Мастер-класс для родителей "Использование мнемотехники для развития связной речи детей"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Белокудренко Светлана Сергеевна

Знакомство родителей воспитанников с новыми формами работы по развитию речи детей в доу и применением их дома с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»

Цель: познакомить родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Задачи: повышение компетенции родителей в вопросах развитии речи детей дошкольного возраста; поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников; создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения родителей.

Материалы и оборудование:

Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для отгадывания загадки, мнемотаблица для составления описательного рассказа, лепестки мнемодорожек для отгадывания пословиц.

Логика изложения:

Уважаемые родители, современный образовательный процесс требует от педагогов использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. В центре воспитательного процесса находится ребёнок. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, в своей работе мы используем приём мнемотехники.
У дошкольников память носит непроизвольный характер, лучше запоминаются предметы, события, явления. Этому и способствует мнемотехника. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать свою речь, в которой они используют связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ с опорой на символы, образы.

Мнемотаблицы, это дидактический материал, и их можно использовать для обогащения словарного запаса; обучения составлению рассказов; пересказов художественной литературы; отгадывания и загадывания загадок и заучивания стихотворений.

Практическая часть

1. Мнемотаблица для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат и дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты. Предложить родителям прочитать стихотворение по мнемотаблице.
2. Теперь сами попробуйте составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения «У лисы в лесу глухом».

У лисы в лесу глухом есть нора - надежный дом. Под кустами еж колючий нагребает листьев кучу. Спит в берлоге косолапый, до весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом. Всем тепло, уютно в нем.

Перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Одна клеточка это один рисунок, который у вас будет ассоциироваться с одной строчкой данного стихотворения. Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Так можно нарисовать любое стихотворение от простого к сложному. Нарисованное запоминается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

3. Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой схемы предлагаем вам поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать. Родители по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и овощи.
4. Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемозагадки, это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект. Вашему вниманию представлена мнемотаблица загадки. Отгадали? А теперь попробуйте самостоятельно составить мнемотаблицу загадки.

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

5. Предлагаем игру «Волшебный лепесток». На лепестках цветка зашифрованы пословицы и их необходимо расшифровать. «Не рой другому яму, сам упадешь». «Семь раз отмерь, один раз отрежь». «Не имей сто рублей, а имей – сто друзей». «Любишь кататься, люби и саночки возить». «Делу – время, а потехе – час». «Семеро одного не ждут». Теперь сами зашифруйте пословицу «При солнышке тепло, при матушке добро».

Вывод: Мнемотехника сокращает время запоминания; развивает основные психические процессы; устанавливает причинно-следственные связи; помогает делать выводы и схематизировать материал. В заключение мастер-класса предлагаем вам поделиться мнением о мастер-классе, что понравилось и запомнилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников.»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в  дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей....

Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотехники для развития связной речи детей"

Опыт использования приёмом мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста...

Мастер класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Цель:1. ознакомление и последующее применение родителями мнемотаблиц в домашних условиях;2. повышение педагогической культуры родителей.Задачи:1. познакомить родителей с приёмами мнемот...

Мастер-класс на тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи:- повышение эффективности образовательного процесса, путём использования  инноваци...

Мастер-класс на тему: «Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста»

По мнению психологов, развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность к замещению и наглядному моделированию. Дошкольный возраст наибол...