Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников.»
консультация (старшая группа) на тему

Гладкина Марина Анатольевна

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в  дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной  речи ребенка является совершенствование монологической речи.

Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах,  явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, составление рассказов по картине.

Все  названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. И, чтобы достигнуть высоких результатов,  решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи. Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников.»

Мнемотехника в переводе с греческого обозначает «искусство запоминания». Это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление;
  • зрительную и слуховую память;
  • зрительное и слуховое внимание;
  • воображение.

Основа обучения – развитие творческого познания.

Человеческая память устроена так, что в ней крепко удерживаются зрительные образы и ассоциации. Поэтому использование символов при пересказе помогает лучше и быстрее запомнить текст. Для пересказа сказки или рассказа можно составить мнемотаблицу.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация, то есть текст, зашифрованный значками.

Если правильно научиться работать с таблицей, можно значительно уменьшить время на выполнение задания.

Система работы по обучению детей мнемотехники на занятиях по речевому развитию.

         Сначала при чтении текста мы выделяем главную мысль в каждом абзаце, и придумываем ей какой- то значок – символ. Если текст небольшой, но его трудно запомнить, можно придумать символы на каждое слово или словосочетание. В результате, после этого можно легко и быстро пересказать текст с опорой на символы.

         В таблице можно изобразить главных героев сказки или рассказа, явления природы, какие – либо действия, то есть можно нарисовать всё то, что вы посчитаете нужным. Но изображать нужно так, чтобы нарисованное было хорошо понятно.

         Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. И как я говорила “спрятать” персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т.д. Нужно отметить, если вы сделали, например волка – изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.

         Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

         Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно с помощью мнемотехники   решаются следующие задачи:

  • Развивать связную и диалогическую речь.
  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
  • Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
  • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
  • Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
  • Развивать мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

          Занятия средней группе состоит из нескольких этапов:

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с воспитателем (на ранних этапах).

Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?»

         Занятия для старших дошкольников можно построить по другому принципу:

Этап 1. Зачитывается текст сказки, и выделяются её основные части.

Этап 2. Каждая часть кодируется (на начальном этапе – с помощью воспитателя, позднее дети самостоятельно кодируют информацию, причём символы они придумывают сами, давая волю своей фантазии).

Этап 3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы (ребёнок самостоятельно выбирает цвета карандашей, а может рисовать одним цветом).

Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу.

 

Использование мнемотехнических приемов запоминания в работе с детьми дошкольного возраста

         Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.

         У детей отмечается недостаточность произвольной памяти, несформированность рациональных приемов запоминания. В это же время дети обладают достаточными потенциальными возможностями интеллектуального развития. Формирование логической памяти может способствовать нормализации мнемонической деятельности в целом.

         Один из важных путей генезиса памяти – развитие ее опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда ребенок начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например, рисунок, в качестве заместителя другого. Этот прием называют мнемотехникой или мнемоникой, которая определяется как совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти.

Багаж памяти можно увеличивать, включая материал в игровые ситуации, поскольку детям легче усвоить задачу, опосредованную игровым мотивом.

ИГРА 1. Тренировка визуализации запоминаемых слов.

Пример со шмелем.

Слово можно увидеть. Вот, к примеру, ШМЕЛЬ.

Закройте глаза и попытайтесь представить себе живого шмеля. Сосредоточьтесь, не торопитесь и постарайтесь представить его так ясно, как будто видите его на самом деле.

Этого шмеля можно увидеть по-разному:

- Вы думаете о шмеле, стараетесь его представить.

- Можно увидеть шмеля как на фотографии или как на картинке.

- А этот шмель в вашем воображении оживет. Вы видите, как он летает, садится на цветы.

ДА ОН ЖИВОЙ!

Теперь нужно представить семь слов. Как на картинке. Как наяву.

БАБОЧКА, ОЗЕРО, ДЕРЕВО, ЛЕСТНИЦА, ОБЛАКО, ЛЕС, ДОМ

Вспомните слова, которые вы представили в своем воображении и  нарисуйте их.

ИГРА 2. Тактильные, обонятельные соощущения при запоминании слов.

Пример с книгой и подушкой.

Слова можно не только видеть. Их можно слышать, нюхать, пробовать на вкус трогать.

 Вспомните шмеля… Его можно и видеть, и слышать. Слышите, ЖУЖЖИТ?

Вот вам три слова. Постарайтесь услышать слова:

КОЛОКОЛЬЧИК, МАШИНА, СМЕХ.

Cлово можно потрогать, например, слово ПОДУШКА. Чувствуете, какое оно мягкое?

«потрогайте» слова: ПЕРЫШКО, СТАКАН, ШАРФ.

Некоторые слова легко понюхать или попробовать на вкус.

ЛИМОН – кисло, правда?

А как прекрасно пахнет слово РОЗА?

Понюхайте или попробуйте на вкус слова: СОЛЕНЫЙ ОГУРЧИК, ШОКОЛАД, ПЕЧЕНЬЕ, СОК.

А теперь вспомните все слова, которые слышали, трогая, нюхая или пробуя на вкус в этой игре.

Напомню вам, первое слово: колокольчик.

КОЛОКОЛЬЧИК, МАШИНА, СМЕХ, ПОДУШКА, ПЕРЫШКО, СТАКАН, ШАРФ,

ЛИМОН, РОЗА, СОЛЕНЫЙ ОГУРЧИК, ШОКОЛАД, ПЕЧЕНЬЕ, СОК.

ИГРА 3. Слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые ощущения при запоминании слов.

Пример с апельсином.

На самом деле одно и то же слово можно увидеть и услышать, потрогать, попробовать на вкус и понюхать.

Слово АПЕЛЬСИН.

Его легко увидеть – он такой яркий, оранжевый…

Нет ничего проще, чем почувствовать его запах и вкус…

А теперь представьте, что вы трогаете апельсин. Вы вынимаете его из холодильника. Он такой холодный, круглый, почти гладкий, но с маленькими бугорками и ямочками…

Если очень захочется, можно даже услышать звук апельсина. Проще всего представить, как он скатывается со стола и шлепается об пол…

Послушайте эти слова и попытайтесь представить их так же, как слово АПЕЛЬСИН. 

Но учтите, что необязательно чувствовать все. Например, одно слово можно видеть и слышать, другое – только видеть, третье – трогать, чувствовать его вкус и запах. Делайте так, как вам нравится.

         Вижу, Слышу, Трогаю, Чувствую вкус, Чувствую запах:

МЯЧ, ЛЕВ, ЁЖИК, ПТИЧКА, БУКЕТ, НОЖНИЦЫ, КЛУБНИКА, КАРТОШКА, МАШИНА.

Скажите слова, которые вы запомнили, нарисуйте их.

ИГРА 4. Запоминание слов методом придумывания рассказа.

Вы уже поняли, что слова можно увидеть, услышать, потрогать, почувствовать их на вкус и запах. Это поможет вам запоминать самые разные слова. А для того, чтобы запомнить их ПО ПОРЯДКУ, нужно представить себе, что слова – это персонажи какой-то истории.

Посмотрите, как это делаю я.

  • Запоминайте слова вместе со мной.

Пример: «Называются 10 слов: НОЧЬ, ЛЕС, ДОМ, ОКНО, КОТ, СТОЛ, ПИРОГ, ЗВОН, ИГЛА, ОГОНЬ».

Детям дается инструкция: «Теперь попытайтесь придумать из этих слов рассказ, тогда слова запоминаются легче:

например, «НОЧЬЮ в ЛЕСУ в ДОМ через ОКНО влез КОТ, прыгнул на СТОЛ, съел ПИРОГ, но разбил тарелку, послышался ЗВОН - он почувствовал, что осколок впился ему в лапу, как ИГЛА, и он ощутил в лапе ожог, как от ОГНЯ».

  • Придумайте свой собственный фильм.

Вот слова, которые нужно запомнить:

МАЛЬЧИК, ЖУРНАЛ, ВЕТЕР, ГВОЗДИКА, НОЧЬ, ШЛЯПА.

Вот как придумала я: “Я вижу, как идет МАЛЬЧИК. Он находит ЖУРНАЛ и начинает его рассматривать. ВЕТЕР переворачивает страницу, а там нарисована ГВОЗДИКА. Начинает темнеть, и наступает НОЧЬ. Мальчик укладывается спать и ему снится ШЛЯПА”.

Когда вам нужно вспомнить слова, вы закроете глаза и “просмотрите” этот фильм, слова вспомнятся по порядку сами собой.

  • Запомните вот эти слова:

ЛИСТ, КОЛЬЦО, ДОМ, ШМЕЛЬ, КОСТЕР, ЯБЛОКО, ПАЛЬМА, ЗЕРКАЛО, ТЕЛЕВИЗОР, БАНТ.

Назовите слова, которые вы запомнили. Скажите, что вы почувствовали, когда вспоминали эти слова?

ИГРА 5. Тренировка внимания. Выполнение двух дел одновременно. Запоминание слов и рисование крестиков.

Сейчас мы сыграем в более сложную игру. Вам придётся не только запоминать слова, но и одновременно рисовать.

Очень важно уметь сосредоточиться, а для этого нужно ТРЕНИРОВАТЬ СВОЁ ВНИМАНИЕ.

Вам нужно будет запоминать по порядку 7 слов. Но пока вам их диктуют, вы должны РИСОВАТЬ КРЕСТИКИ.

Перед тем как начать игру, научитесь рисовать крестики быстро.

Итак, начнём…   Запоминайте слова и рисуйте крестики:

ТИГР, КОШЁЛЕК, ВИНОГРАД, СНЕГОВИК, МОСТ, КАКТУС, РЕКА

Вспомните слова.

ИГРА 6. Запоминание слов и рисование символами.

Разделитесь на две группы. Одной группе даю слова, они их зарисовывают  схематично, составляя мнемодорожку.  Показывают мнемодорожку второй подгруппе, они угадывают слова. Слова:

  • ПУХ, СОЛНЦЕ, КАПУСТА, ДИВАН,
  • МАРКА, ОГОНЬ, ТИГР, КОШЁЛЕК,
  • ВИНОГРАД, СНЕГОВИК, МОСТ, КАКТУС,
  • РЕКА, НОЧЬ, ЛЕС, ДОМ,
  • ОКНО, СТОЛ, КОТ, ПИРОГ,
  • ИГЛА, ЗВОН,  ЛИСТ, КОЛЬЦО,
  • ДОМ,  ШМЕЛЬ,КОСТЕР,ЯБЛОКО,
  • ПАЛЬМА,ЗЕРКАЛО,ТЕЛЕВИЗОР, БАНТ

Эта игра очень помогает развивать память и внимание, мнемодорожки помогают в развитии речи последовательно составлять описательный рассказ.

Чтобы вам было легче понять, что такое мнемотаблица, и каким образом используются в ней символы, предлагаю поиграть в игру:

ИГРА 7 «Диалог».

Эта игра из области изотерапии, но имеет тесное отношение к нашей теме.

Разделитесь на пары и попробуйте пообщаться (составить диалог) при помощи пиктограмм (символов), изображая их поочереди на одном листе бумаги. Главное условие – нельзя разговаривать и показывать жестами.

Сложно было общаться при помощи пиктограмм? Все ли символы вашего собеседника были понятны вам?

Вывод: В мнемотаблицах должны использоваться символы понятные всем.

Данные игры помогают детям для формирования выразительной стороны речи ребенка: для исполнения им роли в любой игре нужно, чтобы ребенок «через себя ее пропустил», т.е. почувствовал себя тем, кого будет играть. Все это помогало детям свободно двигаться в играх, общаться со сверстниками.

Если ребенок затрудняется повторить слова, которые ему назвали, я даю ему бумагу и цветные карандаши. Предлагаю к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова. То же самое можно попросить сделать ребенка и при прочтении фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло потом ему вспомнить прочитанное.

ИГРА 8 «Семь фраз».

Такой прием позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.

Например, называете семь фраз.

1. Мальчику холодно.

2. Девочка плачет.

3. Папа сердится.

4. Бабушка отдыхает.

5. Мама читает.

6. Дети гуляют.

7. Пора спать.

К каждой фразе предлагаю сделать рисунок. Главное, чтобы это помогло вспомнить все семь фраз.

После того, как к каждой фразе сделан рисунок, предлагаю точно воспроизвести все семь фраз, дословно их повторить.

9. Заключительное задание – «Составь самостоятельно мнемотаблицу».

Всем участникам раздаются карточки, на которых написан всем известный текст, например, это могут быть стихотворения А. Л. Барто «Игрушки».  Раздаю каждому свое стихотворение. Участники «кодируют» данный текст, показывают зарисовку, а остальные должны его расшифровать, следуя каждому символу.

1.Бычок

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

2.Грузовик

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык -

Опрокинул грузовик.

3.Зайка

Зайку бросила хозяйка -

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

4.Кораблик

Матросская шапка,

Верёвка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке.

И скачут лягушки

За мной по пятам,

И просят меня:

- Прокати, капитан!

5.Лошадка

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

6.Мишка

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу -

Потому что он хороший.

7.Мячик

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

8.Самолёт

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами.

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

9.Слон

Спать пора! Уснул бычок,

Лёг в коробку на бочок.

Сонный мишка лёг в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон.

10.Воробей

Воробей по лужице

Прыгает и кружится.

Перышки взъерошил он,

Хвостик распушил.

Погода хорошая!

Чил-чив-чил!

11.Козленок

У меня живёт козлёнок,

Я сама его пасу.

Я козлёнка в сад зелёный

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду -

Я в траве его найду.

12.Лягушата

Пять зелёных лягушат

В воду броситься спешат -

Испугались цапли!

А меня они смешат:

Я же этой цапли

Не боюсь ни капли!

13.Мой пес

Мой пёс простудился

И стал безголосым.

Котёнок шмыгнул

У него перед носом,

А бедный больной

Даже тявкнуть не мог.

Вот до чего

Тяжело занемог!

14.Фонарик

Мне не скучно без огня -

Есть фонарик у меня.

На него посмотришь днём -

Ничего не видно в нём,

А посмотришь вечерком -

Он с зелёным огоньком.

Это в баночке с травой

Светлячок сидит живой.


         При составлении мнемотаблиц по стихотворениям стало понятно, что в себя включают приемы мнемотехники. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

         Не все  дети  любят учить стихи, у кого-то  заучивание стихотворений вызывает  большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Но с приемом мнемотехники у детей появляется интерес к заучиванию, желание зарисовать стихотворение, пересказать сказку и зарисовать ее, сочинить самому, придумать загадку, описать предмет и т.д.  С помощью мнемотехники развивается ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память,  внимание, воображение.

Таким образом, систематическая работа по развитию речи у детей с использованием мнемотаблиц дает свои результаты:

  • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
  • Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
  • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
  • Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Оргпроект мастер-класса«Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»(учитель-логопед Кравцова Я.А., Емельянова Е.В.)...

Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотехники для развития связной речи детей"

Опыт использования приёмом мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование мнемотехники в развития связной речи дошкольников.

Цель:- ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информаци...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по образовательной области: речевое развитие на тему «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Данный мастер класс поможет воспитателем овладеть мнемотехникой для развития связной речи дошкольников....

мастер-класс для педагогов по теме "Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"

ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи , памяти и мышления дошкольников...

Консультация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

  К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополне...