Главные вкладки

    Мастер-класс для педагогов "Скажем здоровью - Да!"
    методическая разработка на тему

    Кузнецова Татьяна Олеговна

    Мастер-класс по сохранению здоровья педагов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master_klass.docx45.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАСТЕР-КЛАСС «СКАЖЕМ ЗДОРОВЬЮ – ДА!»

    Цель: сохранение и укрепление здоровья педагога

    Задачи:

    • формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности;
    • устранение негативных факторов образовательного процесса, отрицательно влияющих на здоровье;
    • профилактика профессионального выгорания.

    Участники: педагоги.

    Ход мероприятия:

    Ведущая: Здравствуйте!  Это слово мы слышим с рождения. С него начинается каждый день. Здравствуйте, на первый взгляд, это самое обыкновенное слово. Но в нём всё: и свет улыбки, и радость встречи, и пожелания здоровья. Говоря: «Здравствуйте», мы желаем человеку быть крепким, сильным, здоровым. Так давайте поприветствуем друг друга. Скажем вежливо друг другу «Здравствуйте».

    Упражнение «Поздороваемся»

    Описание упражнения: Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т.е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача: поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

    Психологический смысл упражнения: Разминка. Установление контакта между участниками. Рукопожатие – это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами – это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.

    Ведущая: «Здравствуй! »- лучшее из слов - Означает: «Будь здоров». А что же такое – здоровье. – Попробуйте дать определение здоровью .На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.

    З

    Д

    О

    Р

    О

    В

    Ь

    Е

    Задор

    Движение

    Оптимизм, образ жизни

    Радость

    Образованность

    Восторг

    -----------

    Единство души и тела

    Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

    Ведущая: что нужно делать, чтобы быть здоровым?  Отгадайте  загадки.

    *Никогда не унываю, И улыбка на лице,
    Потому что принимаю, Витамины…
    (А, В, С)

    *Чтобы не был хилым, вялым, Не лежал под одеялом,
    Не хворал и был в порядке, Делай каждый день…
    (Зарядку)

    *Болеть мне некогда друзья, В футбол, хоккей играю я.
    И я собою очень горд, Что дарит мне здоровье…
    (Спорт)

    *Позабудь ты про компьютер. Беги на улицу гулять.
    Людям всем полезно очень, Свежим воздухом…
    (Дышать)

    *Наши лучшие друзья ….(солнце, воздух и вода)

    * Необходимо приложить старания, следить за правильным…(питанием).

    * Крепла чтоб мускулатура, всем нужна нам…(физкультура)

    - Чтобы  быть здоровым, необходимо подружиться с физкультурой и спортом, вести здоровый образ жизни, дышать чистым воздухом и питаться здоровой пищей.

    Купить можно много: Игрушку, компьютер,
    Смешного бульдога, Стремительный скутер,
    Коралловый остров (Хоть это и сложно),
    Но только здоровье, Купить невозможно.
    Оно нам по жизни, Всегда пригодится.
    Заботливо надо, К нему относиться.

    Ведущая: Педагогам необходимо помнить, что они входят в группу риска по различным профзаболеваниям. Вы часто вынуждены находиться в статической позе. Из за этого уменьшается подвижность суставов, нарушается поступление кислорода к внутренним органам и головному мозгу. Всё это может спровоцировать различные заболевания. Основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:  миопия (близорукость), ларингит, синдром хронической усталости, гиподинамия,  остеохондроз.

    Как быть, как помочь себе? Необходимо каждый день уделять себе внимание по несколько минут и делать упражнения.

    Профилактика усталости глаз.

    ВЕСЕЛАЯ НЕДЕЛЬКА

    Всю неделю по — порядку, Глазки делают зарядку.
    В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся,
    Вниз посмотрят на траву, И обратно в высоту.
    (поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна)

    Во вторник часики глаза, Водят взгляд туда – сюда,
    Ходят влево, ходят вправо, Не устанут никогда.
    (повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна)

    В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем.
    Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать.
    Жмуримся и открываем, Так игру мы продолжаем.
    (плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки)

    По четвергам мы смотрим вдаль, На это времени не жаль,
    Что вблизи и что вдали, Глазки рассмотреть должны.
    (смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку)

    В пятницу мы не зевали, Глаза по кругу побежали.
    Остановка, и опять, В другую сторону бежать.
    (поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх)

    Хоть в субботу выходной, Мы не ленимся с тобой.
    Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки.
    (посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый)

    В воскресенье будем спать, А потом пойдём гулять,
    Чтобы глазки закалялись, Нужно воздухом дышать.
    (закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот )

    Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя!
    Дыхательная гимнастика.

    Медленное и глубокое дыхание – понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации.

    Частое дыхание, наоборот, обеспечивает  высокий  уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряжённость.

    То есть, изменяя ритмику дыхания можно из расслабленного спокойного состояния перейти в более активное, бодрое.

    Предлагаю вам поработать с дыханием. Начнём…

    «Радуга, обними меня»

    Цель: та же.

    И.п.: стоя или в движении.

    1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
    2. Задержать дыхание на 3-4 с.
    3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо.

    Повторить 3-4 раза.

    Дышим тихо, спокойно и плавно»

    Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

    И.п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

    Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

    Звуковая гимнастика

     Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые влияют на наше самочувствие.

    Звук «О» - воздействует на сердце, легкие.

    Звук «Я», «М» - воздействует на работу всего организма.

    Звук «ХА» - помогает повысить настроение.

    «Голосовая разрядка» - сделать выдох, затем медленный глубокий вдох и задержать дыхание. На выдохе издать резкий звук «Ух!»

    Профилактика остеохондроза.

    Гимнастика для шейного отдела позвоночника.

    1. Подбородок опустите к шее. Поверните голову сначала 5 раз вправо, а затем 5 раз влево.

    2. Чуть-чуть приподнимите подбородок. Опять поверните голову вправо 5 раз, потом влево 5 раз.

    3. Наклоните голову вправо, пытаясь достать ухом плечо — 5 раз, затем влево 5 раз. Усложнение: голову запрокиньте назад. Постарайтесь правым ухом коснуться правого плеча. То же самое в другую сторону. Повторить по 5 раз в каждую сторону.

    4. Голова прямо. Опустить голову вниз, стараясь по возможности прижать подбородок к груди. Усложнение: преодолевая сопротивление напряженных мышц шеи, прижать подбородок к яремной ямке. Макушка головы при этом тянется вверх.

    5. Запрокинуть голову назад, одновременно вытягивая подбородок.

    6. Надавите лбом на ладонь и напрягите мышцы шеи. Упражнение выполните 3 раза по 7 секунд.

    7. Напрягая мышцы шеи, надавите левым виском на левую ладонь (3 раза по 7 секунд). А теперь правым виском надавите на правую ладонь (3 раза по 7 секунд).

    8. Подбородок прямо, руки на затылок. Надавить затылком на руки 3 раза по 7 секунд.

    9. Руки, соединенные в пальцах, подвести под подбородок. Надавить подбородком на руки 3 раза по 7 секунд.

    10. Оказывая сопротивление прижатой к височной области ладонью в течение 20 секунд, совершайте поворот головы вправо. Расслабьте мышцы шеи. Поменяйте руку и повторите то же самое в левую сторону.

    11. Поднимайте плечи, на сколько, это возможно и удерживайте в таком положении.

    12. Промассируйте самостоятельно или с чьей-либо помощью область между костью затылка и его мягкой частью, где находятся мышцы. Воздействие должно быть достаточно сильным в течение 3-4 минут.

    13. Промассируйте  или разотрите кончиками пальцев верхний и внутренний участок лопатки – место прикрепления мощной мышцы шеи, поднимающей лопатку в течение 3-4 минут.

    Пальчиковый массаж. Помочь организму сопротивляться болезням, почувствовать себя бодрым и полным сил, расслабиться и снять симптомы утомления может пальчиковый массаж. Каждый палец отвечает за работу определённого органа в нашем организме. Большой палец – стимулирует деятельность головного мозга; Указательный – улучшает работу желудка; Средний – кишечник и позвоночник;  Безымянный – улучшает работу печени;                                                               Мизинец – помогает работе сердца.

    Массируются  пальцы каждый отдельно  по направлению к его основанию по тыльной, ладонной  и  боковой поверхностям. Начинаем массаж с поглаживания, затем растирание, следующий приём - разминание и заканчиваем снова поглаживанием.

    Антистрессовая гимнастика или упражнения на снятие психомышечного напряжения.

    Упражнение "Гора с плеч". Выполняется стоя или сидя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. 

    Упражнение "Замок". Исходное положение – сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, сомкнуты в "замок". Вдох – поднять руки в "замке" над головой, ладонями вперед.  Задержать на 2–3 с дыхание, сделать резкий выдох через рот, руки падают на колени. 

    Несколько раз приподнимите и опустите плечи, а затем, чтобы избавиться от ощущения «зажатых» плеч и застывшей шеи, повращайте ими.

    Ненадолго присядьте, закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов.

    Посмотрите вверх и протяните руки, стараясь «достать до неба» - сначала одной рукой, затем другой, и обеими вместе.

    Потрите голову и ощупайте всю ее подушечками пальцев.

    Потяните себя за волосы. Затем опустите руки – уф-фы!

    Зажмурьте глаза, а потом широко раскройте. Повторите несколько раз.

    Календарь радости”.

    Психика нуждается в энергии, как и все живое. Без соответствующей пищи наша душа “голодает”. Душу нужно питать так же заботливо, как и тело, “покупать” для нее “продукты” — хорошие впечатления, внимание, свежий воздух и многое другое. Сегодня мы сделаем первый шаг на свою “душевную кухню” — научимся “готовить” РАДОСТЬ. В жизни каждый день случаются прекрасные и счастливые минуты, встречаются добрые люди, совершаются благородные поступки. Человек, который чувствует все это, спокоен и уверен, У него все получается. Его все любят. Но мы обычно поступаем наоборот: чаще замечаем тревожное и грустное, раскрываемся навстречу плохим чувствам и подавляем добрые. Из-за этого портится настроение, происходят ссоры и неудачи. Чтобы стать счастливым, надо увидеть светлые стороны своей души, почувствовать гармонию жизни. В этом нам поможет “Календарь радости”. Открой чистую тетрадь и попытайся вспомнить все радостное, что произошло за сегодняшний день. Это может быть новая мысль, посетившая вас, или ласковое слово, которое вы услышали или сказали, а может быть, маленькая удача, или музыка, или мечта! Это будет первым шагом в вашем календаре радости, который поможет вам быть радостными и счастливыми.

    Рефлексия: составление кластера

    Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Это способ систематизации информации, который используется на разных этапах работы. (После прослушивания лекции, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения, доклада и т.д.)

    Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

    http://festival.1september.ru/articles/638530/img1.gif

    Упражнение “Чемодан пожеланий”. Участникам мастер – класса предлагается высказать пожелания всем. Эти пожелания должны быть связаны с профессиональной деятельностью и могут быть адресованы конкретному человеку

    Ведущая:  закончить свой мастер-класс хочется словами Сократа: «Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам».

    Не надейся на Бога

    И не верь чудесам,

    Есть одна лишь подмога:

    Помоги себе сам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер - класс для педагогов "В здоровом теле - здоровый дух"

    Цель: Развивать чувство коллективизма, чувство единства, сплоченности, формировать у воспитателей ответственность за свое здоровье, мотивацию на здоровый образ жизни даётся домашнее задание воспитател...

    Мастер-класс для родителей "В здоровом теле-здоровый дух" Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

    Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые, поэтому забота о здоровье ребенка и взрослого человека занимает во всем мире  приоритетные позиции.Забота о...

    Мастер-класс для родителей "В здоровом теле-здоровый дух" Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

    Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые, поэтому забота о здоровье ребенка и взрослого человека занимает во всем мире  приоритетные позиции.Забота о...

    Мастер-класс для родителей "В здоровом теле-здоровый дух" Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

    Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые, поэтому забота о здоровье ребенка и взрослого человека занимает во всем мире  приоритетные позиции.Забота о...

    Мастер-класс по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников "Быть здоровыми хотим!"

    В современном мире такие понятия как "здоровьесберегающие технологии" и "формирование здорового и безопасного образа жизни"  прочно входят в жизнь каждого человека, а также в образовательный проц...

    Мастер-класс для педагогов ДОУ "Здоровый педагог – здоровый ребенок"

    Симптом "неадекватного избирательного эмоционального реагирования", несомненный признак "выгорания", когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: ...