Мастер класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
материал (старшая группа)

Пашкова Светлана Александровна

Цель:

1. ознакомление и последующее применение родителями мнемотаблиц в домашних условиях;

2. повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

1. познакомить родителей с приёмами мнемотехники;

2. вовлечь родителей в процесс формирования у детей интереса к заучиванию стихотворений, расширению словарного запаса, развитию связной речи дошкольников;

3. познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц.

Оборудование:

листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для отгадывания загадки, мнемотаблица для составления описательного рассказа, 5 лепестков-мнемодорожек для отгадывания пословиц, мнемотаблица для пересказа сказки.

Практическая значимость:

данный мастер-класс может быть интересен как педагогам, так и родителям.

Ожидаемые результаты:

- получение родителями представления о мнемотехнике;

- работа родителей по мнемотаблицам.

Форма проведения:

родители, без участия детей.

сообщение и практическая работа.

«Учите ребёнка каким-нибудь

неизвестным ему словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов

с картинками и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

- Добрый день, уважаемые родители!

Я рада вас приветствовать на своем мастер – классе.

Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Пришли вы на мастер-класс, а сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю….

Но как быть нам тогда?

Проблемы детей решать нужно всегда? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас тогда:

Активными все будете? (Да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе общего образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, я использую приём мнемотехники.

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс

запоминания информации.

Вспомните знакомую всем с детства мнемотехнику (просто тогда мы не знали, что это так называется) для запоминания цветов радуги – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Для запоминания падежей русского языка -Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» — (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

В геометрии — Биссектриса — это крыса (бегает по углам и делит их пополам).

Основной “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т. е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет, дошкольник вспоминает и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь “секрет”!

Что такое мнемотехника

Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.

С помощью мнемотехникиможно решать следующие задачи:

Развивать связную речь.

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.

Обучать детей правильному звукопроизношению.

Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Развиватьу детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

Суть мнемотехникизаключается в следующем : на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,помогают детям выстраиватьсвязность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотехникастроится от простого к сложномумнемоквадратмнемодорожкамнемотаблица.

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.)

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью:

• Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д;

• Заучивания стихов, потешек;

• При отгадывании и загадывании загадок;

• При пересказе текстов;

• При составлении описательных рассказов

• Мнемотаблицы, отображающие последовательность действий

• Отгадывание загадок

• Проговаривание чистоговорок

• Проговаривание скороговорок, заучивание потешек.

А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.

Этапы работы над стихотворением:

- Сначала я выразительно читаю стихотворение.

-Сообщаю, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз читаю стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

-Задаю вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль стихотворения.

-Выясняю, какие слова непонятны детям, объясняю их значение в доступной для детей форме.

-Читаю отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

-Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

-Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание мы придумываем картинку (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком.

На начальном этапе я предлагала готовые план – схемы.

Мнемотаблицы мы рисовали с помощью карандашей, фломастеров, восковых мелков, обычного мела, красок и т. д.

Изображения на мнемотаблице располагали: на одной полосе бумаги, на отдельных листах, как карточки, на одном листе, поделив его на несколько частей (как таблица)

Мнемотаблицы рисовали: сам педагог (готовая форма); дети совместно со мной; самостоятельно дети.

Заучивание стихотворений

В руки фрукты мы берем

И в корзинку их кладем:

Слива, персик, апельсин,

Груша, киви, мандарин

А также можно использовать для запоминания живые мнемотаблицы.

Пересказ художественных текстов «Лисичка со скалочкой»

А сейчас уважаемые воспитатели я предлагаю вам составить мнемотаблицу. Для этого перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Что можно нарисовать к этой строчке? Следующая строка и т. д. Наше стихотворение «нарисовано»мнемотаблица готова. А теперь, гляля на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатляется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете животное и опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать. Итак. (Педагоги по мнемотаблице описывают и животных). Так же можно поиграть по схеме овощи, фрукты, профессии, и т. д

Что это?

Цвет

Форма

Вкус

Где растёт

Каков наощупь

Что можно приготовить

Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.

Мнемозагадки - это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам,описанных при помощи знаков, определять объект. Вашему вниманию представлена мнемотаблица загадки.

Сейчас вам предлагаю нарисовать мнемотаблицу к загадке

«Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает»

Расшифруйте пословицы:

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»

7

1

«Любишь кататься, люби и саночки возить»

«Яблоко от яблони недалеко катится»

При пересказе с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Итак, перед вами, уважаемые коллеги, мнемотаблица сказкам. Попробуем отгадать, какая сказка изображена на таблице?

(Отвечают родители).

Итак, мнемотехника:

- сокращает время запоминания;

развивает основные психические процессы;

развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал.

В заключение мастер-классая предлагаю вам продолжить фразы:

- Сегодня я узнала.

- Было интересно.

- Было трудно, но.

- Я поняла, что.

- Теперь я могу.

Желаю вам успехов в работе с детьми!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников.»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в  дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей....

Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотехники для развития связной речи детей"

Опыт использования приёмом мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста...

Мастер-класс на тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи:- повышение эффективности образовательного процесса, путём использования  инноваци...

Конспект мастер-класса на тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Конспект мастер-классана тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»   Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечива...

Мастер-класс на тему: «Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста»

По мнению психологов, развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность к замещению и наглядному моделированию. Дошкольный возраст наибол...