Авторская кукла - игрушка "Русский Богатырь", как средство воспитания духовно - нравственных и патриотических ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа) по теме

ВАСИЛЬЕВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА

В основу данной методической разработки легло желание привнести новизну  в вопросе процесса воспитания подрастающего поколения по теме духовно-нравственных и патриотических ценностей русского народа, путем введения нового игрового перонажа в развивающую предметно пространственную среду старшей группы.  Побудить и заинтересовать детей в процессе  игры с куклой к  поисковой деятельности , к ответам на важные жизненные вопросы...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukla_metodicheskaya_razrabotka.docx41.91 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская кукла – игрушка  «Русский Богатырь»

Кукла – игрушка  «Русский Богатырь»  представлена в виде былинного богатыря с экипировкой древнерусского воина, одежде в русском стиле, руки и ноги куклы подвижны, могут менять положение, шлем и доспехи съемные, одежда и обувь может заменяться. Кукла предназначена для детей 4-7 лет. Кукла-игрушка  «Русский Богатырь» изготовлена  с применением различных материалов: синтепон, пластик, проволока, нитки, бумага, ткани, тесьма,  кожа  различных фактур,  дерево, краски, металла  с элементами техники – папьемаше. Вес куклы - 260 г., высота - 48 см. Данная игрушка изготовлена воспитателем, частично  в совместной деятельности с детьми старшей группы.

Актуальность работы.

        Воспитать  духовно – нравственную личность и патриота  Родины очень сложная и серьезная задача для педагога на современном этапе развития нашего общества. Патриотизм всегда был духовной основой многонационального российского общества. В последние годы в России многое делается для укрепления традиционных для нашей страны духовно-патриотических  ценностей. Наше государство, переживающее глубокие преобразования во всех сферах жизни, сегодня особенно нуждается в формировании общества, состоящего их граждан – патриотов. Основы патриотических чувств должны быть заложены в каждом человеке с детских лет. Дошкольное детство является периодом открытости различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию. Именно педагоги детского сада могут заложить в детей то зерно патриотизма, которое в дальнейшей жизни уже взрослого человека будет твёрдой основой гражданственности, морали, воспитанности и любви к Родине. Поэтому так велика в процессе формирования патриотического сознания подрастающего поколения роль детского сада, как интегрирующего центра совместной воспитательной деятельности педагогического коллектива, семьи и общества в целом. Только сформированное у подрастающего поколения чувство ответственности за сохранение могущества своего Отечества, его честь и независимость, преумножение духовных и материальных ценностей, может гарантировать преодоление мировоззренческого кризиса и возрождение духовно-нравственного единства общества, а значит, национальную безопасность страны.

   Перед изготовлением данной куклы – игрушки были поставлены следующие цель и задачи: 

Цель: Прививать  детям чувство любви, уважения к культурным ценностям  и традициям русского народа, развивать основы патриотических чувств, а также насыщать новыми яркими образами процесс  обучения и воспитания  при помощи  введении нового игрового персонажа – куклы в разные виды детской деятельности.

Задачи:

  • Знакомить детей с разными  видами русского  фольклора: игры, сказки, песни, пословицы, поговорки, былины.
  • Развивать творческие способности, воображение, мышление,  речь  детей посредствам русского народного творчества, искусства.

  • Формировать интерес каждого ребенка к истории своего города, края, страны, народа, основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя.
  • Знакомить детей с историей, культурой, традициями российского государства
  • Приобщать к духовным и историческим ценностям своего народа
  • Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям, уважение к старшим.
  • Воспитывать гендерное поведение, культуру взаимоотношений полов.

    Обучение дошкольников происходит в игре. Сделать игру наиболее интересной нам помогает наша кукла- игрушка  «Русский Богатырь». Метод работы с куклой - средство достижения основной цели: развитие речи детей, творческого  воображения, мышления, формировать умения по регулированию  своего  поведения. Главным принципом достижения эффективности при использовании метода работы с данной куклой является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизических возможностей. Целенаправленное, систематическое использование метода работы с куклой на фронтальных занятиях, в свободной деятельности детей, на индивидуальных занятиях позволяет значительно расширить круг знаний об окружающем мире, активизировать развитие речи, в целом повысить эффективность педагогической работы, укрепляют связь ребёнок – педагог.  Кукла-игрушка широко применяется в развивающей предметно пространственной среде старшей группы. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. С помощью кукольного  персонажа «Русский Богатырь» происходит знакомство  детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, былинами, тем самым происходит приобщение  обучающихся  к общечеловеческим нравственным и духовным ценностям. В зависимости от темы недели кукла-игрушка «приносит» детям новые книги, игры, предметы и т.д.  в своем «волшебном» сундуке, а  дети, зная это, с нетерпением ждут момента знакомства с новой книгой или игрой.  Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки. Обсуждая с детьми содержание сказок с помощью персонажа-куклы, ведутся беседы от лица былинного богатыря, задаются вопросы, решаются различные ситуации. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма и в этом немаловажную роль играет кукла-игрушка  «Русский Богатырь». Знакомство с историческим прошлым России - новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию духовности и патриотизма у детей и работа в этом направлении продвигается более интересно для детей с участием  персонажа – куклы «Русский Богатырь». Поэтому кукла-игрушка «Русский Богатырь» активно  используется  педагогом группы для  проведения работы с детьми по духовно патриотическому воспитанию в разных видах деятельности, во время совместной организованной работы воспитателя с детьми (НОД), подгрупповой, фронтальной, индивидуальной работы, театрализованных представлений, а так же для сюжетно – ролевых и режиссерских  игр. Применяем куклу-игрушку и  для создания  проблемных ситуаций в различных видах детской деятельности: коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной, конструктивной, восприятие художественной литературы и фольклора, в музыкальной деятельности. Например, для решения проблемной ситуации «Поможем Богатырю изготовить новый щит» -  дети делали аппликацию  с использованием элементов рисования, творчески подошли к этому заданию, обсуждали вид будущих работ, их цвет, размер, форму.  В изобразительной деятельности персонаж может использоваться  и  для рисунка с натуры. Например, дети с удовольствием рисовали «Богатырского коня» для героя былин.  Поэтому для развития детского творчества и его активизации, кукла – игрушка «Русский Богатырь» имеет особое значение. Кроме того, достаточно широко кукольный  персонаж  может применяться для развития речи детей, для пополнения словарного запаса, театральных и режиссерских игр, сочинению собственных сказок с участием былинного героя и т.д.  Работа по духовно патриотическому воспитанию детей группы  строится на основе культурно-исторического наследия русского народа, нашего города -  Санкт-Петербурга, основ и ценностей православной культуры, в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников  и другими социальными институтами, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого воспитанника, обеспечения их  интеллектуального, личностного и физического развития, а так же творческого потенциала.  С помощью персонажа «Русский Богатырь» решаются задачи по  представлению  детей о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации, происходит знакомство  детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, русскими народными промыслами. Формируется  представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей развиваются  основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины. Для развития сюжетно-ролевых игр «Дружина богатырская», «Защитники земли русской» дети сами изготавливали щиты и мечи из картона и бумаги, раскрашивали их. Конструировали из деревянных блоков крепость для персонажа – куклы «Русский Богатырь» и для сюжетно - ролевых игр. Таким образом, реализация  воспитательных и образовательных  задач происходит через решение проблемных ситуаций, которые воспитатель задает детям во время непрерывной образовательной  или в совместной деятельности, во время индивидуальной работы, дидактических  игр, режиссерских  игр  и т.д. с помощью куклы – игрушки «Русский Богатырь».  С помощью куклы происходит и воспитание сказкой: чтение, пересказ, сочинение сказки, былины, притчи, с применением метода словесного рисования. В экспериментальной деятельности – придумывание сказки на основе экспериментирования  «Живая и мертвая вода», «Как камень утонул», «История одной льдинки» и т.д., придумывание сказок на математическую тематику «Как двойка к пятерке пришла»,  «Все секреты нуля», дидактические игры «Собери богатыря в дорогу». Дети группы  с интересом применяют игрушку в режиссерских постановках, в сюжетно-ролевых играх, ставят театрализованные сценки. Особо хочется отметить заинтересованность мальчиков группы данным игровым персонажем, что очень важно при привлечении детей обеих полов к различным темам в  образовательном процессе. После введения  куклы-игрушки в образовательный процесс и РППС, мальчики старшей группы стали более активно проявлять свое участие в разных видах детской деятельности, что для меня, как педагога не осталось не замеченным!

В итоге дети:

  • проявляют доброжелательное отношение друг к другу, проявляют вежливое отношение  к старшим
  • проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
  • творчески подходят к обсуждению и созданию коллективных работ  по художественному творчеству
  • способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий при проведении сюжетно-ролевых игр
  • воспринимают мир природы, осознавая его уникальность, красоту, универсальность.
  • жизнь  детей стала интересней и содержательней, наполнилась яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

   Кукла-игрушка «Русский Богатырь»  используется педагогом  и в  куклотерапии,  т.е.,  позволяет в игровой форме, безопасно для ребенка, воссоздать, проиграть  какую-либо ситуацию и снять  эмоциональное напряжение, кукла может «помирить» детей и похвалить за помощь, правильно выполненное задание и т.д.. Она  используется для разрешения детских конфликтов, улучшения социальной адаптации, нарушениями поведения и т.п. Кукла привлекательна не только для девочек, но и для мальчиков, т.к. показывает эталон силы, мужества, отваги, геройства русских богатырей на примерах русских сказок, былин и яркостью образа. Мальчики группы с удовольствием мастерили щиты к костюмам  для сюжетно – ролевой игры «Дружина богатырская», принимали активное участие в помощи по изготовлению былинного персонажа. В ходе детской игры с куклой решаются задачи социализации ребёнка, его  развития и воспитания:

  • коммуникативная — формирование эмоционального контакта детей и взрослых в коллективе.
  • релаксационная — снятие эмоционального перенапряжения.
  • воспитательная — психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций.
  • развивающая — развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.), моторики.
  • обучающая — обогащение информацией об окружающем мире.

Развивающая роль введенного персонажа «Русский Богатырь».  

  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Развитие крупной  и мелкой моторики.
  • Разрешение внутренних конфликтов.
  • Развитие речи.  Игрушка используется для уточнения и активизации словарного запаса
  • Развивает воображение, эстетику.
  • Становление гендерной принадлежности  мальчиков и девочек.
  • Возможность использования игрушки для развития способностей ребенка (познавательное развитие, физическое совершенствование, художественно-эстетическое развитие и духовно-нравственное воспитание).

Кроме того, воспитательная и обучающая ценность данной игрушки заключается в том, что дети группы  обеих полов  принимали посильное и активное участие в ее изготовлении во время  совместной деятельность с педагогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».Теодор Рузвельт...

Материалы по реализации проекта «Народная сказка как средство развития духовно-нравственных понятий и ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

Материалы по реализации проекта «Народная сказка как средство развития духовно-нравственных понятий и ценностей у детей  старшего дошкольного  возраста»...

Педагогический совет на тему: «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории»

Педагогический совет на тему: «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста  через приобщение к истокам русской истории»...

Презентация к педагогическому совету «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории»

Презентация к педагогическому совету «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста  через приобщение к истокам русской истории...

Статья "Квест-игра – как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста"

Процесс формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста эффективен при активном включении личности ребенка старшего дошкольного возраста в деятельность (игру, по...

Методическая разработка по воспитанию духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к основам православной культуры через создание наглядно-дидактического пособия КАЛЕНДАРЬ «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПУТЬ»

Для работы с календарем «Рождественский путь» нами сформирован пакет дидактических игр, направленных на формирование у дошкольников представлений о добродетелях и пороках....