но она сформирована  в виде общих указаний. В большинстве случаев цвет рассматривается как признак предмета.

    Интерес предлагаемой работы состоит в ознакомлении детей со свойствами и особенностями цвета, что практически не рассматривается в специальной литературе для дошкольников.

    Опираясь на работы Комаровой Т.С., Пантелеевой Л.В. и др.  выделила условия развития цветовосприятия у детей и выявила, что основными условиями являются:
    – Предоставление всем детям на занятии равных и реальных практических возможностей,
    – Систематическая работа по наблюдению окружающей действительности.
    – Пользование дидактических игр и упражнений,
    – Осуществление индивидуального подхода, в работе с детьми.
    – Творческие задания.

    – Свойства цвета: цветовой фон, светлота, насыщенность;

     – Определение цветовым ощущениям и цветовым ассоциациям.

    Цель моей работы является:  научить детей видеть красоту в гармонии красок, ощущать связь между миром цвета и миром собственных чувств.

             Были определены следующие задачи:
    – закреплять и развивать знания детей об основных и дополнительных цветах спектра,
    – познакомить детей с правильным подбором цветовых сочетаний, придать особое значение выбору цветовой гаммы,
    – научить детей свободному смешиванию и цветообразованию,
    – учить детей видеть, наслаждаться цветовым богатством природы, произведениями искусства,
    – знакомить детей со средствами художественной выразительности (контрастом, нюансом, насыщенностью, особенностью перехода одного тона в другой и т.д.),
    – поощрять творческие находки стремления детей к самостоятельному решению образа.

    В работе использовала следующие принципы:
    – принцип последовательности: предполагает постепенное усложнение предлагаемого материала,
    – принцип наглядности с опорой на зрительные и слуховые, чувствительные анализаторы,
    – принцип доступности и активности,
    – принцип практичности: на практике использовать полученные знания,
    – системности,
    – индивидуальности.

    Проведенная педагогическая диагностика на начало учебного года показала, что дети компенсирующей группы  испытывают затруднения в определении цвета и называния его, плохо дифференцируют, обнаружилась тенденция к замене названий промежуточных цветов спектра основными (вместо оранжевого – красный, желтый, вместо фиолетового – голубой, синий).

    У детей компенсирующей группы   недостаточно хорошо получается, выкладывать цветовой ряд (от самого светлого, до самого темного), т. е. низкий уровень цветового восприятия. Дети плохо подразделяют и находят теплые и холодные цвета.

    В работе с детьми  использовала такие методы, как

    1. Игровые методы. Игровые методы позволяют сделать процесс обучения увлекательным, а также активизировать детей. Способы вовлечения дошкольников в процесс воспитания и продуктивного творчества разнообразны, и доминирующей является сказочно-игровая форма. Она активизирует познавательные процессы и способствует лучшему усвоению эстетических знаний, умений и навыков, развивает фантазию и воображение. Поэтому ключевым моментом, который проходит через все занятия по цветовосприятию – это использование воображаемой ситуации, когда дети попадают в волшебную страну сказок, где встречаются с королевой – Радугой, которой злой волшебник Клякса испортил ее красивое и волшебное платье, поэтому в стране красок стало грустно, тускло и не красиво.

    Дети с увлечением и трепетом выполняют все задания, чтобы помочь королеве – Радуге и поэтому каждое занятие получается как необыкновенное и занимательное путешествие, на котором дети не только играют, но и знакомятся с необыкновенным миром красок и учатся видеть и ощущать красоту вокруг себя.

    Так же введение сказочных героев приносит свою увлекательность и разнообразие в процесс обучения – это такие герои как, волшебница, королева – Радуга, злой волшебник Клякса, гномы – краски и другие персонажи.

    На своих занятиях   использовала ролевые действия, когда дети сами могут поучаствовать и стать волшебниками– фокусниками, чтобы при помощи эксперимента получить новую краску.

    2. Наглядный метод. Для того чтобы развивать у детей художественный и эстетический вкус на своих занятиях широко использовала репродукции картин знаменитых художников, таких как; И.И.Левитан, Д.Сурин, М.Врубель, К.Юон, В.Суриков, И.И.Шишкин и т.д.

    Также детям очень близки иллюстрации к сказкам и рассказам, которые мы просматриваем на занятиях и в совместной деятельности.

    На занятиях по цветовосприятию я широко использую такой наглядный метод, как показ способов действий, т.к. этот метод наиболее позволяет повысить эффективность работы с детьми.

    3. Словесные методы.Обязательным методом в работе над цветовосприятием являются:
    – художественное слово (используем стихи С. Маршака, И. Я. Акимова, И. Демьянова, Я. Акима, Э. Успенского и т.д.; загадки о цветах и их оттенках; используем в своей работе эстетические беседы, вопросы, рассказы и т.д.)

    4. Практические методы.Применяла различные виды упражнений, которые позволяют в процессе многократного системного выполнения сформировать навык:

    а) Подражательно – исполнительный (выполнение задания в соответствии с образцом).Для того чтобы ребенок мог творить, его начало нужно научить тому, как перенести на бумагу образы, возникшие в его воображении. Если этого не сделать, замечательные фантазии, которые возникли в сознании ребенка, могут превратиться в бессмысленный рисунок, который вызовет у ребенка негодование или разочарование и может оттолкнуть от занятий изобразительной деятельностью. Поэтому на занятиях и совместной деятельности мы используем этот метод, чтобы научить ребенка разными способами выразить задуманное в рисунке или аппликации.

    б) Творческие упражнения. Этот метод предполагает закрепление и совершенствование усвоенных навыков. В ходе игр – занятий по цветовосприятию дети усваивают новые понятия и, сопоставляя увиденное со своим опытом воспроизводят полученные навыки в творческих заданиях и упражнениях. Для выполнения задания дети используют разную по цвету и фактуре бумагу, картон, гуашь, акварельные краски и т.д.

    Так у детей старшей компенсирующей группы накапливается опыт творческой деятельности, который в дальнейшем проявляется в живописи, рисунке, аппликации.

    Большое внимание уделяла работе с родителями: проводила групповые, индивидуальные беседы, показ занятий, выставка детских работ.

    Проведенная работа показала необходимость использования методов и приемов обучения в системе подобранных игровых упражнений и занятий.

    Разработанный перспективный план – схема помогает систематизировать и обобщить работу по развитию цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста. Занятия формируют у детей художественный вкус, свое видение окружающего мира.

    В дальнейшем необходимо, продолжать поиск новых эффективных методов и приемов в работе, расширять картотеку игр, заданий и упражнений с детьми, разработать советы, рекомендации для специалистов и родителей по развитию  цветовосприятия у детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

    Процесс формирования этнокультурного подхода в развитии познавательной активности посредством проектной деятельности будет наиболее эффективным, если:- его основу составят гуманистический, этнопедагог...

    «Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

    из  опыта  работы  музыкального  руководителя  Моряковой Е.А Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка...

    Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность /Методическая разработка/

    Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возрастачерез изобразительную деятельность/Методическая разработка/  Программные задачи:-продолжать формировать интерес детей ...

    Доклад «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

    В докладе раскрыта актуальность темы, изложен опыт работы музыкального руководителя по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....

    Педагогический образовательный проект « Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

    «...детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты». В. А....

    Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

    Конец дошкольного периода характеризуется преобладанием высшей формы наглядно-образного мышления - наглядно-схематического мышления. Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития ...