Методические материалы для родителей
статья на тему

ВМЕСТЕ С СЕМЬЁЙ. « Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВМЕСТЕ С СЕМЬЁЙ.

Консультация для родителей.

« Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тепла души их создателей. Мы же полагаем, что дети должны видеть не только игрушечных роботов и выпущенных большими тиражами кукол, но и игрушки, изготовленные руками мастера, который вложил в них свою душу, своё мастерство и свои мечты и желания. Каждая авторская кукла неповторима, у неё своя история и свой образ.

Кукла — самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям  произведение искусства. Кукла - детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы  имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнёром ребенка. Он действует с ней так, ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Обучая детей изготавливать традиционных кукол, мы убедились:

это увлекает как девочек, так и мальчиков. Для создания кукол использовали только лоскуты ткани и нитки. Наивность и отсутствие натурализма, с одной стороны, и богатая фантазия детей, нестандартность их мышления — с другой, дают возможность создавать замечательные кукольные образы. Радует результат — яркий, пестрый, праздничный кукольный хоровод. А главное, ценность традиционной куклы и ее прекрасная способность дарить детям радость не утрачены.

Игровые куклы предназначались для детских забав. Они были сшивными и свернутыми. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, который затем перевязывали веревкой. Потом к палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К свернутым куклам относятся и куклы-закрутки, которые изготавливались так: туловище кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скрепленный ниткой. Так же делали руки, а небольшой шарик-голову с помощью нитки прикрепляли к туловищу.

Считается, что наиболее Древней среди традиционных свернутых кукол  была кукла-полено и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную одежду. Позднее появилась более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры, кусок ткани, свернутый в «скалку» тщательно обтянуто льняной тряпицей, коса волосяная, грудь из набитых ватой шариков. Наиболее простой куклой считается барыня. Ее делали для самых маленьких. Сначала изготавливали туловище, покрывали его белой тканью,  перевязывали в трех местах, затем брали лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали и заплетали косички — руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову повязывали косынку.

Современная кукла

Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и пышет румянцем. Ее одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением Барби в кукольном мире произошел переворот. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что ее внешние данные отвечали их представлению о прекрасном. Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для нее надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга, и так до бесконечности. Барби продукт общества потребления. Она бездушна и инфантильна. Действуя с такой куклой, ребенок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.

Сравнение традиционной народной игрушки,

с игрушкой массового производства

Как у традиционной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки. Традиционная тряпичная русская кукла была безликой, что позволяло мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать, в каком настроении находится кукла и каков ее характер. Преимуществами такой куклы были ее быстрое изготовление, своеобразие и неповторимость. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Недостатком тряпичной куклы было то, что ее нельзя было помыть, причесать и одеть в новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Ее можно мыть, расчесывать, переодевать в разную одежду. Кукла может менять профессию: врач, космонавт, пожарный и т.д. Она изготавливается и продается вместе с соответствующими аксессуарами; например, Барби с набором кухонной утвари называется «Барби повар».  У современных кукол голова, руки, ноги и талия могут сгибаться. Их недостаток — они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют у детей вкус и фантазию и не приучают их к труду и рукоделию.

Повторим, куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт. дети не просто привыкают к куклам — они привязываются к ним как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше ее помыть, причесать, сшить для нее новую одежду. Все эти действия — уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты.

Одевание старой куклы в новую одежду — это уроки хорошего вкуса и художественных ремесел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, подарком. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У нее будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»

 Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, отводилась большая роль в воспитании я обучения детей. Уходят корнями в глубь веков и, будучи тесно связанной с укладом жизни семья, игрушка вводила ребенка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, передавала опыт от старшего поколения к младшему. Считалось, что детские игры могут способствовать богатству, счастливому браку или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком.

 Всем известен народный обычай дарить детям куклы. В давние времена чаще всего их делали в семье сами, а иногда привозили новые потехи с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. В игре дети изображали трудовую жизнь, повседневные заботы, праздники. Ребенок не только играл в куклы, набираясь жизненного опыта, но и стремился научиться делать кукол самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству, что является одним из главных достоинств самодельной игрушки. С 5—6 лет дети начинали сами делать кукол. Их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов, даже пряли нитки из крапивы на кукольное приданое. При их изготовлении дети познавали мир природы, учились преобразовывать материал в рукотворное изделие. Наиболее распространенной игрушкой в первые десятилетия ХХ в. была тряпичная кукла. Ею играли в каждой семье, особенно деревенской; в иных избах их было до сотни.

 Куклы в разных странах делаются по- разному. Они выражают особенности своей эпохи и страны, где появились. Роскошная французская играла в былые годы роль манекенщицы: демонстрировала модные костюмы, аристократический стиль жизни. Немецкие же, наоборот, отличались внешней сдержанностью, сентиментальностью и романтичностью, подчеркивали культ семьи. Испанские красавицы сохранили следы религиозного культа, а восточные — таинственность.

 Самобытна русская кукла: оберегалка, стригушка, пеленашка, балбешка, скелетка, горбач, дергун, неваляшка, кувыркал, талия... В начале прошлого столетия широкое распространение получила кукла баба. Почитание и любовь к ней объяснялись тем, что долгое время она сохраняла отголоски славянских верований, повлиявших на ее внешний вид. У игрушки обязательно полагалось обозначить грудь, которая подтверждала связь с культом плодородия и материнским началом. Зачастую куклы выполнялись без лица, чтобы в них не могла вселиться нечистая сила. Поскольку с древних времен считалось, что кукла является оберегом ребенка, ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла с лицом как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка, а безликая считалась предметом неодушевленным и не могла навредить. Вместо лица иногда чертили древесным углем крест: такой оберег спасал ребенка и его родственников от беды, болезней, невзгод и сглаза.

 Технологию изготовления кукол знали не только взрослые, но и дети: стригушку делали из соломы и ткани, пеленашку из ткани, балбешку вырезали из дерева, скелетка имела деревянное туловище, шарнирные ручки и ножки из тонких палочек. Дети радовались каждой новой кукле, с большим старанием рядили ее, зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве маленькой хозяйки. Кукольные костюмы шили из лоскутов ткани. Выглядели они как настоящая одежда. Часто куклам шили и национальные костюмы.

 Делают ли дети кукол своими руками в настоящее время? Такой вопрос мы задавали ребятам. Ответы были такими: «А зачем? В магазинах их полно! Они очень красивые, делают их на фабрике!». Сердца детей наших покорила кукла Барби. Началось ее победное наступление на отечественную фабричную игрушку. А надо ли покупать Барби? Вот что пишет американский терапевт и сексолог Джек Уилки:

 «Безобидная игра с куклой-красавицей, ее волосами, телом и роскошными туалетами закладывает в душе ребенка первый кирпичик для создания потом идеала эгоистичной и капризной женщины вместо мягкой, любящей, заботливой, которая могла бы вырасти из девочки, если бы она играла со своим пупсом».

 Куклы-пупсы появились лишь в середине ХIХ в., а в нашей стране такой детский типаж вытеснил кукол-дам только в конце позапрошлого столетия. До этого дети играли куклами, изображавшими взрослых женщин. Почему же опасной оказалась именно Барби? «Нет искусства, если нет преображения», — писал Поль Гоген. Именно это и отсутствует в Барби. Она слишком натуралистична. И эта натуралистичная кукла воспитывает женщину для общества потребления, которая будет требовать все больше и больше модных роскошных вещей и развлечений. думаю, необходимо возрождать изготовление традиционной народной куклы. Пусть дети делают ее сами из подручного материала. Куклы будут безопасными в экологическом отношении. Но главное, самодельная кукла не воспитывает в детях вещизма. Ведь каждая такая кукла как человек: единственная в своем роде. И наряд у нее единственный. У нее своя история создания и неповторимый образ.

 Плохо, если нет кукол, сшитых своими руками! Подтверждение этой мысли есть в книге «Не плачь, казачка!» замечательной русской актрисы Нонны Мордюковой. «Игрушек у нас никогда не было магазинных и не заведено было на них рассчитывать. Детская тяга видеть в игрушках людей полностью восполнялась собственными изделиями. Сшитая тряпичная кукла дорога и любима. У нее есть имя, одежда; с ней разговаривают дети. Мы убеждены, в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства любви к природе, склонность к труду уважение к родной культуре и своей земле.

 Результатом нашего исследования стали куклы - обереги, игровые куклы, обрядовые, сделанные своими руками.

 В результате проделанной работы мы познакомились с историей появления народной куклы, её назначением и с технологией изготовления. Проведя опрос, мы выяснили, что в куклы играют почти все дети, но о народных игрушках знают не многие.

 Несмотря на то, что по всему миру хорошо налажено промышленное производство игрушек, с каждым днём растёт интерес к изделиям ручной работы. В наши дни в сувенирных лавках можно встретить изделия народных промыслов, в том числе и куклы. Это подтверждает нашу гипотезу: на народную игрушку не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

 Ребенок, получая игрушки одну за другой, может все равно маяться от скуки. А народная кукла, да к тому же сделанная своими руками, никогда не надоест! Через эти милые создания дети начинают постигать свои корни. А значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст забыть свою историю.

 А не в этом ли магия русской тряпичной куклы?

 Вывод: Кукла, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка, она является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Работа над изготовлением куклы открывает большие возможности для развития инициативы, будит положительные эмоции, вдохновляет, активизирует детскую мысль. Мир кукол, будто дивное царство, манит к себе как детей, наделенных нежной непосредственностью и ярчайшей фантазией, так и взрослых. Кукла, сделанная ребенком с помощью близкого человека, особенно привлекательна.

 Приложение

 Практическая часть проекта.

 1. Первая коллекция – игровые куклы.

 Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.

 К игровым свёрнутым куклам относят куклы - закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище - кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик - голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

 Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла Барыня, бытовавшая в Ефремовском уезде Тульской губернии. Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички - это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.

 Была распространена игровая тряпичная кукла Малышок - голышек. Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым "подолом", а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. "Малышок", как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом.

 Кукла "на выхвалку" являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию.Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что - то и для своего приданого. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы "на выхвалку" в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами. В некоторых местностях эти куклы имели своё название. Первая кукла - простоволосая. Вторая - кукла с косой. Третья - молодуха. Четвёртая - кукла нарядная, она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности.

 2. Вторая коллекция – об рядовые куклы.

 Обрядовые куклы имеют ритуальное значение. Их делали на свадьбу, рождение ребенка, на крестьянские праздники: молодым подкладывали куклу в постель с пожеланиями чадородия, кукла-зернушка была символом плодородия и т.д

 Вепская кукла (капустка, рванка) - это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток.Как с этой куклой устраивали обрядовые проверки парней: смотрели, как парень берет эту куклу, на что обращает внимание, как рассматривает. И по этому было видно, что для него сейчас важно, а мимо чего он пока проходит. По обращению парня с этой куклой, старшие женщины смотрели его готовность к женитьбе.Изготавливается кукла из льняных и хлопчатобумажных тканей. Крутят куклу не выпуская из рук, до последнего узелка. При изготовлении этой куколки в старину не пользовались иголкой и ножницами, вручную разрывая ткань на лоскутки нужного размера.

 Обрядовая многорукая кукла Десятиручка. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Куколку "Десятиручка" дарят на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у нее ладилось.

 А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу зерновушку, или крупеничка.Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

 Кукла Купавка- это обрядовая кукла одного дня. "Купавка" олицетворяла собой начало купаний.Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды - такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления "Купавки" очень прост. Две палочки разной длины связывают крест - накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.

 Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота и, видимо, одноименное божество. Зимний солнцеворот приходится на 25 декабря. В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру древнерусских язычников в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них. С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды. С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи. Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.

 Обрядовую куклу Масленица делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево - тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

 Домашняя Масленица - кукла, бытовавшая в Тульской губернии. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 - 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. "Домашняя Масленица

Консультация для родителей «Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

Получить в детстве начало

эстетического воспитания – значит

на всю жизнь приобрести чувство

прекрасного, умение понимать и

ценить произведения искусства,

приобщаться к художественному

творчеству.

Н.А. Ветлугина

Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.

Решение вопросов эстетического воспитания на занятиях по изобразительной деятельности не приведет к желаемым результатам. Поэтому необходимо стараться учить детей увидеть прекрасное в природе, слышать музыку, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения.

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

Начинать работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории дымковской  игрушки, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи.

Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объемные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.

Детям нужно рассказать, что самый сложный узор состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки, горошины, прямая и волнистая линия и т.д.

Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.

Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Все это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.

Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки, горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.

Очень точно об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончащие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Литература:

Н.Б. Халезова, «Декоративная лепка в детском саду», Москва 2007г.

Т.С.Комарова, Т.А. Ратанова, «Народное искусство в воспитании детей» М.1997 г.

Т.Г. Казакова «Развитие у дошкольников творчества» М.1985 г.

И.Я.Богуславская «Русская глиняная игрушка» Л.1975 г.

История народной игрушки

Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего значимого места. На территории расселения восточных славян археологами обнаружены деревянные лодочки, волчки, птички, погремушки, дудочки, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т. д. Согласно легенде, сам Сергей Радонежский - наиболее почитаемый русский святой - не только благословил игрушку как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки. Игрушки всегда сопровождали детство, но в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и использовались в культуре гораздо более разнообразно.

 Самые ранние игрушки, обнаруженные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до н. э. Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее в старину. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. В игрушках русского народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.

 Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающий мир. Сначала игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, - и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Потом появились каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь - как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним всюду, ни на шаг не отставая от него. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.

 Наши предки были прозорливы и умны. Точно чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.

 А деревенские девочки играли в тряпичных кукол. Мамы делали дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.

 Кукла всегда была самой распространённой среди игрушек. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников. Существовала рождественская обрядовая кукла, символизирующая добро, процветание, богатый урожай. Пасхальную куклу-закрутку дарили в Вербное воскресенье. Кукла-плодородие и кукла-стригушка были связаны с богатым урожаем. Делали подобные куклы из соломы, лыка, отходов производства льна. Соломенные куклы, сделанные из первого "именного" снопа, считались священными. Существовала кукла - домашняя масленица, которая символизировала крепкий достаток и здоровье семьи.

 Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной местности. Эта особенность народной игрушки сохранились в нашей культуре и до настоящего времени.

 Наибольшей известностью среди центров глиняной лепной игрушки пользуется Дымковская слобода под городом Кировом (бывшая Вятка). Это очень древний промысел. В старину праздновали "Свистопляску" - праздник, на котором люди свистели в свистульки, танцевали и веселились, отгоняя злых духов. Так и повелось, что в селе Дымково делали свистульки и игрушки. Промысел сохранился и до наших дней. Славу и известность промыслу принесли многочисленные барыни, купчихи, франты-помещики, лихие всадники, гусары, цирковые и ярмарочные сценки. Роспись делали вручную, очень красочно и оригинально. Именно этим дымковская игрушка и привлекает современных детей. Они с удовольствием слушают рассказы мастеров о способах ее изготовления и росписи.

 Северная каргопольская игрушка происходит из деревни Гринёво Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Отличительная черта каргопольской игрушки - фантастичность образов. Здесь и полканы (существа с туловищем коня и головой человека, двухголовые кони и олени.

 Центр производства филимоновской игрушки находится в деревнях Филимоново и Татево Тульской области. Для филимоновской игрушки характерны образы и сюжеты - барыни, солдаты, всадники, реже крестьяне. Традиционные сюжеты: "Медведь смотрится в зеркало", "Солдат кормит курицу", "Жених и невеста".

 Но наиболее крупным и известным центром Росси по производству деревянных игрушек был Сергиев Посад. Дамы и гусары, разносчики, солдатики, монахи - персонажи, характерные для сергиевских мастеров. Сергиев Посад знаменит так же своей матрёшкой, которая стала игрушкой-сувениром, визитной карточкой России. Затем появилась семеновская матрешка.

 Центром развития деревянной резной игрушки в Подмосковье является село Богородское. Оно стало крупным промысловым центром по изготовлению деревянной игрушки. Вот уже более 300 лет здесь изготавливают необыкновенные игрушки, вырезанные из липы. Для богородской игрушки характерны сказочные и исторические сюжеты, детали прокрашивались очень слабо; некоторые из них, по старой традиции, делали подвижными. Вы наверняка встречали такую игрушку! Это и курочки, клюющие зернышки, и медведи, бьющие по наковальне. Подвижность достигается с помощью пружин, планок или грузиков. Все богородские игрушки - это шутейные, юмористические, динамичные, забавные. Дети обожают не только разглядывать их, но и приводить в движение. К тому же дерево - теплый, природный материал, совершенно безопасный для ребенка. Сейчас главным персонажем стал медведь - один из любимых образов богородских мастеров. Он присутствует во многих игрушечных композициях: "Маша и медведь", "Как медведь дуги гнул", "Два медведя". Изображая зверей, птиц, животных, человека, резчики очень точно передают их характерные черты.

 Современные психологи считают, что игрушка - не просто развлечение, средство физического развития и обучения, игрушка - это культурный объект. Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Характерно, что у крестьянских детей никогда не было много игрушек. Игрушки были очень просты, а порою и невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребёнок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием. Не зря в народе говорили: "Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства".

 Игрушка - одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка - всегда рассказ об истории народа, о его ценностях. Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, она приносит радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в наших руках оказывается народная игрушка, возникает особое, непередаваемое ощущение светлого, солнечного, гармоничного и красивого чувства и настроения.

 Уважаемые родители! Мы надеемся, что вас заинтересовала данная тема и побудила вас познакомить вашего ребенка с богатым миром народной игрушки. Интересуйтесь сами и заинтересуйте вашего ребенка, ведь игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.

Как лепить игрушки из глины

Глиняные игрушки делали на Руси испокон веков, передавая технологию лепки из поколения в поколение. Даже сейчас, в век пластика и синтетики, любовь к куклам, свистулькам и сувенирам из глины не иссякает. На уроках прикладного искусства дети с удовольствием учатся лепить игрушки из податливого природного материала.

Вам понадобится

- глина;

- вода;

- стек, зубочистка, нож;

- губка;

- гуашь, лак.

Инструкция

1

Глину для лепки найдите в природе, для этого исследуйте почву оврага, строительного или кирпичного котлована. Выкопайте необходимое количество вещества, разведите его водой до консистенции густой сметаны и подождите, пока камни и корни растений осядут на дно, после чего слейте глину через мелкую сетку и просушите ее на солнце в течение 12 часов. Или же купите в магазине глиняный порошок или массу для лепки в вакуумной упаковке.

 

2

Замесите пластичную массу, смешав глину с водой. Вещество для лепки должно легко отставать от рук. Приготовьте мисочку с водой для того, чтобы смачивать глину при соединении деталей и при заделывании трещин, образующихся при высыхании.

 

3

Слепите из глины основную деталь, например туловище животного, к ней присоедините мелкие детали, такие как лапы, голову и хвост. В местах соединений стеком, зубочисткой или ножом сделайте насечки, смочите детали водой и соедините, разгладив стыки пальцами. Самые мелкие детали, такие как уши, глаза и нос прилепите в самую последнюю очередь. В процессе лепки не забывайте вымерять детали и делать их пропорциональными друг к другу.

 

4

Существует второй способ, как лепить игрушки из глины – пластический. Он применяется для лепки простых по силуэту фигур: птичек и зверушек. Возьмите кусок глины, скатайте его в шар и вытяните детали игрушки, например, голову с клювом и хвост уточки.

 

5

Готовую игрушку смочите влажной губкой, кисточкой или тряпкой, залепляя мелкие трещины. При желании стеком нанесите узор, пока глина не высохла.

 

6

Оставьте глиняную игрушку сохнуть в течение суток. После высыхания обработайте изделие шкуркой. Можно обжечь игрушку из глины, но во время обжига фигурка может повести себя непредсказуемо и разрушиться, поэтому хорошо высушите ее в теплом месте, например, на батарее, завернув ее в полиэтиленовый пакет с отверстием.

 

7

Просушенную игрушку покройте двумя слоями белой гуаши и распишите цветными красками. Хорошо высушите скульптуру и покройте прозрачным паркетным лаком, используя поролоновую губку. Оставьте игрушку из глины сушиться еще в течение 1–2 суток.

Инструкция

1

Решите, какой состав глиняной массы подойдет для вашей задумки. Замесите глиняную массу, добавляя в нее понемногу воду, до получения глины нужной консистенции, она должна быть однородная и пластичная. Возможно приобретение уже приготовленной глины.

 

2

Разомните комок глины в руках. Представьте себе облик вашего будущего изделия, позаботьтесь о целостности и устойчивости конструкции изделия. Начинайте лепить, руководствуясь правилом - «от общего к частному», от крупных деталей - к мелким.

 

3

Старайтесь более мелкие части не прилеплять к целому, а «вытягивать» из него. Не собирать фигуру из кусочков, как это делается при работе с пластилином, а вылепливать из одного куска. Это делается для того, чтобы заготовка выдержала все технологические ступени к готовому изделию.

 

4

Украшайте изделие после того, как вы убедитесь, что оно монолитно . Сначала загладьте изделие, тщательно разглаживая все места стыков. Затем, используя любой подручный материал в качестве стеков (палочки, стержни, гвоздики и т.д.), можно декорировать изделия, выдавливая или процарапывая на нем рисунок. Используйте шликер (кремообразную глину), в том случае, если есть необходимость «приклеить» какую-то декоративную деталь.

 

5

Сушите изделие при комнатной температуре. Если обжечь его после сушки в муфельной печи при температуре 700 градусов, то изделие будет прочным, приобретет цвет обожженной глины и перестанет бояться воды. Если этого не требуется, то сухое изделие можно сразу покрыть грунтом и окончательно задекорировать красками для керамики.

        

Ангел из талаша.

1.Расскажу, как сделать такого ангела из талаша. Это авторская разработка Алфёровой Е.А. Мой ангел сделан под впечатлением после её мастер-класса.

2.Для работы необходим талаш- внутренние обёртки початка кукурузы. Очень перспективный материал для творчества. В сезон уборки листья талаша сушат в тени. Работать легче с длинными листьями.

3. Ненадолго опускаем листья в тёплую воду.      

4. Влажные листья выкладываем на полотенце. Все операции делаем из влажных (не мокрых!!!) листьев.

5.Пальцами разрываем листочки вдоль на полоски шириной примерно 1 см.

6.Перевязываем пучок полосок у острых кончиков. Так мы начинаем делать голову.

7.Отгибаем полоски в обратную сторону. При этом прячем острые кончики внутри пучка. Формируем голову и перевязываем нитью.

8.Берём несколько полос для нимба. Укладываем их валетом, т.е. острыми кончиками в обе стороны и плетём из них косичку.

9.Вот что получилось.

10.Привязываем нимб к голове и перевязываем шею ещё один раз на 0,5 см. ниже первой перетяжки

11.Вновь берём пучок полосок и укладываем их валетом (в обе стороны острыми кончиками). Это заготовка для рук.

12.Делаем косичку для рук. С обеих сторон перевязываем у кончиков и отрезаем лишнее. Разделяем полоски туловища и вставляем руки.

13.Для крыльев выбираем листик талаша пошире и отрезаем кончики. Отгибаем несколько полосок на спине, вставляем крылья и собираем их гармошкой.

14.Перевязываем ниткой талию. Вот что должно получиться. Вид сзади.

15.Складываем крылья вместе и ножницами придаём им форму. На фото ангел в профиль. Подравниваем ножницами подол юбочки. Получается вот так.

16.Теперь самое интересное - декор. Ну тут уже, куда заведёт фантазия...

Подготовка прута

Свежесрезанный прут плетётся легко. Но если берём из старых запасов, нужнопотрудится. Сухой прут надо правильно готовить к плетению.

Общие рекомендации: час держать в воде, 15 мин. Заворачиваем в мокрую ткань, вновь в воду на час, снова 15 минут перерыва. Затем время нахождения прута в воде уменьшается до 30 минут (пока прут не станет эластичным, удобным для плетения. Нельзя прут держать открытым, быстро пересыхает.

Как чистить свежий прут?

(чтобы получить лёгкое,изящное и красивое изделие).

Чищенный лазовый прут должен быть прямым, длинным, слабосбежистым (малоконусным), обладать в очищенном от коры виде достаточной гибкостью, иметь как можно меньшую сердцевину. Прут допускается не менее 6-8 м и не более 200см с диаметром от 5 до 15мм.

Как чистить прут из заготовок?

После первых заморозков, прут связывают в пучки и засыпают снегом, чтобы не промерзал. По мере необходимости прутья откапывают и берут нужное количество, остальной запас укрывают.

Возможно, также хранение без покрытии снегом в помещении, где температура не падает ниже 0…+4 - 6۫С.

Способы чистки прута

Существует множество способов чистки прута. Если в небольшом количестве почистить руками, если есть перчатки или тряпка,тогда прут будет прочным , не будет искривляться при плетении.

 

Способы плетения

Самый простой ,быстрый и лёгкий способ плетения так и называется простая плетень. Берётся несколько относительно прямых веточек, затачиваются с одного конца, вставляем в землю. Основа на месте. Расстояние между ними зависит от изделия. Для корзины, кошёлки, вазочки оно не должно быть больше 2,5 см для корзины до 3,5-4 см. Для заплётки берётся прут всегда тоньше, чем для основания, вставляется сзади за первую стойки, выводится впереди второй, заводится на третью. Плетём слева направо. Вот и вся сложность. Прут движется всегда одинаково, каким бы ни был размер изделия сзади одного стояка впереди другого, всегда сзади вправо впереди,т.е. мы наслаиваем прутья в виду пологой спирали. Если изделия замкнутой формы(прямоугольной, круглой, овальной), то обязательно нужно брать нечётное число основных. Это обеспечивает плавный переход прута в конце каждого ряда наружной стороны на внутреннюю, не нарушая ритма плетения.

Периодически плетень необходимо выравнивать и уплотнять.

Если прут закончился, то возможно концы расположились на лицевой стороне, следующий ряд они будут плотно прижимать (можно их будет аккуратно обрезать).



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»

Воспитатель Рысьева С.Е.

 Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, отводилась большая роль в воспитании я обучения детей. Уходят корнями в глубь веков и, будучи тесно связанной с укладом жизни семья, игрушка вводила ребенка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, передавала опыт от старшего поколения к младшему. Считалось, что детские игры могут способствовать богатству, счастливому браку или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком.

 Всем известен народный обычай дарить детям куклы. В давние времена чаще всего их делали в семье сами, а иногда привозили новые потехи с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. В игре дети изображали трудовую жизнь, повседневные заботы, праздники. Ребенок не только играл в куклы, набираясь жизненного опыта, но и стремился научиться делать кукол самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству, что является одним из главных достоинств самодельной игрушки. С 5—6 лет дети начинали сами делать кукол. Их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов, даже пряли нитки из крапивы на кукольное приданое. При их изготовлении дети познавали мир природы, учились преобразовывать материал в рукотворное изделие. Наиболее распространенной игрушкой в первые десятилетия ХХ в. была тряпичная кукла. Ею играли в каждой семье, особенно деревенской; в иных избах их было до сотни.

 Куклы в разных странах делаются по- разному. Они выражают особенности своей эпохи и страны, где появились. Роскошная французская играла в былые годы роль манекенщицы: демонстрировала модные костюмы, аристократический стиль жизни. Немецкие же, наоборот, отличались внешней сдержанностью, сентиментальностью и романтичностью, подчеркивали культ семьи. Испанские красавицы сохранили следы религиозного культа, а восточные — таинственность.

 Самобытна русская кукла: оберегалка, стригушка, пеленашка, балбешка, скелетка, горбач, дергун, неваляшка, кувыркал, талия... В начале прошлого столетия широкое распространение получила кукла баба. Почитание и любовь к ней объяснялись тем, что долгое время она сохраняла отголоски славянских верований, повлиявших на ее внешний вид. У игрушки обязательно полагалось обозначить грудь, которая подтверждала связь с культом плодородия и материнским началом. Зачастую куклы выполнялись без лица, чтобы в них не могла вселиться нечистая сила. Поскольку с древних времен считалось, что кукла является оберегом ребенка, ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла с лицом как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка, а безликая считалась предметом неодушевленным и не могла навредить. Вместо лица иногда чертили древесным углем крест: такой оберег спасал ребенка и его родственников от беды, болезней, невзгод и сглаза.

 Технологию изготовления кукол знали не только взрослые, но и дети: стригушку делали из соломы и ткани, пеленашку из ткани, балбешку вырезали из дерева, скелетка имела деревянное туловище, шарнирные ручки и ножки из тонких палочек. Дети радовались каждой новой кукле, с большим старанием рядили ее, зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве маленькой хозяйки. Кукольные костюмы шили из лоскутов ткани. Выглядели они как настоящая одежда. Часто куклам шили и национальные костюмы.

 Делают ли дети кукол своими руками в настоящее время? Такой вопрос мы задавали ребятам. Ответы были такими: «А зачем? В магазинах их полно! Они очень красивые, делают их на фабрике!». Сердца детей наших покорила кукла Барби. Началось ее победное наступление на отечественную фабричную игрушку. А надо ли покупать Барби? Вот что пишет американский терапевт и сексолог Джек Уилки:

 «Безобидная игра с куклой-красавицей, ее волосами, телом и роскошными туалетами закладывает в душе ребенка первый кирпичик для создания потом идеала эгоистичной и капризной женщины вместо мягкой, любящей, заботливой, которая могла бы вырасти из девочки, если бы она играла со своим пупсом».

 Куклы-пупсы появились лишь в середине ХIХ в., а в нашей стране такой детский типаж вытеснил кукол-дам только в конце позапрошлого столетия. До этого дети играли куклами, изображавшими взрослых женщин. Почему же опасной оказалась именно Барби? «Нет искусства, если нет преображения», — писал Поль Гоген. Именно это и отсутствует в Барби. Она слишком натуралистична. И эта натуралистичная кукла воспитывает женщину для общества потребления, которая будет требовать все больше и больше модных роскошных вещей и развлечений. думаю, необходимо возрождать изготовление традиционной народной куклы. Пусть дети делают ее сами из подручного материала. Куклы будут безопасными в экологическом отношении. Но главное, самодельная кукла не воспитывает в детях вещизма. Ведь каждая такая кукла как человек: единственная в своем роде. И наряд у нее единственный. У нее своя история создания и неповторимый образ.

 Плохо, если нет кукол, сшитых своими руками! Подтверждение этой мысли есть в книге «Не плачь, казачка!» замечательной русской актрисы Нонны Мордюковой. «Игрушек у нас никогда не было магазинных и не заведено было на них рассчитывать. Детская тяга видеть в игрушках людей полностью восполнялась собственными изделиями. Сшитая тряпичная кукла дорога и любима. У нее есть имя, одежда; с ней разговаривают дети. Мы убеждены, в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства любви к природе, склонность к труду уважение к родной культуре и своей земле.

Несмотря на то, что по всему миру хорошо налажено промышленное производство игрушек, с каждым днём растёт интерес к изделиям ручной работы. В наши дни в сувенирных лавках можно встретить изделия народных промыслов, в том числе и куклы. Это подтверждает нашу гипотезу: на народную игрушку не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

 Ребенок, получая игрушки одну за другой, может все равно маяться от скуки. А народная кукла, да к тому же сделанная своими руками, никогда не надоест! Через эти милые создания дети начинают постигать свои корни. А значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст забыть свою историю.

  Кукла, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка, она является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Работа над изготовлением куклы открывает большие возможности для развития инициативы, будит положительные эмоции, вдохновляет, активизирует детскую мысль. Мир кукол, будто дивное царство, манит к себе как детей, наделенных нежной непосредственностью и ярчайшей фантазией, так и взрослых. Кукла, сделанная ребенком с помощью близкого человека, особенно привлекательна.

Попробуйте сделать вместе с ребенком маленькую куколку – пеленашку. Кукла Пеленашка очень проста в изготовлении. Это младенец в платочке, спеленатый в пеленку и обвитый свивальником. Куклу делают из куска белой ношенной ткани. Таких куколок обычно делали для других больших кукол-матерей и привязывали к ним пояском.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей. Методические разработки.

Перспективное планирование работы по взаимодействию  с семьями воспитанников (в группе детей с задержкой психического развития   старшего дошкольного     возр...

методические материалы для родителей

Об интерпретации детского рисунка с точки зрения педагогики и психологии...

Методические материалы для родителей по знакомству дошкольников со сказками

Условия рассказа сказки, роль сказки в формировании личности ребёнка, обучение детей пересказу сказки....

Методические материалы для родителей "Игры с водой и песком в домашних условиях"

Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Песок - хорошее психопрофилактическое средство...

методические материалы для родителей "Что я могу сделать, чтобы речь моего ребёнка стала лучше?"

Что может сделать мама, чтобы свести к минимуму возможные речевые проблемы? Оказывается, не так уж и мало. Те приёмы, о которых я хочу сейчас рассказать, не требуют специальной подготовки и не отнимут...

Методические материалы для родителей по выполнению упражнений с массажными мячиками Су-джок.

Рекомендации, памятки по развитию речи, мелкой моторики у дошкольников....

Методические материалы для родителей

Консультации, рекомендации, памятки, сценарии совместных мероприятий...