Мастер-класс для воспитателей. Уроки творчества. «Путешествие в мир сказок»
консультация на тему

Репухова Татьяна Сергеевна

Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах использования сказкотерапии в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.odt26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей.

Уроки творчества. «Путешествие в мир сказок»

Цель: повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах использования метода сказкотерапии в образовательном процессе ДОУ.

Задачи:

1. Обучить воспитателей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью укрепления его психологического здоровья и развития творческих способностей;

2. сплочение коллектива;

3. установление эмоциональной благоприятной обстановки в педагогической среде дошкольного учреждения.

I часть (теоретическая)

        Развитие творческого потенциала личности ребенка является одной из приоритетных задач современного образования. Однако педагогу не предоставляется возможности присмотреться к детской индивидуальности и развить ее в должной степени по причине увеличения количества детей в группах и др. В связи с этим возникает потребность в использовании эффективных методов и средств развития творческих способностей детей, рассчитанных на большую аудиторию участников.

        С чего же начинается развитие творческой личности? С народных потешек, прибауток, стихотворений и, конечно же, сказок. Дошкольный возраст, как утверждают психологи, - это возраст сказки. Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. «В некотором царстве в некотором государстве» или «В те далекие времена, когда животные умели разговаривать» и ребенок уже покидает реальный мир, и уносится в мир своих фантазий стимулируемых сказкой.

        Ореол тайны и волшебства – это качество свойственное всем сказкам. Волшебная сказка, как живой организм – в нем все дышит и в любой момент может ожить и заговорить. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Читая или слушая сказку, ребенок «вживается» в повествование. Он идентифицирует себя с главными героями, при этом развивается способность ребенка децентрироваться - вставать на место другого. Ведь именно эта способность человека почувствовать нечто, что отличается от него самого, позволяет ему ощутить многогранность мира и свое единство с ним. Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

        В научно - педагогической литературе сказкотерапия - это забота об эмоциональном и психологическом здоровье личности средствами народнопоэтических произведений (т. е. сказами).

        Цель метода сказкотерапии - активизация творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

Развитие творческой личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней, путешествуя по сказочным дорогам, переживая удивительные приключения и превращения, встречаясь со сказочными существами.

II часть (практическая)

Задание 1. Назовите творческие методы работы по сказкам, которые широко и разнопланово позволяют использовать полюбившиеся детям тексты.

Примерные варианты ответов:

Знакомые сказки в новых обстоятельствах

Коллаж из сказок

Сказка от разных форм малого фольклора (стишков, загадок, потешек, кричалок и пр.)

Сказка от странных историй

Сказка от фантастических явлений

Случайные сказки

Сказка о бытовых предметах

Сказка от «живых» капель и клякс

Сказка о чудовищах

Сказка по смешанным образам

Сказка продолжается

Изменение ситуации в знакомых сказках

Перевирание сказки

Сказка по – новому

Бином фантазии

Эксперименты в сказках

Цветные сказки

Семейная сказка

Сериал в сказке

Сказки о любимых игрушках

Из сказки убежали все глаголы (существительные)

Моделирование сказок

Сказки к волшебным рисункам

По следам к сказке

Гороскоп и сказки

Сказки про самого себя и др.

Задание 2.

        Сказка – шумелка (автор Е. Железнова). Звукоподражание посредством использования музыкальных и шумовых инструментов  способствует развитию творческой фантазии, а совместное музицирование и игровая деятельность формирует навыки сотрудничества и сотворчества.

Примечание: игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах. Если позволяет количество участников можно разделиться на две команды. Задание для команд: исполнить сказку - шумелку лучше команды соперников.

Мышиная история.

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

(стучим пальчиками по барабану или коробке).

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки

(ударяем палочкой по металлофону).

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок (ударяем по треугольнику или подвешенной ложке) .

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

Они грызли орешки (используем деревянные ложки),

грызли зёрнышки (проводим палочкой по деревянной расчёске) и устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки (шуршим пакетом или бумагой). Особенно они любили лакомиться сладкими корешками (проводим палочкой по гафрированному картону). А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер (дуем в бутылку) .

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.

Заяц в лесу.

        Жил-был заяц - трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах! (шуршим пакетом или бумагой).

Испугался заяц и бежать (стучим пальчиками по барабану или коробке). Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит! (используем деревянные ложки). Бросился заяц бежать (стучим пальчиками по барабану или коробке). Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает (натягиваем руками ткань). Побежал заяц из леса к речке (стучим пальчиками по барабану или коробке). А на берегу лягушки сидели. Увидели они зайца - и скок в воду (проводим палочкой по ксилофону или стучим ладошками по коленям). Тут заяц остановился и говорит: - А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся! Сказал так, и смело поскакал обратно в лес (стучим пальчиками по барабану или коробке) .

Список литературы:

1. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Игры в сказкотерапии. - СПб. : Речь, 2006. - 208 с.

2. Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. Планета чудес. Развивающая сказкотерапия для детей. - Спб. : Речь; М. : Сфера, 2008. – 221 с.

3. Котко А. Н. Содержание и технологии проведения семинарских занятий с педагогами: Пособие для руководителей дошк. учреждений в 3-х частях. – Мозырь: ООО Белый ветер, 2003. – 116 с.

4. Ребенок в мире сказок/ сост. О. П. Власенько. - Волгоград: Учитель, 2009 - 441 с.

5. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио; М. : ООО АСТ, 2000.- 464 с.

6. Шорыгина Т. А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. - М. : Книголюб, 2006.- 136 с. (Развивающая сказка для детей) .

7.http://www.m-w-m.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: "Сочинение c детьми старшего дошкольного возраста сказок с использованием технологий развития связной речи дошкольников Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. и метода работы со сказкой Фесюковой Л.Б."

Мастер-класс был показан на ежегодной августовской конференции работников образования в 2015 - 2016 учебном году. Презентация иллюстрирует теоретическую часть....

Конспект мастер-класса для воспитателей по нетрадиционной технике рисования «Лес полон сказок и чудес»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга      Конспект мастер-класса дл...

Мастер - класс для родителей «Игры пальчиками по мотивам русских народных сказок».

Мастер -  класс для родителей«Игры  пальчиками по мотивам русских народных сказок».Цели:...

Мастер-класс «Развитие речи и приобщение к художественной литературе посредством сказок»

Цель: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приемами по созданию условий для развития речи детей....

Мастер-класс «Тико-мастера» (развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через Тико-моделирование)

Меня зовут Татьяна Николаевна , я воспитатель детского сада №10 «Золотой улей» .Сегодня мне бы хотелось поделиться опытом работы нашего ДОУ по внедрению и использованию ТИКО конструктора с...

Мастер- класс с родителями по художественному творчеству «Путешествие на поляну цветов"

Очень часто мы   слышим слова «Я не умею рисовать». Оказывается даже человек не имеющий художественных навыков может  создать шедевр....