«Опыт работы по формированию нравственных и патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредствам реализации взаимодействия с социумом (социальными партнерами)»
материал (старшая группа)
Представленный педагогический опыт посвящен проблеме формирования нравственных и патриотических качеств дошкольников. В ней представлена система работы ДОУ по формированию нравственно-патриотических качеств у дошкольников посредством реализации взаимодействия с социумом. Сотрудничество дошкольного учреждения с другими организациями приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы нравственного воспитания. В рамках такого сотрудничества дети знакомятся с основными историческими артефактами современной жизни города, его достопримечательностями. У них развивается потребность жить в высоконравственном обществе, согласно нормам социальной ответственности, национального самосознания. Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социумом создает условия для расширения кругозора дошкольников, т. к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает интерес и любознательность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Опыт работы по формированию нравственных и патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредствам реализации взаимодействия с социумом (социальными партнерами)»
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Академик Д. С. Лихачёв.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Представленный педагогический опыт посвящен проблеме формирования нравственных и патриотических качеств дошкольников. В ней представлена система работы ДОУ по формированию нравственно-патриотических качеств у дошкольников посредством реализации взаимодействия с социумом. Сотрудничество дошкольного учреждения с другими организациями приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы нравственного воспитания. В рамках такого сотрудничества дети знакомятся с основными историческими артефактами современной жизни города, его достопримечательностями. У них развивается потребность жить в высоконравственном обществе, согласно нормам социальной ответственности, национального самосознания. Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социумом создает условия для расширения кругозора дошкольников, т. к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает интерес и любознательность.
В процессе проведения тематической недели, посвященной нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ, педагоги обратили внимание на то, что дети имеют недостаточный уровень знаний о родном городе, стране, о народных традициях. Не все дети знают домашний адрес, место работы родителей, не говоря уже о достопримечательностях и символике нашей страны. Кроме этого у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличало эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
В соответствии с этим педагогами ДОУ была отмечена острая необходимость активации процесса воспитания нравственно- патриотических качеств у детей, потому что именно в детском возрасте закладываются усвоение социальных и моральных норм, жизненных ориентиров, система ценностей, формируется чувство любви к Родине. Такой формой воспитания нравственно- патриотических качеств детей было выбрано сотрудничество с социумом (социальными партнерами), которое помогает не только адаптироваться ребенку в окружающей среде, но и расширять его представление о мире вне стен дома и детского сада, дает возможность для, развития духовно-нравственных качеств. Поэтому главной целью практики стало создание условий, способствующих формированию нравственных и патриотических качеств у дошкольников посредствам реализации взаимодействия с социальными партнерами.
Задачи:
- формировать образовательную среду, направленную на решение задач духовно-нравственного воспитания;
- создавать условия для участия родителей в реализации практики с позиции активного партнёрства;
- объединять усилие семьи, педагогов и социальных партнёров по вопросам формирования у дошкольников нравственно-патриотических качеств;
- способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа;
- знакомить с основными историческими артефактами современной жизни города, его достопримечательностями;
- развивать потребность жить в высоконравственном обществе, согласно нормам социальной ответственности, национального самосознания;
- отслеживать динамику развития нравственных качеств дошкольников, согласно критериям и параметрам мониторинга.
Основная идея практики- создание системы комплексного взаимодействия, сотрудничества и сотворчества детей и взрослых через вовлечение всех субъектов в социально значимую деятельность для формирования нравственно- патриотических качеств старших дошкольников. Суть такого подхода заключается в том, что сотрудничество с социумом помогает ребёнку адаптироваться в окружающей среде, расширяет его представление о мире вне стен дома и детского сада, даёт возможность для развития духовно-нравственных качеств. Базовый принцип практики - активное включение дошкольников в практическую деятельность, способствующую их духовно-нравственному развитию в условиях культурного, национального, исторического наследия малой Родины и взаимодействия с социумом.
Партнерская деятельность с социальными партнерами осуществляется на основе договоров о сотрудничестве и в соответствии с планом взаимодействия с учетом доступности, соответствия возрастным возможностям детей и эмоциональной насыщенности. Такое взаимодействие обеспечивает живое общение, способствует установлению контакта с другими людьми, дети усваивают правила этикета, хорошие манеры, расширяют знания о людях, которые трудятся и любят свой родной край. Социальное партнерство создает благоприятные условия для творческого саморазвития всех участников образовательных отношений и способствует непрерывности системы духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Сотрудничество дошкольного учреждения с другими организациями приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы нравственного воспитания. В рамках такого сотрудничества дети знакомятся с основными историческими артефактами современной жизни города, его достопримечательностями. У них развивается потребность жить в высоконравственном обществе, согласно нормам социальной ответственности, национального самосознания. Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т. к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает интерес и любознательность. Установление прочных связей с социумом дает дополнительный импульс для нравственно - патриотического развития, обогащения личности ребенка, совершенствование конструктивных взаимоотношений с родителями. Воспитанию у детей нравственно- патриотических качеств через традиции, обогащению эмоциональных впечатлений, эстетических переживаний способствует сотрудничество с такими социальными партнерами как:
- Краеведческий музей. Музейные уроки знакомят дошкольников с историей родного края, традициями, культурой, обычаями, бытом, прикладным искусством и фольклором России. В ходе обзорных экскурсий, ребята посетили экспозиции: зал «Палеонтологии», где были представлены этапы развития ископаемых организмов, которые были найдены на территории района; «Живая природа». Здесь находится коллекция «Сибирских и тропических бабочек» из 196 экземпляров. Также представлена коллекция «Минералы и горные породы»; зал «Археологии» включает в себя материалы памятников различных исторических эпох, находящихся на территории Шарыповского района - от верхнего палеолита до культуры Енисейских кыргызов; зал «Воинской славы», в котором представлены подлинные предметы, принадлежащие солдатам, участвующим в Великой Отечественной войне. Также есть награды участников с фотографиями и биографиями; экспозиция «Этнография», которая создаёт представление о народном быте и культуре на территории города в конце XIX — начале XX веков. Здесь воссоздан интерьер крестьянской избы в сибирской деревне XIX века и зал «Истории КАТЭКа», который познакомил ребят с историей образования города Шарыпово, с последней Всесоюзной комсомольской ударной стройкой, с помощью предметов 70–80 годов XX века, которые использовались повсеместно.
- Городская библиотека им. Н.Носова. Сотрудничество ДОУ с городской библиотекой способствует формированию нравственно-патриотических качеств у детей. С детьми были проведены следующие мероприятия: тематические виртуальные экскурсии «Я шагаю по Красноярску», «Растительный и животный мир России. Красная книга Красноярского края»; краеведческий час «Сказание о Енисее и Ангаре», «Обряды и традиции русского народа»; квест- игры "Путешествие в космос: покорители звёздных далей", «Все профессии нужны - все профессии важны»; урок мужества «Страницы Великой Победы», в ходе которого дети узнали о тяготах военных лет, о солдатах, а также о пионерах-героях и их подвигах; обзорная экскурсия по библиотеки, в ходе которой дети познакомились с профессией библиотекаря и помещением, в котором он работает.
- Детская школа искусств. Мероприятия, которые проводились детской школой искусств в рамках сотрудничества с детским садом: концерт учащихся ДШИ в ДОУ, где дети познакомились с произведениями классической и народной музыки; экскурсия в ДШИ, где воспитанники ДОУ посмотрели выступление хореографического ансамбля «Звонкий каблучок», побывали в классе «Скульптуры и декоративно-прикладного искусства и композиции», где провел экскурсию преподавать, художник, палентолог, археолог и скульптору, почетный житель города Шарыпово- Сергей Анатольевич Краснолуцкий; мастер- класс для детей и родителей «Фигуры из гипса»; День открытых дверей для родителей и детей. Организация концертов, экскурсий направлена на приобщение детей к искусству как средству формирования нравственных ценностей. Искусство (музыка, живопись, литература) помогает развивать духовный мир ребенка, формировать нравственные представления и творческие способности, прививает умение сопереживать и чужому человеку через искусство.
- СОШ №1. Участие сотрудников ДОУ и семей воспитанников в социальной акция «Помоги пойти учиться»; дети ДОУ посетили школьный музей; посвящение воспитанников подготовительных групп в ряды патриотического движения «Орлята –дошколята»; экскурсия в школу «Путь первоклассника». Сотрудничество детского сада со школой важно для воспитания духовно-нравственных качеств дошкольников. Главной целью такого сотрудничества является обеспечение единой линии развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, воспитание думающего, нравственного, ответственного, инициативного и доброжелательного ребёнка.
Сотрудничество позволило обеспечить следующие результаты:
- Расширение кругозора. Дети узнают об окружающем мире, о родной природе и знаменитых земляках, развиваются мышление и речь;
- Формирование индивидуальных интересов и нравственных чувств. Воспитанники узнают об истории родного города, учатся чтить традиции, уважать старших, взаимодействовать с социумом;
- Развитие чувства ответственности и гордости. Дети знакомятся с символами государства, развивают чувства уважения к другим народам и их традициям;
- Воспитание уважения к труду взрослых. Дети обогащают знания о разных профессиях, посещают музеи, библиотеки и культурные места города;
- Успешная адаптация дошкольников в общество. Дети успешно осваивают навыки и нормы поведения, применяют полученные знания в добрых делах и поступках;
- Сплочение детско-родительского коллектива и социального окружения. Это способствует активному коммуникативному взаимодействию, приобретению нового социального опыта, росту профессионального мастерства педагогов и специалистов;
- Повышение качества образовательных услуг и уровня реализации стандартов дошкольного образования.
Так же для воспитания у детей отзывчивости, уважения, сострадания, доброжелательности, дети старших и подготовительных групп в рамках волонтерского движения принимают активное участие в социально значимых акциях: «Помоги пойти учиться», «День пожилого человека», «3П», «Посылка солдату», «Братья наши меньшие» и т.п. Для воспитания экологической культуры и сознания, привития бережного отношения к природе родного края так же проходят акции «Сдай батарейку- спаси ежика!», «Сдай макулатуру- спаси елочку!», «Покорми птиц зимой» и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации метода образовательных проектов в условиях введения ФГОС ДО»
Пояснительная записка к презентации опыта работы...

Конспект НОД : «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот...

Памятка "Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации иформационно-коммуникативных технологий в условиях ведения ФГОС ДО"
Сегодня нет необходимости обсуждать, нужно ли использование компьютера в системе образования. Современное общество активно создает информационную культуру, в которой уже живут наши дети.Детям интересн...

Конспект НОД в подготовительной группе. «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с историей родного города». Тема: «Люби и знай свой край».
Программное содержание:Образовательные: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством приобения их к истории народа, родного края...

Презентация «Формирование представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации проекта группы «Все работы хороши, выбирай на вкус!»
Как организовакть проект в группе по профориентации....

Игровой проект: "Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры"
В данном игровом проекте представлены методы и приёмы, способствующие обогащению содержания игровой деятельности дошкольников, активизации речи и формированию коммуникативных навыков....

Обобщение опыта «Воспитание нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками»
Одной из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к окружающим народам. Данную задачу воспитания можно решить с помощь...
