ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ДОУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ.
статья на тему

Васильченко Наталья Михайловна

Данная статья посвящена организации коррекционно-образовательной работы в коррекционном ДОУ для детей с ОВЗ. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_korrektsionnoy_raboty_v_spetsialnom.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ДОУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ.

В данное время происходит переосмысление и продуманность содержания коррекционной работы в соответствии с новым утвержденным Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), который учитывает образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста.

Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. На сегодняшний день в научных исследованиях убедительно показано и подтверждено практикой, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребёнка имеются в период раннего и дошкольного детства, т. к. в этот период психика наиболее пластична.

Сложность психологической структуры задержки психического развития в дошкольном возрасте обусловливает широту спектра задач коррекционной работы с детьми. Эффективность системы коррекционно-педагогического воздействия во многом зависит от четкой организации жизни и деятельности детей в период их пребывания в детском саду. Следует помнить о значительной нервно-психической нагрузке, которую желательно равномерно распределить в течение дня. Необходима преемственность в работе всех педагогов, работающих с детьми.

Основной целью специального (коррекционного) детского сада для детей с ОВЗ является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление. Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

Организация деятельности специального (коррекционного) детского сада для детей с ОВЗ определяется особенностями развития данной категории детей и основными принципами построения коррекционно-образовательной работы в специальном детском саду. Приоритетным направлением в работе детского сада компенсирующего вида становится оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ. Одновременно с этим, коллектив детского сада решает и свои традиционные задачи: развитие детей, дошкольное воспитание и образование. Режим дня и сетка основных видов деятельности специалистов и воспитателя строятся с учетом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей детей группы, а также решаемых задач коррекционно-развивающего обучения. Дети с ОВЗ не могут овладеть учебным материалом на фронтальных занятиях. Поэтому группа делится на две подгруппы с учетом уровня психического развития и сформированности запаса знаний.

Детей, слабо усваивающих программу, отличающихся резким снижением работоспособности, не включают в подгруппы и на начальных этапах обучения работают с ними индивидуально.

Специалисты проводят с детьми организованную деятельность по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, обучению грамоте и формированию элементарных математических представлений. Воспитатель и специалист проводят организованную деятельность параллельно. Специалисты проводят индивидуальную работу с детьми, а остальные дети с воспитателем находятся на прогулке до подготовки к обеду.

Воспитатель в вечерний отрезок времени осуществляет индивидуальную работу по заданиям учителя - дефектолога: работает над развитием внимания, памяти, восприятия, мышления, фонематического слуха, а также закрепляет умения и навыки детей, связанные с усвоением учебной программы. Учебное содержание включает разнообразные формы: игры, досуги, двигательные упражнения...

Ориентируясь на современную концепцию коррекционно-развивающего обучения, в структуру коррекционно-педагогического процесса в специальном детском саду входят следующие блоки:

I - диагностический,
II - физкультурно-оздоровительный,
III - воспитательно-образовательный,
IV - коррекционно-развивающий,
V - социально-педагогический.

Каждый из перечисленных блоков имеет свои цели, задачи, содержание, которые реализуются с опорой на основные линии развития ребенка.

Диагностика – выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и как средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающегося воздействия.

Реализация задач коррекционно-развивающего блока, практически пронизывают все разделы физкультурно-оздоровительного, образовательно-воспитательного и социально-педагогического блока. Отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе данных диагностики.

В рамках воспитательно-образовательного блока реализуются педагогические задачи, которые согласуются с линиями развития дошкольника. Задачи воспитательно-образовательного блока реализуются посредством создания специальных условий, НОД в рамках учебного плана, организации основных видов деятельности дошкольников, через режимные моменты.

При проектировании коррекционно-воспитательного процесса педагогический коллектив должен действовать в нескольких направлениях.
Во-первых, необходимо создать необходимые условия:
- создать специальную развивающую среду, подобрать оборудование и игрушки (они должны отвечать требованиям безопасности и эстетики, иметь коррекционно-развивающую направленность).
- привлечь (а при необходимости обучить) к работе в коррекционном детском саду педагогов, компетентных в проблеме ОВЗ.
- подобрать методические материалы, обеспечивающие задачи диагностики и реализации основных направлений работы согласно "Адаптированной образовательной программе" специального детского сада. Сюда входят программы, перспективные планы, учебно-методические пособия, нормативные документы, методики, рабочая и отчетная документация и др.
Во-вторых, должны быть разработаны основные нормативные документы детского сада, в которых отражается организация жизнедеятельности детей, их воспитание и обучение:
-
Специальный "Режим дня".
- "Двигательный режим".
-
"Учебный план".
- "Сетка основных видов деятельности".
Эти документы регламентируют деятельность педагогов, так как в них отражаются основные нормативы по организации жизнедеятельности детей и проведению учебно-воспитательного процесса. Реализация основных нормативов осуществляется через создание оптимального баланса различных видов деятельности, умственной и двигательной нагрузки.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ строится на основе теории интеграции образования, личностно ориентированного подхода, на принципах соблюдения интересов ребёнка, системности, непрерывности, рекомендательного характера оказания помощи.

Правильно организованная система коррекционной работы, высокая профессиональная компетентность педагогов и специалистов ДОУ, современная предметно – развивающая среда способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка с ОВЗ.

Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор приемов и методов коррекции, адекватных возрасту и структуре дефекта ребенка. Своевременность принятых мер, взаимодействие всех сотрудников ДОУ обеспечивают эффективность и стабильность результатов, положительную динамику в речевом и интеллектуальном развитии детей с ОВЗ.

Литература:

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
  2. Власова, Т. А. Актуальные проблемы клинического изучения ЗПР у детей [Текст] // Дефектология. - 2005. - № 6.
  3. Митенкова Т. В. Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками [Текст] / Т. В. Митенкова, Л. К. Анищенко, С. А. Шевелёва // Молодой ученый. — 2015. — №22.
  4. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / Под ред. К. С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1982.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и значение начального этапа коррекционной работы. Логопедическая работа с безречевыми детьми.

Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражан...

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997

Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной цель...

Единые требования к коррекционно-развивающим программам для воспитанников общеобразовательных, санаторных, специальных (коррекционных) школ-интернатов и детских домов.

Единые требования к коррекционно-развивающим программам для воспитанников общеобразовательных, санаторных, специальных (коррекционных) школ-интернатов и детских домов....

Методика "Коррекционно-развивающей работы при работе с обучающимися (воспитанниками) с ОВЗ"

Методика "Коррекционно-развивающей работы при работе с обучающимися (воспитанниками) с ОВЗ"Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению обра...

«Особенности взаимодействия специалистов и логопедов в коррекционной работе.Направления коррекционной работы».

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности...

«Особенности организации учебно-воспитательной и коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения»

Хрусталик глаза представляет собой прозрачную структуру внутри глазного яблока, он расположен сразу же за радужной оболочкой глаза. У хрусталика всего лишь одна функция фокусировать лучи света на...