Конспект занятия по познавательному развитию "Откуда пришла книга"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Власюк Людмила Ефимовна

Создание условий для  формирования интереса к книге, как к источнику знаний и произведению искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkuda_prishla_kniga_2.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование конспекта занятия

Разработан воспитателем  Власюк Л.Е.;

Тема: " Откуда пришла книга "

Возрастная группа: подготовительная группа, подгруппа-7 человек.

Цель:  создание условий для  формирования интереса к книге, как к источнику знаний и произведению искусства.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с историей появления книги, расширять представления детей о разных книгах, обогащать словарный запас детей, совершенствовать мелкую моторику рук.

Развивающие: Развивать познавательно – речевые способности и умения отвечать на вопросы, расширять кругозор.

Воспитательные: Воспитывать культуру общения, любовь и уважения к книге.

Образовательные области:

Приоритетная область: Познавательное развитие

Интеграция областей: «Познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Оборудование: книжный уголок, мультимедиа.  

Материал: глиняные таблички, береста, палочки, дощечки, угольки, трафареты животных, мелки, цветная бумага.

Предварительная работа: Экскурсия в библиотеку, в музей истории города, экскурсия в типографию, беседы с детьми в «уголке книги».

Просмотр книг (обложка, переплет, странички).

Этапы

деятельности

Содержание

Задача, решаемая на данном этапе

Деятельность

ребенка

Деятельность взрослого

Результат

1 часть орг. момент (2-3 мин)

Настройка на предстоящую деятельность

Приветствие.

Воспитатель:

Сегодня день у нас особый!

Я познакомлю вас друзья,

С предметом, без которого

Прожить на свете нам нельзя!

Вызвать положительный

эмоциональный на

строй на работу. Развивать групповую сплоченность.

Развитие общения и  взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками

выполняют.

Обращение к детям  со словами приветствия

Способен сотрудничать.

Проявляет умение слышать других и стремится быть понятным.

2 часть Основная (15 мин)

Создание

проблемной

ситуации

В гости к ребятам входит гость

Здравствуйте ребята, вы знаете кто я?

Дети. Нет

Я Библиогномус,  живу в библиотеке, смотрю  за порядком, чтобы каждая книга имела свое место на полочке, но мне всегда было интересно узнать, откуда пришла книга? Давайте ребята поможем Библиогномусу  узнать, откуда же пришла книга,  оставайся с нами.

Привлечь внимание детей и вызвать интерес к предстоящей деятельности

Сообщение темы. Развитие речевого слуха, внимания. Беседа с детьми.

 

Слушают взрослого и выполняет его инструкцию

Выполнение

действий.

Непосредственная

детская

деятельность

Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуете ее отгадать.

Она сделана из простой бумаги. На страницах есть значки:  точки, крючки. А главное, есть таинственные знаки – буквы. Когда мы читаем, то есть складываем из них слоги и слова, перед нами оживают удивительные приключения. Люди, незнакомые вам, общаются с вами, что – то рассказывают, зовут туда, где вы еще не бывали. Отгадали, что это?  

Дети. Книга!

Библиономус:

Правильно, это книга. Для чего нам нужны книги? (Ответы.)

Молодцы! Правильно ответили на мой вопрос.

Воспитатель:

За это я открою вам большой секрет. Сегодня мы отправимся в мини – музей книги, который есть в нашей группе. Обратите внимание, сейчас каких только нет книг!

Вот книги разной формы, из разных материалов: клеенчатые, нервущиеся – для самых маленьких; из толстого картона – для детей постарше; красивые и яркие, в толстом переплете – познавательные книги. Есть и «говорящие книги».

Библиогномус:  

Я предлагаю вам поиграть.  

Игра «Угадай, из какой книги эпизод?»

(отрывки из знакомых детям разных произведений).

Игра: «Книжная карусель»

А сейчас садитесь и послушайте, когда же появилась первая книга.

Самая первая книга появилась пять тысяч лет назад. Это были глиняные таблички, которые обжигались на огне и были прочными как камень. Каждая книга состояла из десятков, сотен глиняных «страниц», уложенных в деревянный ящик – древнейший книжный переплет. Представьте, что у вас дома вместо книжек лежат каменные плиты. Это удобно? Дети. Конечно, нет!

Много места будут занимать, и читать их неудобно. На чем только не пробовал писать человек! Не обошел он вниманием и бересту. Кто знает, что такое береста? Дети. Кора березы. Бересту как писчий материал использовали  довольно долго. Я предлагаю вам пройти в музейную мастерскую и самим написать слова птичьим пером или заостренной палочкой на глиняной табличке или на бересте. Дети пишут и читают.

Психогимнастика.

Книжек дома очень много (руки в стороны)

Все они за рядом ряд высоко в шкафу стоят

(поднимают руки вверх)

На носочки я встаю книги с полки достаю

(дети поднимаются на носочки)

Я смотрю их по порядку

Люблю книги про зарядку

(дети выполняют несколько упражнений).

Библиогномус  читает стихотворение о книге

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете какой долгий путь, проходит книга, пока до нас доходит. Сколько труда вложено, чтоб получилась интересная книга. Они ведь не сразу стали такими яркими. Ребята, жизнь любой книги начинается в лесу, они растут на деревьях. Вот послушайте:

Рано поутру, лесорубы шагают в лес. Где деревья помечены, они пилят пилой.  А как же из деревьев сделать книгу. На помощь лесорубу спешит трактор – вездеход. Лесорубы обрубают ветки, и завязывают их крепко и вездеход тянет их к реке. Река самая хорошая дорога для плавки леса, как огромные рыбки плывут эти бревна вниз по течению. А деревья плывут в бумажный комбинат. Там деревья распиливают, измельчают в опилки и даже варят, чтобы получить массу похожую на жидкое тесто. Тесто разливают по формам в длинные широкие  полосы и получается бумага.

Ребята, как вы думаете, мы получили книгу. Нет. А на этих бумагах еще надо писать. Бумага попадает в типографию, там печатают книгу из букв. И на этом книга готова? Нет. Чтобы книга была красивая надо ее разукрасить.  После этого берутся мастера художники.  После этого книги попадают на склады и развозятся по книжным магазинам, и мы с вами покупаем эти книги. Вот ребята мы с вами  узнали,  какой длинный путь проходит книга.

Пальчиковая гимнастики «Закатай свиток»

Предлагаю вам пройти в музейную мастерскую и мы с вами сделаем книжку – малышку по стихам С. Маршака (изготовление книжки – малышки)

Библиогномус:

А вы знаете, как нужно обращаться с книгами?

Дети. Книги надо беречь! Их нельзя рвать, рисовать на них, загибать страницы.

Ведь не зря же говорят «Книга – источник знаний»

Заключительная часть:

Библиогномус:  Спасибо за помощь, теперь я знаю, откуда пришла книга. Я хочу сделать вам подарок, в ваш мини - музей  (дарит энциклопедию)

Развитие мыслительных

операций

 

 

 

 

 Расширение словарного запаса детей

Расширение представления детей о разных книгах

Развитие познавательно-речевых способностей, умение узнавать произведение по фрагменту

Развитие критического мышление

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности

Развитие мелкой моторики

Развитие общей моторики, развитие двигательной активности

Расширить и обогатить кругозор детей

Совершенствование мелкой моторики

Научить детей изготавливать книжку- малышку

Ответы детей

Книги нам нужны, чтобы читать, узнавать новое, учиться в школе и быть умнее.

Дети подходят к мини - музею, рассматривают книги

Ответы детей

Дети крутят баран и называют, из каких частей состоит книга

Дети слушают и смотрят слайды

 

 

Дети выбираю материал для работы и пишут

Выполнение упражнений

Дети смотрят слайды и слушают

Учатся сворачивать свитки из бумаги

Дети самостоятельно изготавливают книжку

Загадывание загадки

задает вопрос

Знакомит детей с разными формами книг

Зачитывание фрагментов сказок

Проведение игры

Рассказывание, беседа, выслушивает детей

Оценка выполненной работы

Проведение психогимнастики

Рассказывание, беседа

Я показываю, дети выполняют по образцу

Оказывает помощь

Интерес к предстоящей деятельности

Способен выстроить речевые высказывания в ситуации общения

Дети проявляют любознательность, интерес

Слушают взрослого и узнают произведение

Активизация мыслительной деятельности, закрепление частей книги

Формирование у детей активной жизненной позиции

Научились использовать материалы, из которых создавались книги

Получение двигательной и эмоциональной разрядки. Способность снятию общего утомления.

Расширение представления детей о создании книги

Развитие мелкой моторики

Создание книжки- малышки

3 часть Итоговая (2-3 мин)

Анализ результатов

деятельности,

рефлексия    

Библиогномус:

А вы знаете, как нужно обращаться с книгами?

Дети. Книги надо беречь! Их нельзя рвать, рисовать на них, загибать страницы.

Ведь не зря же говорят «Книга – источник знаний»

Заключительная часть:

Библиогномус:  Спасибо за помощь, теперь я знаю, откуда пришла книга. Я хочу сделать вам подарок, в ваш мини - музей  (дарит энциклопедию)

Рефлексия:

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Что нового вы узнали?

Что было для вас самым интересным?

Что было самым трудным?

Что было самым сложным?

Что было необычным?

В чем вы затруднялись? Спасибо вам ребята за активность!

Воспитывать бережное отношение к книгам

Подведение итогов деятельности. Развивать навыки самооценивания детьми своей деятельности эмоционального состояния.

Ответы на вопросы

Коммуникативная деятельность дети делятся своими впечатлениями

Беседа

Выслушивание ответов детей. Уточнение их.

Вопросы: Что для тебя сегодня было трудным? Что понравилось больше всего?

Похвала всех детей.

Вызвать желание читать и беречь книги

Дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию «Золотая осень в гости к нам пришла»

Составила Опасинская Татьяна Андреевна Воспитатель 1Кв. категорииЦель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Задачи:1.     Закрепить у...

Конспект занятия по познавательному развитию «К нам пришла весна»

Цель:Формировать интерес к природным явлениям, учить выражать в речи свои чувства.Исходя из цели мною были поставлены следующие задачи:образовательные: формировать у детей представление...

Конспект занятия "Откуда к нам пришла книга" старшая группа

Цель: Познакомить старших дошкольников с видами древнего письма, структурой их изготовления, развивать интерес к чтению книг, закреплять навык бережного отношения к книгам. Содействовать воспитан...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Откуда пришла книга?»

Конспект занятия по познавательному развитиюв старшей группе Тема: «Откуда пришла книга?»...

конспект занятия по познавательному развитию "Пришла осень принесла погод восемь"

Конспект занятия по познавательному развитию "Пришла осень принесла погод восемь"....