Рекомендации педагогам по ознакомлению детей с нарушением слуха с природой.
методическая разработка на тему

        Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручьи и лужи. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре трудовой и художественной деятельности. Помогает ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшие задачи педагогов. Непременным условием усвоения знаний детьми с нарушением слуха является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями, умением различать, трудовыми умениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon recomend.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам по ознакомлению детей с нарушением слуха с природой

        Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручьи и лужи. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре трудовой и художественной деятельности. Помогает ввести ребенка в мир природу, сформировать реалистические представления о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшие задачи педагогов. Непременным условием усвоения знаний детьми с нарушением слуха является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями, умением различать, трудовыми умениями. Например, недостаточно дать знания о том, какие растения есть в лесу, в поле, на лугу; необходимо научить детей различать узнавать наиболее распространенные из них по характерным признакам.

          В процессе ознакомления детей с нарушением слуха с природой мы используем разнообразные методы: наглядные (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация диа- и кинофильмов), словесные (беседы, чтение таблиц, текстов, рассказ). Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой является занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на огороде. Занятия - основная форма организации детей при ознакомлении с природой. Проводим занятия в определенные часы по заранее разработанному плану: 1 год обучения детей с нарушением слуха – 37 занятий в год, 2 год обучения – 34 занятия в год , 3 год обучения – 36 занятий в год. На них сообщаем детям новые сведения, уточняем и закрепляем уже имеющиеся знания. Занятия строим так, чтобы в процессе ознакомления с природой осуществлялось развитие познавательных способностей (наблюдательность, мышление) и речи детей, обогащение их словарного запаса, воспитание интереса и любви к природе. Занятия тесно связаны с другими формами с другими формами работы. Полученные на занятиях знания и умения дети применяют в повседневной жизни (играх, труде), а накопленные представления во время прогулок, работы и наблюдения на участке уточняем на занятиях. Из наглядных пособий на занятиях применяем натуральные объекты (животные, растения и их части- ветки, цветы, плоды) и иллюстративно- наглядные (картины, диа и кинофильмы, игрушки и т.д.). Экскурсия – это занятие, которое проводим в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема и т.д. они повышают интерес детей к родной природе, способствуют воспитанию эстетических чувств. Пребывание на свежем воздухе в лесу или на лугу среди душистых цветов, движение и радостные переживания благотворно сказываются на физическом развитии детей. Учитывая физические возможности детей для экскурсий используем ближайшие места.

В нашем городе - это сады, парки, скверы, пруды, где можно наблюдать сезонные изменения в жизни растений, птиц, насекомых, а также труд людей. Экскурсии в одни и те же места проводим в разное время года. Это облегчает детям наблюдение сезонных изменений, которые происходят в природе. Мы заранее посещаем место экскурсии, готовим переносной материал, выбираем объект наблюдения, организуем детей. При сборе растений следим, чтобы дети бережно относились к ним, не мяли и не бросали на землю. При сборе ягод следим, чтобы дети не ломали веток. Собирая грибы, дети учатся осторожно отламывать ножку у самой земли. Из пойманных насекомых оставляем только тех, какие нужны для наблюдения, и в таком количестве, какое необходимо для пополнения уголка природы, остальных выпускаем. Не разрешаем детям мучить животных, обрывать насекомым крылья и т.д. ежедневные прогулки широко используем для ознакомления детей всех годов обучения с природой: они могут носить характер небольших экскурсий – целевых прогулок, во время которых проводим осмотры участка, организуем наблюдения за погодой, сезонными изменениями в жизни растений и животных.

         На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному с учетом местных и погодных условий. На прогулках проводим наблюдения за состоянием природы (тепло, холодно), за явлениями и объектами неживой природы (солнце, небо, облака, дождь, снег, ветер, песок и т.д.), за явлениями живой природы (растениями- деревьями, кустарниками, травой, цветами; животными- птицами, насекомыми). Наблюдения эти обычно кратковременны, но проводим их многократно за одним и тем же объектом или явлениями природы. На прогулках организуем игры с использованием естественного материала (песка, снега, воды,  листьев), игрушек, приводимых в движение ветром (султанчики, вертушки, шары), водой, в процессе которых дети накапливают чувственный опыт, познают различные качества предметов природы. Для игр во время прогулок на участке имеется ящик с песком, бассейн с проточной водой, плескательницы (тазы), игрушки. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах, овладевают трудовыми навыками. Привлечение детей к проведению несложных опытов на занятиях, прогулках имеет большое значение для развития их наблюдательности и любознательности, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям живой природы, выявление их причины и взаимосвязи. При помощи элементарных опытов показываем детям такие явления в неживой природе как замерзание воды, превращение снега и льда в воду и т.п. на ежедневных прогулках обращаем внимание на характерные сезонные изменения в жизни растений и животных, с помощью вопросов помогаем детям устанавливать связь между изменениями в живой и неживой природе. Например: стало холодно – спрятались насекомые, улетели птицы, завяли цветы. Наблюдая, дети становятся внимательными и сами начинают замечать изменения в предметах и явлениях природы, например: после рассматривания веток на занятиях и наблюдения за появлением на них листьев в уголке природы дерти третьего года обучения уже самостоятельно отмечают изменения, происходящие весной на деревьях. Для фиксации того, что дети наблюдают, служат зарисовки и лепка объектов, рассказы об  увиденном, игры, игрушки. Зарисовки рассматриваемых цветов, листьев, деревьев, плодов, животных закрепляют их формы в памяти детей. То же значение имеет лепка овощей, фруктов и животных. Рисование и лепка развивают наблюдательность детей, обогащают их знания. Дети третьего и четвертого годов обучения круглый год ведут наблюдения погоды и сезонных изменений в жизни  растений и животных; фиксируют их в рисунках на отдельных листах (1.4 листа). Из этих рисунков составляют календарь погоды в виде книжки или плаката.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

     Речевой материал на первом году обучения используется как в устной форме (слухозрительное предъявление и побуждение детей отражен...

Рекомендации для родителей, имеющих детей с нарушением слуха

Рекомендации  для родителей. Что делать родителям, если их ребенок родился с нарушением слуха....

Рекомендации для педагогов "Особенности развития ребенка с нарушением слуха"

Для развития речи ребенка решающее значение имеет полноценный слух. Ребенок слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить. Глухие дети не овладевают речью без специального обучен...

Методическая разработка по ознакомлению детей с нарушением слуха старшего возраста с правилами пожарной безопасности.

Методическая разработка содержит практический материал для закрепления знаний у детей с нарушением слуха старшего возраста по теме "Пожарная безопасность" Материал может использоваться педаг...

Консультация для педагогов «Особенности развития детей с нарушением слуха»

Консультация для педагогов«Особенности развития детей с нарушением слуха»...

Рекомендации для педагогов по включению детей с нарушенным слухом в образовательный процесс

В детский сад приходит ребенок с нарушенным слухом. Перед встречей с ним воспитателю необходимо побеседовать с родителями. От первой встречи (контакта) с ребенком зависит характер всего последующ...