Воспитание толерантного поведения у детей
статья на тему

Балашова Виктория Александровна

Актуальность формирования толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат российское общество и мировую общественность. Это рост агрессии и нетерпимости в обществе, рост конфликтов и противостояний в решении сложных социальных поблеем снижение заботы и внимания со стороны современных родителей к детям и бедственное, особенно в социальном плане, положение людей с ограниченными возможностями в нашей стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_tolerantnosti_balashova.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание толерантного поведения у детей (слайд 1)

Актуальность формирования толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат российское общество и мировую общественность. Это рост агрессии и нетерпимости в обществе, рост конфликтов и противостояний в решении сложных социальных поблеем снижение заботы и внимания со стороны современных родителей к детям и бедственное, особенно в социальном плане, положение людей с ограниченными возможностями в нашей стране.

Современный мир порою жесток, жестокими становятся и дети. Проблема воспитания толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья особенно актуальна в современном обществе. «Особенные дети» ограничены в связи с миром, недостаточность контактов с взрослыми и сверстниками. Дети с ограниченными возможностями здоровья в интегративной среде вырастают более общительными, более толерантными, с адекватной самооценкой, более творческие, менее агрессивные, менее тревожные. Общество выбирает толерантность, как основополагающий принцип морали. Каждому ребенку нужен мир, который принимал бы его всего целиком и без всяких условий. Если мы хотим, что бы ребенок легко влился в социум и его адекватно воспринимали со всеми его особенностями и индивидуальными чертами, то необходимо воспитывать в нем такое же восприятие людей.

Что же такое «толерантность»? (слайд 2)

Толерантность, терпимость (рус.) - терпение, терпеливость, принятие. Добровольное перенесение страданий, терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Толерантность – это еще и показатель не отчужденности сознания человека, а показатель его готовности искренне и глубоко проникать в мир «другого», в действительность и в то, что в ней происходит.

(слайд  3) Воспитание толерантности приобретает особое значение в связи с развитием в стране инклюзивного образования. В указе Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» от 01.06.2012 №761 предусмотрены меры, направленные на государственную поддержку детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых:

Законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения ребенка.

Создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях.

(слайд 4) В приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» одной из главных задач является «Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ».

Представители свободного воспитания  в лице Ж.Ж.Руссо, М.Монтессори, Л.Н.Толстой неоднократно высказывали идеи, близкие к идеям толерантности. Взгляды Ж.Ж.Руссо пронизаны доверием к личностному развитию ребенка, предоставлением ему полной свободы. Идеи М.Монтессори отличаются доверием и деликатным отношением к психическому самочувствию детей, бережному воздействию со стороны педагога. Л.Н.Толстой выступает за уважение прав ребенка, провозглашая принципы народности, гуманности и демократизма. Особый интерес внедрения в педагогическую практику принципов толерантности отводится вальдорфской педагогик основанной на принципах Р.Штейнера.

Гуманистические идеи лежат в основе взглядов В.А.Сухомлинского. Идеи толерантности содержат работы педагогов Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Ильиной, С.И.Лысенковой, В.Ф.Шаталова.

Отечественные психологи (Р. С. Немов, А. В. Петровский, В. С. Мухина и др.) отмечают, что в развитии человека существуют периоды, наиболее благоприятные для формирования определенных качеств личности. В дошкольный период важно закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка.

В Программе развития МБДОУ №32 «Детский сад комбинированного вида» «Мы разные, но мы вместе», выделены принципы воспитания толерантности: (слайд 5)

- Признание – это способность видеть и уважать в другом человеке носителя других ценностей.

- Принятие – положительное отношение к таким отличиям.

- Понимание – это способность взглянуть на другого человека одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Под толерантным поведением детей дошкольного возраста мы понимаем сформированность структурно-функциональных качеств адекватных возрасту детей:

- когнитивных (сформированность осознания первичных нравственных понятий «Что такое хорошо, и что такое плохо»);

- эмоционально-ценностных (сформированность эмоционального отношения к нравственным нормам «Одобряю, не одобряю»);

- регулятивных (сформированность поведенческих реакций «Помогаю, заступаюсь, делюсь»)

- коммуникативных (сформированность коммуникативных качеств «Играем вместе, играю с друзьями»).

Работа с детьми в атмосфере сотрудничества, толерантности и поддержки строится  по 3 направлениям:

(слайд 7) Социализация:

• Развитие самостоятельности, через предоставление помощи;

• Обогащение коммуникативного и нравственного опыта детей дошкольного возраста;

• Развитие терпения, сочувствия, гуманности к детям с особыми образовательными потребностями;

(слайд 8) Психологическая поддержка:

• Исключение чувства превосходства у типично развивающихся детей;

• Исключение комплекса неполноценности у детей с ограниченными возможностями здоровья;

(слайд 9) Педагогическая помощь:

• Индивидуальное развитие каждого ребенка независимо от его потребностей;

• Активизация когнитивного развития у детей дошкольного возраста;

(слайд 10) В нашем детском саду формирование толерантного поведения у детей осуществляется через:

-  парциальную программу «Давай дружить» :

  • занятия, игры в круге,
  • традиционные круги приветствия,
  •  обсуждение и проигрывании ситуаций,
  •  упражнения,
  •  чтение художественной литературы,
  • рассматривание иллюстраций,
  • просмотр отрывков из мультипликационных фильмов,
  • продуктивная деятельность.

- Традиционные дела в соответствии с Календарем добрых дат, календарно-тематические периоды, направленные на формирование позитивного отношения к окружающему миру, представителям разных народов, пожилым людям и людям с ограниченными возможностями.

- Изучение Экологии родного края:

  • раздел основной общеобразовательной программы «Экология родного края» (в мире растений, в мире животных, сезонные изменения, защитники природы)
  • дополнительная общеразвивающая программа «Народный календарь» народные приметы календаря природы, народные традиции)
  • учебно-исследовательская деятельность,
  • наблюдения на прогулке.
  • Экологические праздники: «Осенний урожай», «Здравствуй , весна!», «День земли», «День птиц»
  • Труд в природе,
  • Уголок  природы
  • Огород на окне,
  • Цветники
  • Календарно-тематические периоды в детском саду: «Ласточка с весною в гости к нам спешит», «Будем мы всегда ценить и природой дорожить!»
  • Традиционны экологические мероприятия в детском саду:

Праздник «Дары Осени»

Встреча весны

День земли, воды и солнца

Марафон экологических мероприятий

Игра – путешествие  «Родина моя»

- Совместные игры

  • Игры по глобальному чтению (лото, разрезные картинки, стирка, варим  суп и др.) и игровые упражнения,  направленные на развитие чувства близости с другими детьми.
  • Проведение сюжетно-ролевых, народных и хороводных игр, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия

Девиз нашего детского сада: «Мы такие разные, но мы вместе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Воспитание толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста на примере знакомства с историей и культурой Татарстана»

Методическая разработка на тему: «Воспитание толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста на примере знакомства с историей и культурой Татарстана».Цель: формирование у детей навыков ад...

Районный семинар для педагогов ДОУ "Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания, толерантного поведения и восприятия национальных ценностей"

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенна...

«Формирование основ толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста».

Слово «толерантность» употребляется для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия. Толерантность явля...

Семья, как основа формирования толерантного поведения у детей. Для выступления на БРЧ

Семья, как основа формирования толерантного поведения у детей Материал подготовила: Новопашина Т.П., Воспитатель МБДОУ города Иркутска детский сад № 74       для выступления н...

Семинар - практикум «Формирование толерантного поведения у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ»

Цель: содействие созданию в дошкольных учреждениях условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей.Задачи:-повышение психолого-педагогической компетентности педагогов - психоло...