Главные вкладки

    Мастер-класс «Развитие речи и приобщение к художественной литературе посредством сказок»
    материал (старшая группа)

    Козина Татьяна Геннадьевна

    Цель: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приемами по созданию условий для развития речи детей.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс «Развитие речи и приобщение к художественной литературе посредством сказок»


    Мастер-класс для педагогов «Развитие речи и приобщение к художественной литературе посредством сказок»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №28 г.Кузнецк  

    воспитатель

    Козина Т.Г.

    Цель: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приемами по созданию условий для развития речи детей.

    Уважаемые педагоги, сегодня стоит проблема сохранения интереса к книге. Причины: отсутствие времени у родителей и желания, почитать детям;

    Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на детей, ослабила интерес к книге. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии детей, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка

    В соответствии с ФГОС одним из направлений в развитии детей является приобщение к художественной литературе, цель этого направления состоит в том, чтобы развивать интерес и любовь к чтению; развивать литературную речь, желание и умение слушать художественные произведения,

    Особую роль в этом играет чтение сказокСказка – одно из важнейших литературных жанров, с которым ребенок знакомится в детском саду.

    Я надеюсь, что процесс будет двусторонним и вы будете активными участниками сегодняшнего мастер-класса.

    Как все догадались -мастер-класс будет проходить в форме монолога и диалога,

    В ходе работы при ознакомлении детей с художественной литературой использую различные методы. Сегодня хочу вас познакомить с несколькими приёмами трёх методов.

    Наглядный метод: приёмы-

    - показ иллюстраций, картин, игрушек,

    - элементы инсценировки,

    - просмотр видеофильмов,

    - оформление выставок: .

    а) Тематических

    б) об одном герое из разных произведений (о волке)

    Словесный метод: приёмы-

    - чтение произведений с просмотром иллюстраций

    - вопросы по содержанию произведений,

    пересказ произведений,

    - заучивание наизусть,

    - беседа по произведению,

    - прослушивание аудиозаписей.

    Игровые методы ; приемы-

    - элементы инсценировки,

    - игры-драматизации,

    - дидактические игры,

    - театрализованные игры,

    - использование разных видов театра,

    игровая деятельность.

    Вот один из приемов,используемый в работе с детьми на закрепление знаний сказок, называется

    1.«Предметы из сказки».

    Назовите сказки в которых есть предметы и герои.

    яйцо — курочка Ряба, Про Кощея Бессмертного, Гадкий утёнок,

    яблоко — Сказка о мёртвой царевнеСказка о молодильных яблоках и живой воде, Гуси — лебеди,

    кот — Кот в сапогах, Бременские музыканты,

    цифра три — Три медведя, Три поросёнка,

    Царевна — лягушка — три брата, лягушка –путешественница, Дюймовочка, Теремок.

    Следующий прием:

    2. Сказочные герои своими руками:

    3. Шкатулки –сувениры: отгадай на слух

    4. Волшебные и сказочные слова:

    --Какие волшебные слова говорили сказочные герои

    Емеля в Р. Н. С. «По щучьем велению).?По щучьему велению, по моем хотению.

    --(Иванушка- дурачок в Р. Н. С. «Сивка- Бурка») Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мною, как лист перед травою. .в).

    --(Али-Баба, арабская сказка «Али-баба и сорок разбойников).Сим- сим, открой дверь!

    --(Женя из сказки Катаева «Цветик-семицветик»).Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг…

    --Какие слова -заклинания говорила девочка из сказки братьев Гримм «Горшочек каши»Раз, два, три. Горшочек вари!

    --«Избушка, избушка на курьих ножках, встань к лесу задом ко мне передом»

    --А ну, двое из ларца одинаковых с лица…» («Вовка в тридесятом царстве»)

    --крабле- бумс! (Е. Шварц «Снежная Королева»)

    -- Крекс, пекс, фекс. -как называется сказка с этим заклинанием?

    (А. Толстой «Золотой ключик. или приключения Буратино»).

    --«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!» («Заюшкина избушка»сказка)

    --«Катись, катись, яблочко по серебряному блюдечку, покажи ты мне на блюдечке города и поля, и леса и моря, и гор высоту, и небес красоту» (»Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке". Русская народная)

    --«Вижу, вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке!»( «Маша и медведь»)

    --«Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях» А. Пушкин)

    --«Ты катись, катись колечко на весеннее крылечко, в летние сени, в теремок осенний, да по зимнему ковру к новогоднему костру!» («Двенадцать месяцев», перевод С. Я. Маршака

    --«Трах-тибидох» (Старик Хоттабыч)

    Заключение: Рефлексия,

    Ув. Коллеги! Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности.

    В материалах сказок есть необходимое обоснование возможности развития воображения и эмоциональной сферы дошкольника. В заключении хочу отметить, что приобщениедошкольников к истокам народной культуры влияет не только на духовную сферу ребёнка, наполняет жизнь яркими красочными впечатлениями от встречи с народной песнейсказкой, красивыми предметами народно- прикладного искусства. Сказка- источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности, проявлять любовь к малой родине, к своей семье. Сказки помогают обогащать ребёнка эмоциями, развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к логическим суждениям, чувство сопереживания и приходить на взаимовыручке к друг другу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс «Развитие речи и приобщение к художественной литературе дошкольников"

    Данный мастер-класс для педагогов ДО.Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов и обмен опытом по развитию речи дошкольников.     Задачи:...

    Мастер-класс «Развитие речи и приобщения к художественной литературе дошкольников».

    Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по развитию речи дошкольников....

    Мастер-класс "Развитие речи и приобщение к художественной литературе дошкольников"

    Мастер-класс для воспитателей "Развитие речи и приобщение к художественной литературе дошкольников"...