Отчёт по самообразованию "Формирование речевого этикета у детей дошкольного возраста"
статья на тему

знакомить детей 4-5лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом); повышение уровня коммуникативной компетентности детей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

          Тема моего самообразования «Формирование речевого этикета у детей дошкольного возраста», она выбрана мной не случайно. Проблема формирования речевого этикета и этического поведения детей сейчас очень актуальна. В настоящее время родители стремятся предоставить детям большую свободу во взаимоотношениях с окружающими, к сожалению, они достаточно инертны в воспитании у детей культуры общения с другими людьми. Дети всё больше времени проводят у телевизора, компьютера, играют в планшет и другие гаджеты ,они не умеют общаться между собой.

Цель моей работы:

- знакомить детей 4-5лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом); повышение уровня коммуникативной компетентности детей.

Задачи:

- закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;

- развивать  психические процессы как воля, память, внимание, мышление, нравственно-волевых качеств личности как ответственность, целеустремленность, умение добиваться поставленных целей, доброжелательность, сострадание и т. д.

-формировать навыки этического поведения;

-воспитывать дружеские взаимоотношения, эмпатию, бережное отношения к чувствам других людей;

- дать понятие об этической, нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства.

- способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.

- формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»).

- научить детей видеть этическую, нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.

        Работа строилась с учетом основных принципов педагогики сотрудничества (гуманизация и

индивидуализация педагогического процесса).Дети испытывали трудности в организации различных видов речевой деятельности, культуры речевого поведения, ведь культура речевого поведения- это проявление общей культуры человека. В процессе моей работы дети приблизились к осознанию важных идей- о связи языка и действительности, языка и мышления, о значении культуры речевого поведения в жизни. Дети читая, познают, познавая, рассказывают о том, что узнали, взаимодействуют со сверстниками и взрослым в процессе исследований и обсуждений, что обеспечивает формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Именно поэтому особую роль в моей работе играют те задачи и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи- чувство уместности высказывания (как говорят лингвисты, чувство коммуникативной целесообразности). Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку.

Использовала основные  приёмы обучения  :

показ с пояснением;

игровые приемы;

организация самостоятельной поисковой деятельности;

ситуативные, сюжетно-ролевые, игровые задачи, вопросы к детям и др.

Использовала  основные  виды  деятельности на занятии  :

игровая деятельность;

познавательно-исследовательская деятельность;

показ воспитателем особенностей речевой деятельности;

рассматривание изобразительного материала;

пятиминутки речевой гимнастики;

импровизационные игровые задачи;

психолого-эмоциональная разгрузка (физкультминутки)и др.

          Основными достижениями работы  являются, во-первых, успехи ребят в развитии речи, во-вторых, умения и навыки речевой деятельности, которая способна кардинально преобразить речь ребенка.

Личностно-ориентированная основа деятельности способствует осознанию дошкольником своего отличия от других, своей слабости и силы (речевой, эмоциональной, коммуникабельной, творческой), самостоятельному продвижению в дифференцированном образовании, выборе собственного смысла жизни.

В качестве существенного показателя развития, безусловно, выступает самооценка. От ее уровня зависит активность ребенка, его участие в деятельности коллектива, стремление к самовоспитанию, потому что чувства к самому себе формируются и подкрепляются у детей благодаря реакциям других.

Главным условием для работы над темой является сам педагог - воспитатель.

          Мной была изучена следующая литература  :

Котелевская В. В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. - Феникс, 2007

Метод М.Монтессори в России

Гризик Т. Познавательное развитие детей 4-5 лет. М., 2007

Скажи по-другому/ Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии/Под ред. О.С.Ушаковой. Самара, 2008

Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-7 лет с литературой. М., 2010

Виды работ по развитию речи. - М.: Министерство просвещения, 2003

Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. Для развития речи дошкольников. - М.: АСТ. Астрель, 2002

Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Я.: Академия развития. Академия К.,1998

Львов М.Р. Риторика: Учеб. пособие.- М.: Академия. 1995

Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? - Т.: Пеленг, 2003

Методика развития речи. - М.: Просвещение. 2000

Гин А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя.-3-е изд.-М.: Вита Пресс, 2007

Курочкина О. Н. Этикет для дошкольника-Просвещение, 2006

КурочкинаО. Н.Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников: учебное пособие для студентов/О.Н. Курочкина-26ВЛАДОС,2001-224с.

Шорыгина Т. Ф. Беседы об этикете с детьми 5-8 лет.-М.:ТЦ Сфера, 2014.-96 с.

Шорыгина Т. А. Вежливые сказки. -М.:ТЦ Сфера, 2012.-96 с.

Алябьева Е. А. Дни этикета в детском саду.

        Проведена следующая работа с детьми:

Беседы: «В мире вежливых слов», «Как вести себя в гостях», « Путешествие в страну «Нравственности» и город «Добрых поступков» и другие.

Дидактические игры: «Умеешь ли ты знакомиться», «Волшебный клубочек», «Испорченый телефон», «Что правильно , а что нет», «Назови ласково», «Перемешанные картинки»  и другие.

Сюжетно-ролевые игры: «Семья». «Магазин». «Гости», «Салон красоты», «День рождения».

Отгадывание загадок о вежливости и различные пальчиковые игры на эту тему.

        Также организовывала работу  с родителями и воспитателями по изучению материала по теме.

Для воспитателей давала консультацию на тему : « Общение – как одно из условий воспитания культуры речи».

Для родителей давала консультации  на тему : « Речевая культура ребёнка рождается в семье», «Этикет», «Обучение правилам речевого этикета», «Игры с детьми на развитие культуры поведения и культуры речи», «Воспитываем вежливость». Провела анкетирование «Особености общения родителей и детей в семье», сделана памяика для них «Волшебный сундучок».

Выложила консультацию в НСпортале на тему»Речевой этикет». Прошла курсы профессиональной переподготовки в МРИО и защитила диплом на тему «Формирование речевого этикета у детей дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Элементы этикета для детей дошкольного возраста"

Рекомендации для педагогов дошкольного образования о введении элементов этикета детям дошкольного возраста....

«Формирование навыков этикета у детей дошкольного возраста»

Этикет - это порядок поведения, способствующий созданию наилучших условий для общения людей разного происхождения, национальной принадлежности, социального положения образования различных взглядов убе...

Программа "Этикет" для детей дошкольного возраста

В программе представлена система работы по овладению детьми дошкольного возраста навыками культуры поведения и знаниями основ этикета....

Правила этикета для детей дошкольного возраста

                   Пока ребенок мал, взрослый порой не задумывается, что станет в его жизни главным, вырастит ли он добрым, общительным и терпи...

Роль семьи в формировании речевого этикета у детей дошкольного возраста

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, но главную роль в этом играет все же семья. Хотите вы этого или нет, но рано или поздно ...