Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей с общим недоразвитием речи через обучение нетрадиционной технике рисования
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме

Развитие творческого воображения детей ведется на основе общения, межличностного взаимодействия педагога и детей на НОД по изобразительной деятельности. 

Данный опыт может быть использован воспитателями детских садов  для детей с нарушением речи в работе по развитию творческого воображения в изобразительной деятельности у детей с общим недоразвитием речи через нетрадиционные техники рисования.  Предложенная система работы рассчитана для детей старшей и подготовительной групп с общим недоразвитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКУ «Управление образования  Администрации города Бийска»

МБДОУ «Детский сад №65-Центр развития ребенка»

«Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности

у детей с общим недоразвитием речи через обучение нетрадиционной технике рисования»

Опыт обобщен:

воспитателем

МБДОУ

«Детский сад №65-ЦРР»

Урбановской

Надеждой Васильевной

2012 год

I. Условие возникновения и становления опыта.

Опыт формировался в условиях МБДОУ «Детский сад № 65» - ЦРР. на базе группы для детей с общим недоразвитием речи. Детский сад находится по адресу: Алтайский край, город Бийск, улица Ленинградская 75/1.

У автора подобран необходимый материал, что позволило начать работу по развитию творческого воображения.

II. Актуальность.

Современная   педагогическая   наука,   смотрящая   на  образование  как  на воспроизведение  духовного  потенциала  человека,   располагает   разнообразными

сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера  изобразительного искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию творческой  активности личности.   По  мнению  современных  ученых,  исследующих  проблемы  дошкольного образования,  раскрытию  внутренних  качеств  личности   и   самореализации   ее творческого потенциала, развитию творческого воображения в наибольшей степени способствует изобразительное искусство.  Этот  взгляд  на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания  дошкольников с нарушением речи  средствами  изобразительного   искусства  и  позволил   автору обратиться  к  изобразительной  деятельности  в ДОУ не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но  и  как  к  мощному  синтетическому средству развития творческого воображения.

В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе рисованию. А применение нетрадиционных техник на занятии по изобразительной деятельности способствует  обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действий с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия.  Как известно, дети с общим недоразвитием речи часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Ориентируясь на вышесказанное, можно  отметить  высокую  степень  значимости обучения нетрадиционным техникам в изобразительной деятельности   для  развития  творческих  способностей, а особенно для развития творческого воображения  ребенка  и утверждать необходимость и целесообразность их использования в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

III. Теоретическая база.

В психологии творческая деятельность связывается с процессом воображения, или фантазией. Л.С. Выготский, давая характеристику воображению, писал, что «оно не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из впечатлений, накопленных прежде». Умение из элементов, взятых в действительности и содержащихся в прежнем опыте человека, создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и составляет основу творчества. Автор опирается на утверждение Л.С. Выготского о том, что «создание творческой личности, устремленной в  будущее, подготавливается  творческим воображением, воплощающемся в настоящем».

Автор поддерживает  Т.С. Комарову, которая  пишет, что «исходя из разнообразия рисовательной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного возраста, целесообразно обогатить техническую сторону детского рисования. Этого можно достигнуть, разнообразив способы работы уже известными в широкой практике красками и карандашами и используя новые материалы,  а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику».

В своей работе автор опирается на теорию оптимизации Ю.К. Бабанского и ставит во главу своей деятельности принципы:

  1. оптимизации,
  2. научности,
  3. систематичности,
  4. доступности.

IV. Новизна опыта.

Новшество проявляется в необходимости решения одной из важнейших проблем современной парадигме образования – модернизации. Предпринята попытка осуществить системный подход в работе. В планировании использован принцип концентрического наращивания материала по задачам с использованием лексических тем, изучаемых в речевой группе.

V. Ведущая педагогическая идея.

В связи с тем, что воображение выступает как психологическая система, действие которой проявляется в усложнении форм преобразования действительности средствами восприятия, мышления, памяти, собственно воображения и эмоционально-потребностной сферы необходимо расширять опыт ребенка, обогащать его чувственную сферу. Создание системы работы по развитию творческого воображения в изобразительной деятельности  через использование нетрадиционных техник изображения поможет ребенку больше видеть, слышать, переживать и связи с этим значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения.

Следовательно,  очевидной  становится идея необходимости  обучения нетрадиционным техникам в изобразительной деятельности для развития творческого воображения  ребенка дошкольника  с  позиций  передовой  педагогики.  

VI. Технология опыта

Развитие творческого воображения детей ведется на основе общения, межличностного взаимодействия педагога и детей на занятиях по изобразительной деятельности. Основными принципами педагогического взаимодействия являются:

  1. гуманистическая направленность (реальное обеспечение развития положительных сторон личностного потенциала дошкольников);
  2. эмоциональная вовлеченность;
  3. равенство в общении и партнерство в деятельности.

Цель работы:

Воспитывать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в рисунке, лепке, аппликации, дополнять создаваемый образ интересными деталями.

Задачи:

  1. Обучение детей умению передавать форму, строение, размер, цвет предмета (с учета возможностей детей).
  2. Обучение детей различным способам работы с материалами, приёмам изображения предметов.
  3. Создание   условий   творческой  самореализации, развития творческого воображения  ребенка в изобразительной деятельности.
  4. Совершенствование творческой самостоятельности детей в использовании нетрадиционных техник.
  5. Воспитание правильного отношения к окружающему, развитие творческих способностей, художественного вкуса, памяти, аккуратности, произвольной направленности внимания (на занятиях развивается моторная память).

Принципы работы:

  1. построение работы на диагностической основе,
  2. системность проведения,
  3. доступность,
  4. проведение занятий в естественной, доброжелательной обстановке, в игровой форме,
  5. распределение упражнений в порядке возрастающей сложности, проблемности,  
  6. индивидуальный подход.

Для проведения занятий автор разработал перспективный план работы старшей и подготовительной групп для детей с общим недоразвитием речи. Перспективный план основывается на лексическую тему. В плане к занятиям подобран демонстрационный и  раздаточный материал по развитию творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности.

Кроме того, осуществляется взаимосвязь с родителями по развитию творческого воображения через консультации, открытый просмотр занятий.

Работая над развитием творческого воображения в изобразительной деятельности автор осуществлял работу по этапам:

1 этап:  Диагностический:

Цель: Определить имеющийся уровень развития творческого воображения.

2 этап:  Развитие творчества у детей:

Цель: Развивать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в рисунке, лепке, аппликации, дополнять создаваемый образ интересными деталями.

3 этап:  Заключительный (итоговый):

Цель: Оценить степень эффективной деятельности с детьми, уровень развития творческого воображения.

Этапы работы педагога

с нетрадиционными техниками изображения:

Коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие творческого воображения нетрадиционными техниками изображения, включает в себя три этапа:

  1. ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением,   выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов);
  2. овладение дошкольниками нетрадиционными техниками рисования;         
  3. использование нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности детей.

Первый этап:

На данном этапе педагог знакомит детей с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения. Это могут быть монотипия, рисование нитками, под музыку, печатание листьями. Вначале детям показывают работы, выполненные каким-то одним видом техники, рассказывают о нем, показывают способ выполнения изображений, просят рассказать о последовательности   производимых   действий.   Детям   предоставляется   возможность   самостоятельно   повторить  данный способ на практике. На этом этапе используются традиционные инструменты (кисти) и материалы (гуашь). Данными техниками дошкольники могут создавать как предметные, так и сюжетные рисунки.  Например,  при использовании монотипии каждый ребенок сначала рисует у себя на листе бумаги бабочку, а после того, как рисунки высохнут, бабочек вырезают и приклеивают на одно общее полотно,  тонированное зеленой краской. В итоге получается коллективная работа «Бабочки на поляне». Аналогично можно использовать рисунки, выполненные в технике печатание листьями, когда из предметного рисунка детей «Дерево осенью» получается коллективная работа «Осенний лес».

Второй этап:

На данном этапе обучение нетрадиционным техникам изображения усложняется. Педагог знакомит детей с такими видами техники рисования, при использовании которых необходимо изготовлять инструменты (рисование методом наката), смешивать краску с другими материалами (рисование мыльной пеной), наносить один изобразительный материальна другой (рисование в технике «мятый рисунок»). Дети учатся ориентировочно-исследовательским действиям, экспериментированию, познают свойства материалов, правила применения оборудования, осваивают способы работы с нетрадиционными инструментами, учатся наносить приготовленную смесь на бумагу штрихами, пятнами, мазками и т. д. Сначала дошкольники пробуют изобразить данными техниками предметы, затем сюжетные эпизоды, а в конце переходят к сюжетному рисованию. На занятиях дошкольники учатся сравнивать различные виды техники рисования, сопоставлять изображения одного и того же предмета, выполненные разными нетрадиционными техниками, выявлять выразительные возможности каждой техники. Педагог знакомит детей с такими нетрадиционными техниками изображения, как печатание бумагой, рисование кляксами, мыльной пеной, ребром картона, по клейстеру, методами набрызга и наката. Дошкольники узнают о рисовании по стеклу, о клеевой технике, о технике «мятый рисунок» и т. д.

Третий этап:

На занятиях по изобразительной деятельности используются смешанные техники, а также коллективное рисование нетрадиционными техниками. При выполнении таких заданий, где организующую роль выполняет педагог, дошкольники учатся анализировать, комбинировать образы, работать вместе со сверстниками, общаться. Эти задания достаточно сложны. Вначале дети учатся работать в паре, позже группа может насчитывать до 4-6 человек. Для коллективных работ используют такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками (ладонями, ребром ладони, кулаком, подушечками пальцев), рисование по кругу. При использовании смешанной техники дошкольники учатся сочетать в одном рисунке различные техники (рисование нитками, ладонями, кляксами и т. д.), а также комбинировать виды изобразительной деятельности: рисование, лепку, аппликацию. Третий этап может завершиться созданием творческой композиции, в которой принимают участие несколько детей.

Итогом каждого из этапов коррекционно-развивающей работы должен стать перенос усвоенных на занятиях знаний, умений, навыков в самостоятельную деятельность дошкольников.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа направлена на постепенное увеличение самостоятельности дошкольников, на повышение их умственной активности. Конечной целью является снижение роли наглядности, обучение самостоятельному созданию замысла. Наряду с решением главной задачи, происходит обучение и таким элементам творчества, как определение темы рисунка, композиции, осуществление отбора предметов, персонажей будущего рисунка. Необходимо поощрять стремление дошкольников дополнить замысел новыми деталями, образами.

Усложнение обучения нетрадиционным техникам рисования детей с общим недоразвитием речи происходит в следующих направлениях:

  1. от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
  2. от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
  3. от  использования  готового  (традиционного) оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
  4. от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
  5. от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
  6. от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционными техниками.

VII. Результативность 

Подводя итоги работы, автор отмечает, что, используя системный подход в обучении, специальное планирование, разнообразие форм и приемов обучения с учетом способностей детей с общим недоразвитием речи получены хорошие результаты:  

Старшая группа для детей с общим недоразвитием речи

2009-2010 учебный год

Уровень развития

ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ

Ориентировка на листе бумаги

Определение развития  точности движений

Координация движения руки и глаза

Уровень развития творческого воображения

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

Высокий уровень

-

16%

-

24%

-

24%

-

8%

Средний уровень

16%

64%

16%

76%

24%

76%

42%

42%

Низкий уровень

84%

16%

84%

-

76%

-

58%

50%

Подготовительная  группа для детей с общим недоразвитием речи

2010 - 2011 учебный год

Уровень развития

ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ

Ориентировка на листе бумаги

Определение развития  точности движений

Координация движения руки и глаза

Уровень развития творческого воображения

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

Высокий уровень

16%

58%

24%

58%

24%

58%

8%

24%

Средний уровень

68%

42%

76%

42%

76%

42%

42%

68%

Низкий уровень

16%

-

-

-

-

-

50%

8%

По данным диагностики видно, что систематическая работа по развитию творческого воображения позволила повысить уровень умений и навыков  детей в ориентировке на листе бумаги, координацию движений руки и глаза, уровень развития творческого воображения: использование  разнообразных средства для создания сюжета,  гибкость в применении материалов для темы, нахождение решения в реализации рисунка. Это в свою очередь создало  условия для успешной адаптации в школе.

VIII. Адресная направленность

Данный опыт может быть использован воспитателями детских садов  для детей с нарушением речи в работе по развитию творческого воображения в изобразительной деятельности у детей с общим недоразвитием речи через нетрадиционные техники рисования.  Предложенная система работы рассчитана для детей старшей и подготовительной групп с общим недоразвитием речи.

IX. Трудоемкость

Работа по данной теме предполагает высокий уровень теоретической подготовки педагога, создание обширного демонстрационного, раздаточного и практического материала. Данная работа строится на основе взаимосвязи учителя-логопеда, воспитателей и родителей.

Нетрадиционные техники изображения

1.Монотипия

Оборудование: лист бумаги для рисования, кисть, гуашь разного цвета, розетки для краски, баночка для воды, подставка для кисти.

Технология рисования. Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать предмет.

2. Рисование под музыку

Оборудование: магнитофон (проигрыватель), кассета (пластинка) с записью музыкального произведения, краски разных цветов, розетки для краски, кисти, подставка для кисти, бумага для рисований, баночка для воды.

  Технология рисования. Дети прослушивают музыкальное произведение. По окончании его звучания педагог предлагает детям «нарисовать» прослушанную музыку и дает задание придумать название своему рисунку.

3.Техника «печатание листьями»

  Оборудование: листья деревьев или кустарников (незасушенные), бумага для рисования, гуашь разных цветов, кисть флейц, розетки для краски, баночки для воды, подставка для кисти.

  Технология рисования. Лист дерева (кустарника) положить на газету и раскрасить. Аккуратно приложить лист дерева раскрашенной стороной к альбомному листу. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой (можно газетной), прогладить ладонью. Снять бумагу и лист дерева. Отпечаток готов. По желанию можно дорисовать ствол, чтобы получилось дерево.

Количество листьев может быть разным, в зависимости от размеров бумаги и самих листьев.

4.Техника «рисование нитками»

  Оборудование: простые нитки № 10, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток.

  Технология рисования. Сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

5. Техника «печатание бумагой»

  Оборудование: куски плотной бумаги, гуашь (количество цветов зависит от темы рисования), бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных комков бумаги.        

  Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный лист для рисования. По мере необходимости комок плотной бумаги заново опускается в краску. Для использования гуаши другого цвета смять новый кусок из плотной бумаги.

6. Техника «рисование мыльной пеной»

  Оборудование: мыло или сильно пенящееся средство, безопасное для детей, гуашь, розетки для краски, крупная кисть (№ 12—16), бумага для рисования, губка из поролона, простой карандаш, подставка под кисть.

  Технология рисования. Взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в краску, перемешать. Контур рисунка наметить простым карандашом (предметы должны быть относительно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть или смахнуть.

7.Техника «рисование методом наката»

  Оборудование: валик, гуашь, бумага для рисования, емкость для краски, подставка для валика.

  Технология рисования. Налить гуашь в емкость. Опустить валик в емкость так, чтобы он был полностью погружён в краску. Достать валик из краски, подождать, пока лишняя краска стечет, и прокатить его по листу белой бумаги так, чтобы веревка оставляла следы.

8.Техника «рисование ребром картона»

  Оборудование: полоски картона (высота- 2 см, длина 6т 2 см до 6 см, она зависит от величины предмета, который будет изображен; ширина картона около 2 мм), бумага для рисования, гуашь, розетки для краски, кисть.

  Технология рисования. Ребро картона окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.

9. Техника «рисование с помощью соли»

  Оборудование: акварельные краски, бумага для рисования, кисть, крупная соль, баночка для воды, подставка под кисть.

  Техника рисования. Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается или остается на рисунке.

10.Техника «рисование методом напыления»

  Оборудование: кисть флейц, палочки (можно использовать спички), гуашь, розетки для краски, два листа бумаги для рисования одинакового размера, фартуки, баночка для воды, подставка для кисти, шаблоны.

  Технология рисования. На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Кисть с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги.

Взять палочку и проводить, ею по ворсу движением на себя (если делать движение от себя, то брызги от краски будут попадать на человека). Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.

Таким способом можно тонировать бумагу, прикрыв место изображения предмета шаблоном.

Если по очереди использовать вырезанный лист и шаблон, то можно получить рисунок, выполненный полностью данной техникой.

11. Техника «рисование кляксами»

  Оборудование: полые тонкие трубочки (можно использовать трубочки для коктейля

или соломку), акварельные краски, тонкая и широкая кисти, бумага для рисования, баночка для воды, подставка для кисти и трубочки.

  Технология рисования. Акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны. Дошкольникам дается задание подумать, что напоминают получившиеся кляксы. При необходимости дорисовать детали.

12. Клеевая техника

  Оборудование: канцелярский клей, акварельные краски, бумага для рисования, тонкие кисти, розетки для краски, подставки под кисти, салфетка.

  Технология рисования. Простым карандашом нанести на бумагу контур предмета. В тюбике с канцелярским клеем сделать маленькое отверстие, чтобы он вытекал тонкой струйкой. Аккуратно обвести клеем контур. Дать высохнуть. Закрасить пространство внутри контура акварельными красками. Если краска попадет на клей, стереть ее влажной салфеткой.

13. Техника «Рисование пальчиками»

  Возраст: от двух дет.        

  Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

  Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

  Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

14.Техника «Рисование ладошкой»

  Возраст: от двух лет.

  Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

  Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

  Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

15. Техника «Оттиск пробкой»

 Возраст: от трех лет.        

 Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

 Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

  Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

16.Техника «Обрывание бумаги»

 Возраст: от трех лет.

 Средства выразительности: фактура, объем.

  Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.

  Способ получения изображения: ребенок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Путем обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае части изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу. Этот вид работы используется на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

17.Техника «Скатывание бумаги»

  Возраст: от трех лет.

 Средства выразительности: фактура, объем.

 Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

  Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

18. Техника «Оттиск печатками из ластика»

 Возраст: от четырех лет.

 Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

  Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике помощью ножа или бритвенного лезвия).

  Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

19.Техника «Оттиск смятой бумагой»

  Возраст: от четырех лет.

  Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

  Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

  Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

20. Техника «Оттиск поролоном»

  Возраст: от четырех лет.

  Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

  Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

  Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

21. Техника «Оттиск пенопластом»

  Возраст: от четырех лет.

  Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

  Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

  Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

22. Техника «Восковые мелки + акварель»

  Возраст: от четырех лет.

  Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

  Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

  Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

23. Техника «Свеча + акварель»

  Возраст: от четырех лет.

  Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

  Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

   Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

24.Техника «Печать по трафарету»

  Возраст: от пяти лет.

  Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

  Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

  Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

25. Техника «Монотипия предметная»

  Возраст: от пяти лет.

  Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

  Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти,

гуашь или акварель.

  Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

26. Техника «Знакомая форма – новый образ»

  Возраст: от пяти лет.

  Средства выразительности: изменчивость знакомой формы.

  Материалы: простой карандаш, бумага, различные предметы, которые можно обводить (ножницы, подносы, стаканчики, ложки, кукольная одежда).

Можно обводить также ладошки, ступни, кулачки, фигуру.

  Способ получения изображения: ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребенок прислоняется к нему, другой его обводит.

27.Техника «Черно-белый граттаж»

(грунтованный лист)

  Возраст: от пяти лет.

  Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

  Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

  Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

28.Техника «Кляксография обычная»

  Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно.

  Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

  Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

29. Техника «Кляксография с трубочкой»

  Возраст: от пяти лет.

  Средства выразительности: пятно.

  Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

  Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

30. Техника «Кляксография с ниточкой»

  Возраст: от пяти лет.

  Средства выразительности: пятно.      

  Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

  Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем       на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и  вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

31. Техника «Набрызг»

  Возраст: от пяти лет.

  Средства выразительности: точка, фактура.

  Материалы: бумага; гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5х5 см).

  Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

32. Техника «Отпечатки листьев»

  Возраст: от пяти лет.

  Средства выразительности: фактура, цвет.

  Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

  Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

33. Техника «Тиснение»

  Возраст: от пяти лет.

  Средства выразительности: фактура, цвет.

  Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.

  Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

34. Техника «Акварельные мелки»

  Возраст: от пяти лет.

  Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

  Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

  Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

35. Техника «Тычкование»

  Возраст: от пяти лет.

  Средства выразительности: фактура, объем.

  Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

  Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

36. Техника «Цветной граттаж»

  Возраст: от шести лет.

  Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

  Материалы: цветной картон или плотная бумага предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши палочка с заточенными концами.

  Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

37. Техника «Монотипия пейзажная»

  Возраст: от шести лет.

  Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

  Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

  Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

38. Техника «рисование руками»

(ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами)

  Оборудование: бумага для рисования размером АЗ или ватман, гуашь разного цвета, блюдца для краски диаметром 20-25 см, фартуки, полотенце, таз с водой для мытья рук.

  Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на листе ватмана. Предварительно лист ватмана можно окрасить в светлый тон.

39. Рисование по кругу

  Оборудование: бумага для рисования, гуашь разных цветов, розетки для краски, кисти, подставка для кисти, баночка для воды, магнитофон, запись музыкального произведения.

  Технология рисования. В рисовании принимают участие не менее трех человек. Под громко звучащую музыку каждый из детей начинает рисовать на свободную тему. При тихом звучании дети заканчивают рисование. В тот период времени, когда музыка смолкает, каждый ребенок передает свой рисунок соседу, сидящему справа от него. Как только музыка зазвучит снова, дети продолжают рисовать, но уже на листе товарища и т. д. Рисование продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не получит свой рисунок обратно. Затем рисунку придумывают название.

40. Техника «мятый рисунок»

  Оборудование: бумага для рисования, цветные восковые мелки, крупная кисть, гуашь разных цветов, розетки для краски, подставка для кисти, баночка для воды, губка.

  Технология рисования. На листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.

41. Техника «рисование по клейстеру»

  Оборудование: мука, вода горячая и холодная, стека (палочка, картон), гуашь, емкость для клейстера, жесткая кисть больших размеров с плоским ворсом.

  Технология рисования. Заварить клейстер, разложить его в емкости, затем добавить в него краску. Набрать клейстер на кисть и нанести на бумагу ровным толстым слоем. Взять палочку и процарапать рисунок. Оставить сохнуть.

42. Техника «рисование по стеклу»

  Оборудование: оргстекло размером 15*20 см, клей ПВА, гуашь, кисти, баночка для воды, бумага для рисования, простой карандаш, подставка для кисти, розетки для краски.

  Технология рисования. Гуашь смешать с клеем ПВА в соотношении 1:2. На бумаге простым карандашом нарисовать предмет (сюжет). Поверх нарисованной картинки положить стекло, обвести рисунок и закрасить.

Существует множество нетрадиционных техник рисования. Однако не все они могут быть использованы в ДОУ. Некоторые трудны для детей, требуют специальной подготовки. В данной работе мы рассмотрели только ту небольшую часть нетрадиционных техник, которую можно использовать в ДОУ. Наше исследование показало, что на занятиях по изобразительной деятельности следует применять самые разные художественные материалы. Дошкольники с ЗПР могут успешно овладевать некоторыми нетрадиционными техниками изображения на занятиях и применять их в самостоятельной Деятельности, проявляя инициативу, элементы творчества.

 «Планы - конспекты непосредственной образовательной деятельности «Рисование» с использованием нетрадиционных техник».

Тема  №1: «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КЛЯКСЫ».

  Цель: развитие воображения у детей; обучение детей технологии рисования кляксами; закрепление знаний детей о красках разных цветов; воспитание устойчивого интереса к занятиям по изобразительной деятельности.

  Ход занятия. К детям в гости приходит веселая и озорная Клякса, которая загадывает ребятам загадку:

Сидит на странице капля-озорница.

Всем она не нравится,

Все ее пугаются.

               (Клякса)

Дети отгадывают загадку. Клякса говорит о том, что ее сестриц бояться не следует, а с их помощью можно нарисовать необычные рисунки, и приглашает детей подойти к столу педагога. Воспитатель напоминает правила пользования красками разных цветов и кисточкой, объясняет и показывает технику рисования кляксами, просит некоторых детей повторить услышанное. Клякса проводит с. Детьми игру «Море волнуется раз...». Игра повторяется 2-3раза.

Во время самостоятельного рисования воспитатель следит за правильностью выполнения техники рисования, предлагает каждому ребенку разгадать, на что похож его рисунок и, при необходимости, дорисовать недостающие детали.

После рисования дети дарят свои работы гостье.

Тема №2:  «ТЕРЕМОК» (рисование смешанной техникой)

  Цель: развитие творческого воображения; формирование самостоятельности, умения  планировать свою деятельность; закрепление навыков использования различных видов нетрадиционных технологий в рисовании.        

  Ход занятия. Педагог читает отрывок из стихотворения А. Шибаева «Сказку вспомнить нужно»:

Муха дом себе нашла,

Муха добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов!

(Теремок)

Педагог предлагает вспомнить название и перечислить героев сказки. Каждый раз в соответствии с названным персонажем воспитатель выставляет на стол игрушки: мышку, лягушку, зайчика, лису, волка и медведя. Каждый ребенок выбирает для рисования одного из героев сказки и рассказывает об эпизоде, который собирается изобразить на бумаге.

Педагог напоминает детям об известных им нетрадиционных технологиях рисования и помогает советом в выборе необходимых материалов.

Проводится физкультминутка, в которой дети выполняют движения, имитирующие повадки животных.

Пока дети самостоятельно рисуют, педагог убирает игрушки, следит за воплощением замысла, использованием в каждом рисунке разных технологий изображения, поощряет внесение дополнительных элементов.

. По окончании рисования педагог вывешивает рисунки на стенд, предлагает рассмотреть и проанализировать их, рассказать о видах нетрадиционных технологий, которые были использованы в рисунках. В конце занятия проводится инсценировка сказки.

Тема  №3: «НАША УЛИЦА» (коллективная работа)

  Цель: развитие творческого воображения, межличностного общения; закрепление знаний об окружающем мире, навыков владения различными нетрадиционными технологиями рисования: формирование умения работать в коллективе.

  Ход занятия. Педагог читает стихотворение С. Михалкова «Моя улица» и проводит беседу с детьми по его содержанию. Просит вспомнить и рассказать о том, что видели дети во время экскурсии по ознакомлению с достопримечательностями той улицы, на которой расположен детский сад.

Педагог сообщает тему занятия, говорит о том, что дети сегодня будут рисовать все вместе на одном большом листе бумаги. Предлагает подумать: какие объекты следует выбрать для изображения в соответствии с темой занятия, как расположить их на бумаге, кто будет рисовать тот или иной фрагмент общего полотна. После обсуждения данных вопросов воспитанники рассказывают о замысле. Педагог уточняет, какие виды нетрадиционной техники изображения будут использоваться каждым ребенком, почему они были выбраны, обсуждает с детьми композицию будущего рисунка.

Проводится физкультминутка. Один из детей становится в центр круга, остальные дети, взявшись за руки, идут по кругу и произносят следующие слова:

Ровным кругом, друг за другом,

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, дружно вместе

Сделаем вот так.

(Т.В. Галанова)

Ребенок, стоящий в круге, показывает движения, а остальные дети повторяют их. Например: ребенок под музыку выполняет танцевальные движения или показывает, как едет автомобиль (мягкий топающий шаг). После выполнения движений ведущим становится другой ребенок, и игра повторяется.

Во время самостоятельного рисования педагог следит за умением детей работать в коллективе, оказывать друг другу помощь, за их общением. В конце занятия дети рассказывают о своем рисунке. Педагог отмечает дружную работу детей, благодаря которой получился замечательный и красивый рисунок. Полученный рисунок может быть использован в оформлении комнаты группы.

Тема №4:  «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

Нетрадиционные техники: печать листьями, набрызг, оттиск печатками.

  Цель: знакомить с жанром изобразительного искусства — пейзажем; учить создавать различные образы деревьев, кустов и трав с помощью предложенных техник.                                                                                                             

  Оборудование: коллекции репродукций пейзажа, детских рисунков за прошлые годы, бумага формата А3, на которой дети ранее изобразили землю и небо пастелью, гуашь, печатки, листья, мягкие и жесткие кисти, кусочек картона для набрызга.

  Ход занятия

Педагог показывает репродукции пейзажа на тему «Осень», беседует с детьми о явлении природы, которое называется «бабье лето» — это короткий промежуток времени с хорошей погодой ранней осенью — нет дождей, небо голубое, погода теплая, листья разноцветные: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера.

Дети рассматривают пейзажи И. Левитана «Вечер-гай звон», «Золотая осень», рисунки своих сверстников за прошлые годы, вспоминают, какие осенние цветосочетания они видели.

Воспитатель читает стихотворение 3. Федоровской «Осень»:

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила,

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем, только дуб зеленый.

Утешает осень:

  1. Не жалейте лето!

Посмотрите — роща золотом одета!

Предлагает детям выбрать осенние краски, краски золотой осени (желтый, пурпурный, бордовый, оранжевый, багряный, коричневый, охра) из множества имеющихся, рассмотреть букеты опавших листьев и показать те из них, цвета и оттенки которых понравились. Дается задание нарисовать пейзажи золотой осени с применением выбранных техник. При их выборе дети рассматривают эскизы, решают, какие способы более привлекательны, можно ли их комбинировать, дополнять разными оттисками, оттенками цвета.

Законченные рисунки развешиваются или раскладываются на полу для просмотра. Юные художники придумывают им названия, объясняют, как использование многообразия техник и красок делает их работы более выразительными, чем-то похожими или не похожими на другие картины осени.

Тема№5:  «Я шагаю по ковру из осенних листьев».

Нетрадиционные техники: печать листьями, набрызг, восковые мелки + акварель.

  Цель: развивать эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве пейзажа; учить создавать декоративную композицию, располагая изображения по всей поверхности листа; выбирать необходимую технику, способ, материал, цветовые решения.

  Оборудование: осенние листья с различных деревьев, педагогические эскизы с цветовыми композициями, материалы для печати (гуашь, листья, кисти, мисочки или палитра для смешивания красок, черная бумага формата АЗ), материалы для набрызга (жесткие кисти, картон или пластик (5*5 см), трафареты с изображением различных листьев, черная бумага формата АЗ), восковые мелки, акварель, белая бумага формата АЗ, кисти.

  Предварительная подготовка: на прогулке дети рассматривают, как лежат листья на асфальте, в лужах. Обращают внимание на свободное, беспорядочное пространственное расположение листьев, на многоцветье ковра из опавших листьев.

  Ход занятия

На занятии дошкольники вместе с педагогом вспоминают о том, как на прогулке они шагали по ковру из шуршащих осенних листьев. Знания о лиственных коврах проверяются в игре «Угадай, с какого дерева лист» В ходе игры воспитатель упражняет детей в назывании различных листьев и соотнесении их с деревьями, развивает цветовое восприятие: называет дерево, ребенок ищет лист от него, а затем показывает, какими красками и какой техникой можно его нарисовать. Поясняет, что осенние листья можно изобразить по-разному, и показывает педагогические эскизы, выполненные в различных изобразительных техниках. Дети рассматривают их, выбирают понравившиеся и непонравившиеся. Обсуждаются возможности каждой техники в создании не только лиственного ковра, но и собственной фигуры, шагающей по ковру, повторяются основные приемы работы. Ребята выбирают технику, листья, их цвета.

При затруднениях педагог объясняет технологию тем, кто ее выбрал, дает установку на свободное расположение листьев по пространству всего листа.

По ходу и окончании занятия рисунки рассматриваются с каждым ребенком, обсуждаются, какие и для чего он подобрал краски, материалы и техники. Особое внимание обращается на работы, в которых дети сумели вписать в пейзаж свой образ.

Тема №6: «Животные, которых я сам придумал»

Нетрадиционные техники: кляксография, обведение ступни, кисти руки.

  Цель: развивать фантазию при выборе содержания и способов изображения разными художественными техниками.

  Оборудование: черная или цветная тушь в мисочке, белый лист (20x20 см) — для кляксографии можно два листа, пластмассовая ложечка, простой карандаш, гуашь, кисть, восковые мелки или фломастеры, эскизы с изображениями реальных животных разными техниками для стимуляции способности к комбинированию способов рисования.

  Ход занятия

Педагог рассказывает сказку об ожившей кляксе и других чудесах, сопровождая повествование своими рисунками:

«Однажды неаккуратная девочка Катя поставила в своей тетрадке кляксу, вот такую (рисует). Расстроилась Катя, уже хотела заплакать, вдруг видит — чудеса да и только — у кляксы глаза появились (рисует). Заморгала клякса и говорит девочке: «Не удивляйся, мы все, кляксы, живые. На самом деле я сказочное существо, животное». У кляксы появились лапки, хвост (рисует). «Мы живем в волшебной стране, там еще живут ладошки» — сказала клякса.

- Ладошки? — удивилась Катя.

- Да. Обведи свою ладошку, и она оживет! (Показывает.) А еще ножки (рисует). Видишь, как нас много, необычных животных!

- Ой, как здорово! Я так хочу попасть в вашу страну, только как это сделать? — закричала Катя.

- А ты нарисуй нас, и мы всегда будем с тобой! - ответила Кате клякса и пропала».

Дети рассматривают педагогические эскизы с изображениями животных, обсуждают, каким из предложенных способов каких животных лучше рисовать. Воспитатель объясняет, что выбранным способом надо создать животное, не похожее на представленных на эскизах. На время выполнения рисунка педагогические эскизы убираются. Комбинирование образов знакомых животных приводит к фантазийным образам. Среди них выбирается самое необычное, самое добродушное, самое страшное существо и т.д. У детей выясняется, какая техника помогла им фантазировать на бумаге.

Тема №7: «Я люблю пушистое, я люблю колючее»

  Нетрадиционные техники: тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном.

  Цель: воспитывать эстетическое отношение к животным через их изображение в различных художественных техниках; упражнять в выразительной передаче фактуры, цвета, характера животного, зверя.

  Оборудование: тонированная бумага бледно-зеленого и голубого (для филина) цвета, жесткая кисть, гуашь, скомканная бумага, поролон, тарелочки для печати, эскизы, фото, иллюстрации с изображением разных животных.

  Ход занятия

Педагог читает стихотворение Б. Заходера «Про всё на свете»:

Все-все, все на свете, на свете нужны.

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете! Нужны все подряд!

Кто делает мед, и кто делает яд!

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

И если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется!

Все-все, все на свете, на свете нужны,

И это все дети запомнить должны!

Дети высказывают свои впечатления от стихотворения, рассматривают фото, иллюстрации, сравнивают таких разных пушистых и колючих зверей: котенка и ежика, птиц: цыпленка и филина. Отмечают не только их различия, но и сходства. Предлагается придумать сказочных, необычных пушистых и колючих зверей, дать им соответствующие названия. Ребята выбирают художественные техники, наиболее подходящие для изображения пушистого (оттиск поролоном) и колючего (тычок жесткой кистью, скомканной бумагой). Рисуют понравившееся реальное или придуманное фантастическое животное, стараясь передать несложный сюжет. Рисунок дополняется изображением травы, цветов, грибов, веток, деревьев и превращается в пейзаж.

Дети рассматривают рисунки, выбирают самое пушистое, самое колючее животное, то, которое нравится и наоборот. Всем животным придумываются названия (клички). Задается вопрос, можно ли картину с животным назвать пейзажем.

Тема №8: «Мои любимые животные»

  Нетрадиционная техника: оттиск поролоном, тычок полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой.

  Цель: воспитывать эстетически - нравственное отношение к животный через изображение их образов в нетрадиционных графических техниках; развивать чувство фактурности и объемности.

  Оборудование: бумага белая формата АЗ ч А4, черные тушь и гуашь, жесткие и мягкие кисти, поролоновые тампоны, скомканная бумага.

  Ход занятия

Вместе с детьми рассматриваются иллюстрации Е. Чарушина, обращается внимание на их выразительность, несмотря на то, т то они выполнены одним цветом. Изображенным животным желательно дать образную характеристику, особенно выделить, что они показаны в движении, в разных позах, например: зайчата испуганные, сжались в комочек, котенок рассерженный, выгнул спинку, щенок любознательный и веселый, пытается поймать ласточку, принюхивается, рыбчонок совсем маленький, спрятался под грибок и т.д. Детям предлагается рассмотреть эскизы, выбрать понравившиеся. Дается задание на придумывание несложного сюжета по эскизу: кто изображен и что делает. Затем обсуждаются различные способы получения «пушистых» изображений, начиная с шарика: он превращается в цыпленка, в толстого котенка, сову, кролика, других животных, при дорисовывании различных деталей. Фон выполняется углем - он растирается пальцами.

При просмотре рисунков отмечается самый пушистый зверь, самый толстенький, самый неуклюжий и т ль Ребята выбирают понравившиеся и непонравившиеся работы, животным придумывают забавные клички.

Тема №9:  «У лукоморья дуб зеленый»

   Нетрадиционные техники: печать по трафарету, скатывание бумаги.

   Цель: формировать эстетические чувства передачей художественного образа различными техниками (скатывание бумаги, трафаретная печать, лепка из пластилина); развивать чувство композиции; воспитывать умение работать в парах.

  Оборудование: лист формата А3 , цветные бумага и салфетки, трафареты в форме листьев дуба, пластилин, сангина, гуашь, эскизы – дуб, изображенный сангиной и гуашью, варианты ученого кота из пластилина.

   Ход занятия

Педагог читает отрывок из стихотворения А. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый...» Беседует с детьми о том, как они, представляют себе ученого кота, какой он (важный, умный, мудрый, хитрый, лукавый). Предлагает создать образ пушкинского кота около дуба.

Уточняет, что дети знают о дубе. Вспоминает поговорки: «Крепкий как дуб», «Мудрый как старый дуб». Отмечает на эскизах особенности изображения этого дерева; ствол толстый, кора имеет темные и светлые оттенки, крона раскидистая и ветвистая. Рассказывает, что ствол можно изобразить сангиной или гуашью, а крону — скатыванием бумаги и трафаретной печатью. Показывает различные образцы изображения кота из  пластилина.  Уточняет последовательность лепки кота. Поясняет детям, что работать дни будут в парах, при этом нужна решить между собой, кто что будет изображать, проговорить композиционное решение. Занятие заканчивается анализом детский работ, в процессе, которого подчеркиваются оригинальность и проявленное творчество.

Тема №10: «Чудесные бабочки»

Нетрадиционная техника: тычкование.

Цель: познакомить с техникой тычкования; закрепить представление о симметрии как о средстве выразительности образа; учить работать в парах.

Оборудование: силуэты бабочек на цветном картоне формата А4, клей, квадраты разных цветив (2*2 см),  иллюстрации с изображение бабочек, карандаши.

Ход занятия

Загадывается загадка: «Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машете (бабочка).

Рассматриваются иллюстрации бабочек. Педагог обращает внимание на то, что оба крыла бабочки одинаковые, у них симметричный рисунок. Объясняет и показывает, как изобразить бабочку тычкованием. Чтобы получить тычок, нужно взять квадрат, приложить к тупому концу карандаша, загнуть углы квадрата и одновременно скрутить их вокруг карандаша. Этими тычками дети заполняют внутреннюю часть силуэта бабочки. Подчеркивается, что необходимо подобрать наиболее удачно сочетающиеся цвета. Ребята должны суметь договориться между собой в подборе цвета, чтобы крылья бабочки получились одинаковыми,

В конце занятия рассматриваются все бабочки. Среди них выбираются самые нежные, самые яркие, самые симметричные.

Тема №11: «Осенний натюрморт».

   Нетрадиционные техники: печать листьями» набрызг, рисование пальчиками.

   Цель: формировать эстетическое отношение к реальным предметом и их изображению разными техниками; упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции.

   Оборудование: листы бумаги формата АЗ (для печати листьями - черного цвета, либо тонированные пастелью в различные цвета на предыдущем занятия, для набрызга — пастельных тонов), гуашь, мягкие и жесткие кисти, картонка для набрызга (5*5 см), листы (желательно опавшие), трафареты различных листьев дли набрызга, мисочки с гуашью для рисования пальчиками, салфетки, натюрморт (букет боярышника в вазе и т.п.), педагогические эскизы.

   Ход занятия

Педагог читает стихотворение «Натюрморт»:

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе.

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу.

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу —

Зияй, что это натюрморт!

Дети рассматривают и анализируют предложенные композиции (из чего состоят, какого размера и цвета и т.д. Особое внимание уделяется веткам (они не прямые, а немного изогнутые) и ягодам (они собраны вместе, в грозди). В старшей группе рассматриваются и другие похожие натюрморты с рябиной, калиной.

Ребятам предлагается выбрать и нарисовать аналогичный натюрморт. Обсуждается его название. Рассматриваются педагогические эскизы, дети выбирают понравившиеся и непонравившиеся, соответствующую технику изображения. Показываются либо вспоминаются основные приемы работы в разных техниках. Особое вникание уделяется колориту — при печати листьями каждый лист раскрашивается сразу несколькими красками (желтой, зеленой, красной, бордовой, оранжевой по выбору), при набрызге также используются разные цвета. Оттенки называются основными и образными названиями, например, светло-коричневый и охристый, красный и багряный и т.д. Определяется последовательность работы: сначала изображается стол (скатерть), затем – ваза, далее - ветки, листья и наконец ягоды.

При просмотре детских рисунков выбирается Веселый натюрморт, натюрморт, в котором 6ольше всего ягод, самый разноцветный натюрморт, больше всего похожий на настоящий и т.д. Обсуждается, какими красками и материалами пользовались дети.

Тема  №12: «Дары осени».

  Нетрадиционные техники: оттиск пробкой, печатками из картофеля, монотипия.

  Цель: формировать эстетическое отношение к натюрмортам из даров осени и их изображению в рисунке; упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции и колорита.

  Оборудование: ватманский лист с наклеенной вазой для фруктов, фрукты и овощи или их муляжи, пол-листа формата А4, гуашь, кисти, пробка, печатки

из картофеля, мисочки для печати, репродукции натюрмортов (Машков, Коровин, малые голландцы, Сезанн), ножницы, педагогические эскизы.

  Ход занятия

Рассматриваются репродукции натюрмортов различных художников, выбираются понравившиеся и непонравившиеся.

Обыгрывается ситуации «Составь натюрморт»: дети учатся различать и называть фрукты и овощи, упражняются в составлении композиции натюрморта. Рассматриваются педагогические эскизы с изображениями натюрмортов разными техниками.

Педагог показывает, как с помощью монотипии можно нарисовать яблоки, груши, сливы, лимоны, другие фрукты, как их вырезать и создать на них композицию. Дети сами выбирают и рассказывают, как напечатать виноград и другие дары осени. Они рисуют натюрморт из трех и более предметов. По желанию можно изображать общий натюрморт на большим листе.

При просмотре детских, рисунков отмечаются самое румяное яблочко, самая сочная груша, самая спелая гроздь винограда и т.д. Уточняется название такого про изведения — натюрморт. Обсуждается, что является главным в натюрморте – ваза или какие-нибудь фрукты яркого цвета с объемной или фактурной поверхностью, окрашенные с оттенками, самый спелый или самый незрелый, зеленый и т.д. Рекомендуется сравнить рисунки с репродукциями или эскизами, определить их сходство или различие.        

Тема №13: «Необычная посуда».

  Нетрадиционные техники: оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма — новый образ».

  Цель: формировать эстетическое отношение к бытовым предметам и их художественным изображениям в натюрморте; упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах.

  Оборудование: листы формата АЗ, гуашь, кисти, мисочки для печати, печатки из ластика и пробки, трафареты, поролоновые тампоны для печати по трафарету, посуда или ее рисунки, педагогические эскизы; различные предметы, которые можно обводить (маленькие подносы разной формы, ножницы, спичечные коробки ч др.)

   Ход занятия

Педагог читает стихотворение в «Натюрморт»:

Если видишь на картине

Чашку кофе да столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу -

Знай, что это натюрморт!

Предлагает поиграть в игру «Художник составляет натюрморт»: дети упражняются в составлении натюрморта из различной посуды, учатся правильно называть посуду, гармонично строить рисунок. Затем рассматриваются эскизы с изображениями вариантов натюрморта из разной посуды, показывается, как можно нарисовать посуду, используя знакомые предметы: например из подноса круглой формы с помощью обведения я дорисовывания получается заварной чайник, из ножниц - ваза и т.д. Выбираются и обсуждаются различные варианты украшения посуды. Дети выполняют несложный натюрморт из двух — трех предметов.

Просматриваются детские рисунки, оформленные в виде выставки, и выбираются самый веселый натюрморт, самая оригинальная, самая расписная посуда и т.д.

Тема №14: «Наши комнатные растения».

Нетрадиционные техники: обрывание,  скатывание и штриховка-черточки.

  Цель: формировать эстетическое отношение к комнатным растениям и их изображению в натюрморте; упражнять в комбинировании двух различных техник; развивать чувство композиции и колорита.

  Оборудование: лист цветного картона формата А4, пол клетчатой салфетки, цветная бумага (коричневая светло- и темно-зеленая - большие прямоугольники; розовая, белая, сиреневая, фиолетовая — маленькие прямоугольники), желтые салфетки (небольшой кусочек), фиалка, сансевьера (цветок), клей, кисти, эскизы.

  Ход занятия

Педагог беседует о значении комнатных растений: они радуют человека зимой, когда нет зелени на улице, делают воздух чище, поднимают настроение.

Рассматривая сансевьеру и фиалку, дети определяют, чем они похожи и чем различаются: разная форма листьев, наличие или отсутствие цветов, листья длинные или короткие, темные или светлые, форма цветочных горшков одинаковая или разная. Обсуждается, как их можно нарисовать, смастерить из бумаги. Изучаются эскизы, уточняется, какая бумага: темно- или светло-зеленая, сиреневая, фиолетовая, розовая — потребуется для работы.

Воспитатель демонстрирует, как из салфетки смастерить скатерть (капельки клея наносятся на уголки картона, а не на салфетку), а из прямоугольника коричневой бумаги - цветочный горшок. Вспоминается, как с помощью обрывания можно сделать круглые и длинные листья, лепестки цветка. Желающим предлагается показать, как можно сделать объемной серединку цветка: для этого из кусочка салфетки скатывается шарик. Дети выбирают, какое растение им больше нравится, и начинают рисовать или работать с бумагой с натуры.

При просмотре детских рисунков определяется сходство с натурой, обсуждается, какими материалами оно передано. Выбираются самое пушистое растение, растения, на которых много листьев, цветов и т.д.

 «Литература».

  1. Р.С. Немов «Психология».
  2. Л.Ф. Тихомирова        «Развитие интеллектуальных способностей».
  3. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькин «Практикум по дошкольной психологии».
  4. Б.П. Никитина «Ступеньки творчества и развивающие игры». Москва «Просвещение» 1990
  5. Э.Н. Петлякова, С.Н. Подгорная «Развиваем воображение и творческое мышление». (пособие для родителей и педагогов)         Москва – Ростов-на-Дону       И Ц «Мар Т» 2005
  6. И. Светлова «Развиваем воображение и фантазию». Москва «Просвещение» 1992
  7. А.А. Грибовский «Коллективное творчество дошкольников» (конспекты занятий) Москва «ТЦ Сфера»  2004
  8. Н.А. Ветлугина «Художественное творчество и ребенок». Москва «Педагогика» 1972
  9. Т.Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество» (пособие для воспитателей) Москва «Просвещение» 1985
  10. Л.С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте». Москва  «Просвещение» 1990
  11. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Москва «Педагогика» 1990
  12. Г.Б. Лабунская «Художественное воспитание в семье». Москва «Педагогика» 1970
  13. В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду». Москва «Просвещение» 1985
  14. Т.В.Волосовец, С.Н. Созонова «Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида» (практическое пособие для педагогов и воспитателей)       Москва ООО «Гуманитарный ИЦ Владос»  2004
  15. О. А. Белобрыкина «Маленькие волшебники на пути к творчеству» (методические рекомендации для родителей, воспитателей, учителей)    Новосибирск Издательство НГПИ  1993
  16. Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники) Москва «ТЦ Сфера» 2004
  17. А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки». Москва «КлассиксСтиль» 2004
  18. Е.Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития». Москва «Издательство Скрипторий 2003»
  19. Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» часть I –II
  20. О.И. Крупенчук «Готовим руку к письму, рисуем по клеточкам». Санкт-Петербург Издательский Дом «Литера» 2005
  21. И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина «Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать» (популярное пособие для родителей и педагогов) Ярославль «Академия развития» 1998
  22. Е. Нефедова, О. Узорова «1000 узоров». Москва ООО «Изд. АСТ»  2004
  23. А.П. Усова «Русское народное творчество в детском саду». Москва «Просвещение» 1972


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Развитие творческих способностей у детей с общим недоразвитием речи через освоение декоративно - прикладного искусства - батика (роспись по ткани).

«Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания, которых позволяют развить эти способности воврем...

План по самообразованию "Развитие пальчиковой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник рисования"

Целью данного плана является совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства, овладение новыми формами, методами и приёмами обучения детей нетрадиционным техникам рисования....

Рабочая программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам рисования Кружок с детьми средней группы «Изостудия Акварелька»

quot;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, ...

«ИГРЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

laquo;ИГРЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»...