ПРОЕКТ по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «МАЛЕНЬКИЕ РОССИЯНЕ»
проект (подготовительная группа) на тему

Халикова Валентина Владимировна
«Маленькие россияне» – социальный проект, нацеленный на создание условий для упрочения в общественном сознании дошкольников социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, на формирование активной гражданской позиции, уважения к традициям, культуре, истории России, родного города, социальной и гражданской ответственности, на популяризацию государственных символов РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «МАЛЕНЬКИЕ РОССИЯНЕ»

Номинация конкурса: Система патриотического воспитания в образовательной организации.

 

 «Маленькие россияне» – социальный проект, нацеленный на создание условий для упрочения в общественном  сознании дошкольников социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, на формирование активной гражданской позиции, уважения к традициям, культуре, истории России, родного города, социальной и гражданской ответственности, на популяризацию государственных символов РФ.

Наименование конкурсного материала:

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «МАЛЕНЬКИЕ РОССИЯНЕ»

Конкурсант: В.В. Халикова, кандидат педагогических наук, отличник народного просвещения, старший воспитатель ГБОУ «Школа № 842»  

г. Москва, Зеленоград.

Информация о проекте

Тип проекта: Практико-ориентированный проект.

По доминирующему методу:  информационный, творческий, игровой.

По характеру содержания: включает ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его этнокультурные ценности.

По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель.

По характеру контактов: осуществляется внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

По количеству участников: фронтальный.

По продолжительности: долгосрочный.

Введение:

Проект гражданско-патриотического воспитания дошкольников разработан в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 г.», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 г.», Уставом ГБОУ «Школа № 842», локальными правовыми актами, Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ, Программой развития ГБОУ «Школа № 842», Образовательной программой ДО.

Проект определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в   дошкольном образовательном учреждении и направлен на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.  

Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Проект гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательно-образовательных и социальных проблем.

На сегодняшний день проблема модернизации образовательных систем с целью детерминации гармоничного развития каждого человека имеет всеобъемлющий характер, человечество столкнулось с тяжелыми проблемами межнациональных разногласий, проблемами общечеловеческих отношений, ужасом надвигающейся экологической катастрофы, небрежным отношением к огромным пластам человеческой культуры, этнокультуры. В последние десятилетия психологи и педагоги активно ищут выхода из сложившейся ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности.

В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина, человека – патриота своей страны, государства. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающие защиту и развитие ребенка системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей определены Законом РФ «Об образовании». «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «…система образования призвана обеспечить …воспитание патриотов России».

«Гражданское воспитание» - это целостный педагогический процесс, результатом которого является определенный уровень гражданственности как интегративного личностного образования, включающего ряд компонентов: патриотизм, толерантность, правовая воспитанность.

Патриотизм рассматривается как любовь и преданность своей Родине, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства, преемственность в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры, как одно из наиболее значимых социальных чувств, венчающих лучшие качества человеческого характера.

Толерантность в современном обществе – формируемая модель взаимоотношений людей, народов, стран. В области дошкольного образования становление толерантного отношения к представителям других национальностей является одним из требований к содержанию деятельности детских садов, предъявляемых государственным образовательным стандартом.

На практике процесс гражданского воспитания осуществляется эпизодически и не целенаправленно. Основными причинами этого является отсутствие концептуальной, содержательной и технологической оснащенности процесса гражданского воспитания, низкий уровень подготовки педагогов к организации педагогического процесса в детском саду. Организация гражданского воспитания является актуальной проблемой современного российского образования и одним из новых подходов к проблеме формирования у детей созидательного отношения к общечеловеческим ценностям в современных условиях.

Концептуальные основы

Существенную роль в становлении современных концепций гражданско-патриотического воспитания имеют работы, представленные в теориях социального развития (Д.И. Фельдштейн, С.А. Козловой, Л.В. Коломийченко); рассматривающие деятельностный подход к становлению гражданственности (В.И. Кожохарь, Н.И. Шевченко). Особое место в данных исследованиях занимают работы, связанные с изучением механизмов становления гражданственности (В.Г. Ронкин, Н.И. Судаков); изучению возрастных особенностей становления гражданственности и специфики организации педагогического процесса по формированию в различные возрастные периоды (С.А. Козловой, Е.Н. Радиной, Э.К. Сусловой).

Разделяя теории Л.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна об универсальности деятельности как способа реализации социального бытия и человеческого отношения к действительности, становление гражданственности как личностного образования возможно только через активную деятельность ребенка.  

Концептуальную основу проекта составил ряд позиций, представленных в программе по социальному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста Л.В. Коломийченко. Исходя из концепции данной программы, гражданское воспитание дошкольников рассматривается нами как одно из направлений социально-личностного развития и считаем, что оно является динамичным процессом не только приобщения человека к народной, традиционной, правовой культуре, но и условием социального взросления ребенка, развитием универсальных человеческих способностей, творческой деятельности. Чрезвычайно важным для нас в этом отношении является то, что в процессе гражданского воспитания происходит не только усвоение определенного содержания культуры, но и постоянное открытие, утверждение ребенком себя как социального субъекта.

Предлагаемая проектная работа связана с конкретизацией методологических основ гражданско-патриотического воспитания дошкольников в дошкольной группе представлением о педагогических доминантах, которыми являются: развитие патриотизма, толерантности, правовой воспитанности: в обосновании методологических подходов к организации педагогического процесса гражданско-патриотического воспитания. Формируя у детей созидательное отношение к общечеловеческим ценностям: человеку, природе, традиционной отечественной культуре,  мы определим его место в окружающем мире.

Таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, мог лучше  адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности.

Научное обоснование:

- гражданско-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;

- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями и поступками детей и взрослых;

- гражданско-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребенок;

- в роли первоосновного субъекта гражданско-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;

- истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.

Основополагающие принципы и направления их реализации:

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизм.

Гражданско-патриотическое воспитание обладает высоким уровнем компетентности, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории дошкольников, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром.

Среди основополагающих принципов гражданско-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере выделяются:

- научность, гуманизм, демократизм;

- приоритетность исторического, культурного наследия России, ее ценностей и традиций;

- системность, преемственность и непрерывность в развитии детей, с учетом особенностей ее различных категорий;

- многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;

-его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств личности на основе индивидуального подхода;

- тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов осуществляется по следующим направлениям:

Социальное – формирование добросовестного отношения к делу; формирование терпимости к другому человеку; формирование культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных); воспитание к традициям семьи; формирование взаимопонимание между семьей и ребенком.

Оно включает: ознакомление с основами человеческого общения (коммуникативного, интерактивного: умение взаимодействовать с собеседником, перцептивного: умение воспринимать, чувствовать собеседника), развитие культуры межличностных отношений, ответственности за свои поступки.

Политическое – воспитание правовой культуры; формирование понимания политических и правовых событий; формирование последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции и патриота своей страны.

Оно включает: политическую и правовую грамотность, ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России; воспитание готовности делать все лично от себя зависящее для сохранения и возрождения России, ее экономики, культуры, нравственности, духовности, социальной сферы и т. д.

Экономическое – формирование функциональной экономической грамотности; бережного отношения к вопросам собственности.

Оно включает: формирование добросовестного отношения к государственной и личной собственности, выбор и принципы рационального поведения в социуме.

Нравственное – воспитание чувства прекрасного: воспитание любви к родному городу, к Родине; знание и формирование уважения к Российским традициям (в том числе религиозным); формирование общечеловеческих ценностей.

Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, этических норм поведения, беззаветную любовь и преданность Родине, гордость за принадлежность к Российскому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к самоотверженному служению обществу и государству, качеств ответственности и коллективизма.

Принципы построения педагогического процесса

  1. Принцип историзма

Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

  1. Принцип гуманизации

Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

  1. Принцип дифференциации

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

  1. Принцип интегрированности

Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т.п.

Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных праздников, вечеров досуга, выставок.

Цель проекта

Создание условий для  патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовность к его защите.

Целевые ориентиры:

- проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку;

- уважение к достоинству других;

- стремление к познанию окружающей действительности;

- решение вопросов о далеком прошлом и будущем, об устройстве мира;

- бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам;

- восстановление преемственности в воспитании и освоении традиционной отечественной культуры;

- формирование основ национального самосознания;

- нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие ребенка:

- физическое и трудовое воспитание;

- системное выявление в ходе работы важнейших мировоззренческих идей: взаимосвязь человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом.

Задачи проекта

1. Направить познавательную активность детей на системное выявление важнейших мировоззренческих идей: взаимосвязь человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом, средствами народной культуры.

2. Воспитывать правовое сознание у детей дошкольного возраста.

3. Формировать представление о прошлом и настоящем малой Родины детей, о людях разных национальных культур, живущих в России   и создающих своим трудом ценности культуры и все необходимое человеку для удовлетворения материальных и духовных потребностей.

4. Воспитывать любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.

5. Систематизировать, модифицировать методы диагностики уровней гражданственности детей.

6. Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов дошкольного образовательного учреждения в вопросах нравственно-патриотического и гражданского воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с актуальными тенденциями развития современного общества.

7. Повысить компетентность родителей воспитанников по проблемам гражданско-патриотического воспитания и семьи.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта проходит в три этапа:

I этап: проектный  

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

1. Изучить нормативную базу.

2. Разработать, обсудить и утвердить проект по гражданско-патриотическому воспитанию.

3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта.

4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.

II этап: практический  

Цель: реализация проекта по гражданско-патриотическому воспитанию.

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2. Разработать программу-руководство по гражданско-патриотическому воспитанию детей в дошкольном учреждении.

2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому  воспитанию.

3. Расширять, укреплять связи с учреждением дополнительного образования, культуры, спорта.

4. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

5.  Проводить мониторинг реализации проекта.

6. Принимать участие в конкурсах различного уровня по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический

Цель: проанализировать итоги реализации проекта.

Задачи:

1. Обобщить и представить результаты работы ДОУ.

2. Скорректировать работу по реализации проекта.

3. Спланировать работу на следующий период.

Актуальность проекта

Какие проблемы решает проект

Направления гражданско-патриотического

воспитания

Оценка эффективности реализации проекта

Методическое обеспечение функционирования системы гражданско-патриотического воспитания

Материально-техническая база

Механизм реализации проекта

 

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и, в то же время, возросла ответственность за свою судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится  важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический и другие аспекты.

    В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должно  внести современное дошкольное образовательное учреждение.

    Дошкольное образовательное учреждение, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Дошкольный возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

    Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевоего подхода невозможна. Новое время требует от дошкольного учреждения содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

    Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

    Актуальность данного проекта обусловлена приоритетным национальным проектом «Образование», потому что главное в выборе подхода к воспитанию гражданственности – это создание условий для самореализации человека в пространстве своей страны и своем времени.  Гражданином человек становится тогда, когда знает историю своей семьи, когда он стремится быть государственным человеком, хранителем и представителем языка и культуры своей родины. Он осознает, что «нация состоит не из людей, а из семей» (Д.С. Лихачев) и стремится стать достойным человеком, активным гражданином и хорошим семьянином, достойным патриотом своей родины.

    Гражданско-патриотическое воспитание включает в себя следующие направления воспитательной работы: эколого-краеведческое и гражданско-правовое, которые делятся на шесть блоков: работа мини-музея природы России, социально-экологический проект «Зеленый автобус», «Связь поколений» (поисковая работа), Музей Боевой  и Трудовой славы «Истоки памяти», «Я и моя семья», «Я – патриот и гражданин России», «Я – Человек».

Музей природы России

Особенность музея  природы России в том, что он создает широкое поле воспитывающе-развивающей среды, условия для самореализации и позитивной социализации личности современного дошкольника. В музее ДОУ дети приобщаются к исследовательской, собирательской, оформительской, экскурсионно-лекторской и другим видам  деятельности, приобретая тем самым навыки позитивного социального поведения.

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, любви к малой Родине, овладение дошкольниками практическими навыками поисковой, исследовательской и просветительской деятельности по изучению историко-краеведческого наследия земли российской.

Задачи:

- приобщить дошкольников к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;

- воспитать бережное отношение к флоре и фауне, историческому наследию России;

- сформировать у детей чувство ответственности за малую Родину, детский сад, музей.

Музей Боевой и Трудовой славы «Истоки памяти»

Музей ДОУ является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность дошкольников в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Важнейшим воспитывающим фактором музейной педагогики являются организуемые в ДОУ музея встречи с интересными людьми, героями войны и труда – нашей живой памятью, встречи, где дети получают уникальные нравственные уроки общения, доброты, внимания, мужества, стойкости, оптимизма, все то, что даст им силы для будущей сложной жизни в современном обществе, мире.

Цель: формирование у дошкольников гражданско-патриотических качеств, расширение кругозора, воспитание познавательных интересов и способностей, овладение детьми практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служение целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Задачи:

- обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;

- возрождение истинных духовных ценностей российского народа;

- сохранение и развитие славных боевых и трудовых традиций.

Формы: тематические занятия, «Уроки мужества», тематические недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

Социально-экологический проект «Зеленый автобус».

Цель: привлечение жителей своего региона к решению проблем окружающей среды, повышение уровня экологической культуры населения через распространение экологической информации в маршрутном транспорте.  

Задачи:

- воспитание активной гражданской позиции у участников проекта и жителей региона в вопросах охраны окружающей среды;

- расширение знаний населения о состоянии окружающей среды;

- создание и обучение команд волонтеров (дети и педагоги) по проведению экологических акций в «Зеленом автобусе»;

- разработка и изготовление  социально-экологических плакатов для пассажиров автобуса;

- разработка информационных материалов для населения по проблемам охраны окружающей среды.

Я – патриот и гражданин России.

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

- воспитывать правосознание, способность к осознанию  своих прав и прав другого человека;

- участвовать в социальных проектах;

- развивать культуру проявления гражданской позиции;

- формировать у детей систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические занятия, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, устные журналы, встречи с интересными людьми, акции, участие в конкурсных мероприятиях гражданско-патриотической направленности.

Русская традиционная народная культура.

Цель: воспитание детей в духе народной традиционной культуры, формирование духовно-нравственной личности ребенка.

Задачи:

- прививать любовь к народной  культуре и фольклору, интерес и уважение к своим национальным истокам;

- развивать знания в области народной музыки, обрядового календаря и семейного фольклора;

- дать представление о пении в народной манере, об элементах народных танцевальных движениях;

- прививать интерес к народной игре;

- научить играть на народных инструментах;

- развивать природные задатки ребенка;

- научить получать эстетическое наслаждение от встречи с народным искусством через эмоциональное восприятие годового цикла календарных праздников.

Формы: занятия познавательного характера по ознакомлению с народной культурой и фольклором, которые включают теоретическую и практическую часть (при этом непременно посвящаются традиционной культуре, конкретный выбор ведущей темы месяца определяется ритмом народного календаря), фольклорные игры, народная хореография, обрядовые праздники и спектакли.  

Я и моя семья.

Цель: осознание детьми семьи как важнейшей жизненной ценности, изучение истории семьи (фамилии), составление генеалогического древа.

Задачи:

- воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей;

- повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей;

- создавать условия для участия родителей в образовательном процессе ДОУ.

Формы:  родительские собрания, родительский лекторий, родительский клуб, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения, традиционные праздники с участием родителей.

Задачи:

- способствовать овладению дошкольниками основами духовной культуры;

- воспитывать у детей чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные, музыкальные, литературные, хореографические способности, формировать эстетические вкусы и идеалы;

- предоставлять детям возможность выбора видов и форм художественно-эстетической деятельности на уровне детских коллективов;

- формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Оценка результативности реализации Проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

- умение работать, действовать индивидуально и в коллективе;

- знание своих прав и обязанностей, умение их использовать по ситуации;

- умение принимать и защищать свои решения;

- готовность к участию в общественных делах;

- готовность к образованию.

 

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

- патриотизм и любовь к Родине;

- права, свободы человека и гражданина;

- уважительное отношение к символике Российской Федерации;

- национальное самосознание;

- уважение чести и достоинства других граждан.

Методическая оснащенность:

Методическая и художественная литература; аудио, видео, СD; методические разработки КТД различных направлений.

Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных, интеллектуальных, эмоциональных особенностей дошкольников.

Сотрудничество с образовательными учреждениями, с общественными организациями.

Музей ОУ, музей города, краеведческий музей, музей Боевой и Трудовой славы «Истоки памяти», городская библиотека, медиотека, спортивный и музыкальный зал, спортивная площадка, элементы военного городка (место для военно-спортивных игр).

Наглядные материалы по военно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Технические средства.

Видео, фотоматериалы.

Организационное сопровождение Проекта осуществляет руководитель ОУ, который выполняет функции:

Содействует информационному обеспечению в области гражданского, патриотического воспитания и конкретных мероприятий, предусмотренных Программой;

Привлекает учреждения науки, культуры, общественные организации (объединения) и иных партнеров к реализации Проекта;

Разрабатывает целевые программы, планы, гражданского, патриотического воспитания (с указанием конкретных работ по выполнению Проекта, необходимых затрат по каждому мероприятию и источников их финансирования), организует их реализацию, подводит итоги их проведения, осуществляет аналитическую и мониторинговую деятельность.

 

   

Степень охвата целевой аудитории

 

  Участниками проекта являются дети, родители и семьи воспитанников, педагоги ОУ, педагоги других образовательных учреждений, общественные организации.

География проекта

Территория ГБОУ «Школа № 842» г. Москва, Зеленоград.

Описание проекта

Смотреть: Приложение № 1.

                  Приложение № 2.

                  Приложение № 3.

                  Приложение № 4.

                  Приложение № 5.

             

Ожидаемые результаты

Таким образом, одной из главных задач образовательной деятельности ДОУ является воспитание гражданственности и патриотизма.

Традиции обеспечивают демократичность поведения всех участников образовательного процесса, особый дух патриотизма и сотрудничества.

Реализация Проекта позволит удовлетворить потребности ребенка дошкольного возраста – в полноценном развитии как личности, поможет войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширение представлений о городе, крае, в котором он живет.

Будут созданы оптимальные условия для социально-личностного развития ребенка, в которых:

- у ребенка формируется целостный положительный взгляд на окружающий мир и место в этом мире человека;

- содержание занятий по знакомству с родным краем выстраивается на  близком, понятном для ребенка материале, поэтому вхождение в образовательную деятельность проходит легче;

- ребенок получает навыки адекватного и безопасного поведения в окружающем мире;

- дети включены в разные виды деятельности, способствующие развитию знаний об окружающем мире, формированию различных умений (познавательных, речевых, практических) и развитию познавательного отношения к миру;

- обогащается социальный опыт ребенка, опыт коммуникативного взаимодействия с окружающими;

- выпускники ДОУ успешно переходят в условия новой жизненной ситуации, легко адаптируются в школе.

Реализация Проекта позволит удовлетворить потребности родителей

В предоставлении качественных образовательных услуг, в создании в детском саду условий для развития личностного потенциала ребенка.

- возрастет авторитет ДОУ среди родителей, степень удовлетворенности работой ДОУ;

- реализация Проекта будет способствовать включению родителей в образовательный процесс (привлечение родителей к проведению экскурсий, встреч с интересными людьми, обогащению предметно-развивающей среды);

- участие семьи в реализации программы будет способствовать созданию благоприятной, эмоционально-комфортной обстановки в группах, снизит детскую тревожность, повысит самооценку воспитанников, позволит применять индивидуальный подход.

Реализация Проекта позволит удовлетворить потребности педагогов и руководителей ДОУ в повышении профессионального уровня и квалификации.

Активные формы повышения квалификации (практикумы, семинары, методические объединения и т. д. как средств, способствующих реализации Проекта) будут способствовать развитию мастерства педагогов как сплава профессиональных знаний, навыков и умений:

- в организации предметно-игрового пространства на основе требований программы;

- во введении и апробации программ, технологий, направленных на развитие личности ребенка;

- в осуществлении согласованности в планировании воспитателей групп, педагогов-специалистов, родителей и координация их деятельности в рамках одной образовательной темы;

- в организации взаимодействия с семьями воспитанников по обеспечению преемственности в воспитании, образовании и развитии ребенка;

- в повышении профессионального рейтинга педагогов ДОУ в образовательной среде города.

Реализация программы позволит удовлетворить потребности педагогического коллектива ГБОУ «Школа № 842»

в реализации плана работы по патриотическому воспитанию детей, в сохранении, обновлении и развитии системы дошкольного образования, гарантирующей развитие потенциальных способностей каждого ребенка.

Проект гражданско-патриотического воспитания дошкольников имеет большое значение для развития системы дошкольного образования, является средством гуманизации воспитательного процесса в детском саду, фундаментальным принципом введения личности ребенка в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного города, страны.

Освоение ребенком-дошкольником краеведческого материала – одно из приоритетных направлений современной дошкольной педагогики, которое поможет сформировать первые представления о Родине, как о месте, где человек родился и стране, в которой он живет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание гражданско – патриотических чувств у дошкольников на современном этапе развития общества Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений

Сергеева Ирина ИвановнаВоспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников на современном этапе развития общества: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Ханты-Мансий...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Маленькие патриоты России»

Наиболее актуальный вопрос на современном этапе – необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Именно ...

Опыт работы «Формирование гражданско – патриотических чувств у дошкольников через использование кейс – метода»

Сычева Ольга Валерьевна и Алоян Армине Робертовна, воспитатели муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Аленушка», г. Тейково Ивановской области.Во...

Презентация: "Формирование целостного воспитательного пространства для гражданско-патриотического становления личности дошкольника"

laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее,стать подлинным патриотом» (С. Михалков)...

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Маленький юнармеец»

Программа  по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников  «Маленький юнармеец»  разработана для работы по приемственностью со школой. Юнармейское движение широко ра...

Воспитание гражданско-патриотической активности у дошкольников в системе взаимодействия ДОУ с семьей( из опыта работы).

Выступление на педагогическом совете №2 «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО, ФОП ДО»...