«Развитие мелкой моторики детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»
статья (младшая группа)

Казакова Кристина Алексеевна

Взросление и рост детей – весьма своеобразный процесс, который отличается множеством тонкостей и нюансов. И каждый человек, являющийся родителем, непременно, должен принимать в процессе развития своего ребёнка непосредственное участие. И под этим подразумевает не только, как говорится, учение уму-разуму, отправление в детский сад и школу, а также обеспечение ребёнка всем необходимым для нормальной жизни, но и более тонкие действия. Одним из таковых является развитие мелкой моторики.

                                                                                                                       

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»

Казакова К.А.

Воспитатель МАДОУ ДС № 37 «Дружная семейка»

г.Нижневартовск

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, игры с пальцами – это все мелкая моторика.

В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Все верно, ведь влияние воздействия руки на мозг человека очевидно. Учёные доказали, что между мелкой моторикой рук и общим развитием ребёнка существует тесная связь.

Пальчиковая гимнастика и упражнения, развивающие мелкую моторику, позитивно влияют на темпы и качество формирования речи. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцов в своих трудах обращает особое внимание на взаимосвязь развития мелкой моторики с активизацией речи ребенка. Он пишет:  «Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, уже на втором году жизни у него заметно развита память, внимание, связная речь. И, если вы чувствуете, что у вашего ребенка слабо развита мелкая моторика рук, то надеяться, что он потом догонит сверстника - это ошибочная позиция. Слабую руку ребенка надо развивать. Вам на помощь придет пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры. Они положительно влияют на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика для детей от года о трех лет усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.

Стоит обратить внимание и на «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Таким веселым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из глубины веков Сороку-ворону, ладушки, семья многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр.

В своей работе с детьми ежедневно использую «пальчиковые игры», ребята очень увлечены и у каждого ребенка заметен прогресс.

Они побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить.

Основные задачи развития мелкой моторики детей раннего возраста состоят в следующем:

  • Развитие умения ребёнка производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развитие тактильной чувствительности рук.
  • Формирование способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

Для достижения данных задач необходимо соблюдать некоторые правила, при использовании пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр. А именно:

  1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
  2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время, систематической.
  3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
  4. Вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными.
  5. Начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом обе).
  6. Упражнения выполняются непродолжительно.
  7. Все упражнения выполняются сначала медленно, добиваясь четкости, постепенно ускоряя темп.
  8. Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая показом, затем дать возможность ребенку самостоятельно воспроизвести действия.

Стоить отметить, что все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Развивая мелкую моторику, мы обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к разным видам деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста"

Учёные, изучавшие психику детей,подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на рвзвитие головного мозга....

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности"

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности...

Собственная методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»

Собственна методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»...

Презентация самообразования "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством тестопластики"

Данная презентация содержит в себе следующие данные:-актуальность темы;-основные цели и задачи;-предполагаемые результаты...

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста посредством пальчиковых игр».

Методическая разработка "Развитие мелкой моторики детей раннего возраста посредством пальчиковых игр"....

Пальчиковых бассейн как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста.

Пальчиковый бассейн – пособие для сенсорного развития детей раннего возраста. Оно  стимулирует  развитие познавательных процессов, пополняет сенсорный опыт, развивает мелкую моторику. ...