Формирование речевого этикета у детей дошкольного возраста
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Кисленко Ольга Борисовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_rechi.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование речевого этикета у детей дошкольного возраста

                                      Кисленко Ольга Борисовна,

                                     воспитатель МБДОУ детский сад

                                     общеразвивающего вида №27 «Берёзка»

                                     г. Старый Оскол, Белгородской обл.

Проблема формирования у детей дошкольного возраста представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной. В настоящее время родители стремятся предоставить детям большую свободу во взаимоотношениях с окружающими, к сожалению, они достаточно инертны в воспитании у детей культуры общения с другими людьми.

Этикет – это установленный порядок поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей различного статуса, так трактует понятие «этикет» «Словарь современного русского языка». Этикет – часть нравственной культуры, ассоциируется с категорией прекрасного, связанного с такими понятиями, как вежливость, культура, интеллигентность.

Работая с детьми дошкольного возраста, непосредственное общение с родителями дошкольников позволяет нам сделать вывод о том, что самым ценным в дошкольном детстве является формирование речевого этикета.

Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребенком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребенок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых неоформленных лепетных звуков младенца до свободного оперирования богатым набором слов, грамматическим строением языка.

Речь детей к концу дошкольного возраста внятна, они правильно произносят все звуки родной речи.

Однако одна немаловажная сторона речевого развития ребенка – дошкольника, культура речевого поведения, не привлекает достаточного внимания родителей и семьи в целом. Как, например, ребенку обратиться к взрослому? Какие выражения употреблять, когда надо попросить о чем-либо, если совершил неловкость?

К сожалению, взрослые чаще всего обращают внимание на эту сторону лишь тогда, когда в той или иной жизненной ситуации обнаруживается невоспитанность ребенка.

Дети, как губки впитывают в себя решительно всё, что их окружает, поэтому контролируйте свою речь, поведение, потому что личный пример для ребенка убедительней тысячи слов. Ребенок усваивает речь так называемым «материнским способом», подражая взрослым, поэтому важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Как говорил Макаренко: «Ваше собственное поведение – решающая вещь».

Речевой этикет предписывает внимательно слушать говорящего, не перебивать, усиленно не жестикулировать, рассказываю о чем-либо, не говорить с набитым пищей ртом и т.д. Всему этому надо учить детей.

Самые первые представления о правилах этикета ребенок получает в семье. В детском саду их соблюдение необходимо для нормального существования детского коллектива. Мы, воспитатели нашего МБДОУ, формируем представления о нормах поведения, тем самым влияем на отношения воспитанника со сверстниками, родителями, знакомыми и незнакомыми людьми, помогаем ориентироваться в общественной жизни. Постепенно овладевая этикетными формулами в определенных ситуациях общения, ребенок начинает постигать и соблюдать социально-этические правила речевого поведения, руководствуясь поведенческими установками, выбором стратегии речевого поведения, пониманием смысла социальной ситуации и своей ролевой позиции в ней. Достигнув среднего дошкольного возраста, ребенок начинает осваивать правила ситуативно-ролевого поведения дифференцированного, в зависимости от того, с кем говорит (со «своим» взрослым, «чужим» или сверстником) и в каких условиях. От этих критериев зависит, как ребенок будет разговаривать: грубо, ласково, повелительно, капризно, стеснительно; какие будет использовать языковые средства, т.е. подбирать слова и выражения, закрепленные за типовыми ситуациями общения.

В дошкольном возрасте обучение речевому этикету осуществляется успешно. В процессе специально организованной работы формируются все три основных компонента речевого этикета: употребление разнообразных вариантов формул речевого этикета, их «развёртывания» и сопровождение их доброжелательной интонацией и приветливой мимикой.

Знакомим детей с художественными произведениями, рассказываем детям сказки, просим пересказать тот или иной текст. Это помогает обучить детей конструкциям комплимента, извинения, просьбы, благодарности, а также попутно вводит их в словарь детей. Кроме того, такая работа ведет к употреблению детьми многосложных предложений, к умению пересказывать произведения, а также составлять собственные рассказы и сказки.

Например, известный рассказ В.А. Осеевой «Волшебное слово», в котором Павлик узнал о силе слова «пожалуйста», закрепляет и доброе отношение к этому слову, и потребность обращаться к нему.

(Сказка «Как попугай Татю вежливости научил»; И. Тургин «Человек заболел»; В. Осеева «Три товарища»; М. Потоцкий «Острое поросячье заболевание»; Н. Носов «Огурцы»; Е. Благинина «Добрые слова»; И. Пазухина «Давайте поиграем»; М. Яковлев «Ссора»; М. Пляцковский «Урок дружбы»; С. Маршак «Урок вежливости и т.д.)

В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился и мыслить, и обозначать свою мысль словом, умел обращаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы и методы работы в развитии мелкой моторики и формирования речевых функций у детей дошкольного возраста

Методический материал по использованию нетрадиционных методик в работе с детьми дошкольного возраста для развития мелкой моторики и формирования речевых функций....

Логоритмика как средство формирования речевых навыков у детей дошкольного возраста

Презентация по теме «Логоритмика как средство формирования речевых навыков у детей дошкольного возраста»...

Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста

 К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим ...

Отчёт по самообразованию "Формирование речевого этикета у детей дошкольного возраста"

знакомить детей 4-5лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транс...

«Формирование навыков этикета у детей дошкольного возраста»

Этикет - это порядок поведения, способствующий созданию наилучших условий для общения людей разного происхождения, национальной принадлежности, социального положения образования различных взглядов убе...

Роль семьи в формировании речевого этикета у детей дошкольного возраста

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, но главную роль в этом играет все же семья. Хотите вы этого или нет, но рано или поздно ...