ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей на основе технологии «Путешествие по реке времени»
проект (старшая, подготовительная группа)

Казанцева Евгения Владимировна

Создание  условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, применяя  педагогическую технологию «Путешествие по «Реке времени».

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад «Дружба» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей на основе технологии «Путешествие по реке времени» г. Качканар 2021г

Слайд 2

Автор разработки: Казанцева Евгения Владимировна. Воспитатель I кв. категории Возраст детей: дети старшего дошкольного возраста Сроки реализации: долгосрочный: 2018-2020гг

Слайд 3

Введение Актуальность Проблема Гипотеза Цель и задачи проекта Ожидаемые результаты Принципы Интеграция образовательных областей Этапы работы над проектом Перспективное планирование Выводы Литература Содержание проекта

Слайд 4

Актуальность : Актуальность выбранной мной темы определяется необходимостью развития интеллектуальных качеств дошкольников, формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности – основной принцип дошкольного образования ФГОС ДО, 2013 г. Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию в современном динамичном, стремительно меняющемся мире.

Слайд 5

Цель: создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, применяя педагогическую технологию «Путешествие по «Реке времени». В рамках поставленной цели работала над выполнением следующих задач:

Слайд 6

Задачи: Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру . Формировать умение находить пути решения проблем, умение анализировать ситуацию. Воспитывать коммуникативные навыки у дошкольников: умение выслушивать друг друга, работать в группах, отстаивать свою точку зрения. привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности.

Слайд 7

Ожидаемые результаты: Применение технологии «Путешествие по реке времени» в образовательном процессе позволит сформировать у детей умственные качества личности, самостоятельность, инициативность, пытливость ума, познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, осознанно устанавливать простые связи и отношения между ними, рассказывать о них, то есть упорядочивать свои представления о мире, об историческом времени, самостоятельно мыслить, быть творцами, способными положительно изменять и преобразовывать в будущем нашу жизнь.

Слайд 8

Принципы: принцип развивающего образования научной обоснованности и практической применимости единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей принцип интеграции образовательных областей ( физическая культура, здоровье, безопасность , социализация , труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) принципы гуманизации , дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования

Слайд 9

Практическая значимость : - используются разнообразные виды деятельности (исследовательская работа, экспериментирование, опыт и т.д.). учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, применяется большое количество наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой ). Познавательная значимость : - в работе с детьми используются методы и приёмы развивающего характера. Значимость проекта:

Слайд 10

Интеграция образовательных областей: Физическая культура - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей Здоровье -сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни . Коммуникация - развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе исследовательской деятельности; развитие всех компонентов устной речи в познавательной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи . Познание - расширение кругозора детей в области природного, рукотворного мира ; формирование целостной картины мира. Социализаци я - формирование представлений о национальной культуре; формирование семейной, гражданской принадлежности , патриотических чувств , чувства принадлежности к мировому сообществу Труд - формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам Художественное творчество - развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности . Чтение художественной литератур ы - Использование художественных произведений с целью познания окружающей действительности. Безопасность - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности.

Слайд 11

Этапы реализации проекта: Реализация проекта рассчитана на 2018 – 2020гг: с января 2018г по февраль 2020г Подготовительно-проектировочный этап Практический этап Обобщающе - результативный этап Презентация проекта

Слайд 12

№ п/п Этапы Цель Сроки 1. Подгото вительно-проекти ровоч ный этап Изучение специальной педагогической литературы, содержания педтехнологии «Путешествие «по реке времени», разработка тематического планирования, выбор подходов, методов работы к реализации проекта с учётом возрастных особенностей детей. Январь 2018г-май 2018г Этапы реализации проекта:

Слайд 13

2.2 Прак Тичес кий этап С детьми - игровые упражнения, игры-головоломки , сочинение загадок и сказок; - игры с элементами путешествия «по реке времени»; - НОД на основе технологии «Путешествие «по реке времени»; - обогащение среды, развивающие центры для самостоятельной деятельности; - самостоятельные игры детей, сюжетно-ролевые, конструктивные, театрализованные. Работа с родителями - Обогащение родительского опыта по развитию познавательных способностей детей. Повышение педагогической культуры родителей. «Успехи детей». Анкетирование, беседы Консультации «День открытых дверей» Показ достижений детей С педагогами - Выступления на педагогическом совете - доклады, презентации - Выступление на МО, публикации. - Повышение общей культуры педагогического коллектива Обобщение опыта работы Доклады, «Мастер-класс» Сен тябрь 2018- май 2020г

Слайд 14

3. Обобщающе – результа тивный этап промежуточная и итоговая диагностика, сравнительный анализ; Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития познавательны х способностей детей. Сен тябрь 2019-декабрь 2019 4. Презента ция проекта Обобщение опыта работы Февраль 2020

Слайд 15

Технология «Путешествие по «реке времени» Ребёнок рождается исследователем . Исследовательская, поисковая активность–естественное состояние ребёнка , он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать . Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально Разворачивалось как процесс саморазвития.

Слайд 16

Вопросами развития исследовательской деятельности дошкольников занимались многие. Формы познавательно-исследовательской деятельности, наиболее приемлемые для дошкольного возраста, изучала Надежда Александровна Короткова. Она выделила основные виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная. Формы познавательно-исследовательской детской деятельности: Опыты (экспериментирование), коллекционирование; путешествие по карте; путешествие по «реке времени». Технология построения игру-путешествий по карте и по «реке времени» можно изучить в работах Коротковой Н.А. Технология «Путешествие по «реке времени»

Слайд 17

Технология «путешествие по «реке времени» направлена на упорядочение временных отношений (представления об исто рич еском времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.д., а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи). Н.А. Короткова Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм её реализаци и. одна из форм познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возрас та Технология «Путешествие по «реке времени»

Слайд 18

Термин «река времени» придуман не Н. А. Коротковой, она позаимствовала его у английского писателя Дональда Биссета , придумавшего его для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так». Именно с чтения этого произведен ия в начале учебного года и начинается работа. Технология «Путешествие по «реке времени»

Слайд 19

Дидактическое пособие «река времени» – это длинный бумажный лист (обои или склеенные листы ватмана, примерным размером 50х160 см или 60х180 см, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «древность» - «старина» - «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и ,чуть позже, «наше время» - современный мир. Карта-панно «река времени» символизирует линейное движение исторического вр емени: от прошлого к настоящему. Технология «Путешествие по «реке времени»

Слайд 20

Принцип доступности , который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста. Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала. Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес. ПРИНЦИПЫ

Слайд 21

1. Словесный метод Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей. Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас. 2. Наглядный метод а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций. б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов. в) Составление и оформление макетов. Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли. 3. Практический метод Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия. 4. Игровой метод Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерски е, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции. МЕТОДЫ

Слайд 22

1. Обсуждение реального или вымышленного события 2. Постановка цели исследования 3. Анализ- сравнение, активное обсуждение предметного материала. ЭТАПЫ проведения путешествия по «реке времени»

Слайд 23

4.Сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно.

Слайд 24

5.Сборка общей таблицы

Слайд 25

6.Дополнение детьми таблицы в самостоятельной деятельности

Слайд 28

Показатели Уровни Высокий Средний Низкий 1. Умение формулировать проблему. 9,5% 42,9% 47,6% 2. Умение выдвигать гипотезы, строить предположения. 14,3% 28,6% 57,1% 3. Умение формулировать и задавать вопросы. 14,3% 71,4% 14,3% 4. Умение описывать явления, процессы, рассуждать и обобщать. 14,3% 71,4% 14,3% 5. Умение делать выводы и умозаключения. 9,5% 38% 52,5% 6. Степень самостоятельности при проведении эксперимента. 0% 28,6% 71,4% Уровни овладения детьми исследовательской деятельности

Слайд 29

Таким образом, присоединяющиеся к действию образ-символ и слово, позволяют ребенку перейти от внешнего действенного экспериментирования с вещами, к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных связях и отношениях вещей. Технология «путешествие по реке времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно «река времени» способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников. Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности. «Островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала. Технология «Путешествие по «реке времени»

Слайд 30

Опыт проведения занятий по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей на основе технологии «Путешествие по реке времени» на данный момент уже показал, что они помогают многогранному, всестороннему развитию дошкольников, рациональному распределению содержания программы. Занятия такого рода нравятся детям. Они носят развивающий характер, обеспечивают максимальную активность детей . В результате углубленной работы по данной теме, удалось сформировать у детей представление о себе и окружающей действительности, рукотворном мире, развить стойкий интерес к изменениям природы, опыт творческой познавательной деятельности с помощью исследования, умение работать в коллективе. Выводы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему: «Составление технологической карты (конструкт) организации непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на тему «История обуви» по технологии «Путешествие «по реке времени»».

Современный педагог должен четко представлять цель, ставить задачи и планировать результат образовательной деятельности, в том числе на каждом  из ее этапов.Для того чтобы освоить педагогические ...

Технологическая карта ННОД «История автомобиля» (Технология « Путешествие по "реке времени"», ТРИЗ (системный оператор))

Данная технологическая карта предназначена для педагогов дошкольных учреждений, кто использует в своей практике технологии познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие по "реке ...

Консультация для педагогов "Технология ""Путешествие по реке Времени"

Ознакомление педагогов с  технологией «Путешествие по реке времени»....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей на основе технологии «Путешествие по реке времени»

Проект долгосрочный для детей 5-7 лет по развитию познавательно-исследовательской деятельности с применением педтехнологии "Путешествие по Реке времени"...

Технологическая карта НОД с использованием инновационных педагогических технологий для детей 5 – 6 лет («Путешествие по реке времени»)

Представлена непосредственно образовательная деятельность с использованием технологии Н.А. Коротковой «Река времени» по теме "От древности до наших дней" для детей старшей группы...