Главные вкладки

    План самообразования воспитателя на 2015-2016 учебный год
    учебно-методический материал (старшая группа) на тему

    Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

     

    Цель и задачи самообразования по теме цель

    1.                Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

    2.                Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

    3.                Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

    4.                Основные вопросы, намеченные для изучения.

     

    Этапы разработки:

    1.                Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

    2.                Дать общую характеристику содержания понятия «формирование элементарных математических представлений

    3.                Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

    4.                Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_professionalnogo_samoobrazovaniya_vospitatelya.docx36.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОУ «Сургутская школа – детский сад для обучающихся с ОВЗ»

    План профессионального самообразования воспитателя

    на 2015-2016 учебный год

    Воспитатель: Кичула С.В.

    Сургут


    Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

    Цель и задачи самообразования по теме цель

    1. Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
    2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
    3. Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
    4. Основные вопросы, намеченные для изучения.

    Этапы разработки:

    1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
    2. Дать общую характеристику содержания понятия «формирование элементарных математических представлений
    3. Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
    4. Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений.

    Литература по теме:

    1. Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

    2. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук.

    3. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.

    4. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.

    5. «Играем в числа» — серия пособий

    6. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.

    7. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

    8. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.


    Перспективный план по самообразованию на 2015-2016 учебный год

    Октябрь

    Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания.

    Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

     Подбор литературы по теме самообразования.

    Работа с личной библиотекой, интернетом.

    Ноябрь

    Изучение теории по теме: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

    Знакомство с литературой по данной тематике.

    Посещение занятий воспитателей, по ФЭМП .

    Обмен опытом по проблеме.

    Декабрь

    Работа над модернизацией развивающей среды

    Оформление уголка группы

    Работа над созданием методических папок.

    Подбор материала по темам.

    Январь

    Февраль

    Изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала у детей младшего возраста раздела образовательной программы: область «Познание»

    Знакомство с литературой.

    Март

    Создание методической разработки

    Изучение литературы

    Разработка картотек игр по ФЭМП

    Подбор материала

    Апрель

    Подготовка к итоговому родительскому собранию с презентацией «Как играют наши дети».

    Подбор материала

    Май

     Подведение итогов по теме самообразования, составление плана на следующий учебный год.

    Подбор методической литературы.


    Особенности использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников

    Усвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний. Поэтому по своему содержанию математическая подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениям в простейших случаях. С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать

    Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

    Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.

    Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом

    Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

    К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

    Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций

    Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

    1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста

    2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств

    3. Все психологические новообразования берут начало в игре

    4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике

    5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов

    На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.

    На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

    Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

    В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.

    Дидактические игры делятся на:

    - игры с предметами

    - настольно-печатные игры

    - словесные игры

    Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры

    Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

    Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду, в связи с переходом на обучение в школе с шести лет.

    Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.

    Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.


    План работы по теме самообразования на 2015-2016учебный год

    Этапы самообразования

    Содержание работы

    Сроки выполнения

    Организационно-диагностический

    «Форма и цвет»

    1. Проведение дидактических игр:

    • «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)

    • «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)

    • «Подбери ключик к замочку»

    • «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»

    • «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)

    • «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)

    • «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)

    • «Найди свою пару» (варежку)

    2. Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием:

    • Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат) и т. д.

    3. Проведение игр – соревнований.

    • «Чья команда быстрее найдёт предметы? » (разной формы)

    В течение учебного года

    Количество и счёт».

    1. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:

    • «Магазин игрушек» (много, один, поровну)

    • «Зоопарк» (счёт)

    • «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну)

    • «Путешествие на корабле»

    2. Игровые математические знания с театрализацией:

    • «Математика в сказках»

    - «Стоит в поле теремок»

    - «Колобок ищет друзей»

    В течение учебного года

    «Ориентировка в пространстве».

    «Ориентировка во времени».

    . 1. Настольно – печатные игры:

    • «Лото»

    • «Парные картинки»

    • «Домино»

    • «Цветная мазайка»

    • «Пазлы»

    2. Дидактические игры:

    • «Собери сказочного героя» (из частей)

    • «Кто больше найдёт отличий? »( 2 паровоза, 2 собачки и т. д.)

    • «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку)

    «Пароход», и т. д. «Дом»

    • «Когда это бывает? » — игра с мячом (Спим? — ночью и т. д.)

    В течение учебного года

    Выставка детских работ: «шаг в математику».

    АПРЕЛЬ 2016 года

    Выводы:

     Изучение выбранной темы помог мне в организации по ФЭМП. Я старалась внести новшества в данные занятия. Этим я смогла заинтересовать детей, у детей появился интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.

    «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

    Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

    Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

    В.А.Сухомлинский

    Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

    Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

    Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

    Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс

    решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

    Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

    Задачи:

    • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
    • составить  подборку дидактических  игр, заданий  игрового содержания по развитию  математических представлений у детей дошкольного возраста;
    • использовать разработанный материал на занятиях  математики с детьми дошкольного возраста;
    • активно воздействовать на всестороннее развитие детей:  

    обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

    Ожидаемый результат:

    • активизация познавательного интереса дошкольников;
    • развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
    • формирование элементарных математических представлений.

    Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

    В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.

    Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.

    Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.

    Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.

    Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

    Этапы работы.

    1. Изучение литературы по теме.

    В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

    1.

    З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

    2.

    Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

    3.

    Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.

    4.

     «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

    5.

    Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. :Баласс, 2003 г. - 256 с.

    6.

    Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.

    7.

    Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»,

     «Детский сад. Всё для воспитателя».

    2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста (в течение года).

    3.  Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).

    4. Работа с детьми.

    Сроки

    Содержание работы

    Использование д/игр

    сентябрь

    Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях.

    Дидактические игры на усвоение понятия «цвета»: «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».

    октябрь

    Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.

    Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики».

    ноябрь

    Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.

    «Найди пару», «Разложи по коробочкам».

    декабрь

    Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.

    д/игра «Что лишнее?», «Что изменилось?»

    январь

    Знакомство с понятиями «один», «много».

    Дидактические игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат».

    февраль

    Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше).

    Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы».

    март

    Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, формирование умения соотносить цифру с количеством.

    Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже).

    Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам».

    апрель

    Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал.

    Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количеством.

    Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме».

    май

    Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.

    Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел.

    Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек».

    Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек».

    5. Работа с родителями.

    1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

    В течение года

    2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед.

    В течение года

    3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».

    Ноябрь

    4. Рекомендации: «Формируем пространственные

    представления», «Как научить детей определять свойства предметов».

    Апрель

    6. Отчет воспитателя о проделанной работе за год (май, 2017 г.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Годовой план педагога-психолога на 2015-2016 учебный год

    Перспективный (годовой) план педагога-психолога...

    Индивидуальный план работы воспитателя на 2015-2016 год

    Индивидуальный план работы повышения профессионального уровня педагогаГрафской Анны Александровны1.Графская Анна Александровна2. Образование – Высшее3. Категория – Первая квалифи...

    план саморазвития педагога на 2015-2016 учебный год

    Использование  ИКТ  в  коррекционно-образовательном процессе с детьми-логопатами дошкольного возраста...

    План самообразования воспитателя по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям». на 2015 – 2016 учебный год

    В плане собран список литературы и примерное планирование по самообразованию, которые помогут вам в работе с детьми по формированию у них знаний о народных и семейных традициях....

    План самообразования воспитателя на 2017-2018 учебный год.

    План самооборазования воспитателя...

    Индивидуальный план профессионального развития воспитателя на 2015-2016 учебный год

    Индивидуальный план самообразования воспитателя по теме: "Педагогические условия в формировании нравственных качеств детей"...