Формирование и развитие любознательности у дошкольников.
статья (средняя группа) на тему

Роль и значение любознательности, или стремлению к приобретению новых знаний, сложно  переоценить. Живой интерес и открытость новым впечатлениям свойственно самой природе ребенка. Однако очень важно сделать этот процесс управляемым – воспитывать способность к сосредоточенности и мыслительной деятельности, чтобы любознательность не осталась на уровне простого любопытства. Каждый день для ребенка – открытие чего-то нового, необычного. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luboznatnost.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и развитие любознательности у дошкольников.

Роль и значение любознательности, или стремлению к приобретению новых знаний, сложно  переоценить. Живой интерес и открытость новым впечатлениям свойственно самой природе ребенка. Однако очень важно сделать этот процесс управляемым – воспитывать способность к сосредоточенности и мыслительной деятельности, чтобы любознательность не осталась на уровне простого любопытства. Каждый день для ребенка – открытие чего-то нового, необычного. Взрослому стоит поощрять любознательность ребенка, давая, в том числе, и позитивную эмоциональную окраску стремлению к исследованиям и интересу к познанию. Знакомство с окружающим миром, кладезем нового опыта и знаний, происходит как бы в двух направлениях:

- собственно получение уникального нового опыта, знания

- постепенное углубление и обогащение знаний в какой-либо конкретной области.

Чем эмоционально насыщеннее будет этот процесс, тем больше стимулируется любознательность ребенка. Хорошо использовать сюрпризный момент, загадку, развлекательность.

Огромную роль играет знакомство с окружающей природой. «Почему ветер дует?», «почему солнце светит?», «почему снег холодный?» - бесконечный поток вопросов наблюдательных  юных почемучек. Огромное количество вопросов – хороший диагностический показатель нормальности развития ребенка. Чем больше «почему», тем лучше развит ребенок. Необходимо поддерживать это стремление задавать вопросы, не «отмахиваясь» или отвечая односложно в категоричной форме. А показывая возможности самостоятельного поиска ответов. Искать вместе с ребенком ответы, вместе формулировать вопросы, видеть взаимосвязи тех или иных явлений. Отвечать на вопросы, но и задавать их  тоже – все это работает на активизацию умственной активности, умению делать обобщения и умозаключения. Конечно, беседа должна соответствовать возрасту ребенка.

Формированию любознательности могут способствовать совместные прогулки на природе. Это не только сближает, но и дает огромное пространство для развития наблюдательности, внимания, памяти. Ведь столько всего удивительного вокруг. Во время прогулок нужно развивать способность к наблюдению ребенка. Так перед ним будет раскрываться красота природы,   новое о жизни и природе. Стоит поощрять и усиливать желание ребенка самостоятельно искать ответы и разбираться в вещах и явлениях. Где не столько важны «правильность», сколько само стремление.

Проведение опытов – любое экспериментирование с природным или каким-либо другим материалом – увлекательнейшее занятие для ребенка. Имеет большое значение для умственного развития ребенка, его способности делать выводы,  самостоятельности мышления,  поддержания познавательного интереса к природе и миру.

Хорошим примером логических задач для малыша являются загадки. В игровой  форме они учат наблюдательности, помогают образно, с вниманием к деталям смотреть на окружающий мир. Хорошо, когда дети не только отгадывают загадки, но и придумывают свои.

Чтение книг, составление гербариев или иных каких-либо коллекций, походы в музеи – есть безграничное поле для исследований.

Будьте внимательными, благодарными, заинтересованными слушателями; поддерживайте самооценку малыша; радуйтесь вместе с ним, будьте для него интересным партнером. Важно знакомить ребенка с предметами, явлениями, событиями, которые находятся за пределами его непосредственного восприятия и опыта. 

Несколько слов хочется сказать об игрушке, так как она является элементом среды, воздействующей на развитие ребенка в целом, в том числе и на развитие его познавательных устремлений.  Игрушка – важная составная часть культуры любого народа. Она служит для забавы и развлечений ребенка и вместе с тем является способом его психического развития. Игрушка несет в себе  представления о добре и зле, позволительном и непозволительном, прекрасном и безобразном, безопасном и опасном. Важно при выборе игрушки понять, какое послание она несет ребенку. Родители современных малышей продолжают находить у своих чад самодельные игрушки или предметы-функционеры. Обычно это камешки, палочки, ракушки и т.д. Наделенные особыми свойствами, связанные  с глубокими переживаниями, смыслами, они создают психологическую безопасность ребенку, помогают ему жить. Такие игрушки надо уважать. Использование природных материалов для замещения тех или иных предметов развивает воображение ребенка. «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам». Впечатления раннего детства остаются  с ребенком на всю жизнь, уходя в долговременную память. Поэтому важно, чтобы детское воспоминание мира было освещено радостью ожидания новых открытий, ярких впечатлений жизни – необыкновенного в обыкновенном.                                                                 Мы разные - взрослые и дети, пока они нуждаются в нашем общении не надо их отталкивать, нужно отдавать им все свободное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие любознательности у дошкольников"

Памятка для родителей«Развитие любознательности у дошкольников».  1.Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не подда...

Презентация "Развитие любознательности у дошкольников путем организации опытно-экспериментальной деятельности"

Опытно-экспериментальная деятельность- самый эффективный способ развития любознательности у дошкольников[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11366120","attributes":{"alt":"","class":"med...

Развитие любознательности у дошкольников

В старшем дошкольном возрасте любознательность приобретает более выраженный характер. Это связано с тем, что у детей активно формируется мышление, они приобретают навыки исследовательской деятельности...

Развитие любознательности у дошкольников

Все дети от природы любопытны. От рождения им дано одно очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий мир. И.П. Павлов называл это стремление «рефлексом что такое?&raq...

« Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности»

Для чего же нужно растить детей любознательными?Это нужно для того, чтобы сформировать познавательный интерес, который тоже проявляется в стремлении познавать новое, но направлен на определённую сторо...

Памятка для родителей "Развитие любознательности у дошкольников"

Любознательные дети растут у любознательных родителей....

РЕКОМЕНДАЦИИ по развитию любознательности у дошкольников

Рекомендации дя родителей по развитию любознательности у дошкольников...