Методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста посредством пальчиковых игр».
методическая разработка

Меркулова Елена Ивановна

Методическая разработка "Развитие мелкой моторики детей раннего возраста посредством пальчиковых игр".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 для детей раннего возраста Колпинского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Развитие мелкой моторики детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»

Воспитатель: Меркулова  Е. И.

Санкт-Петербург

2020г.

Содержание.

1 Аннотация. 
2. Введение. 
3. Картотека пальчиковых игр и упражнений.

4. Заключение.
5. Список использованной литературы.

Аннотация. 
Методическая разработка предназначена для работы с детьми раннего возраста. Разработка включает перечень пальчиковых игр.

Введение. 

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, игры с пальцами – это все мелкая моторика.
В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
Влияние воздействия руки на мозг  человека очевидно Учёные доказали, что между мелкой моторикой рук и общим развитием ребёнка существует тесная связь. Пальчиковая гимнастика и упражнения, развивающие мелкую моторику, позитивно влияют на темпы и качество формирования речи. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, уже в 2-3 года  у него развита память, внимание, связная речь. И, если вы чувствуете, что слабо развита мелкая моторика рук, то надеяться, что он потом догонит сверстника - это ошибочная позиция. Слабую руку ребенка надо развивать.

Здесь на помощь приходит пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры. Они положительно влияют на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика для детей 2-3лет усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.  Этим весёлым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из глубины веков Сороку-ворону, ладушки, семья и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр.
В своей работе   использую «пальчиковые игры» постоянно.

Они побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить.

Цель:

          Развитие мелкой моторики.

Задачи:

  • Развитие умения ребёнка производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развитие тактильной чувствительности рук.
  • Формирование способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

Необходимо соблюдать некоторые правила, при использовании пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр. А именно:

1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время, систематической.

3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру

 4. Вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными.

 5. Начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом обе).

6. Упражнения выполняются непродолжительно.

 7. Все упражнения выполняются сначала медленно, добиваясь четкости, постепенно ускоряя темп.

 Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая показом, затем показ устранять.

Картотека упражнений  для развития речи, логического мышления, фантазии наших детей:

Сорока.

Сорока – белобока,                    Указательный палец правой руки 
Кашу варила                                 делает  круговые движения 
Деток кормила.                           на левой ладони.
Этому дала,                                  Поочередно, загибаем пальцы
Этому дала.                                  левой руки.
Этому дала.                                  
Этому дала.
А этому не дала.                          Большой палец поднять вверх. 
Ты воды не носил,
кашу не варил,
тебе нет ничего.

Ладушки, ладушки.

Ладушки, ладушки,                                    Дети хлопают в ладошки
Пекла мама оладушки,                             Повторяют слова «на-на-на…»
Маслом поливала,
Деткам давала:
«На-на-на»

Рыбки.

Рыбки весело резвятся                             Дети имитируют движения в
В чистой тепленькой воде.                      Соответствии с текстом
То сожмутся,                                                Повторяют слова за взрослыми
 Разожмутся,
То зароются в песке.

Будем пальчики считать

Раз, два, три, четыре, пять               Дети загибают пальчики на левой руке.
Будем пальчики считать.                  Сжимают и разгибают кулачки.
Крепкие и дружные                           Дети загибают пальчики     
Все такие нужные.                              На правой руке                                              

На другой руке опять                       Сжимают и разгибают кулачки.
Пальчики быстрые
Хотя не очень чистые.

Лошадки.

По дороге белой, гладкой                   Пальцы скачат по столу
Скачут пальцы как лошадки                Дети повторяют текст за взрослыми
Чок-чок-чок.                                            «Чок-чок-чок»
Чок- чок-чок.
Скачет резвый табунок

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик хочет спать,                              Дети загибают пальчики
Этот пальчик лег в кровать,                          Начиная с мизинца
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит
Тише дети не шумите,
Пальчики не разбудите.

Наши ручки.

Где же наши ручки?                                    Вытягивают ручки вперед.

Где же наши ручки?                                    Показывают ручки.

Где же, где же наши ручки?

Нету наших ручек.                                      

Вот, вот наши ручки.                                    Спрятали ручки за спину.                        

 Вот наши ручки.                                              Опять показывают ручки.

На лужок.

На лужок пришли зайчата,                        Сгибают пальчики
Медвежата, барсучата,                              поочередно в кулачок.
Лягушата и енот.
На зеленый, на лужок,
Приходи и ты,  дружок.

Моя семья.

Этот пальчик – дедушка.                         По ходу чтения, загибается на ручке
Этот пальчик – бабушка.                         ребенка  пальчик,
Этот пальчик – папочка.                          Начиная с большого пальчика.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.

В детский сад идти пора.

Этот пальчик хочет спать,                           Дети поочередно загибают
Этот пальчик – прыг в кровать,                 пальчики руки.
Этот пальчик прикорнул,                            
Этот пальчик уж уснул.
Встали пальчики, ура!                                  Дети машут кистями рук.
В детский сад идти пора.

Кулачки.

Кулачки сложили,                              Сложить кулачки обоих рук.

Кулачками били.                                Бьют кулачками.

Тук-тук!

Тук-тук!

Тук-тук!

Человечки.

Побежали вдоль реки,                Пальцы сначала одной руки
Дети на перегонки.                      бегут по поверхности стола,
Побежали, побежали                  потом пальцы другой руки 
Никого мы не догнали.               бегут по столу.

Из-за леса, из-за гор.

Из-за леса, из-за гор                     Пальчики передвигаются 
Едет дедушка Егор.                       по столу с разным темпом.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.

Наш малыш.

Этот пальчик – дедушка,                   Согнуть пальцы в кулачок,
Этот пальчик – бабушка,                   затем по очереди разгибать их 
Этот пальчик – папочка,                    начиная с большого.
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – наш малыш.

Полетели птички.

Полетели птички,                          Пальцы переплетены, ладони сжаты.  
Птички-невелички.                       Поднимать и опускать пальцы
Сели птички. Посидели.              в соответствии с ритмом стиха. 
Опять полетели.

Зайчата.

Вот встречаются зайчата.                  Дети трут тыльные стороны 
Как согреться нам, ребята?              ладоней друг о друга.
Чтобы побыстрей согреться,
Надо спинками тереться.

Пальцы в гости приходили.

Пальцы в гости приходили,                          Дети постукивают по столу   
«Тук, тук, тук – стучались в дверь.              подушечками всех десяти
Только дверь им не открыли:                      пальцев одновременно.
Думали, что страшный зверь.

Карась.

В парке есть глубокий пруд.                    Дети вытягивают ладони
Караси в пруду живут.                               и качают запястьями
Чтобы стаю нам догнать,                          вправо – влево.
Нужно хвостиком махать.

Апельсин.

Мы делили апельсин                        Начиная с мизинца, 
Апельсин всего один.                        загибать попеременно все пальцы.
Это долька для кота,
Это долька для ежа,
Это долька для улитки,
Это долька для чижа,
Ну а волку – кожура.

Прятки.

В прядки пальчики играли                   Сжимание и разжимание пальцев.
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки убирали.

Мячик.

Мой веселый круглый мяч,           Одной рукой бить по воображаемому

Щеки круглые не прячь!                 мячу

Я тебя поймаю,                                  Двумя руками, соединив одноименные

В ручках покатаю!                             пальцы, показать мяч,

                                                               покатать воображаемый мяч

                                                               между ладонями.

Играем на пианино.

Ножки вместе, ровно спину,           Поочередно дотрагиваться до

Мы садимся к пианино.                    поверхности стола пальцами

Мы играем для гостей,                      обеих рук, изображая игру

Чтобы было веселей.                         на пианино.

Зайка.

Ушки длинные у зайки,              Пальчики сжать в кулачок.

Из кустов они торчат.                  Выставить вверх указательный

Он и прыгает и скачет,                и средний пальцы. 

Веселит своих зайчат.                 Ими шевелить в стороны.

Волна.

Светит полная луна –                           Соединить пальцы двух рук в замок,

За волной бежит волна,                      совершать волнообразные движения  

Ветер веет на просторе,                      сцепленными руками.

И всю ночь волнует море.

Дружат наши дети.

Дружат наши дети                        Дети загибают пальчики
Девочки и мальчики.                   Начиная с мизинца
Мы с тобой  подружим
Маленькие пальчики.

Заключение.
Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Развивая мелкую моторику, мы обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к разным видам деятельности. 

Литература:

  1. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  2. О.Узорова Е. Нефедова Пальчиковая  гимнастика» М.,2001
  3. Вавилова А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи // Молодой ученый. — 2014.
  4. Лобанова Н. Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей // Молодой ученый. — 2014. — №20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста"

Учёные, изучавшие психику детей,подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на рвзвитие головного мозга....

Методическая разработка "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством стола-планшета для рисования песком"

В разработке содержится план работы,список музыкальных произведений,текст упражнений,консультация для родителей....

Собственная методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»

Собственна методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»...

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста»

Раннее детство считается стартовым периодом развития интеллекта и здоровья. А значит, этапы развития  раннего детства заслуживают особого внимания. Ранний возраст - это в буквальном смысле...

«Развитие мелкой моторики детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»

Взросление и рост детей – весьма своеобразный процесс, который отличается множеством тонкостей и нюансов. И каждый человек, являющийся родителем, непременно, должен принимать в процессе развития...

Пальчиковых бассейн как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста.

Пальчиковый бассейн – пособие для сенсорного развития детей раннего возраста. Оно  стимулирует  развитие познавательных процессов, пополняет сенсорный опыт, развивает мелкую моторику. ...

Методическая разработка. «Развитие мелкой моторики детей у детей с ОВЗ младшего и старшего возраста по средством игр с водой»

Аннотация Данная разработка предназначена для родителей и воспитателей работающих с детьми с ОВЗ младшего и старшего возраста.В разработке приводятся практический материал по организации и провед...