« Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности»
консультация (старшая группа) по теме

Иванова Елена Геннадьевна

Для чего же нужно растить детей любознательными?

Это нужно для того, чтобы сформировать познавательный интерес, который тоже проявляется в стремлении познавать новое, но направлен на определённую сторону жизни, определённое явление или предмет.

В свою очередь познавательный интерес является союзником волевого усилия в достижении цели, преодолении трудностей. На его основе развивается творческая инициатива, самостоятельность в решении умственных задач, активное отношение к окружающему, которая противостоит равнодушному, бездумному усвоению знаний и выполнению работы без напряжения мысли, без радости успеха. А ведь всё это является залогом успешного обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_lyuboznatelnosti.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Ребёнок по натуре своей любознателен с  рождения. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия происходят  каждый день: он узнаёт, что бумага рвётся, лёд тает, камень тонет в воде, а дерево плавает на поверхности. Ребёнок  старается все увидеть, хочет многое узнать и понять, т. е. проявляет  большую любознательность.

Для чего же нужно растить детей любознательными?

Это нужно для того, чтобы сформировать познавательный интерес, который тоже проявляется в стремлении познавать новое, но направлен на определённую сторону жизни, определённое явление или предмет.

В свою очередь познавательный интерес является союзником волевого усилия в достижении цели, преодолении трудностей. На его основе развивается творческая инициатива, самостоятельность в решении умственных задач, активное отношение к окружающему, которая противостоит равнодушному, бездумному усвоению знаний и выполнению работы без напряжения мысли, без радости успеха. А ведь всё это является залогом успешного обучения в школе.

Ведь определённую категорию неуспевающих составляют так называемые «интеллектуально пассивные» дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.

Как же развивать любознательность и познавательный интерес?

Это осуществляется в повседневной жизни, в детском саду, на занятиях, в играх, в труде, в общении, и не требует каких-то специальных занятий. Основное условие – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного заинтересованного отношения к ним.

 Если ребёнка что-то интересует, необходимо поддерживать его интерес, склонность. Это важно для того, чтобы проявились задатки и развивались его способности. Бережно относитесь к интересам ребенка.

Вот игрушки.

Дело не в том, чтобы их было много. Важно чтобы они были разнообразными: для игр, в которых ребёнок  изображает действия взрослых (куклы, посуда, машины, мебель, звери, птицы); и для сборки, и материалы для построек; и простейшие орудия – лопаточки, совочки, ведёрки…

Важно  чтобы интерес ребёнка к игрушке не угасал, чтобы он старался подольше «исследовать» её, обнаруживать в ней новые  достоинств.

Этому, несомненно, препятствует то, что ему на глаза  одновременно попадает слишком много игрушек. Немного поиграл с одной, внимание привлекла другая. В результате получается, что, не исчерпав своих возможностей,  игрушки приедаются малышу. Поэтому часть игрушек  убирайте, меняйте их время от времени.

Длительной,  внимательной игре  способствует само обращение с игрушками.  Если они свалены как попало,  если в ящике вперемешку с новыми игрушками лежат сломанные, старые и части разборных игрушек, то такой беспорядок никак не побуждает малыша проявлять интерес к ним. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы в игрушечном хозяйстве ребёнка был порядок. Разумеется, игрушки имеют свойство ломаться, и с этим ничего не поделаешь. Но надо постараться починить сломанную игрушку, а если это невозможно, совсем убрать её. Все разборные  игрушки,  в конце концов, должны после игры оказываться собранными. На первых порах вам, возможно, придётся иногда и самим заниматься этим, если ребёнку пора уже спать или есть; но со временем доля вашего участия уменьшается, а за порядком в своём уголке должен следить сам ребёнок. Далее, пусть игрушки (те, которые вы считаете нужным давать ребёнку для игры) будут на виду. Само их расположение в детском уголке будет продумано так, чтобы оно как бы подсказывало  ребёнку игру.

Интерес малыша к самостоятельной игре становиться более заметным,  но это  не основание для того, чтобы пускать игру на самотёк.

Играть целый день в одиночестве ребёнок не может, он как бы выдыхается. Вы вдруг обнаруживаете, что он повторяет одни и те же действия, явно  скучает,  использует игрушки  не по назначению,  берётся то за одно, то за другое.

Поэтому надо взять себе за правило – включаться в игру ребёнка. Своевременная подсказка,  даже просто внимание к игре побуждает ребёнка к новым действиям, что и требуется для более успешного  умственного развития.

Также нужны книги, картинки, научите ребёнка бережному обращению с ними, читайте ему на ночь, поощряйте интерес к «чтению ».

Любят дети наблюдать за тем, что делают взрослые.

Они пытаются помогать маме  и папе по дому. Понятно,  сначала  пользы вам от такой помощи мало,  напротив, появляются лишние заботы. Но и здесь  любознательность  ребёнка, его желание  включиться в ваши дела надо всячески поощрять.

 Ни в коем случае не отгоняйте  от себя ребёнка,  даже если он вам и в самом деле мешает: «Не мешай», «Нельзя, ты разобьёшь», «Не надо, ты вся испачкаешься», «Ты долго будешь делать, а мне некогда»- такие одёргивания гасят интерес и любознательность ребёнка.  

Наоборот, нужно  найти доступную для него форму  участия в вашей работе: « Ну-ка, отнеси кастрюльку на кухню», «Пойди, принеси мне тряпочку - стол вытереть». Старайтесь  при этом научить ребёнка элементарным правилам работы.

Если у малыша что-то  не получается  или получается плохо, не позволяйте себе пренебрежительно относиться к результатам его работы.

 Слепила дочка из куска теста пирожок, но неудачно. Ни в коем случае не выбрасывайте этот кусок и не запрещайте ей попробовать  сделать  ещё один пирожок. Объясните, почему не получилось, как исправить,  и  исправьте - но с её участием.

Очень важны  развития любознательности у ребёнка прогулки.

Действительно,  он чрезвычайно много нового видит, выходя из дома. Животные,  растения, природные явления, труд людей, автомобили и т. д.  Обращайте  внимание во время  прогулки на то, что ему доступно,  полезно, интересно.  Иногда стоит повести ребёнка туда, где он может увидеть что-то новое.

Показателем проявления любознательности являются детские вопросы.

Дети задают массу вопросов, проявляя неуёмную  любознательность. Нельзя отмахиваться  от этих вопросов, сколь «бессмысленными» или малозначащими  они вам ни казались бы. Нельзя отвечать формально. «А как ты сделал?»- спрашивает ребёнок. «Взял и сделал»,- отвечает папа. «Почему?» спрашивает ребёнок. «Потому!» - отвечает папа.  Что, кроме разочарования, могут вызвать у детей подобные ответы? Согласитесь,  и вы были бы раздосадованы,  если бы ваше любопытство  удовлетворялось  таким вот образом. Постарайтесь давать объяснения  правильные, доступные  пониманию ребёнка.  Во всяком случае, проявляйте  уважение  к его  расспросам.  Если вам непонятен смысл вопроса, постарайтесь встречными  вопросами  или  каким- либо иным способом выяснить его для себя.

Помните, что ваши ответы развивают пытливость ума, вызывают в нём стремление узнать разобраться, понять. Когда вы отвечаете ему, вы воспитываете у  него  убеждение, что объяснять – это, в самом деле, важно. В дальнейшем  ребёнок начнёт и сам искать причины и следствия. Это очень ценно для развития его мышления.

Как отвечать на детские вопросы:

1.      Отнестись к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

2.      Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребёнка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

3.       Дайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.

4.      Ответ должен обогатить ребёнка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

5.      Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребёнка, отвечая на его вопросы встречным: «А ты как думаешь?»

6.      В ответ на вопрос ребёнка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.

7.      Отвечая на вопрос ребёнка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нём чуткость, тактичность к окружающим людям.

8.      Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребёнка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».

Рекомендации родителям:

1.      Чаще водите детей на экскурсии, наблюдайте, обсуждайте.

2.      Проводите небольшие эксперименты с предметами дома и на улице.

3.      Выслушивайте рассуждения ребёнка, не перебивая.

4.      Не говорите ответа, если ребёнок ошибается, а только поправляйте его ход мысли в нужном направлении.

5.      Читайте с ребёнком познавательные книги.

6.      Исследуйте различные предметы. Например, когда идете по дороге в детский сад.

Интерес к окружающему у ребёнка очень велик. Задача взрослых на протяжении всего дошкольного возраста  создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастет в познавательную активность.

Умение  наблюдать,  сосредоточенно, внимательно слушать, рассматривать – это важные качества, о развитии которых надо думать уже сейчас, используя любой подходящий случай, чтобы способствовать их проявлению.

Развиваясь, ребёнок не просто овладеет разнообразными  действиями,  не только учится  видеть мир, мыслить. Он ещё привыкает подчинять свои желания необходимости, впитывает в себя  правила поведения. Начинает складываться личность ребёнка, его внутренний мир.

Литература:

1 .Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Книга для воспитателя детского сада и родителей – М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. – 160с.

2 .Маневцова Л.М. О развитии познавательных интересов у детей //Дошкольное воспитание, - 1973, - №11, - С.26-29.

3 .Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996.

4.  Якиманская И.С. Взрослые и дети в образовательном пространстве. – М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие любознательности у дошкольников"

Памятка для родителей«Развитие любознательности у дошкольников».  1.Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не подда...

Консультация для воспитателей "Экспериментальная деятельность дошкольников как основа познавательного развития".

"Экспериментальная деятельность дошкольников как основа познавательного развития"....

Презентация "Развитие любознательности у дошкольников путем организации опытно-экспериментальной деятельности"

Опытно-экспериментальная деятельность- самый эффективный способ развития любознательности у дошкольников[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11366120","attributes":{"alt":"","class":"med...

Формирование и развитие любознательности у дошкольников.

Роль и значение любознательности, или стремлению к приобретению новых знаний, сложно  переоценить. Живой интерес и открытость новым впечатлениям свойственно самой природе ребенка. Однако очень ва...

Развитие любознательности у дошкольников

В старшем дошкольном возрасте любознательность приобретает более выраженный характер. Это связано с тем, что у детей активно формируется мышление, они приобретают навыки исследовательской деятельности...

Обобщение опыта Тема «Нетрадиционные методы развития речи дошкольников - как основа познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»

Общение, являясь одним из первых видов деятельности, которыми овладевает ребенок, выступает универсальным условием развития его личности в период дошкольного детства. Именно в процессе непрекраща...

Консультация для родителей«Экспериментальная деятельность дошкольников как основа познавательного развития»

В процессе эксперимента ребенок удовлетворяет свою любознательность, обогащает память, внимание, активизирует мыслительную деятельность, ...