Рекомендации для педагогов по включению детей с нарушенным слухом в образовательный процесс
консультация по коррекционной педагогике

Сафронова Татьяна Петровна

В детский сад приходит ребенок с нарушенным слухом. Перед встречей с ним воспитателю необходимо побеседовать с родителями. 

От первой встречи (контакта) с ребенком зависит характер всего последующего взаимодействия — его искренность, степень партнерства, эффективность образовательного процесса. Этой встречи и воспитатель и «особый» ребенок ожидают со сходными чувствами. Ребенок боится, что не поймет речь других людей. Страх — сильнейшая эмоция, которая вызывает у ребенка состояния напряжения, скованности (в том числе мышечной), замкнутости. 

Главная задача воспитателя перед первой встречей с ребенком справиться со своей тревогой. В статье описываются способы снятия тревоги, даны общие рекомендации для логопеда и воспитателя, рекомендации по работе над произношением детей с нарушениями слуха, по формированию грамматического строя речи, по развитию связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов и специалистов

по включению детей с нарушениями слуха

в образовательный процесс

В детский сад приходит ребенок с нарушенным слухом. Перед встречей с ним воспитателю необходимо выяснить (в беседе с родителями):

  • какой ребенок — глухой или слабослышащий;
  • рекомендовано ли ему слухопротезирование и каким количеством слуховых аппаратов (при легком нарушении аппараты могут быть не рекомендованы, а при смешанной форме нарушения слуха слуховой аппарат может быть на одном ухе);
  • пользуется ли ребенок слуховыми аппаратами, и в дальнейшем контролируйте этот процесс;
  • каким ухом ребенок лучше слышит;
  • как родители общаются с ребенком;
  • какой уровень речевого развития (владеет ли письменной речью);
  • имеет ли опыт взаимодействия со слышащими сверстниками;
  • включен ли ребенок в систематические занятия с сурдопедагогом.

Первая встреча (контакт) с ребенком очень важна, она может определить характер всего последующего взаимодействия — его искренность, степень партнерства, эффективность образовательного процесса. Этой встречи и воспитатель и «особый» ребенок ожидают со сходными чувствами. Ребенок боится, что не поймет речь других людей. Страх — сильнейшая эмоция, которая вызывает у ребенка состояния напряжения, скованности (в том числе мышечной), замкнутости.

Эмоциональное состояние педагога — тревога (в основе — тот же страх) быть некомпетентным во взаимодействии с ребенком с нарушенным слухом. Тревога воспитателя проявляется во внутренней неуверенности и, как следствие, неестественности поведения и коммуникации.

Перед встречей с ребенком основная задача — справиться с тревогой. Как? 

  • Укрепить «внутреннюю» личностную позицию. Это достигается путем осознания своих чувств и переживаний, связанных с появлением в вашей группе глухого/слабослышащего ребенка.

Техническое осуществление: без свидетелей в безопасном для вас месте честно скажите вслух, что чувствуете и что имеете право на эти чувства. Но, как взрослый человек, знаете, понимаете причину их возникновения, готовы с ними работать, чтобы на смену негативным пришли позитивные чувства и состояния — интереса, радости, понимания, принятия.

  • Укрепить «внутреннюю» профессиональную позицию. Значит определить для себя ценности, которые станут «основанием» (мотивами) в системе вашего профессионального взаимодействия с ребенком с нарушенным слухом.

Техническое осуществление: в той же безопасной ситуации предельно искренне ответьте на вопросы, прислушиваясь к своим чувствам:

- Я, как профессионал, действительно считаю, что изначально все дети с нарушениями слуха (не зависимо от степени и вида нарушения) готовы и стремятся к равноправной интегрированной жизни в обществе, в котором родились?

- Я, как профессионал, действительно считаю, что детям с нарушениями слуха необходимы принятие и поддержка их активности и инициативы, поскольку активность избавляет от неуверенности, находить те решения, которые помогут ребенку успешно адаптироваться в группе?

- Я, как профессионал, действительно считаю, что не только детям с нарушениями слуха, но и всем детям необходимы принятие и поддержка их инициативы?

Если для вас эти вопросы-утверждения содержат правду, то можно говорить о вашей личностной и профессиональной готовности. «Укрепленное» состояние вашего сознания позволит вам без страха встретить ребенка, грамотно организовать и провести первую встречу.

Встречая ребенка с нарушенным слухом, вспомните об «открытии» Крошки Енота из одноименного мультфильма: «Улыбнись своему страху, и он уйдет. А на его место придет радость». Во взаимодействии с нашим «особым» ребенком это — универсальное и основное правило, поскольку он очень хорошо распознает основные эмоции других людей и «зеркалит» их, то есть точно воспроизводит в ходе коммуникации. Соответственно, ваша улыбка распознается ребенком как «ситуация неопасная; все хорошо». Воспроизведенная ребенком ответная улыбка (от зеркаленная) «наводит порядок» в его душе, восстанавливает спокойствие — «мне хорошо, радостно». Мы назвали технику, с которой начинается любой контакт с ребенком с нарушением слуха, — «Правило Крошки Енота». 

Техническое осуществление:

  • Вначале общения открыто улыбнитесь, проявите симпатию. Тем самым вы уберете страх, что ребенок не поймет вас.
  • «Держите лицо»: не показывайте раздражения, недовольства мимикой, если ребенок  не понял вас.
  • Повторите фразу медленнее; переставьте в ней слова, если ребенок снова не понял вас.
  • Говорите не слишком быстро, но слитно, отчетливо; громкость достаточная, но не кричите.
  • При этом ваше лицо обращено к ребенку (он должен видеть вас, чтобы иметь возможность следить за губами).

Итак, первая встреча состоялась, позитивный контакт достигнут, у вас есть опыт в установлении и поддерживании этого контакта. Вы выходите на новый уровень взаимодействия с ребенком с нарушенным слухом.

Чтобы контакт был эффективным в этом ежедневном взаимодействии, важно иметь представление о своеобразии структуры психического развития ребенка. Оно обусловлено тем, что в основе — нарушение слуха (разной степени и вида), которое ведет к нарушениям в развитии речи. Эти нарушения являются причиной своеобразного развития познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления. И следующий «пласт» — нарушения развития личности.

Для того чтобы сформировать правильные предпосылки для развития психических функций ребенка с нарушенным слухом, воспитатель должен создавать образовательные ситуации, в которых ребенок должен будет не только задействовать свои имеющиеся слуховые и речевые возможности, но и активно развивать их.

Общие рекомендации для логопеда и воспитателя:

  • обязательное знакомство с сурдопедагогической литературой;
  • занятия с логопедом/воспитателем должны проходить только при использовании ребенком слуховых аппаратов/кохлеарных имплантов;
  • в процессе занятий логопед/воспитатель должен опираться на сохранные анализаторы;
  • освоения разных сторон речи у ребенка с нарушенным слухом идет достаточно медленно и требует постоянного закрепления, автоматизации полученных навыков.
  • контроль за произношением осуществляют взрослые; выработка  самоконтроля произношения у детей с нарушениями слуха происходит в течение обучения в школе;
  • особенности отбора речевого материала для занятий: слово, словосочетание, фраза, предложение, чистоговорки, тексты —подбирает/придумывает педагог с использованием доступной детям семантики.

Рекомендации по работе над произношением детей с нарушениями слуха:

  • больше внимания уделяется речевому дыханию и формированию голоса, профилактике назализации;
  • обязательное использование фонетической ритмики, которой необходимо овладеть логопеду;
  • последовательность постановки звуков в сурдопедагогике — от глухих к звонким;
  • если ребенок читает, логопед должен опираться на письменную речь и предъявлять материал в письменном виде, на табличках;
  • в случае необходимости возможно применение дактильной азбуки;
  • слоговая структура формируется на основе специальных упражнений.

Рекомендации по формированию грамматического строя речи:

  • грамматические обобщения формируются на много медленнее и требуют более тщательной проработки (нельзя на одном занятии давать все типы окончаний: на первом занятии берется один тип окончаний, изученный материал обобщается в процессе выполнения практических упражнений; на втором занятии берется второй тип окончаний; на третьем занятии идет дифференциация первого и второго типа окончаний; на четвертом занятии отрабатывается следующий тип окончаний; на пятом дифференцируются окончания 1, 2, 3-го типа и т.д.);
  • отработка грамматических форм идет замедленно и требует постоянного повторения пройденного материала, актуализации знаний ребенка. При этом речевой материал отбирается специально.

Рекомендации по развитию связной речи:

  • работа над связным высказыванием, текстом идет с сохранением всех этапов;
  • тщательная проработка содержания текста, так как ребенок может не знать значения отдельных слов, не понимать новую для него грамматическую форму знакомого слова.

Литература:

  1. Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду (сборник методических рекомендаций). Департамент образования города Москвы. Московский городской психолого-педагогический университет. Институт проблем инклюзивного образования Городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования. Серия «Инклюзивное образование»,  Москва , 2014 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации Вибротактильная фаза в реабилитации детей с нарушениями слуха

Ещё в 1929 году американскими учёными был проведён эксперимент, который показал, что тело человека может воспринимать звук. Исследования, проведённые в Центре «СУВАГ», подтвердили это. Данное положени...

Рекомендации педагогам по ознакомлению детей с нарушением слуха с природой.

      Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки,...

Рекомендации для педагогов "Особенности развития ребенка с нарушением слуха"

Для развития речи ребенка решающее значение имеет полноценный слух. Ребенок слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить. Глухие дети не овладевают речью без специального обучен...

Формирование диалога у детей с нарушениями слуха в процессе совместной игровой деятельности

В консультации раскрыты особенности формирования диалога у детей с нарушениями слуха в процессе совместной игровой деятельности....

Сообщение «Расширение кругозора и развитие коммуникативных возможностей детей с нарушением слуха в процессе экскурсий».

       Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — это коллективное посещение определенных объектов с познавательной или научной целью. Экскурсии также пр...

Консультация для педагогов «Особенности развития детей с нарушением слуха»

Консультация для педагогов«Особенности развития детей с нарушением слуха»...

Доклад для учителей-логопедов "Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей с нарушениями слуха в процессе обучения и воспитания".

Цели психолого-педагогической работы с семьями глухих детей; формы работы учителя-логопеда с родителями ребенка с нарушением слуха; задачи работы учителя-логопеда с родителями неслышащих и слабослышащ...