"Формирование речевого этикета"ч.2
статья (старшая группа) на тему

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket_chast_2.docx16.17 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

Часть 2

Речевой этикет предусматривает правила речевого поведения в стандартизированных (типизированных, однотипных) ситуациях речевого общения. Таких стандартизированных речевых ситуаций общения выделяется несколько:

  • обращение и привлечение внимания;
  • приветствие;
  • знакомство;
  • прощание;
  • извинение;
  • благодарность;
  • поздравление;
  • пожелание;
  • соболезнование;
  • сочувствие;
  • приглашение;
  • просьба;
  • совет;
  • одобрение;
  • комплимент.

Каждая типизированная ситуация обслуживается группой формул и выражений, которые образуют синонимические ряды. Внутри каждого синонимического ряда различаются формулы:

  • наиболее употребительные, стилистически нейтральные формулы (до свидания, спасибо, здравствуйте);
  • формулы с оттенками значения (до завтра, до вечера, прощайте, доброе утро);
  • формулы с различными стилистическими оттенками (позвольте попрощаться; пока; целую ручки; спасибо; благодарю вас).

Любая ситуация речевого общения приобретает своеобразные формы и содержание в зависимости от речевого и социального опыта собеседников. Каждый конкретный акт прощания, приветствия, благодарности, просьбы и т.п. добавляет к стандартным, устойчивым формулам речевого этикета множество частных «приращений».

Вежливость фраз речевого этикета происходит и за счет «приращения» к ним мотивировок: «Я очень благодарна вам за книгу, она мне очень помогла; До свидания, надеюсь, завтра увидимся». Дополнение формул речевого этикета обращениями и мотивировками вносит в них не только теплоту, но и подчеркивает индивидуальность говорящего. «Приращение» («развертывание») этикетных фраз делает их менее шаблонными, стандартными.

Важную роль играет и то, с какой интонацией произносятся фразы речевого этикета, какими жестами, мимикой и движениями они сопровождаются.

Овладевая речевым этикетом, сложившимся в родном языке, дошкольник должен усвоить:

  • разнообразные формулы речевого этикета по каждой типичной ситуации общения и умение избирательно ими пользоваться, соотнося с обстоятельствами общения и особенностями собеседника;
  • доступные способы «развертывания» вежливых формул;
  • умение произносить их доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением и другими неречевыми средствами.

Обучение речевому этикету осуществляется в тесной взаимосвязи с формированием в группе доброжелательных отношений детей друг к другу, каждая ситуация речевого общения предусматривает:

  • обогащение словаря дошкольников вариантами формул речевого этикета,
  • обучение детей способам их «развертывания»;
  • развитие доброжелательности интонации и мимики.

Выделяются следующие формулы речевого этикета, необходимые дошкольникам для обслуживания наиболее типичных ситуаций общения и примерные фразы для мотивировки формул речевого этикета <Приложение 1>.

Наблюдения за повседневным общением детей показывают, что разные ситуации стандартизированного общения усвоены детьми не в одинаковой степени. Некоторые ситуации, а именно приветствие, прощание, благодарность, привычны детям, и в них они действуют автоматически. В других ситуациях им необходимо сосредоточиться, такие как извинения, просьба, знакомство, а третьи ситуации вызывают у них определённые трудности, сочувствие, приглашение, предложение, комплимент. Дети употребляют разное количество формул речевого этикета. В стандартных ситуациях речевого общения дошкольники предлагали 6-7 вариантов формул и выражений речевого этикета, что составляет значительную часть от существующих общеупотребляемых формул и выражений, в других ситуациях дети предлагали 4-5 формул, а в третьих 1-2 фразы. Развёрнутые формулы речевого этикета, а именно адресованность и мотивировка, встречались у детей не во всех ситуациях общения.

Далее предлагается поэтапная работа по формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Для апробации методики были выбраны такие ситуации стандартизированного речевого общения как приглашение и предложение. Необходимость обучения умению пользоваться формулами речевого этикета в этих ситуациях (приглашение, предложение) обусловлена:

  • во-первых, тем, что они часто встречаются в общении дошкольников, но детей не учат использовать в формулы речевого этикета, обслуживающие эти ситуации;
  • во-вторых, усвоение правил речевого поведения в этих ситуациях благоприятно для установления дружеских контактов детей.

Для данной ситуации были подобраны варианты формул и выражений речевого этикета. Инициативные формулы: Давай (-те)…; Прошу…; Возьмите…; Садитесь, пожалуйста; Хотите (хочешь) я помогу?

Ответные формулы речевого этикета: Ладно, я согласен; Спасибо; Большое спасибо; Спасибо, не беспокойтесь; Спасибо, я сам (-а); Извините, но…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речевого этикета у детей подготовительной группы.

Долгосрочный психолого-педагогический проект....

Отчёт по самообразованию "Формирование речевого этикета у детей дошкольного возраста"

знакомить детей 4-5лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транс...

Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста

Речевой этикет – это формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении, поскольку они способствуют установлению доброжелательных отношений....