Методика работы с родителями детей дошкольного возраста.
методическая разработка на тему

Проектный метод в работе с родителями детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika.docx37.77 КБ

Предварительный просмотр:

Методика работы с родителями детей дошкольного возраста.

Галина Артемова 
Методика работы с родителями детей дошкольного возраста.

Проектный метод в работе с родителями детей дошкольного возраста.

Аспект взаимодействия и сотрудничества семьи и ДОУ – «вечная» проблема в дошкольной педагогике. Сегодня очевидно, что невозможно воспитывать ребенка изолированно от общества, надо научить подрастающего человека оценивать и «взвешивать» социальные взаимодействия.

Ребенок приходит в этот мир беззащитный и чистый, как лист бумаги, и то каким он станет, зависит от семьи, взрослых которые его окружают.

Как бы серьёзно не продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой не была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.

Семья была, есть и останется самым сильным фактором влияния на человека в любом возрасте. Однако не всегда родители хотят брать на себя первостепенную ответственность за воспитание ребенка.

Еще одна проблема – нехватка информации для родителей связанной, с одной стороны с новым содержанием и новыми технологиями воспитания и обучения, с другой – удовлетворением спроса родителей на системные  психолого-педагогические знания.

Деятельность взрослых в интересах дошкольника будет успешной только в том случае, если родители и педагоги станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть в разных ситуациях, чему в немалой степени способствуют интерактивные методы взаимодействия семьей.

Для освоения техники технологии работы с семьей педагоги ДОУ должны;

Знать:

- техники и технологии работы с семьей;

- пути создания социально-психологического сопровождения семьи;

 - меры воздействия на ребенка в семье;

- взаимодействие семейного и общественного воспитания;

Уметь:

- творчески организовать педагогическую деятельность, направлять их инициативу в нужное русло;

- выявлять трудности и ошибки родителей в семейном воспитании детей;

- изучить затруднения родителей в общение с детьми;

- повышать педагогические знания родителей;

- использовать нетрадиционные техники и технологии работы с семьей, разнообразные методы активизации родителей в работе ДОУ.

Владеть навыками:

- техники и технологии работы с семьей;

 - проведение диагностических методик для выявления семейных отношений;

- планирование и составление социально - педагогического профиля семьи;

- коррекция семейного воспитания, и  контроля, за этой деятельностью.

Детство – это полноценный период человеческой жизни, и роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Иными словами, детский сад – это не место подготовки будущих взрослых, а место, где учат жить в окружающем мире, общаться с другими людьми и приобретать необходимые знания, умения, навыки. Одним из способов решения этой проблемы является метод проектов. Проект,  который исполняют дети, должен увлекать их, идти от сердца. Любое действие при поддержке педагога или родителя, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить. Для этого они должны отчетливо понимать цель проекта. Как правило, самыми удачными являются не проекты, которые инициированы самими детьми, соответствуют их запросам и интересам.

Уважаемые родители, предлагаем вам алгоритм разработки проекта.

1 Этап. Подготовительный (выбор темы).

- определить, почему (для чего) вы хотите выполнять проект;

- определить, что вы хотите  изучить в ходе проекта;

- что вы хотите достичь от выполнения проекта (цель);

2 Этап. Планирование реализация проекта.

- перечислить все возникшие идеи, выбрать наиболее перспективные;

- наметить возможные варианты решения проектного задания;

- составить алгоритм действий для достижения конечной цели;

- определить средство необходимые для достижения проектной работы (печатные изделия, программно-методическое сопровождение, консультации и т. д).

- определить источники информации, предоставить их в виде списка.

3 Этап. Сбор и анализ информации.

- изучить информацию по теме проекта;

- изложить кратко основные идеи, раскрывающие содержание проекта;

- сопоставить содержание изучаемой информации с темой и целью проекта;

4 Этап. Результаты и выводы.

- изложить основные положения темы;

- представить выводы в виде положений, обобщающих главные мысли.

5 Этап. Рабочее проектирование.

- внести необходимые изменения в структуру и содержания проектной деятельности.

- определить последовательность экспериментальной работы, ее методы, цели и т. д.

6 Этап. Реализация проекта.

- зафиксируйте трудности, возникшие в ходе реализации проекта, обозначьте их причины и пути преодоления.

7 Этап. Презентация проекта.

- представьте в виде краткого плана основные положения проекта, конкретизируйте содержание каждого из них.

8 Этап. Оценка, анализ проекта.

- определить степень выполнения поставленной вами цели проекта и причины, помешавшие их достичь.

Уважаемые коллеги! Я представляю вам сегодня свой опыт работы.

Педагогический  проект по работе с родителями воспитанников группы  «Радуга»

Тип проекта по доминирующей в проекте деятельности:

Воспитательно - образовательный.

По содержанию:

 Психолого-педагогический.

По числу участников проекта:

 Педагоги, специалисты дополнительного образования, специалисты разных профессий, родители, дети.

По времени проведения:

Долгосрочный.

По характеру контактов:

В рамках ДОУ, родители, дети, микросоциум.

Актуальность

На сегодня работа с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей  в  воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве можно добиться высоких результатов. Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями. В результате работы педагогов с родителями сложились следующие выводы:

 Одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием  и обучением детей должен заниматься детский сад. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада, а третьи хотят активно принимать участие  в воспитательном - образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы  в активном взаимодействии с детским садом. Педагоги и воспитатели были не довольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательного характера, будь то «Новый год», «8- МАРТА», выпускной. Посещение родителями родительских собраний было незначительным.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была важной и трудной. Важной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное потому, что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Когда мы  работаем с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребенку, относится к нему, как к равному себе и принимать. Что не допустимо? Сравнивать его с другими детьми.

Проблема

Неучастие в жизни своего чада, банальное отсутствие, какого либо представления о том, каким должен быть успешный родитель – и возникает определённая проблема в отношениях ребенка и его семьи.

Психолого-педагогический проект « Радуга» призван помочь родителям и педагогам в воспитании ребенка вместе.

Цели:

 Цель заложена в самом названии проекта  «Радуга. «Радуга»- дуга, мостик от детского сада к семьям воспитанников и обратно, обозначая взаимодействие всех участников педагогического процесса. Многоцветие радуги, символизирует множество задач, которые дошкольное учреждение может решать совместно с родителями воспитанников.

Оптимизация отношений партнёрства и сотрудничества между родителями и ребёнком в семье;

• психолого-педагогическая помощь родителям воспитанников ДОУ в осознании своей роли, значения и возможностей в воспитании здорового и успешного ребенка.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

• Установление контакта с родителями для близкого знакомства с особенностями семейного воспитания и активизация их в жизни ДОУ.

• Использование новых нетрадиционных форм работы с семьёй, как фактора позитивного развития ребёнка.

• Помочь родителям устранить недопонимание эмоциональных  потребностей своего ребёнка через совместную игровую творческую познавательную деятельность.

• Знакомство с культурными маршрутами в городе, организацией занимательного развивающего досуга с детьми;

• Сотрудничество детского сада с родителями воспитанников в решении задач образовательной программы ДОУ по организации игровой, творческой, конструктивной и трудовой деятельности детей в детском саду.

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С родителями ВОСПИТАННИКОВ:

1. Информационно - аналитические

•  Анкетирование;

•  Тестирование;

•  Опросы;

•  Метод представления родителями  своего ребенка в форме: рисунок-иллюстрация, художественное чтение стихов, сочинение   «Мой ребенок».

2. Наглядно-информационные формы

• Сайт ДОУ и педагогов;

• Выпуск семейных стенгазет;

• Открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей;

• Фотовыставки;

• Семейные презентации;

• Нетрадиционные дни открытых дверей.

. Родительские дни один раз в месяц.

3. Познавательные.

• Нетрадиционные родительские собрания;

• Информационно-практические занятия «Школа родителей»;

• Маршруты выходного дня или экскурсии;

• Совместная работа по тематическому плану проектам;

• Круглый стол, чаепития.

4. Досуговые.

• Совместные праздники, досуги, развлечения;

• Совместные спартакиады;

• Семейный театр;

. Родительские дни;

. Мастер классы для родителей и детей;

• Участие родителей в конкурсах, выставках.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1. Изучение научной и методической литературы по теме проекта.

2. Анкетирование родителей.

3. Календарно-тематические планы в рамках проекта.

4. Разработка методических материалов для реализации проекта.

II ЭТАП - ОСНОВНОЙ ТЕКУЩИЙ

1. Разработка конспектов мероприятий и их проведение.

2. Реализация планов взаимодействия участников проекта.

III ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1. Анализ проделанной работы. (Родительское собрание)

2. Презентация лучшего опыта семейного воспитания.

3. Фотосессия, интервьюирование родителей, публикации в  группе «Радуга» в Контакте.

СДЕРЖИВАЮЩИЕ СИЛЫ

Повышенный уровень тревожности, связанный с отсутствием практического опыта в воспитании детей дошкольного возраста, отсутствие у родителей коммуникативных навыков.

УСТРАНЕНИЕ РИСКОВ

Развитие коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности.

СТОРОННИКИ ПРОЕКТА

1. Дети.

2. Педагоги.

3. Специалисты.

4. Родители.

5. Администрация.

6. Общественность.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

1. Дети.

2. Педагоги.

3. Специалисты.

4. Родители.

РЕСУРСЫ ПРОЕКТА

1. Человеческие (дети, педагоги, специалисты, родители).

2. Материальные (оборудование, пособия, канцелярские товары, ТСО).

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Апробировав проект, мы ждем определенных результатов:

• у родителей – должны сформироваться доверительные, партнерские отношения с детьми и педагогами;

• активизироваться деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении;

• участие в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, добрых родителей.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2014-2015 уч. год

№ Мероприятия категория

участников

1. Семинар – практикум «Основы семейного права»

Родители

Педагог – психолог

Юрист – консультант по семейному праву

2 Конкурс поделок «Дары природы» Воспитатель

Родители

3 Тренинг «Давайте познакомимся!» Педагог – психолог

Родители

4 Родительское собрание «Мастер класс» Родители

Педагог

5 Анкетирование «Какой я родитель?» Родители

Педагог – психолог

6 Семейный театр  Воспитатель

Родители

«Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Тренер спортшколы

Экскурсовод

8 Семинар – практикум «Знаю ли я своего ребенка?»

Педагог – психолог

Врач – невролог

Учитель – логопед

Инструктор по физической культуре

«Зов джунглей» Воспитатель

Родители

10 Конкурс рисунков «Моя семья» Физкультурный работник, воспитатели, родители

11 Родительское собрание «Копилка семейных советов»  Воспитатель

Родители

12 Опрос «Чем интересен детский сад» Воспитатель

родители

13 Выпуск семейной стенгазеты «Здоровье малышей» Воспитатель

Родители

14 Мультимедийная презентация «Мы с папой любим спорт» Воспитатель Родители

15 Развлекательный досуг «Папа Может» воспитатель, физкультурный работник, родители, дети.

16. Совместный поход на мастер-класс по росписи тарелочек в музейный комплекс Коломенское, по поводу сопутствующего проекта посуда. Воспитатель, родители, дети, Экскурсовод, художник по росписи посуды.

17 Конкурс поделок на керамической посуде « Декупаж  для начинающих » Воспитатель

Родители, дети.

18 « Спортивные игры» (шашки, спортивные игры - соревнования) Физкультурный работник, воспитатели, родители

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2015 -2016уч. год

№ Мероприятия Категория

участников

1. Родительское собрание «Родитель, ребенок, детский сад» Воспитатель

родители

2 Семинар – практикум «Давай поговорим!» Старший воспитатель,

Юрист, врач.

Специалисты разных профилей работающие в ДОУ.

3 Анкетирование «Семейное воспитание» Педагог-психолог, родители

4 Конкурс рисунков «Как мы отдыхали летом» Воспитатель

родители

5 Досуг на день матери «Мама моё солнышко» Воспитатель, родители, дети

6 Мультимедийная презентация «Моя профессия» Воспитатель

Родители

7 Мини – сочинение «Мой ребенок» Воспитатель

родители

8 Фотовыставка «Моя дружная семья» Воспитатель

родители

9 Опрос «Воспитатель глазами родителей» Воспитатель

родители

10 Выпуск семейной стенгазеты «Здоровые дети в здоровой семье» Воспитатель родители

11 Семинар – практикум Мастер класс «Картины из кофе» Воспитатель

Родители, дети.

12 Родительское собрание «Эстетическое воспитание» Воспитатель

родители

13 Мультимедийная презентация «Как я воспитываю своего сына (дочку)» Воспитатель

Родители

14  Досуг «Веселые старты» инструктор по физической культуре, воспитатели, родители

15  Семинар -практикум «Люблю читать своему ребёнку»  Воспитатель, родители, бабушки, дедушки, дети, библиотекарь, директор библиотеки. Мастер класс « Подарок для любимой мамочки».

16 Конкурс рисунков «Берегите природу» Воспитатель

Родители

17«День земли» (походы, экскурсии в Дарвинский музей), воспитатели, родители, экскурсовод

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2016-2017 уч. год

№ Мероприятия Категория

участников

1. Родительское собрание «Педагогическая лаборатория» Воспитатель

родители

2 Конкурс рисунков , поделок «Осень золотая» Воспитатель

Родители, дети

3 4 Анкетирование «Хорошо ли я знаю своего ребенка»  Педагог-

Психолог; родители.

5 Семинар – практикум «Если ребенок плохо говорит» Воспитатель, логопед,

Родители

6 Мультимедийная презентация «Моя профессия» Воспитатель

Родители

7Семинар - практикум «Безопасность ребёнка» Воспитатель родители

8 Фотовыставка «Как мы отмечаем семейные праздники» Воспитатель

родители

9 Опрос «Вас устраивает меню в детском саду» Воспитатель

родители

10 Мини сочинение «Наши семейные ценности» Воспитатель

родители

11 Выпуск семейной стенгазеты «Путешествие в Олимпию» Воспитатель

родители

12 Семинар – практикум «Умные игры» Воспитатель

родители

13 Родительское собрание «Ток – шоу здоровая семья» Воспитатель

родители

14 Конкурс поделок «Ёлочная игрушка «ретро» Воспитатель

Родители

15. Семинар – практикум «Чем занять ребенка дома» Воспитатель

Родители

16  Родительское собрание «Развиваем самостоятельность» Воспитатель

Родители

17 Фотоконкурс «Масленица» Воспитатель

Родители

19 Презентация «Моя семья» Воспитатель родители

20 Конкурс поделок «Пасхальное яйцо» Воспитатель, родители

21  Конкурс рисунков «День победы» Воспитатель  родители

22 Родительское собрание «Кнут и пряник» Воспитатель

родители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с родителями детей дошкольного возраста

К традиционным формам работы с родителями относятся: родительские собрания,  общешкольные конференции, индивидуальные консультации педагога, посещение на дому. Среди нетрадиционных форм работы с ...

Инновационные формы работы с родителями детей дошкольного возраста в системе коррекционно-образовательного процесса.

I Вводная часть.   1. Актуальность работы.Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.Макаренко А. С.В современн...

Инновационные формы работы с родителями детей дошкольного возраста в системе коррекционно-образовательного процесса.

I Вводная часть.   1. Актуальность работы.Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.Макаренко А. С.В современн...