Обобщение педагогического опыта по экологическим играм дошкольников
материал на тему

Тихонова Ирина Сергеевна

Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы.

Нами определены следующие задачи:

- Формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам;

- Совершенствовать умение и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

- Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

Воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_ekologiya_2017.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта по экологическим играм дошкольников.

Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы.

Нами определены следующие задачи:

- Формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам;

- Совершенствовать умение и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

- Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

- Воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она                                    имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем. Поэтому в своей работе широко используем разнообразные игры: дидактические, экологические, настольно-печатные игры, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-имитации, строительные.

В своей работе с детьми мы придаем большое значение играм экологического содержания Игры используются, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру, заложены, прежде всего в дидактических играх.

Дидактические игры, используем не только в свободной деятельности детей, но и включаем в занятия, целевые прогулки, а также в экспериментальной деятельности воспитанников. Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Например: «Детки на ветки», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение», «Кто где живет»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое — неживое»; «Птицы — рыбы — звери» (на классификацию по заданным признакам); «Что сначала, что потом»,  «Пищевые цепочки водоёма"- (рост и развитие живых организмов); направлены на закрепление знаний и навыков о природе, «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и др,

учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

.

         Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Наседка и цыплята», «Кот и мыши», «Капельки», «Солнышко и дождик», «Веселый ветерок». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств. 

Сюжетно – ролевые игры с природным содержанием организовываем на основе различных событий жизни - поездки во время отпуска родителей на юг или в деревню, знакомства с профессиями, экскурсия в лес и т.д. Например: при организации игры «Зоопарк» закрепляем знания о животных, условиях их жизни и особенностях их питания. В игре «Поездка в лес» «С чем нельзя ходить в лес?» формируем знания детей о том, что растёт, и кто живёт в лесу, закрепляем правила поведения в лесу, а также безопасность (не рвать незнакомые травы, цветы, грибы, не брать на руки животных, не уходить от взрослого). Играя в игры «Звери из леса в гостях у ребят», «День рождения у Мишутки», «Научим зверей здороваться», «Угостим животных чаем». - воспитываем у детей добрые чувства к животным, учим проявлять сочувствие, внимание, заботу; закрепляем знание о любимых лакомствах животных. правилам поведения в гостях, за столом, сервировку стола.

Словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее?»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?». Дети играли в различные экологические игры "Не ошибись", "Найди, что опишу", "Загадай, мы отгадаем", " Вершки и корешки", "Овощи -фрукты", "Летает не летает", "Зоологическое домино", "К названному дереву беги", "Найди дерево по семенам", "Какое время года", "Назови три предмета", "Узнай на ощупь", " Догонит ли заяц морковку", "Отбери продукты для борща", " Засолка капусты", " Сбор фруктов и овощей", "Нарисуй горох", "Узнай на вкус", «Ромашка», "Курочка и петушки?», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Найди такой же листочек», «Угадай по описанию», «Угадай, чей хвост», «Кто что кушает» - развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. Быть готовым прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются, учат детей определять предметы на ощупь, по вкусу и запаху, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни – имитациях характерных движений и звукоподражания, игровые действия (собираем ягоду; прыгаем, как зайчики; закружились, как снежинки; летят птички). Например: «У медведя во бору», «Лиса в курятнике», Воробушки и автомобиль», «Зайка серенький сидит», «Мишка косолапый», «Хитрая лиса». «Лягушата и цапля», «Мыши и кот», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик», «Веселый ветерок». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.

На прогулке игры с песком, снегом с предметами и игрушками обогащают представление детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, побуждают познавательную активность и интерес к экспериментированию. Центр воды и песка используем для изучения свойств песка, воды, воздуха, состава почвы. Содержание обучения организуем в форме игры «Какие разные льдинки», «Разноцветная водичка», «Путешествие капельки», «Куда пропал снеговик», так как именно она является ведущим видом деятельности. В процессе работы, играя с детьми, стараемся создавать проблемные ситуации: «Зачем нужна вода?», «Что поплывёт, что утонет?», «Что произойдёт, если не поливать цветы?», позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы. Развивая сюжет ролевой игры «Подарок для котёнка», предлагаем слепить из сухого песка пирожное. Ничего не получается и дети рассуждают почему. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей. Дети приходят к выводу, что песок должен быть влажный. С помощью игровой ситуации «Угостим лисёнка пирожками»- дети узнали о том, что из глины можно лепить. Дидактическая игра «Вода- не вода» демонстрирует степень распространения воды в природе и ее необходимости. Интерес представляет дидактическая игра «Экологическая пирамида», где устанавливается последовательная зависимость между звеньями природы. Показывается к чему приводит отрицательное воздействие на одно из этих звеньев. Дети строят экологическую пирамиду для деревьев, птиц, животных, и сделают вывод: всё в природе взаимосвязано, убери одно звено и всё нарушится.

В дошкольном возрасте интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в этот период необходимо заложить основы экологической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта."Формирование экологической культуры через ознакомление с растительным миром родного края."

Воспитание у детей с раннего  детства  ответственности за судьбу родной природы  ,привлечение к посильной помощи в охране природы   ,экологическое воспитание всего населения,а особ...

Обобщение педагогического опыта "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента".

Развитие у детей стремления и желания интересоваться растительным и животным миром родного края....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРБОТКА на тему: «ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ»

Раскрывается обзор методов и приемов для формирования экологического воспитания в условиях ДОУ....

Консультация для воспитателей: «Обобщение опыта в экологических играх дошкольников».

    В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО)....

Обобщение педагогического опыта «Преемственность экологического воспитания в системе ДОУ — начальная школа, посредством создания экологической тропы в здании ОУ»

Муниципальное  общеобразовательное автономное учреждение «Основная общеобразовательная школа  №22 г Орска»дошкольные группы «Светлячок»   Обобщение пед...

Обобщение личного педагогического опыта работы «Экологические игры в образовательной деятельности с дошкольниками»

Игры экологического содержания помогают ребенку:-  увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы;-  осознать невоз...