Главные вкладки

    Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.
    статья на тему

    Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл publikatsiya_na_nsportale.docx18.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Традиционный подход направлен на реализацию следующих воспитательно-образовательных целей: передачу знаний от старших поколений младшим, создание и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.   Подход предполагает субъект-объектные отношения в педагогическом процессе, в которых в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта – воспитанник (ребенок). При таком подходе субъективные особенности педагога и ребенка, остаются практически вне педагогического процесса как объективного явления. Значительно ограничивается возможность раскрытия творческого потенциала участников педагогического процесса. Побуждение ребенка  к деятельности постоянно исходит от педагога.

    Примеры традиционного подхода:

    1. Ребенок только и слышит от педагога: «Посмотри, все уже поели, а ты все сидишь», «Все уже нарисовали снежок, а у тебя что на листочке? », «У всех ребят сухие ноги, а ты все лужи измерил».
    2. Педагог настаивает на том, чтобы ребенок прекратил играть игрушкой и переключился на другое занятие, делал то же, что другие дети. При этом взрослый как будто преследует благие цели, хочет, чтобы малыш приобрел новые знания, умения и навыки. Настаивая на своем требовании, он подавляет инициативу ребенка. В результате может сформироваться пассивная личностная позиция, которую можно выразить следующим образом: «Взрослый всегда лучше знает, что мне делать».

    Личностно-ориентированное взаимодействие в системе педагог-воспитанник предполагает признание личности ребенка субъектом воспитания, партнером в воспитательно-образовательном процессе. Целью личностно-ориентированного педагогического взаимодействия педагога с воспитанником является создание благоприятных условий, содействие в его личностном развитии, формировании у него нравственных ориентаций, в его самоопределении (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская, и др.).

    Признание ребенка не только объектом, но и субъектом педагогического процесса меняет возможности формирования и проявления личностного потенциала, как ребенка, так и педагога. Организация и содержание педагогического процесса будут определяться не только педагогом, но и потребностями, интересами, характером активности ребенка. Данный подход строиться исходя из гуманистических принципов, является актуальным требованиям отношения к личности как высшей ценности.

    Субъектно-субъектные отношения содействуют развитию у детей способности к инициативности, сотрудничеству; формирует умения конструктивно решать конфликты, позволяет развивать творческий потенциал, активизируется работа познавательных процессов, апробируются разнообразные умения. Деятельность приобретает личностную значимость для ребенка.

    Примеры личностно-ориентированного подхода:

    1. Взрослые принимают участие в играх и занятиях детей как равноправные партнеры. Это означает, что воспитатель не занимает позицию «над ребенком», диктуя, что он должен делать, а выбирает позицию «глаза на одном уровне», например, садится на маленький стульчик или на ковер рядом с ним, и вместе они собирают пирамидку, рисуют, играют. Дети могут свободно выражать свои мнения, желания, чувства.
    2. Оля изо дня в день играет только с одной игрушкой — мишкой. При этом она воспроизводит одно и то же действие (катает его в коляске), не хочет заниматься ничем другим, избегает общения со сверстниками. В этом случае педагог должен постараться расширить круг интересов ребенка.

    Например, педагог может предложить Оле построить для мишки домик, слепить из пластилина пирожки, нарисовать картинку. Чтобы вовлечь девочку в совместную игру со сверстниками, можно предложить ей устроить день рождения мишки и пригласить в гости детей. На «празднике» они будут водить хоровод, танцевать, петь, играть в подвижные игры и пр.

    1. Принимая участие в совместной деятельности с детьми в качестве равноправного партнера, взрослый выступает как доброжелательный ценитель успехов и достижений детей. Педагог должен быть внимательным к ребенку не только тогда, когда тот обращается за поддержкой, но и тогда, когда, на первый взгляд, она ему не нужна. Например, если он занят каким-то делом (играет, рисует, пытается надеть ботинок), взрослый, проходя мимо, дает понять, что заметил его старания, одобряет его действия. Часто после одобрения малыш с удвоенной энергией продолжает начатое дело.

    Вместе с тем похвала должна быть уместной. Лучше просто одобрить поступок или действие ребенка в ходе их выполнения. Например, сказать не «умница», а «хорошо», или «вот так», или «правильно». Такие замечания помогают ему понять, что воспитатель оценивает его усилия независимо от того, успешны они или нет.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие детского сада и семьи в коррекционно-педагогическом процессе

    Взаимодействие детского сада и семьи- необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников....

    Педагогический совет Тема: «Проектирование педагогического процесса путем интеграции образовательных областей»

    Сценарий педагогического совета «Проектирование педагогического процесса путем интеграции образовательных областей» разработан с целью повышения уровня компетентности педагогов дошкольного образовател...

    «Взаимодействие музыкального руководителя с семьёй как условие педагогического процесса»

    Материал-консультация на тему «Взаимодействие музыкального руководителя  с семьёй  как условие  педагогического процесса»...

    Взаимодействие учителя-логопеда с семьей при индивидуализации педагогического процесса в ГБДОУ

    Нарушения речи- распространенное явление среди дошкольников, школьников и взрослых. Если их не устранить своевременно , они могут вызвать чувство закомплексованности, помешать развитию природных спосо...

    «Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя с целью улучшения процесса музыкального развития детей»

        Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя с целью улучшения процесса музыкального развития детей...

    Выступление на педагогическом совете "Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя с целью улучшения процесса музыкального развития детей"

    Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя с целью улучшения процесса музыкального развития детейПроблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руко...

    «Взаимодействие музыкального руководителя с семьёй как условие педагогического процесса»

    Материал-консультация на тему «Взаимодействие музыкального руководителя с семьёй как условие педагогического процесса» Для реализации педагогического процесса одним из важнейших услов...