Обобщение педагогического опыта «Преемственность экологического воспитания в системе ДОУ — начальная школа, посредством создания экологической тропы в здании ОУ»
методическая разработка

Муниципальное  общеобразовательное автономное учреждение «Основная общеобразовательная школа  №22 г Орска»

дошкольные группы «Светлячок»

 

 

 

Обобщение педагогического опыта

 

 «Преемственность  экологического воспитания в системе ДОУ — начальная школа, посредством

создания экологической тропы в здании ОУ»

 

 

 

 

                                                Подготовила старший воспитатель 

первой квалификационной категории

Нушкина Елена Павловна

 

 

г. Орск 2020 г.

(2    СЛАЙД )

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в  условиях помещения ОУ, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с  комнатными растениями, природными макетами и живыми объектам.

 

Экологическая тропа – это территория, где дети выступают в роли следопытов, исследователей, пропагандистов, экспериментаторов и наблюдателей,  проявляя любознательность. Изучают и познают окружающий мир и природу, формируется исследовательская  деятельность. Все опыты – эксперименты приносят детям радость и эмоциональное равновесие, развивают тактильные чувства, воображение мышление и поддерживают познавательный интерес к миру природы.

 

Экологическая тропа в ОУ - играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта, и является средством нравственного, эстетического и трудового воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

(3 СЛАЙД)

ЦЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ:

 

Цель  – обогащать и систематизировать экологические знания у детей  дошкольного возраста, средствами экологической тропы в здании ОУ,
путем преемственности  дошкольных групп и начальной школы.

Задачи:

  1. Развитие познавательного интереса к миру природы, осознания ребенком себя как части природы, чувства ответственности за ее сохранность.
  2. Развитие познавательной активности в процессе экспериментов и наблюдений за объектами живой и не живой природы.
  3. Повышение экологического сознания педагогов, родителей  воспитанников и учеников.
  4. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
  5. Формирование желания выступать в роли экскурсовода на путях маршрута экологической тропы.

 

Я начала работу по созданию экологической тропы в ОУ с проведения в начальной школе экологической викторины «Знатоки Природы»

Определились победители викторины: Совместно с подготовительной группой и учениками мы оформили обязательный документ: «Паспорт экологической тропы» и «Карту маршрута по экологической тропе»

Назначила экскурсоводами по экологической тропе победителей викторины, учеников 4 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ НА МАРШРУТЕ

 (4 слайд)

Изучив план маршрута,  я приглашаю вас отправиться в путешествие по экологической тропе в здании дошкольных групп МОАУ «ООШ №22 г. Орска»! 

 Дети знакомятся с правилами поведения на экологической тропе в здании ОУ, при помощи  опорных сигналов, рассматривают иллюстрации, делятся своим жизненным опытом.  Обращаю  внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила:

 

(5 слайд )

Паспорт  маршрута:

 

  1. «Цветочная мозаика» фойе дошкольных групп
  2. «В гостях у Золотой рыбки» группа №1 раннего возраста
  3. «Птичий городок» группа  №2 старшего возраста
  4. «Гора Полковник» группа  №2 старшего возраста
  5. «Домик в деревне» группа  №3 среднего  возраста
  6. «Лесная полянка» группа  №3 среднего возраста
  7. «Живой уголок» фойе дошкольных групп

 

(6 слайд )

Первый пункт  «Цветочная мозаика»

   (7 слайд )

           Ученики совместно с детьми ДГ разработали и создали

«Паспорт комнатных растений»  и мини паспорта для горшков с растениями.

   (8  слайд )

И самое красивое цветущее место на экологической тропе - это наши комнатные растения. Дети с большим удовольствием ухаживали за цветами, рыхлили, поливали. И им это доставляло большое удовольствие, так как они здесь знакомились с азами природоведения : из чего состоит цветок , из скольких частей , за какими больше ухода , за какими меньше, сравнивали их по высоте стебля, листьям, форме и окраске цветка. Играли в игру: «Магазин цветов»; «Продавец» внимательно слушает «покупателя», который рассказывает, какое растение ему нужно, не называя его. Отгадавший продавец становится покупателем. Проводили опыты : «У кого какой корень», «Из чего вырастает, из луковицы или отростка», «Какое растение влаголюбивое», «Какое растение устойчиво к засухе».  С детьми изучали те растения, которые светолюбивые, тенелюбивые.

При организации опытов с растениями учили детей осторожному обращению с живыми существами, стараясь не повредить их жизни.

  

(9 слайд )

Второй пункт  «В гостях у золотой рыбки»

(10 слайд )

На дне аквариума  насыпан мытый песок, камушки. Посажены водные растения(ряска, водный папоротник), которые обогащают воду кислородом. Аквариум должен быть хорошо освещён. Воду наливают специальную или отстоянную. Желательно в аквариуме поддерживать постоянную температуру. Два раза в месяц аквариум надо чистить. Рассмотрели  Золотую рыбку . Она относится к роду карповых .Впервые этот вид был выведен в Китае. Окраска тела золотистая и красноватая. Средний размер рыбок-15-20 см.

(11 слайд )

Дети экспериментировали с водой. Изучали свойства воды, тонет не тонет, прозрачная мутная, и т.д. Для рыбок нужна чистая, прозрачная. Нельзя находиться обитателям аквариума в мутной воде. Нельзя  перекармливать рыбок  т.к. лишний корм загрязняет воду. Важно наличие света для растений., и т.д.

(12слайд ) «Птичий городок»

(13 слайд )  В птичьем городке  проводили наблюдения, эксперименты, играли в игру «Интервью». Например : «Каких ты знаешь птиц ?», «Какие птицы остаются рядом с человеком ?» , «Почему нужна помощь человека ?». Предлагали интервью незаконченных предложений о птицах. Играли в игру «Узнай следы» , «Чей клюв» , «Узнай хвостик» , «Где, чье гнездо».  Играли  « Продолжи предложение» , Например : -Птицы это … Когда наступают холода … Зимой птицам … Мы с папой и с мамой сделали ….

Проводили с детьми беседы: «Почему птиц считаем своими друзьями» , « Что ты знаешь о птицах» , «Что было бы , если птицы не смогли бы летать?» Детям очень нравятся опыты, которые проводили в «Птичьем Городке».

-Опыт с птичьими перьями ;

-Чистые , грязные перья ( Как это влияет на полеты птиц).

-Рассматривали перья под увеличительным стеклом.

-Как летит перышко .

-Придумывали загадки, рассказы о птицах и т.д

Теперь дети могут узнать птиц по внешности, по окраски , по щебетанию , по их передвижению и даже знают их «вкусовые» предпочтения.

 (14слайд)  «Гора Полковник»

(15слайд)  Название горы  связано с неким отставным казачьим полковником. Гора известна уникальным месторождением  яшмы. Яшма горы Полковник выделяется наибольшим разнообразием рисунка и окраски. Провели эксперимент с яшмой гладкая - шлифованная. Шершавая – природная не обработанная.

(16 слайд)  Дети рассматривали узоры  и  поделки из яшмы. Ученики начальной школы рассказали как создавали макет горы Полковник и о яшме которая украсила станцию метро  «Маяковская» в г. Москве.

(17 слайд)   «Домик в деревне»

(18 слайд)   Дети рассматривали объекты деревенского подворья (деревенский дом,  заборчик из березы, домашних животных(бык, овечка, свинья с поросенком)). Беседа с детьми о  том, чем отличается город от деревни, о домашних животных, дети начальной школы загадывали загадки, помогали сформулировать понятие «домашние животные». Макеты были изготовлены родителями детей дошкольных групп.

(19  слайд)    «Лесная  поляна»

(20  слайд)   Дети рассмотрели мини макеты деревьев, муравейника, цветочной полянки, фигурки  насекомых. Ученики загадали загадки. Вспомнили и читали художественные произведения  о насекомых:

  1. Агния Львовна Барто «Жук»
  2. В. Бианки «Приключение муравьишки».
  3. И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».
  4. А. Барто «Мы не заметили жука».
  5. К.Чуковский «Тараканище».
  6. А.А.Усачев «Божья коровка»
  7. К.Чуковский «Муха-цокотуха».

 Закрепили правила бережного отношения к насекомым в природе, изучили опорные сигналы.

(21  слайд)   «Живой уголок»

(22   слайд)   Объект включает  в себя  террариум с песчаной черепашкой  «Боней» и клетку с морской  свинкой «Хомой». Дети рассматривали и наблюдали за живыми объектами. Ученики провели беседу с детьми об обитателях живого уголка их особенностях и правилах ухода.  Загадывали загадки о них. Закрепляли  знания детей вопросами и загадками. Представили полный рассказ о каждом обитателе живого уголка. Дошкольникам было очень интересно, они узнали от учеников начальной школы много интересного.

(23  слайд)   Вдохновленные дошкольники и ученики нарисовали понравившиеся объекты экологической тропы

(24  слайд)   В каждом пункте  решались  задачи экологического  направления, характерные только для данного объекта. В конце экскурсии были сделаны выводы о посещенных объектах.
Ученики 4 класса, выступавшие  в роли  экскурсоводов подарили детям дошкольных групп свои рисунки.

Итак, непрерывность и преемственность в экологическом образовании, являются условием формирования экологического сознания дошкольников и младших школьников и относительно четкой,  логически завершенной системы их взглядов и  убеждений – стержневых единиц экологического мировоззрения, влияющих на формирование экологической культуры.

 

Выступление окончено, спасибо за внимание!

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opo_ekologich_tropa_v_dou.docx554.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное автономное учреждение «Основная общеобразовательная школа  №22 г Орска»

дошкольные группы «Светлячок»

Обобщение педагогического опыта

 «Преемственность  экологического воспитания в системе ДОУ — начальная школа, посредством

создания экологической тропы в здании ОУ»

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1823123/9d9e8bfe-03df-424c-8a9d-02a4963dba23/s1200

                                                Подготовила старший воспитатель  

первой квалификационной категории

Нушкина Елена Павловна

г. Орск 2020 г.

(2    СЛАЙД )

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в  условиях помещения ОУ, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с  комнатными растениями, природными макетами и живыми объектам.

Экологическая тропа – это территория, где дети выступают в роли следопытов, исследователей, пропагандистов, экспериментаторов и наблюдателей,  проявляя любознательность. Изучают и познают окружающий мир и природу, формируется исследовательская  деятельность. Все опыты – эксперименты приносят детям радость и эмоциональное равновесие, развивают тактильные чувства, воображение мышление и поддерживают познавательный интерес к миру природы.

Экологическая тропа в ОУ - играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта, и является средством нравственного, эстетического и трудового воспитания.

 

(3 СЛАЙД)

ЦЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ:

Цель  – обогащать и систематизировать экологические знания у детей  дошкольного возраста, средствами экологической тропы в здании ОУ,
путем преемственности  дошкольных групп и начальной школы.

Задачи:

  • Развитие познавательного интереса к миру природы, осознания ребенком себя как части природы, чувства ответственности за ее сохранность.
  • Развитие познавательной активности в процессе экспериментов и наблюдений за объектами живой и не живой природы.
  • Повышение экологического сознания педагогов, родителей  воспитанников и учеников.
  • Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
  • Формирование желания выступать в роли экскурсовода на путях маршрута экологической тропы.

Я начала работу по созданию экологической тропы в ОУ с проведения в начальной школе экологической викторины «Знатоки Природы»

Определились победители викторины: Совместно с подготовительной группой и учениками мы оформили обязательный документ: «Паспорт экологической тропы» и «Карту маршрута по экологической тропе»

Назначила экскурсоводами по экологической тропе победителей викторины, учеников 4 класса

ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ НА МАРШРУТЕ

 (4 слайд)

Изучив план маршрута,  я приглашаю вас отправиться в путешествие по экологической тропе в здании дошкольных групп МОАУ «ООШ №22 г. Орска»!  

 Дети знакомятся с правилами поведения на экологической тропе в здании ОУ, при помощи  опорных сигналов, рассматривают иллюстрации, делятся своим жизненным опытом.  Обращаю  внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила:

(5 слайд )

Паспорт  маршрута:

  1. «Цветочная мозаика» фойе дошкольных групп
  2. «В гостях у Золотой рыбки» группа №1 раннего возраста
  3. «Птичий городок» группа  №2 старшего возраста
  4. «Гора Полковник» группа  №2 старшего возраста
  5. «Домик в деревне» группа  №3 среднего  возраста
  6. «Лесная полянка» группа  №3 среднего возраста
  7. «Живой уголок» фойе дошкольных групп

(6 слайд )

Первый пункт  «Цветочная мозаика»

   (7 слайд ) 

           Ученики совместно с детьми ДГ разработали и создали

«Паспорт комнатных растений»  и мини паспорта для горшков с растениями.

   (8  слайд ) 

И самое красивое цветущее место на экологической тропе - это наши комнатные растения. Дети с большим удовольствием ухаживали за цветами, рыхлили, поливали. И им это доставляло большое удовольствие, так как они здесь знакомились с азами природоведения : из чего состоит цветок , из скольких частей , за какими больше ухода , за какими меньше, сравнивали их по высоте стебля, листьям, форме и окраске цветка. Играли в игру: «Магазин цветов»; «Продавец» внимательно слушает «покупателя», который рассказывает, какое растение ему нужно, не называя его. Отгадавший продавец становится покупателем. Проводили опыты : «У кого какой корень», «Из чего вырастает, из луковицы или отростка», «Какое растение влаголюбивое», «Какое растение устойчиво к засухе».  С детьми изучали те растения, которые светолюбивые, тенелюбивые.

При организации опытов с растениями учили детей осторожному обращению с живыми существами, стараясь не повредить их жизни.

   

(9 слайд ) 

Второй пункт  «В гостях у золотой рыбки»

(10 слайд ) 

На дне аквариума  насыпан мытый песок, камушки. Посажены водные растения(ряска, водный папоротник), которые обогащают воду кислородом. Аквариум должен быть хорошо освещён. Воду наливают специальную или отстоянную. Желательно в аквариуме поддерживать постоянную температуру. Два раза в месяц аквариум надо чистить. Рассмотрели  Золотую рыбку . Она относится к роду карповых .Впервые этот вид был выведен в Китае. Окраска тела золотистая и красноватая. Средний размер рыбок-15-20 см.

(11 слайд ) 

Дети экспериментировали с водой. Изучали свойства воды, тонет не тонет, прозрачная мутная, и т.д. Для рыбок нужна чистая, прозрачная. Нельзя находиться обитателям аквариума в мутной воде. Нельзя  перекармливать рыбок  т.к. лишний корм загрязняет воду. Важно наличие света для растений., и т.д.

(12слайд ) «Птичий городок»

(13 слайд )  В птичьем городке  проводили наблюдения, эксперименты, играли в игру «Интервью». Например : «Каких ты знаешь птиц ?», «Какие птицы остаются рядом с человеком ?» , «Почему нужна помощь человека ?». Предлагали интервью незаконченных предложений о птицах. Играли в игру «Узнай следы» , «Чей клюв» , «Узнай хвостик» , «Где, чье гнездо».  Играли  « Продолжи предложение» , Например : -Птицы это … Когда наступают холода … Зимой птицам … Мы с папой и с мамой сделали ….

Проводили с детьми беседы: «Почему птиц считаем своими друзьями» , « Что ты знаешь о птицах» , «Что было бы , если птицы не смогли бы летать?» Детям очень нравятся опыты, которые проводили в «Птичьем Городке».

-Опыт с птичьими перьями ;

-Чистые , грязные перья ( Как это влияет на полеты птиц).

-Рассматривали перья под увеличительным стеклом.

-Как летит перышко .

-Придумывали загадки, рассказы о птицах и т.д

Теперь дети могут узнать птиц по внешности, по окраски , по щебетанию , по их передвижению и даже знают их «вкусовые» предпочтения.

 (14слайд)  «Гора Полковник»

(15слайд)  Название горы  связано с неким отставным казачьим полковником. Гора известна уникальным месторождением  яшмы. Яшма горы Полковник выделяется наибольшим разнообразием рисунка и окраски. Провели эксперимент с яшмой гладкая - шлифованная. Шершавая – природная не обработанная.

(16 слайд)  Дети рассматривали узоры  и  поделки из яшмы. Ученики начальной школы рассказали как создавали макет горы Полковник и о яшме которая украсила станцию метро  «Маяковская» в г. Москве.

(17 слайд)   «Домик в деревне»

(18 слайд)   Дети рассматривали объекты деревенского подворья (деревенский дом,  заборчик из березы, домашних животных(бык, овечка, свинья с поросенком)). Беседа с детьми о  том, чем отличается город от деревни, о домашних животных, дети начальной школы загадывали загадки, помогали сформулировать понятие «домашние животные». Макеты были изготовлены родителями детей дошкольных групп.

(19  слайд)    «Лесная  поляна»

(20  слайд)   Дети рассмотрели мини макеты деревьев, муравейника, цветочной полянки, фигурки  насекомых. Ученики загадали загадки. Вспомнили и читали художественные произведения  о насекомых: 

  1. Агния Львовна Барто «Жук»
  2. В. Бианки «Приключение муравьишки».
  3. И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».
  4. А. Барто «Мы не заметили жука».
  5. К.Чуковский «Тараканище».
  6. А.А.Усачев «Божья коровка»
  7. К.Чуковский «Муха-цокотуха».

 Закрепили правила бережного отношения к насекомым в природе, изучили опорные сигналы.

(21  слайд)   «Живой уголок»

(22   слайд)   Объект включает  в себя  террариум с песчаной черепашкой  «Боней» и клетку с морской  свинкой «Хомой». Дети рассматривали и наблюдали за живыми объектами. Ученики провели беседу с детьми об обитателях живого уголка их особенностях и правилах ухода.  Загадывали загадки о них. Закрепляли  знания детей вопросами и загадками. Представили полный рассказ о каждом обитателе живого уголка. Дошкольникам было очень интересно, они узнали от учеников начальной школы много интересного.

(23  слайд)   Вдохновленные дошкольники и ученики нарисовали понравившиеся объекты экологической тропы

(24  слайд)   В каждом пункте  решались  задачи экологического  направления, характерные только для данного объекта. В конце экскурсии были сделаны выводы о посещенных объектах.
Ученики 4 класса, выступавшие  в роли  экскурсоводов подарили детям дошкольных групп свои рисунки.

Итак, непрерывность и преемственность в экологическом образовании, являются условием формирования экологического сознания дошкольников и младших школьников и относительно четкой,  логически завершенной системы их взглядов и  убеждений – стержневых единиц экологического мировоззрения, влияющих на формирование экологической культуры.

Выступление окончено, спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме: "Воспитание доброты, милосердия и внимательности посредством экологического воспитания старших дошкольников

Данный материал включает в себя опыт работы педагога  с детьми старшего дошкольного возраста. Обобщенный опыт работы  был подготовлен по модульной технологии....

Доклад на тему: «Реализация преемственности экологического воспитания в системе «ДОУ — начальная школа»

В докладе рассматриваются проблемы преемственности между детским садом и школой, практические пути их решения, приводятся примеры взаимодействия. В качестве иллюстрации добавлена презентация....

Обобщение педагогического опыта ТЕМА: « РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К МИРУ ПРИРОДЫ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

1.Уточнить и углубить знаний о растениях, животных и природных явлениях; 2.Формировать знания о жизненно необходимых условий для человека, животных и растений (питание, рост и развитие), о правильн...

Обобщение педагогического опыта "Трудовое воспитание как способ социализации личности дошкольника"

        Труд – одно из важнейших средств воспитания детей. Каждый ребенок с дошкольного возраста должен принимать участие в труде и выполнять те несложные обязанности,...

«Преемственность в экологическом воспитании в системе «ДОУ — начальная школа»

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети....

Обобщение педагогического опыта работы «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции различных видов деятельности»

В 2019 году я начала работу в инновационном направлении над темой: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции различных видов деятельности» в об...