Дидактические игры на сенсорное развитие
материал (младшая группа)

Свиридова Мария Валерьевна

Дидактические игры на сенсорное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_sensornoe_razvitie.odt36.21 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие зрительного восприятия

Занятие 1. Пляшущие тени

Цели. Развивать зрительные ошушения, формировать представления о свете и темноте.

Ход занятия.

Эта игра проводится на прогулке.

В солнечную погоду обратите внимание малышей на то, что их тела отбрасывают тени на земле. Предложите детям подвигаться (лучше стоя на ровной поверхности) и понаблюдать за тем,-как тень на асфальте повторяет их движения.

Можно обратить внимание детей на то, что тени в разное время суток разные: короткие или длинные.

Занятие 2. Гуляем в темноте

Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о темноте.

Ход занятия

Это занятие лучше проводить в зимнее время суток, когда день короткий.

Когда стемнеет, предложите детям погулять (по комнате, на площадке): «Давайте погуляем в темноте! Это не страшно».

Пусть малыши возьмутся за руки и начнут свое путешествие. Когда глаза детей привыкнут к темноте, попросите их рассказать, что они видят.

По окончании игры предложите малышам рассказать о том, когда и где бывает темно (светло).

Занятие 3. День и ночь

Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Ход занятия

Это занятие лучше проводить в зимнее время суток, когда день короткий.

Когда стемнеет, предложите детям поиграть: «Давайте поиграем в игру „День и ночь". Когда я включу свет и в комнате станет светло, наступит день. В это время вы будете ходить, бегать, танцевать, играть. А когда я выключу свет и станет темно, наступит ночь. Тогда вы ляжете на ковер и будете спать».

В эту игру можно играть несколько раз, пока у детей не пропадет к ней интерес.

Занятие 4. Солнечный зайчик

Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте. Материалы. Зеркальце.

Ход занятия

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и обратите внимание малышей на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, потолку, стульям и т. д. Затем предложите детям дотронуться до светового пятна — поймать солнечного зайчика. При этом сначала передвигайте луч плавно, затем быстрее.

Проводите игру в безопасном месте, чтобы дети не наталкивались на мебель и другие предметы.

Если малышам понравится игра, предложите кому-нибудь из детей роль ведущего, а сами вместе с ребятами ловите солнечного зайчика.

Занятие 5. Тени на стене

Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте. Материалы. Настольная лампа.

Ход занятия

Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу, направьте ее свет на стену (лучше светлой однотонной окраски) и покажите малышам несколько простых фигур. Например:

«Дерево». Поднимите прямую руку вверх, растопырьте пальцы; пошевелите пальцами и покачайте рукой из стороны в сторону («подул ветер, и дерево закачалось»).

«Собака». Соедините вместе выпрямленные пальцы. Сдвигая и раздвигая средний и безымянный пальцы (или мизинец), изобразите, как лает собачка.

«Птица». Выпрямленные ладони рук скрестите в районе запястий — получится птица с расправленными крыльями. Двигая руками вверх и вниз, изобразите, как летит птица.

«Гусь». Соедините вместе выпрямленные пальцы, большой палец должен быть противопоставлен остальным. Сдвигая и раздвигая пальцы, изобразите, как гусь открывает и закрывает клюв, щиплется. Можно показать двумя руками, как дерутся гуси.

«Заяц». Сожмите пальцы руки в кулак, затем выпрямите указательный и средний пальцы и пошевелите ими («заяц шевелит ушками»). Изобразите, как зайчик скачет, танцует.

Можно предложить детям поэкспериментировать и придумать свои собственные фигуры. Даже если полученная фигура не очень узнаваема, все равно похвалите ребенка за старание и попросите пояснить, что именно у него получилось.

В процессе игры можно использовать различные знакомые детям предметы и игрушки. А можно придумать несложный сюжет и организовать театр теней, используя для этого приготовленные заранее бумажные фигурки.

Занятие 6. Фонарик

Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Материалы. Электрический фонарик.

Ход занятия

Когда стемнеет, походите вместе с детьми по темной комнате, освещая ее лучом фонарика. Путешествуя с детьми по группе, заглядывайте в темные углы, рассматривайте окружающие предметы. Затем передайте фонарик ребенку, пусть теперь он ведет за собой остальных малышей.

Развитие цветового восприятия

Занятие 1. Цветная вода 

Цели. Знакомить детей с цветами.

Материалы. Акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.

Ход занятия

В ряд расставьте на столе стаканы и наполовину наполните их водой. Обмакните кисточку в краску одного из основных цветов и разведите ее в стакане с водой. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание детей. Таким же образом разведите остальные краски.

Раздайте детям краски, кисточки и стаканы с водой (сначала по одному стакану). Пусть дети выберут понравившиеся краски и разведут их воде. Если им захочется продолжить игру, можно поменять воду и предложить развести другую краску.

На следующих занятиях можно давать малышам по несколько стаканов с водой, предлагать смешивать две-три краски в одном стакане с целью получения нового цвета, делать растворы разной концентрации, чтобы увидеть разные оттенки одной краски.

Занятие 2. Цветные кубики

Цели. Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Материалы. Пары разноцветных кубиков (красные, желтые, синие, зеленые).

Ход занятия

Разложите кубики на ковре. Затем возьмите один кубик и покажите детям: «Вот какой кубик я выбрала. Давайте найдем такой же кубик».

Возьмите кубик контрастного цвета и приложите к выбранному кубику. Таким же образом прикладывайте другие кубики, пока цвет кубиков не совпадет. Комментируйте свои действия: «Такой? Нет, не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики».

Затем раздайте нескольким детям кубики разных цветов и предложите найти им пары.

В следующий раз увеличьте число кубиков каждого цвета и попросите детей найти все кубики заданного цвета. Со временем можно ввести дополнительные цвета, например, оранжевый.

Занятие 3. Цветные парочки

Цели. Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Материалы. Пары одинаковых по цвету предметов (кубики, пирамидки, шарики и др.), коробка.

Ход занятия

Перед началом игры подберите пары: сначала одинаковые (например, красные кубики, желтые шарики, зеленые карандаши или фломастеры и др.), затем разные (например, красный помидор и красный мяч, желтый шарик и желтый цыпленок, зеленая елочка и зеленый листок, синяя ручка и синяя рыбка, коричневый медвежонок и коричневый брусок и др.). Раздайте детям по одному предмету из пары, остальные перемешайте на столе или в коробке. Попросите малышей найти цветные пары своим предметам.

В эту игру можно играть и с одним ребенком. Соберите в коробку пары предметов. Затем предложите ребенку разложить предметы парами, группируя их по цвету. Количество цветных пар следует увеличивать постепенно.

Занятие 4. Разноцветные палочки

Цели. Учить различать цвета по принципу «такой — не такой»; сортировать предметы по цвету.

Материалы. Счетные палочки двух контрастных цветов (по 5 шт. каждого цвета).

Ход занятия

Высыпьте перед ребенком счетные палочки и предложите разделить их на две кучки. Покажите, как следует раскладывать палочки, комментируя свои действия: «Давай разложим палочки на две кучки: сюда все такие, а сюда все такие. Продолжай».

Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет палочек: «Молодец, ты отлично справился. Сюда положил все красные палочки, а сюда все зеленые».

Постепенно количество палочек можно увеличить.

Занятие 5. Ниточки для шариков

Цели. Учить детей различать цвета по принципу «такой — не такой»; знакомить с названиями цветов.

Материалы. Воздушные шары и узкие ленточки зеленого, красного, синего и желтого цветов.

Ход занятия

Перед началом занятия надуйте воздушные шары и приготовьте тонкие ленточки.

Покажите детям шары и скажите: «Видите, какие замечательные воздушные шары я принесла. Они большие и круглые. Хотите поиграть с шарами? Но сначала надо привязать к шарам ленточки, чтобы удобнее было играть. У каждого шарика должна быть ленточка такого же цвета».

Дайте четырем детям ленточки и попросите их подобрать шарики такого же цвета. Помогите малышам сравнить цвета шариков и ленточек путем приложения и обозначить результат словами «такой», «не такой». Затем привяжите ленточки.

Предложите детям поиграть с шарами. При этом называйте цвета шариков, не требуя от малышей повторения.

Занятие 6. Построим башню

Цели. Учить различать цвета по принципу «такой — не такой».

Материалы. Крупные пластмассовые или деревянные кубики двух контрастных цветов, например, красные и желтые (зеленые и красные, синие и желтые).

Ход занятия

Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «Давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики».

Помогайте малышам прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их («такой», «не такой»). Если кубик «такой», поставьте его сверху. Если «не такой», предложите ребенку принести другой кубик.

В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!»

В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню.

Занятие 7. Бегите ко мне!

Цели. Учить детей находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание.

Материалы. Флажки разных цветов или большие и маленькие картонные квадраты разных цветов (желательно двухсторонние).

Ход занятия

Раздайте детям флажки трех цветов и предложите побегать с ними по комнате. Затем поднимите красный флажок и громко скажите: «Бегите ко мне!» Дети с красными флажками должны подбежать к вам и поднять их вверх.

В следующий раз поднимите флажок другого цвета.

Эту игру можно усложнить, постепенно увеличивая количество флажков (до 4—6 цветов) или поднимая два флажка одновременно.

Занятие 8. Наряжаем кукол

Цели. Учить подбирать цвета по принципу «такой — не такой»; находить предмет определенного цвета по образцу; знакомить с названиями цветов.

Материалы. Куклы и наборы одежды к ним (кофточки и юбочки (штанишки) основных цветов); коробка.

Ход занятия

Раздайте детям кукол и попросите одеть их так, чтобы юбочки и кофточки совпадали по цвету.

Дети по очереди подходят к коробке с одеждой и выбирают наряды для своих кукол, подбирая юбочки и кофточки методом прикладывания. Когда дети оденут кукол, проверьте вместе с ними правильность выполнения задания.

В дальнейшем можно усложнить задачу. Перед началом занятия наденьте на кукол штанишки (или юбочки), а кофточки сложите в коробку. Раздайте детям кукол и предложите нарядить их на праздник. В этом случае дети подбирают одежду по цвету путем зрительного соотнесения, подходя к коробке с одеждой без куклы.

В следующий раз попросите малышей подобрать куклам одежду заданных цветов.

Занятие 9. Разложи по коробочкам

Цели. Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знание цветов.

Материалы. Небольшие предметы разных цветов (шарики, бусины, пуговицы, детали мозаики или конструктора «Лето» и др.); маленькие коробочки или мисочки, коробка побольше.

Ход занятия

Поставьте перед ребенком несколько маленьких коробочек и коробочку побольше, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите малышу разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек.

Сначала предлагайте детям предметы 2—4 цветов (по 4—8 шт. одного цвета). Со временем количество предметов и цветов можно увеличить.

Занятие 10. Четвертый лишний 

Цели. Закреплять знание цветов.

Материалы. Игрушки и предметы разных цветов; карточки, на которых нарисованы по четыре предмета (в отдельных рамках):

желтая груша, желтый банан, желтое яблоко, оранжевый апельсин;

зеленый огурец, зеленое яблоко, зеленая груша, синяя слива;

красная клубника, красный помидор, красная редиска, зеленый арбуз;

оранжевый апельсин, оранжевая хурма, оранжевая тыква, желтая дыня и др.

Можно нарисовать не только фрукты и овощи, но и различные игрушки.

Ход занятия

Положите на стол четыре предмета, три из которых одного цвета, а один отличается по цвету. Предложите детям найти и показать лишний предмет. Затем разложите другие предметы и повторите игру.

Такую же игру можно провести с использованием карточек. Раздайте детям карточки и предложите внимательно рассмотреть нарисованные на них предметы. Затем предложите  найти и показать предмет, который отличается от остальных по цвету.

Определение формы предметов

Занятие 1. Разложи фигуры по местам!

Цели. Познакомить с плоскими геометрическими формами — квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.

Материалы. Доски  Сегена с тремя (круг, квадрат, треугольник) и пятью формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

Ход занятия

Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катится — вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложите детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем еще раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя ее сюжет.

Занятие 2. Веселый поезд

Цели. Познакомить с плоскими геометрическими формами — квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.

Материалы. Рамки Монтессори (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник).

Ход занятия

Покажите детям квадратные рамки Монтессори, вынув из них формы. Затем разложите их в ряд на столе или на полу (на гладкой поверхности) и скажите: «Вот поезд, а это — вагончики. В этом необычном поезде отправятся в путешествие фигурки. Фигурки должны занять свои места. Помогите фигуркам сесть в поезд».

Раздайте детям фигурки, предложите найти нужный вагончик и посадить фигурку на место. Когда все фигурки займут свои места, поезд отправляется в путь: подталкивая пальцем последнюю фигурку, медленно передвиньте рамки вперед. Можно продолжить игру, устроив остановку поезда, на которой фигурки выходят из вагонов и идут за мороженым и лимонадом, а затем снова садятся на свои места.

По ходу игры называйте фигурки, не требуя от детей повторения названий.

Эту игру можно повторять многократно, постепенно увеличивая количество рамок.

Занятие 3. Катится — не катится

Цели. Познакомить с объемными геометрическими тела¬ми — шаром, кубом. Материалы. Кубики и шарики разного размера и цвета.

Ход занятия

Покажите детям шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар, он катится — вот так. Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у кубиков есть углы, потрогайте их».

Дайте детям по одному кубику и шарику и предложите по¬играть с ними: поставить на пол (или стол), друг на друга, покатить и т. д. Затем попросите разложить предметы по ко¬робкам: шары в одну коробку, а кубики в другую коробку.

Занятие 4. Фигуры играют в прятки

Цели. Познакомить с объемными геометрическими телами — кубом и шаром; учить подбирать нужные формы.

Материалы. Картонная коробка среднего размера (1—2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями; кубики и шарики одинакового размера (сначала использовать фигуры одного цвета).

Ход занятия

Покажите детям коробку и научите их проталкивать игрушки в прорези — сначала шары, потом кубики. Затем предложите поиграть в прятки: «Игрушки решили поиграть в прятки. Давайте поможем им спрятаться в коробку».

Раздайте детям кубики и шарики и предложите по очереди протолкнуть их в соответствующие по форме отверстия в коробке. Эту игру можно повторять многократно.

Можно сделать прорези в двух коробках: в одной (в форме круга, а в другой — в форме квадрата) и предложить детям спрятать фигурки в домики. Когда дети выполнят задание, вместе с ними загляните в домики и посмотрите на их «жителей», обратив внимание малышей на то, что в одном домике живут шарики, а в другом — кубики.

Занятие 5. Почтовый ящик

Цели. Познакомить с объемными геометрическими фигу¬рами разной формы; учить подбирать нужные формы.

 

Материалы. Пластмассовая или деревянная коробка с от¬верстиями разной формы, объемные геометрические фигу¬ры, соответствующие прорезям коробки.

Ход занятия

Покажите детям коробку с прорезями (3—4 прорези) и гео-метрические фигуры. Обыграйте ситуацию: «Это почтовый ящик. А это посылки. Нужно опустить посылки в почтовый ящик».

Объясните малышам, что для каждой посылки в ящике есть свое отверстие. Раздайте детям по одной фигурке и пред¬ложите протолкнуть их внутрь почтового ящика.

Эту игру можно проводить многократно, по-разному обы¬грывая ее сюжет. Можно собрать чемодан для путешествия, проталкивая «вещи» (фигуры) в соответствующие отверстия.

В дальнейшем используйте игрушки с большим количест¬вом прорезей и фигур (до 5—6).

Занятие 6. Башни

Цели. Познакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм.

Материалы. Пластмассовые или деревянные вкладыши-пирамидки квадратной и круглой формы.

Ход занятия

Сначала эту игру лучше проводить индивидуально с каждым ребенком.

Попросите малыша разобрать вкладыши и перемешать их. Предложите ему собрать две башни-пирамиды. Для того чтобы ребенку было легче справиться с задачей, помогите ему разделить вкладыши на две группы — круглые и квадратные. Потом башни можно разрушить, перевернуть вкладыши и собрать их.

Занятие 7. Найди пару по форме

Цели. Учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения.Материалы. Пары плоских геометрических фигур из картона разного цвета (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники), коробка или шляпа.

Ход занятия

Перед началом занятия подберите пары геометрических фигур по количеству играющих (некоторые пары могут повторяться).

Раздайте детям фигурки или предложите им не глядя вытащить по одной фигурке из коробки или шляпы. Попросите малышей внимательно рассмотреть фигуры, а затем найти себе пары — ребенка с такой же фигуркой.

Эту игру можно повторять многократно, предлагая детям геометрические фигуры разных цветов и из разных материалов.

Занятие 8. Найди такую же фигуру

Цели. Учить находить нужную форму методом зрительно¬го соотнесения.

Материалы. Два набора плоских геометрических фигур од¬ного и разного цвета и размера (круги, квадраты, треуголь¬ники, овалы, прямоугольники).

Ход занятия

Сначала это занятие лучше проводить индивидуально, ис¬пользуя фигуры одного цвета и размера.

Разложите на столе фигуры двух форм, например, квадра¬ты и круги (по 5 фигур каждой формы) и предложите ото¬брать фигуры одной формы: «Вот тебе фигурка. Отбери все фигуры такой же формы. Что это за фигурки? Это круги».

Постепенно можно увеличивать количество фигур, исполь¬зовать фигуры разного размера и цвета, давать задание од¬новременно нескольким детям.

Занятие 10. Разложи фигурки по домикам

Цели. Учить сортировать предметы в соответствии с их формой, подбирать нужную форму методом зрительного соотнесения.

Материалы. Плоские геометрические фигуры разного цвета (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, по 5—10 шт. каждой формы); небольшие коробочки.

Ход занятия

Это занятие проводится индивидуально.

Разложите перед ребенком разноцветные фигурки и расставьте в ряд коробочки, количество которых соответствует количеству фигур, предлагаемых для сортировки. Предложите малышу разложить по коробкам-домикам фигурки. Начните выполнять задание: «Давай разложим фигурки по коробочкам. В эту коробку складывай все квадраты. А в эту коробку складывай все круги. Вот так». Пусть ребенок продолжит раскладывать фигуры.

Сначала лучше предлагать ребенку фигурки одного размера. Количество фигур можно увеличивать, постепенно добавляя треугольник, прямоугольник, овал.

В конце игры проверьте содержимое каждой коробочки. При необходимости помогите ребенку исправить ошибки: «В этой коробке все квадраты. А в этой коробке все круги. А что здесь делает квадратик? Наверно, он заблудился... Давай переложим его в другую коробочку».

Величина

Занятие 1. Спрячь в ладошке!

Цели. Познакомить с понятием величины.

Материалы. Предметы и игрушки разной величины (колечки, шарики, конфеты, резиновые игрушки и др.; по количеству детей).

Ход занятия

Сначала раздайте детям маленькие шарики и предложите спрятать их в ладошках. Затем предложите таким же образом спрятать предметы разной величины, разложенные на подносе (каждый ребенок берет по одному предмету).

Подведите итог игры: «Маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет».

Занятие 2. Накрой платком!

Цели. Познакомить с величиной предметов, с понятиями большой, маленький.

Материалы. Предметы и игрушки различных размеров; носовой и головной платки.

Ход занятия

Сначала в игре используются две игрушки и один платок. Подберите две игрушки таким образом, чтобы маленький предмет помещался под платком, а большой — нет.

Предложите детям поиграть в прятки — накрыть игрушки платком. Затем подведите итог игры: та игрушка, которая не видна из-под платка, — маленькая, а та, которая не поместилась под платком, — большая.

Для этой игры можно придумать разные сюжеты: подготовить сюрприз на день рождения, спрятать кукол от Бабы-яги.

В следующий раз используйте два платка разной величины. В конце игры подведите итог: «Маленькую игрушку мы спрятали под маленьким платком, а большую под большим платком. А можно спрятать большую игрушку под маленьким платком? Попробуйте! Нет, не получается. А можно спрятать маленькую игрушку под большим платком? Можно! Маленькие игрушки прятать легче».

Занятие 3. Накрой шляпой!

Цели. Знакомить с величиной посредством практических действий с предметами, с понятиями большой, маленький.

Материалы. Шляпа; предметы и игрушки разной величины.

Ход занятия

Предложите ребенку по очереди спрятать под волшебную шляпу игрушки разной величины. Отметьте, что под шляпу помещаются только маленькие предметы.

Занятие 4. Покормим кукол

Цели. Знакомить с величиной в ходе практических действий с предметами, с понятиями большой, маленький, средний по величине.

Материалы. Миски-вкладыши одного цвета; большая и маленькая ложки; большая и маленькая куклы.

Ход занятия

Возьмите два вкладыша, резко различающиеся по величине, и предложите ребенку накормить большую и маленькую кукол. Подберите куклам тарелки и ложки подходящей величины: «Большая кукла ест из большой тарелки большой ложкой. А маленькая кукла ест из маленькой тарелки маленькой ложкой. Давай покормим кукол. Теперь пошли гулять».

Усложняя игру, можно предложить ребенку три вкладыша-миски и три ложки разного размера и разыграть сюжет сказки «Три медведя». Также в тарелки можно класть еду разного размера.

Занятие 5. Большие и маленькие кубики

Цели. Обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко различающихся размеров; учить понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький, такой же, одинаковый по величине.

Материалы. Разноцветные кубики, резко различающиеся по размеру; большое и маленькое ведерки.Ход занятия

Перед началом занятия положите большие и маленькие кубики в соответствующие по размеру ведерки.Покажите малышам ведро с большими кубиками, предложите достать их и поиграть с ними: «Какое большое ведро. А в ведре лежат большие кубики — вот такие».

Затем покажите детям маленькое ведерко, пусть они достанут маленькие кубики и поиграют с ними: «А вот маленькое ведерко. В нем лежат маленькие кубики — вот такие. Поиграйте с кубиками. Сравните маленький кубик с большим. Поставьте их рядом».

Когда дети поиграют с кубиками, предложите сложить их обратно в ведерки соответствующей величины. Раздайте малышам по одному или по два (большой и маленький) кубика и попросите положить их в нужное ведерко.

Подобную игру можно организовать и с другими игрушками: большим и маленьким грузовиками, большими и маленькими брусками, шариками и т. п.

Занятие 6. Две коробки

Цели. Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.

Материалы. Две картонные коробки с прорезями для проталкивания предметов (в одной коробке большая прорезь, а в другой маленькая); большие и маленькие предметы (по 3—6 шт. каждого размера), соответствующие по размеру прорезям.

Ход занятия

Приведем пример игры с использованием шариков. Раздайте детям большие и маленькие шарики одного цвета и предложите протолкнуть их в соответствующие прорези в коробках: «У вас есть большие и маленькие шары. Сейчас мы их спрячем в коробки. Опустите шары в прорези!» Обратите внимание детей, что большие шары проталкиваются только в большие отверстия, а маленькие шарики можно протолкнуть в любое отверстие.

В следующий раз дайте детям более детальную инструкцию: «Спрячьте шары в коробки. Только будьте внимательны: размер шарика и отверстия должны быть одинаковыми.Большой шар проталкивайте в большое отверстие, а маленький — в маленькое».

Когда все шары окажутся в коробках, откройте их и вместе с детьми проверьте результат. Возможно, кто-то из детей ошибся и в коробке с большим отверстием оказался маленький шарик. В этом случае проведите игру еще раз: «Ой, кажется, кто-то заблудился! Давайте поможем маленькому шарику добраться до дома!»

Занятие 7. Вкладыши и башенки

Цели. Знакомить детей с величиной в ходе практических действий со специальными игрушками; с понятием самый большой.

Материалы. Вкладыши-пирамидки.Ход занятия

1-й вариант игры — «Башенка-пирамидка». Игра проводится индивидуально.

Покажите ребенку игрушку, попросите разобрать ее и построить высокую башню-пирамидку. Пусть малыш использует доступный ему способ действия — метод проб и ошибок, практическое примеривание или зрительное соотнесение. Если ребенок не может справиться с задачей или долго действует методом проб и ошибок, не переходя на следующий уровень действий, не понимает, что следует учитывать величину деталей, объясните ему, что все фигурки нужно поставить донышком вверх, и каждый раз выбирать самый большой вкладыш, ставя его на предыдущий.

2-й вариант игры — «Вкладыши». Когда ребенок построит башню несколько раз, попросите его собрать вкладыши — вложить их друг в друга. Если малыш не понял словесную инструкцию, объясните ему, что сначала надо перевернуть все детали донышком вниз, затем выбрать самый большой вкладыш и вложить его в предыдущий.

Сначала малышам следует предлагать 2—4 вкладыша, постепенно увеличивая их количество.

Занятие 8. Где мое место?

Цели. Знакомить детей с величиной в ходе практических действий со специальными игрушками.

Материалы. Доска с углублениями-трафаретами (по типу доски Сегена), в которые вставляются детали-вкладыши, различающиеся только размером (фигурки располагаются в ряд по возрастанию или убыванию величины (5—7 шт.)).

Ход занятия

Покажите ребенку игрушку и предложите достать все фигурки: «Утята пошли погулять. А теперь хотят вернуться домой. Найди каждой фигурке свой домик».

Для того чтобы ребенок научился действовать не хаотически, а методом практических проб или зрительного соотнесения, необходимо повторить игру несколько раз.

Занятие 9. Пирамидки

Цели.

Знакомить детей с величиной в ходе практических действий с игрушками, учить сравнивать предметы по величине способом наложения.

Материалы. Различные пирамидки.

Ход занятия

1-й вариант игры — «Красная пирамидка». Подберите одноцветные пирамидки с небольшим количеством колец (3 шт.), чтобы ребенок не отвлекался на цвет и обращал внимание на размер колец. Предложите ребенку собрать одну пирамидку. Поясните, что пирамидка должна получиться гладкой. Для этого надо каждый раз выбирать самое большое колечко и надевать его на стержень.

2-й вариант игры — «Разноцветная пирамидка». Подберите деревянные или пластмассовые пирамидки с разным количеством разноцветных колец. Предложите детям сначала снять колечки со стержня, затем собрать пирамидки, ориентируясь на признак величины.

Количество

Занятие 1. Зайцы и лиса

Цели. Учить детей различать количество предметов, познако¬мить с понятиями один, много, ни одного; развивать внимание. Материалы. Шапочка лисы (или маска), хвост лисы, бубен.

Ход занятия

Наденьте рыжую шапочку (маску) и прицепите хвост. Объясните детям правила игры: «Много маленьких пушистых зайчиков скачет по полянке. Но вот зазвучал бубен. Это приближается лиса. Все зайцы быстро разбегаются и прячутся кто куда. Кто не успеет спрятаться, того лиса поймает и уне¬сет с собой в лес».

Дети прыгают, изображая зайцев. Через некоторое время ударьте в бубен. Дети прячутся, а лиса приходит на полянку и ищет зайцев: «Куда же подевались зайцы? Было много, а теперь ни одного...»

Лиса уходит, и игра повторяется.

По окончании игры подведите итог: «Хотя зайцев много, а лиса одна, им с ней не справиться, потому что лиса — хитрая охотница. Поэтому лучше от лисы спрятаться. Было много зайцев, а теперь ни одного».

В следующий раз роль водящего можно предложить кому-нибудь из детей.

Занятие 2. Собираем шишки

Цели. Учить детей различать количество предметов; познакомить с понятиями много, мало.

Материалы. Две корзинки или две коробки; шишки.

Ход занятия

Обратите внимание ребенка на разбросанные на полу шиш¬ки и попросите его помочь собрать их. Положите в свою корзинку 2—3 шишки, а малышу предложите собрать остальные.

В конце игры подведите итог: «Ты собрал много шишек. Молодец! А сколько у меня шишек? Мало».

 

Занятие 3. Грибы на поляне

Цели. Учить детей различать количество предметов, обо¬значать количество словами: один, мало, много, ни одного.

Материалы. Деревянные или картонные грибы, лист кар¬тона зеленого цвета, корзинка, игрушечные ежик, белочка.

Ход занятия

1-й вариант игры — за столом. Поставьте грибочки на лист картона и предложите детям поиграть: «Выросли на полян¬ке грибочки. Много грибов на поляне. Пробегал мимо ежик, сорвал несколько грибов и унес их с собой. Осталось на по¬ляне мало грибов. Пришел на поляну мальчик с корзинкой и собрал оставшиеся грибы. Не осталось на поляне ни од¬ного гриба. Когда мальчик нес грибы домой, один гриб вы¬пал из корзинки и его подобрала белочка». По ходу расска¬за выполняйте соответствующие действия. В следующий раз вы можете попросить ребенка помочь вам — в процессе рас¬сказа показывать игрушки, переставлять и убирать грибы.

2-й вариант игры — подвижная игра. Расставьте грибочки на полу в разных местах комнаты (одни на видных местах, а другие спрячьте) и предложите детям поиграть: «Давайте сварим куклам грибной суп. Только вот нет у нас ни од¬ного гриба... Пойдите в лес, найдите там грибы и прине¬сите мне».

Дети ходят по группе и собирают грибы.

Скажите малышам: «Здесь мало грибов, на суп не хватит. Принесите еще грибов!»

Дети снова отправляются за грибами.

«Теперь грибов много, — говорите вы. — Давайте варить суп!»

Занятие 4. Песочница

Цели. Учить детей определять количество сыпучего мате¬риала, познакомить с понятиями мало, много, больше, мень¬ше, столько же (одинаково).

 

Материалы. Песок, ведерки (одинакового и разного разме¬ра), совки.

Ход занятия

Эту игру можно проводить во время прогулки. Дайте детям два ведерка одинаковой величины и совки. Предложите ма¬лышам наполнить ведерки песком, а затем сравнить количе¬ство песка в них (больше, меньше, одинаково). Игру можно продолжить, предложив детям добавить или отсыпать песок при помощи совка и вновь сравнить количество песка.

Затем дайте ребятам два ведра разной величины и попро¬сите наполнить их песком до краев. Вместе с детьми срав¬ните количество песка в ведрах: «В большом ведре много пе¬ска, а в маленьком мало. Здесь больше, а тут меньше песка».

Можно высыпать песок из ведер на ровную поверхность и сравнить кучи песка.

Занятие 5. Наполни кувшин

Цели. Учить детей определять количество сыпучего мате¬риала, познакомить с понятиями много, мало.

Материалы. Два пустых прозрачных кувшина, фасоль (или горох, семечки, гречка) в мешочке, кружка.

Ход занятия

Игра проводится индивидуально.

Покажите ребенку пустой кувшин. Затем зачерпните фа¬соль кружкой и пересыпьте в кувшин. Предложите ребенку наполнить кувшин фасолью. Когда малыш справится с зада¬нием, скажите: «Кувшин был пустой, а теперь полный. Здесь много фасоли».

Попросите малыша пересыпать оставшуюся в мешочке фа¬соль в другой кувшин. Затем скажите: «Закончилась фасоль. Сколько здесь фасоли? Мало. В этом кувшине много, а в этом мало».

Такую игру можно проводить, используя различные емкос¬ти (миски, банки) и материалы (крупы, семечки, песок, воду).

 

Игру можно усложнить, предложив ребенку наполнить кру¬пой 3—5 одинаковых емкостей, а затем сравнить количество крупы в них.

Занятие 6. Бутылки

Цели. Учить детей определять количество жидкости в ем¬костях одинакового размера.

Материалы. Пластиковые бутылки одинаковой величины и формы (2—3 шт.); вода (можно использовать подкрашен¬ную воду).

Ход занятия

Наполните бутылки водой: одну на четверть, другую напо¬ловину, третью до краев. Вместе с детьми сравните количе¬ство воды в бутылках: «Посмотрите, в этих бутылках вода. В этой — много воды, здесь половина бутылки, а в этой ма¬ло воды. Покажите, в какой бутылке много воды. Теперь по¬кажите, в какой бутылке мало воды...»

Затем дайте детям пустые бутылки и попросите налить в них из-под крана заданное количество воды: много, мало, поло¬вину.

Занятие 7. Картинки

Цели. Учить умению различать количество предметов на картинках; закреплять понятия, служащие для обозначения количества: мало, много, один, ни одного, поровну.

Материалы. Картинки.

Ход занятия

Примеры картинок:

яблоки в ящиках;

шишки на елках;

котята в корзинке;

автобусы с людьми;

звезды и луна;

тарелки с едой;

банки с жидкостью и т. п.

Рассмотрите вместе с детьми картинки: «Посмотрите, на этих картинках котята. Сколько здесь котят? Правильно, один котенок. А в этой корзинке сколько котят? Много котят!»

«Давайте порисуем! Что будем рисовать? Можно нарисо¬вать звездное небо. Сколько сейчас звезд на небе? (Покажи¬те картинку.) Ни одной. А теперь? Одна звездочка. А сейчас? Много звезд!»

«Посмотрите, на этой картинке малыши пьют лимонад. Сколько лимонада в этих стаканах? Много лимонада. А в этом стакане мало лимонада. А в этом стакане? Пусто, выпили весь лимонад. А теперь найдите и покажите стаканы, в которых лимонада поровну».

Расположение в пространстве

Занятие 1. Тут и там

Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко. Материалы. Веревка.

Ход занятия

1-й вариант. При помощи длинной веревки сделайте на полу большой круг (в случае проведения игры на улице можно мелом нарисовать круг на асфальте или начертить палочкой на земле).

Объясните детям правила игры: «Если я скажу: „Тут", — скорее забегайте в круг. А если скажу: „Там", — выбегайте из круга и бегайте вокруг него. Слушайте внимательно!»

2-й вариант. Встаньте в центр комнаты и произносите команды: «Далеко», «Близко», в соответствии с которыми дети будут то подбегать к вам, то разбегаться в разные стороны. Для усложнения игры можно увеличить скорость смены команд.

Подобную игру можно провести и с использованием других предметов, например, мячей, которые дети будут собирать в корзину и раскидывать вокруг, или различных игрушек, которые малыши будут сначала складывать на столе, а потом располагать в разных местах комнаты.

Занятие 2. Возьми игрушку

Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: далеко, близко, дальше, ближе, рядом; развивать глазомер; учить определять направление, в котором находится предмет.

Материалы. Различные предметы и игрушки.

Ход занятия

Предложите двум малышам сесть за стол и дайте им по игрушке. Дайте им возможность поиграть с игрушками. Затем попросите детей закрыть глаза и положите игрушки на стол в пределах досягаемости. Пусть малыши откроют глаза и возьмут игрушки, не вставая со стульев.

 

В следующий раз сначала положите одну игрушку в пределах досягаемости, а другую чуть дальше, затем обе игрушки расположите так, чтобы их было не просто достать.

В конце игры подведите итог: «Игрушки лежат далеко, поэтому их трудно достать. Я подвинула игрушки — теперь они близко и можно легко дотянуться до них».

Занятие 3. Прячьтесь в домик!

Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: внутри, снаружи. Материалы. Игрушечный домик.

Ход занятия

Домик для игры можно сделать самостоятельно из предметов мебели и покрывал. Для индивидуальной игры можно использовать большую коробку или шкаф.

По вашей команде: «Внутрь», «Наружу» — дети прячутся в игрушечный домик или вылезают из него.

Занятие 4. Вверх и вниз

Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: сверху, снизу, вверх, вниз.

Материалы. Различные предметы и игрушки, скамейка.

Ход занятия

По вашей команде: «Вверх», «Вниз» — дети взбираются на скамейку (бордюр тротуара, турник) или слезают с нее.

Можно также предложить детям по команде: «Вверх», «Вниз» — располагать игрушки соответственно высоко или низко.

Занятие 5. Возьми в руку!

Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами правый, левый, справа, слева.

Материалы. Различные предметы и игрушки.

Ход занятия

Разложите на столе различные предметы и предложите ребенку по команде взять их в определенную руку, например: «Возьми ложку в правую руку, а книжку в левую».

Существуют распространенные приемы, помогающие детям различать правую и левую руки:

если ребенок правша, напомните ему, что правая рука — это та рука, в которой он держит ложку, когда ест суп или кашу;

к кофточке малыша с левой стороны пришейте красное сердечко, объяснив, что у людей сердце находится слева;

предложите ребенку надеть на правую руку браслет на резинке или колечко на палец — так ему будет легче ориентироваться.

Занятие 6. Где же мишка?

Цели. Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга.

Материалы. Стулья (два маленьких и один большой), два больших игрушечных медведя и другие игрушки.

Ход занятия

Предложите ребенку повторить вслед за вами следующие действия: посадить мишку на стул, за стул, под стул, поставить его перед стулом, рядом со стулом.

Усложняя игру, попросите ребенка повторить положение игрушки, изменяя собственное положение относительно большого стула.

Занятие 7. Построй, как я

Цели. Продолжать учить различать пространственные на-правления; развивать внимание.

Материалы. Строительные наборы, ширма.

Изучать расположение объектов в пространстве можно в ходе занятий конструированием. Эти игры проводятся как индивидуально, так и с группой детей.

Раздайте детям одинаковые строительные наборы и сядьте напротив. Сделайте из своего набора какую-нибудь конструкцию, предлагая малышам повторить ее. Дети поэтапно повторяют ваши действия.

Более сложный вариант игры — постройка по образцу. Соорудите за ширмой постройку из 2—4 деталей. Затем покажите ее детям и предложите сделать такую же.

Со временем количество деталей можно увеличить до 5—6.

Занятие 8. Лист бумаги

Цели. Учить детей ориентироваться на листе бумаги. Материалы. Листы бумаги, картонные фигурки с изображениями различных предметов.

Ход занятия

Покажите детям лист бумаги, объясните, где у него верх, низ, правая, левая стороны, центр.

Затем раздайте ребятам листы бумаги и картонные изображения предметов и игрушек и попросите разложить их в определенных местах листа, например: «Представьте, что лист бумаги — это белая полянка. Посадите игрушки на полянку так, как я скажу: положите утенка посередине, а зайчика внизу, вверху посадите птичку».

Инструкции можно уточнять и усложнять: «Поставьте утенка наверху справа. Лягушку посадите внизу посередине».Можно предложить детям собрать пирамидку без стержня, положив колечки одно на другое (это удобно делать с большими пластмассовыми пирамидками). В этом случае хорошо видно, что если пирамидка сложена неверно, то она получается неустойчивой и может рассыпаться.

 

Занятие 10. Веселые матрешки

Цели. Закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками (использование методов практического примеривания и зрительного соотнесения).

Материалы. Матрешки разной величины (состоящие из 2—5 деталей).

Ход занятия

1-й вариант игры — «Собираем и разбираем». Покажите малышам двухсоставную матрешку и потрясите игрушкой: «Тук, тук! Кто там спрятался внутри? Давайте посмотрим. Вот матрешка и вот матрешка. Это большая матрешка. А это какая матрешка? Маленькая. Давайте спрячем маленькую матрешку в большую. Вот так».

Покажите детям, как разобрать и собрать матрешку. Затем раздайте детям матрешек и попросите разобрать и собрать их самостоятельно: «Разберите матрешку и сделайте так, чтобы матрешек стало много. Вот матрешки-подружки погуляли, побегали, попрыгали. Теперь соберите их в одну. Будьте внимательны: должна остаться только одна, самая большая матрешка».

В случае затруднения объясните и покажите малышам, что, собирая матрешек, следует подбирать платочек к фартучку (верхнюю часть матрешки к нижней), поочередно прикладывая верхнюю часть матрешки к нижним частям (метод практического примеривания), пока не найдется часть такого же размера. В дальнейшем дети могут действовать методом зрительного соотнесения.

Предлагая детям игру с матрешками, действуйте в определенном порядке. Сначала покажите и назовите матрешек: «Вот маленькая матрешка. А это большая матрешка». Затем попросите малышей показать, где маленькая матрешка, а где большая: «Покажи, где маленькая матрешка. Вот она. А где большая матрешка?»

В дальнейшем можно предлагать детям для игры трехсос-тавных матрешек.

2-й вариант игры — «Строим ряды». Предложите детям разобрать трехсоставную матрешку и построить подружек в ряд, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой. В случае затруднений помогите малышам. Попросите детей показать, где самая большая матрешка, а где самая маленькая.

Затем закройте матрешек ширмой и уберите одну матрешку. Пусть дети поставят убежавшую матрешку на место: «Вот как много матрешек получилось! Построй матрешек в ряд по росту: вот самая большая матрешка, эта матрешка поменьше, а эта самая маленькая. А теперь закрой глаза. Открывай! Одна непослушная сестричка убежала... Поставь ее на место!»

Занятие 11. Две башни

Цели. Закреплять знания о величине предметов; познакомить с понятиями высокий, низкий, одинаковые по высоте. Материалы. Кубики, маленькие игрушки.

Ход занятия

Постройте из кубиков две башни одинаковой высоты. Затем добавьте или уберите детали так, чтобы башни стали разные — высокая и низкая. Вместе с детьми сравните башни по высоте: «Вот две башни. Чем они отличаются? Ничем, они одинаковые. А теперь чем отличаются башни? Эта башня высокая, а эта низкая. А теперь вы постройте башни!»

Предложите детям построить сначала одинаковые башни, а затем высокую и низкую башни. Можно обыграть сюжет, посадив на верхушки башен маленькие игрушки.

Занятие 12. Два поезда

Цели. Познакомить детей с таким свойством величины, как длина; с понятиями длинный, короткий, одинаковые по длине, учить использовать знания о длине в ходе практических действий с предметами; развивать глазомер, сравнивая предметы по длине на расстоянии.

Материалы. Кубики, бруски; резиновые игрушки небольшого размера или матрешки.

Ход занятия

Вместе с детьми постройте из кубиков поезд и предложите поиграть: подталкивая последний кубик, «покатайте» поезд по полу. Затем постройте второй поезд и сравните его с первым (они одинаковые).

Покажите детям, как изменить длину поездов, добавляя или убирая детали (вагоны). Постройте поезда, резко различающиеся по длине. Затем постепенно уменьшите разницу между поездами.

Обыгрывая сюжет, можно посадить в «вагоны» (поставить на кубики) «пассажиров» — небольшие по размеру устойчивые игрушки.

 

Занятие 13. Построй ворота

Цели. Учить детей использовать знания о величине (высоте, ширине) предметов в ходе практической деятельности.

Материалы. Строительные наборы; машины различной величины (высокая, низкая, широкая, узкая).

Ход занятия

Дайте двум малышам по машине и попросите построить ворота для каждой из них. Сначала предлагайте детям машины, отличающиеся только одним параметром: широкая и узкая или высокая и низкая. Впоследствии можно одновременно строить четыре и более ворот для разных машин. Если у кого-то из детей параметры ворот не соответствуют параметрам машины, то нужно предложить малышам попытаться построить ворота еще раз. В случае необходимости помогите детям построить ворота. Обязательно обыграйте результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности — дидактическая игра по сенсорному развитию «Цветовое лото»

Цели: 1. Развивать осознанное восприятие цвета. 2. Учить не только различать, но и называть основные и некоторые дополнительные тона спектра (голубой, розовый, оранжевый, коричневый и ...

Дидактическое пособие «Сказка про Топтыжку» (дидактические игры в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста)

Использование в работе  дидактического пособия  «Сказка про Топтыжку» педагога Мрочковской Е В,  Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  детского сада...

Ранний возраст - золотая пора сенсорного воспитания Дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук

Раннее детство (1-3 года) – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё осваивается впервые, всё только начинается – речь, игра, общение...

Дидактическая игра по сенсорному развитию «Игра-моталочка»

Это полезная соревновательная  игра для детей дошкольного возраста. Она используется для эффективной тренировки мелкой моторики пальцев рук. В процессе игры совершенствуется ловкость, координация...

Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному развитию и воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира....