Конспект НОД в старшей группе "Перелетные и зимующие птицы"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе: «Перелетные и зимующие птицы». Цель: Закреплять полученные знания по теме: «Перелётные и зимующие птицы» Задачи: 1. Продолжать расширять знания о перелётных и зимующих птицах. 2. Расширять и активизировать словарь: насекомоядные, всеядные. 3. Развивать связную речь. 4. Развивать внимание, память, логическое мышление. 5. Воспитывать любовь к природе. Подготовительная работа: наблюдение на прогулке за птицами; чтение художественной литературы о перелётных птицах, рассматривание иллюстраций. Материалы и оборудование: картинки с изображениями птиц, аудио запись с голосами птиц, два обруча, Буратино-кукла (сквозной персонаж). Ход занятия: Воспитатель: Примерные ответы детей Буратино: -Здравствуйте, ребята! - Мне загадали загадку, а я не могу её отгадать. Ребята, вы поможете мне её отгадать. Снится ночью червяку Чудо-юдо на суку: Длинный клюв и два крыла… Прилетит – плохи дела! А кого червяк боится? Угадали? Это . . . (птица). Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о птицах. Каких птиц вы знаете? На какие группы мы делим птиц? Почему птицы улетают на юг? Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Насекомоядные птицы едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают жаворонки, скворцы, ласточки, стрижи, аисты. Почему некоторые птицы остаются зимовать у нас? Ребята, чем отличаются птицы от животных? Ребята, Буратино приготовил для вас загадки. Сможете ли вы отгадать, о каких птицах эти загадки? 1). Ходить не умеет, Хочет сделать шажок – Получается прыжок. (Воробей) 2). Красногрудый, чернокрылый, Любит ягодки клевать С первым снегов на рябине Он появится опять. (Снегирь) 3). Кто из леса прилетит? Кто на крыше затрещит? Белобокая болтунья, Говорушка, стрекотунья, Белый бок и длинный хвост. Что за птица – вот вопрос. (Сорока) 4). Все время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит. (Дятел) 5). Непоседа-невеличка, Желтогруденькая птичка. Ем я сало и пшеничку, А зовут меня . . . (Синичка) 6). Носит серенький жилет, Но у крыльев черный цвет! Видишь, кружат 20 пар И кричат « Кар! Кар! Кар!» (Ворона) Загадки были о зимующих или о перелётных птицах? А как мы с вами помогали зимующим птицам зимовать? Ребята, у меня ещё остались картинки птиц, давайте их назовём. К какой группе они относятся, какие это птицы? (воспитатель показывает картинку грача) Буратино: -Я не знаю эту большую птицу, как она называется? Пришла весна. Одни птицы пережили суровую зиму и радуются весеннему теплу, а другие возвращаются на родину после долгой отлучки. Звонкий хор веселых птичьих голосов пришел вместе с весной. А птица грач – самая первая птица, которая возвращается в наши края. Воспитатель показывает грача на картинке. Грач черный. У него есть клюв, кричит «крак-крак». Грач – перелетная птица. - Какого цвета грач? - Что у него есть? - Чем покрыто тело? - Грач – зимующая или перелетная птица? (Воспитатель показывает скворца на картинке) Посмотрите, ребята, это кто? Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц. Назовите части тела птиц? Буратино: -Я устал давайте немного отдохнём. Физкультминутка Цапля ходит по воде И мечтает о еде. Ноги выше поднимай Ты, как цапля, не зевай! (Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую) Чтоб поймать еду в водице, Надо цапле наклониться. Ну-ка тоже наклонитесь, До носочка дотянитесь. (Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню) -Теперь ты, Буратино, посиди и послушай, что дети знают про птиц. Игра «Сравни» (с мячом) (говорить нужно полным предложением) Звери бегают, а птицы – ... (летают). Скворцы поют, а вороны – ... (каркают). Ворона – зимующая птица, а скворец – ... (перелетная). У снегиря грудка красная, а у синицы – ... (желтая). У воробья глаза маленькие, а у совы – ... (большие). У сороки хвост длинный, а у синички – ... (короткий). - Давайте, ребята сядем и послушаем голоса птиц, отгадайте чьи это голоса. Буратино: - Я ещё хочу играть, давайте играть. Воспитатель: - Хорошо, поиграем, но в этой игре есть правила. Игра «Зимующие и перелётные птицы» (на ковре лежат два обруча (перелётные и зимующие птицы) на столе перевёрнутые вниз «лицом» картинки. Дети берут по одной картинке и несут птицу «в свой» обруч. Воспитатель спрашивает несколько детей и просит говорить полным ответом. - Почему ты положил эту птицу в этот обруч? Дети сели за столы. Д.И. «Четвёртый лишний» (с картинками) Ласточка-воробей-скворец-аист (нужно объяснить почему лишний воробей) Голубь-жаворонок-ворона Сорока-кукушка-ласточка Дятел-сорока-аист-синица Цапля-голубь-аист-грач Упражнение «Продолжи предложение, найди причину» Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/. Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/. Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/. Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/. - Давайте, ребята, для Буратино повторим ещё раз о каких птицах мы с вами говорили? Назовите зимующих птиц? Назовите перелётных птиц? - Давайте ребята попрощаемся с Буратино, ему пара уходить. А вы можете идти заниматься своими делами. Ответы детей Ответы детей. Перелётные и зимующие Ответы детей. Люди птиц подкармливают, развешивают для них кормушки. Зимующие птицы-всеядные. Птицы летают, тело покрыто перьями у птиц есть клюв. Птицы выводят птенцов из яиц. У животных тело покрыто шерстью нет крыльев, есть лапы. Дети отгадывают загадки и показывают картинки птиц Картинки вывешиваются на магнитной доске по мере отгадывания загадок. Загадки о зимующих птицах Ответы детей Грач, кукушка, ласточка, скворец Эти птицы относятся к перелетным Грач чёрный У грача большой, белый, острый клюв Тело покрыто перьями чёрного цвета Грач перелётная птица Это скворец Туловище, голова, хвост, клюв, крылья. Звучит аудиозапись с голосами птиц. Дети отгадывают Например, это скворец, он перелётная птица. Лишний воробей, потому, что он зимующая птица, а другие перелётные птицы Ответы детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_st.gr_._2_mart.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект НОД   по развитию речи в старшей группе:

«Перелетные и зимующие птицы».

Цель: 

Закреплять полученные знания по теме: «Перелётные и зимующие птицы» 

Задачи:

  1. Продолжать расширять знания о перелётных и зимующих птицах.
  2. Расширять и активизировать словарь: насекомоядные, всеядные.
  3. Развивать связную речь.
  4. Развивать внимание, память, логическое мышление.
  5. Воспитывать любовь к природе.

Подготовительная работа: наблюдение на прогулке за птицами; чтение художественной литературы о перелётных птицах, рассматривание иллюстраций.

Материалы и оборудование: картинки с изображениями птиц, аудио запись с голосами птиц, два обруча, Буратино-кукла (сквозной персонаж).

Ход занятия:

Воспитатель:

Примерные ответы детей

Буратино:

-Здравствуйте, ребята!

- Мне загадали загадку, а я не могу её отгадать.

Ребята, вы поможете мне её отгадать.

Снится ночью червяку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела!

А кого червяк боится?

Угадали? Это . . .  (птица).

Воспитатель:

Сегодня мы будем говорить о птицах.

Каких птиц вы знаете?

На какие группы мы делим птиц?

Почему птицы улетают на юг?

Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Насекомоядные птицы едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают жаворонки, скворцы, ласточки, стрижи, аисты.
Почему некоторые птицы остаются зимовать у нас?

Ребята, чем отличаются птицы от животных?

Ребята, Буратино приготовил для вас загадки.

Сможете ли вы отгадать, о каких птицах эти загадки?

1).  Ходить не умеет,

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок.  (Воробей)

2).  Красногрудый, чернокрылый,

Любит ягодки клевать

С первым снегов на рябине

Он появится опять.  (Снегирь)

3).  Кто из леса прилетит?

Кто на крыше затрещит?

Белобокая болтунья,

Говорушка, стрекотунья,

Белый бок и длинный хвост.

Что за птица – вот вопрос.   (Сорока)

4).   Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.   (Дятел)

5).   Непоседа-невеличка,

Желтогруденькая птичка.

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня . . .  (Синичка)

6).   Носит серенький жилет,

Но у крыльев черный цвет!

Видишь, кружат 20 пар

И кричат « Кар! Кар! Кар!»   (Ворона)

Загадки были о зимующих или о перелётных птицах?

А как мы с вами помогали зимующим птицам зимовать?

Ребята, у меня ещё остались картинки птиц, давайте их назовём.

К какой группе они относятся, какие это птицы?

(воспитатель показывает картинку грача)

Буратино:

-Я не знаю эту большую птицу, как она называется?

Пришла весна. Одни птицы пережили суровую зиму и радуются весеннему теплу, а другие возвращаются на родину после долгой отлучки. Звонкий хор веселых птичьих голосов пришел вместе с весной.

А птица грач – самая первая птица, которая возвращается в наши края.

Воспитатель показывает грача на картинке.

Грач черный. У него есть клюв, кричит «крак-крак». Грач – перелетная птица.

- Какого цвета грач?

- Что у него есть?

- Чем покрыто тело?

- Грач – зимующая или перелетная птица?

(Воспитатель показывает скворца на картинке)

Посмотрите, ребята, это кто?

Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц.

Назовите части тела птиц?

Буратино:

-Я устал давайте немного отдохнём.

Физкультминутка

Цапля ходит по воде

И мечтает о еде.

Ноги выше поднимай

Ты, как цапля, не зевай! (Рывком поднять ногу,

согнутую в колене, как можно выше, потом другую)

Чтоб поймать еду в водице,

Надо цапле наклониться.

Ну-ка тоже наклонитесь,

До носочка дотянитесь. (Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню)

-Теперь ты, Буратино, посиди и послушай, что дети знают про птиц.

Игра «Сравни» (с мячом)

(говорить нужно полным предложением)

Звери бегают, а птицы – ... (летают).

Скворцы поют, а вороны – ... (каркают).

Ворона – зимующая птица, а скворец – ... (перелетная).

У снегиря грудка красная, а у синицы – ... (желтая).

У воробья глаза маленькие, а у совы – ... (большие).

У сороки хвост длинный, а у синички – ... (короткий).

- Давайте, ребята сядем и послушаем голоса птиц, отгадайте чьи это голоса.

Буратино:

- Я ещё хочу играть, давайте играть.

Воспитатель:

- Хорошо, поиграем, но в этой игре есть правила.

Игра «Зимующие и перелётные птицы»

(на ковре лежат два обруча (перелётные и зимующие птицы) на столе перевёрнутые вниз «лицом» картинки. Дети берут по одной картинке и несут птицу «в свой» обруч.

Воспитатель спрашивает несколько детей и просит говорить полным ответом.

- Почему ты положил эту птицу в этот обруч?

Дети сели за столы.

Д.И. «Четвёртый лишний» (с картинками)

Ласточка-воробей-скворец-аист (нужно объяснить почему лишний воробей)

Голубь-жаворонок-ворона

Сорока-кукушка-ласточка

Дятел-сорока-аист-синица

Цапля-голубь-аист-грач

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/.

Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

- Давайте, ребята, для Буратино повторим ещё раз о каких птицах мы с вами говорили?

Назовите зимующих птиц?

Назовите перелётных птиц?

- Давайте ребята попрощаемся с Буратино, ему пара уходить. А вы можете идти заниматься своими делами.

Ответы детей

Ответы детей.

Перелётные и зимующие

Ответы детей.

Люди птиц подкармливают, развешивают для них кормушки. Зимующие птицы-всеядные.

Птицы летают, тело покрыто перьями у птиц есть клюв.

Птицы выводят птенцов из яиц.

У животных тело покрыто шерстью нет крыльев, есть лапы.

Дети отгадывают загадки и показывают картинки птиц

Картинки вывешиваются на магнитной доске по мере отгадывания загадок.

Загадки о зимующих птицах

Ответы детей

Грач, кукушка, ласточка, скворец

Эти птицы относятся к перелетным

Грач чёрный

У грача большой, белый, острый клюв

Тело покрыто перьями чёрного цвета

Грач перелётная птица

Это скворец

Туловище, голова, хвост, клюв, крылья.

Звучит аудиозапись с голосами птиц. Дети отгадывают

Например, это скворец, он перелётная птица.

Лишний воробей, потому, что он зимующая птица, а другие перелётные птицы

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Зимующие птицы»Цели:формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи:Образовательные:уточнить и расширить знание детей о з...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. КОРМУШКИ ДЛЯ ПТИЦ»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. КОРМУШКИ ДЛЯ ПТИЦ»Цель: актуализация и расширение знаний детей о зимующих и перелетных птицах.Зад...

Конспект занятия в старшей группе тема: «Зимующие птицы»

Цель: формировать экологическую культуру у детей; прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним....

Конспект занятия в старшей логопедической группе "Зима. Зимующие птицы"

Закрепление знаний и представлений детей о зиме и зимующих птицах....

Конспект занятия в старшей группе Тема «Зимующие птицы»

Конспект занятия в старшей группе Тема «Зимующие птицы»...