Главные вкладки

    Собственная методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»
    методическая разработка (младшая группа) на тему

    Собственна методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metod.razr_._2.doc50.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»

    Разработала воспитатель:

    Малаева Назират Муадиновна

    ГБДОУ детский сад № 16

    Приморский район

    г.Санкт-Петербург

    2017г.

    Содержание.

    1. Пояснительная записка

    2. Игра №1 «Плавает или тонет»

    3. Игра №2 «Поливаем цветы»

    4. Игра №3 «Прыгающий шарик»

    5. Игра №4 «Кораблики»

    6. Игра №5 «Дождик»

    7. Игра №6 «Взбивание пены»

    8. Игра №7 «Как вода отправилась гулять»

    9. Игра №8 «Рыбалка»

    10. Игра №9 «Самодельный водопад»

    11. Игра №10 «Чистюли»

    12. Игра №11 «Уточки плавают»

    13. Игра №12 «Вода принимает форму»

    14. Игра №13 «Льется водичка»

    15. Игра №14 «Капли»

    16. Игра №15 «Выжми мочалку»

    17. Игра №16 «В час по чайной ложке»

    18. Игра №17 «Разлить поровну»

    19. Игра №18 «Сквозь сито»

    Список литературы.

    Пояснительная записка.

    Игры с водой доставляют удовольствие и детям и взрослым, но это не только весело, но и полезно и в плане оздоровления, и в плане знакомства малышей с окружающим миром. Деткам нравится плескаться в воде, кидать в емкость с водой разные предметы. Такие игры благотворно влияют на психику ребят, успокаивают, создают умиротворенное состояние, гасят негативные эмоции.

    Игры с водой – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах: играя с водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся трудолюбию и терпению. Помимо этого, игры с водой помогают развитию мелкой моторики, координации движений, дают представление о таких важных понятиях, как «много-мало»«быстро-медленно»«короткий-длинный»«высокий-низкий». Малыши начинают знакомиться с основными цветами. Игры с водой - это и театр, сфера творческой деятельности ребёнка. Я работаю в группе с детьми младшего возраста, где игры с водой стараюсь проводить систематически:

    в период адаптации детей к условиям детского сада;

    в непосредственно образовательной деятельности;

    во время утреннего приема;

    вечером после ужина;

    на прогулке в теплый период года.

    Очень важно, до начала игр, познакомить детей с правилами поведения во время игр с водой:

    нельзя намеренно выливать воду из плескательницы; нельзя брызгать водой на других детей;

    нельзя пробовать воду;

    после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.

    Во время игр с водой необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей:

    Вода должна быть теплой (не вызывающей “тактильного дискомфорта” у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья).

    Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7-10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей.

    Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях.

    Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям. Их можно хранить в пластиковых контейнерах с отверстиями, тазиках, на подносах. А после окончания игр с водой следует раскладывать все мокрые предметы на полотенце для просушки.

    Таким образом, при условии систематического педагогического руководства маленькие дети могут играть в содержательные игры с природным материалом. Игры доставляют малышам большую радость, развивают мелкую моторику и активизируют познавательную деятельность.

    Игры.

    Игра №1 «Плавает или тонет».

    Оборудование: таз, различные мелкие предметы, игрушки (хорошо использовать фигурки от Киндер – сюрприза, центр «Песок-вода»

    Ход игры: Поставьте перед ребенком тазик с водой, дайте ему мелкие предметы (пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, теннисный мяч) и. т. д. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними. Проговаривайте действия выполняемые ребенком. Объясняйте, почему одни предметы тонут,а другие остаются на поверхности.

    В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.

    Игра №2 «Поливаем цветы».

    Оборудование: детская лейка, игрушка кошка или любая другая, которая нравится ребёнку

    Ход игры: В гости приходит кошка и предлагает ребятам полить цветы. Подойдите к растущему цветку и объясните ребенку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их нужно поливать водой. Пусть ребёнок сам польёт цветок. Спойте песенку или прочитайте стишок.

    Игра №3 «Прыгающий шарик».

    Оборудование: пластмассовый шарик для тенниса

    Ход игры: Откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребенку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе воды, не выскакивая из неё.

    Игра способствует развитию зрительного внимания и установлению эмоционального контакта, между взрослым и ребёнком.

    Игра №4 «Кораблики».

    Оборудование: таз, бумага, центр «Песок-вода»

    Ход игры: Налейте в тазик немного воды. Покажите ребенку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Попросите ребенка повторить ваши действия.

    Игра может использоваться для развития дыхания. Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

    Игра №5 «Дождик».

    Оборудование: лейка, пластмассовые игрушки, центр «Песок-вода»

    Ход игры: Поместите в тазик или ванну пластмассовые игрушки, дайте ребенку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте ребенку сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.

    Игра способствует развитию речи и установлению эмоционального контакта, между педагогом и ребенком.

    Игра №6 «Взбивание пены».

    Оборудование: венчик, детское мыло, таз с водой или центр «Песок-вода», игрушка зайчик

    Ход игры: Приходит в гости зайчик он хочет показать ребятам, как взбивается пена. Ребёнок наливает немного жидкого мыла и с помощью венчика взбивает пену. Наблюдает за взбитой пеной.

    Игра №7 «Как вода отправилась гулять».

    Оборудование: центр «Песок-вода» или таз с водой, различные предметы (губка, резиновая груша, шприц, несколько пустых ёмкостей - чашки, миски и т. д

    Ход игры: Возьмите поролоновую губку, резиновую грушу и шприц (без иглы). Налейте воду в тазик, и приготовьте несколько пустых ёмкостей - чашки, миски и т. д. Предложите ребёнку намочить губку и отжать её в чашку. Потом тоже проделайте с грушей и шприцем.

    Любят слоники купаться

    И водою обливаться.

    Мы с тобой хоть не слоны,

    Но с водою мы дружны.

    Эта игра способствует формированию навыка практического экспериментирования, учит манипулировать предметами

    Игра №8 «Рыбалка».

    Оборудование: центр «Песок-вода» или таз с водой, мелкие игрушки, сачок или сито.

    1. Ход игры: Учимся вылавливать игрушки из воды сачком.

    Бросьте в тазик с водой несколько мелких игрушек. Дайте ребёнку сачок для аквариумных рыбок или ситечко. Игрушки могут плавать на поверхности или лежать на дне. Попросите выловить определённые игрушки (синий шарик, красную рыбку и т. д.).

    Рыболов, какую рыбу

    Ты поймал нам на обед?

    Отвечает он с улыбкой:

    Это вовсе не секрет!

    Я сумел поймать пока,

    Два дырявых башмака!

    Эта игра может использоваться для развития мелкой моторики, координации движений.

    Игра №9 «Самодельный водопад».

    Оборудование: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан.

    Ход игры: Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он "шумит". А если воду подкрасить, то водопад получится разноцветным.

    Эта игра развивает моторику рук.

    Игра №10 «Чистюли».

    Оборудование: игрушки, таз с водой, тряпочки.

    Ход игры: Воспитатель приносит в тазу игрушки, предлагает засучит рукава. В другой таз наливает теплую воду из ведра и каждому дает поручение: вымыть игрушку. Воспитатель вовлекает всю группу детей и разговаривая с ними, подсказывает, что и как мыть. Затем тряпочкой каждый ребенок вытирает свою игрушку.

    Эта игра прививает элементарные трудовые навыки. Дать понятие о «грязном» и «чистом».

    Игра №11 «Уточки плавают».

    Оборудование: таз с водой, тряпочка, палочка, резиновые игрушки.

    Ход игры: Воспитатель пускает в воде резиновые игрушки. «Смотрите, как уточка плавает. Сейчас я покручу палочкой по воде (делает круговые движения палочкой). Уточка двигается. Вот как интересно! А теперь, Коля, на тебе палочку, покрути ей, и т. д. другим детям. Была одна уточка, а теперь сколько? После воспитатель предлагает вынуть игрушки из воды и обтереть их тряпочкой. Они мокрые, вытирайте игрушки, теперь они стали сухими. Положите игрушки на место. Выльем воду из таза. Вот как она льется.

    Эта игра даёт представление о том, что предметы «плавают», о числовом определении «один»«много».

    Игра №12 «Вода принимает форму».

    Оборудование: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан.

    Ход игры: Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Воспитателю стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

    Подвести к выводу, что легкие предметы плавают, а тяжелые тонут.

    Игра №13 «Льется водичка».

    Оборудование: таз с водой, кружки.

    Ход игры: Воспитатель зовет детей к тазу с водой, дает каждому по кружке, показывает, как зачерпнуть и вылить воду. «Смотрите, вода льется, сделайте то же самое, налейте воды друг другу (называет кто кому нальет)».

    Эта игра даёт представление о свойствах воды - «льется»

    Игра №14 «Капли».

    Оборудование: контейнер для кубиков льда, часка с слегка подкрашенной гуашью водой, пипетка, губка или салфетка.

    Ход игры: С помощью пипетки ребёнок переносит воду из чашки в контейнер для льда. Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду обратно в чашку.

    Игра развивает мелкую моторику.

    Игра №15 «Выжми мочалку».

    Оборудование: две ёмкости, поролоновая губка.

    Ход игры: Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать тоже самое.

    Игра развивает мелкую моторику.

    Игра №16 «В час по чайной ложке».

    Оборудование: 2 стакана, чайная ложка, столовая ложка.

    Ход игры: Налейте воду в один стакан. Покажите ребёнку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешите ему поиграть самостоятельно.

    Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия, пустой, полный.

    Игра №17 «Разлить поровну».

    Оборудование: три прозрачных стакана, кувшине или чайник с водой, салфетка.

    Ход игры: Ребёнок должен разливать воду из кувшина поровну во все три стакана. Когда стаканчики наполнены, вы проверяете результат.

    Работу можно повторить, вылив воду из стаканчиков обратно в кувшин.

    Игра №18 «Сквозь сито».

    Оборудование: стакан, сито.

    Ход игры: Поставьте перед ребёнком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает.

    В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства вещества.

    Список литературы:

    1. Самые маленькие в детском саду. Сост. В. Сотникова. Линка – Пресс, 2005г.

    2. Т. А. Ткаченко. Развиваем мелкую моторику. Эксмо,2007 г.

    3. В. Цвентарный. Играем пальчиками, развиваем речь. Санкт Петербург, 2000г.

    4. Е. А. Янушко. Развиваем мелкую моторику рук у детей раннего возраста. Москва, 2007г.

    Интернет ресурсы:

    5. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/10/01/kartoteka-igr-s-vodoy

    6. http://7dourzd.ru/teachers/recommendations/97/

    7. http://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-pesok-i-voda.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством игр с водой и песком

    Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро.  Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня –...

    Развитие мелкой моторики детей младшего возраста

    Развитие мелкой моторики детей младшего возраста...

    Развитие мелкой моторики детей младшего возраста

    Виды и способы игр для развития движений пальцев рук...

    Развитие мелкой моторики детей младшего возраста.

    Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.Под выражени...

    Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности"

    Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности...

    Презентация самообразования "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством тестопластики"

    Данная презентация содержит в себе следующие данные:-актуальность темы;-основные цели и задачи;-предполагаемые результаты...

    Конспект семинар – практикума для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста» Тема: «Играем пальчиками»

    Целевые установки мероприятия1.Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.2.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии реб...