Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотехники для развития связной речи детей"
консультация по развитию речи

Опыт использования приёмом мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx781.36 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

"Использование мнемотехник для развития связной речи детей"

Уважаемые коллеги, современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. В центре воспитательного процесса находится ребёнок. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой,красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, я в своей работе использую приём мнемотехники.

  У дошкольников память носит непроизвольный характер,т.е. лучше запоминаются предметы ,события ,явления. Этому-то и способствует мнемотехника. Как любая работа,мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

  Суть мнемотехники заключается в следующем : на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать : связность,последовательность,лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

  Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов :

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ с опорой на символы (образы).

  Мнемотаблицы-это дидактический материал. Их можно использовать для :

- обогащения словарного запаса ;

- обучения составлению рассказов ;

- пересказов художественной литературы ;

- отгадывания и загадывания загадок ;

- заучивания стихотворений.

 1. А сейчас вашему вниманию я представлю игру для развития фразовой речи с использованием самой первой ступени мнемотехники - мнемоквадраты.

2.Второй ступенью являются мнемодорожки

Представляю вашему вниманию мнемодорожку для составления рассказа о весне.

3.ну и следующим этапом работы является работа  непосредственно с мнемотаблицами(составление описательных рассказов, рассказывание сказок, запоминания стихов стихов и т.д)

  А сейчас попробуйте сами составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения «Ёлочка» Н.Нищевой.

Перед нами ёлочка :

Шишечки,иголочки.

Шарики,фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды,человечки.

 

 

 

 

 

 

 

  У лисы

  В лесу глухом

Есть нора-надёжный дом

 

  Под кустами

 

  Ёж колючий

  Нагребает

 

  Листьев кучу

 

  Спит

 

  В берлоге косолапый

 

  До весны сосёт там лапу

 

 Есть у каждого свой дом

 

  Всем тепло,уютно в нём.

 

 

  Перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично.Итак, перед нами ёлочка... Что можно нарисовать к этой строчке? Следующая строка и т.д. Наше стихотворение «нарисовано» ,мнемотаблица готова. А теперь,гляля на свои мнемотаблицы,прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена,что вы согласитесь со мной,если скажу,что нарисованное запечатляется в памяти лучше,потому что закрепляется не только слово,но и образ.

 

 

  

  Что это?

 

  Цвет

  Форма

 

 

 

  Вкус

 

 

 

  Где растёт

 

 

  Каков наощупь

  Что можно приготовить

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 7

 

 

 

 

 

 1

 

 

 

  «Под лежачий камень вода не течёт»

 

 Под

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

  «Яблоко от яблони недалеко катится»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  «Кто не работает,тот не ест»

 

 

 

 

 

 

 

  При пересказе с помощью мнемотаблиц,когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Итак, перед вами, уважаемые коллеги, мнемотаблица к русской народной сказке «Репка». Попробуем пересказать текст. (Педагоги пересказывают сказку).

На современном этапе в рамках информатизации образования и использования компьютерных технологий в работе с детьми актуально создание электронных презентаций с использованием мнемотехники. В своей работе я использую как уже готовые презентации так и авторские живые мнемотаблицы. Предлагаю вашему вниманию живую мнемотаблицу для заучивания стихотворения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, мнемотехника :

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал.

  В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы :

- Сегодня я узнала...

- Было интересно...

- Было трудно,но...

- Я поняла,что...

- Теперь я могу...

- Я почувствовала,что...

- Я приобрела...

- Я научилась...

- У меня получилось...

- Я смогла...

- Меня удивило...

- Мне захотелось...

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми !

 

  

Цель:

 

- ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников,обеспечивающего эффективное запоминание,сохранение и воспроизведение информации ;

- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста ;

- поиск новых рациональных средств,форм и методов речевого развития дошкольников ;

- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления,воображения педагогов.

 

Задачи :

 

- дать понятие мнемотехники,раскрыть актуальность,познакомить с особенностями,принципами технологии,этапами работы ;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

 

Оборудование :

 

Листы бумаги,цветные карандаши,мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для отгадывания загадки, мнемотаблица для составления описательного рассказа, 5 лепестков-мнемодорожек для отгадывания пословиц, мнемотаблица для пересказа сказки.

 

Практическая значимость :

 

данный мастер-класс может быть интересен педагогам работающим с детьми дошкольного возраста.

 

Ожидаемые результаты :

 

- получение педагогами представления о мнемотехнике ;

- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

 

Форма проведения :

 

Педагоги ,без участия детей.

Сообщение и практическая работа.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников.»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в  дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей....

Мастер класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Цель:1. ознакомление и последующее применение родителями мнемотаблиц в домашних условиях;2. повышение педагогической культуры родителей.Задачи:1. познакомить родителей с приёмами мнемот...

Мастер-класс на тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи:- повышение эффективности образовательного процесса, путём использования  инноваци...

Конспект мастер-класса на тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Конспект мастер-классана тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»   Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечива...

Мастер-класс на тему: «Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста»

По мнению психологов, развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность к замещению и наглядному моделированию. Дошкольный возраст наибол...