Мастер-класс "Развитие речи и приобщение к художественной литературе дошкольников"
материал

Бастрыгина Евгения Павловна

Мастер-класс для воспитателей "Развитие речи и приобщение к художественной литературе дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx57.44 КБ
Файл broshchyura.docx31.13 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.49 МБ
Файл blank.docx13.98 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ ЦРР – детский сад №10 г. Россошь 

 

 

 Мастер-класс

Тема:

Развитие речи

и приобщение к художественной литературе дошкольников

 

 

Подготовила: Бастрыгина Е.П. 

учитель-логопед

 

Россошь 2019


Тема: «Развитие речи и приобщения к художественной литературе дошкольников»

Цель: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по развитию речи дошкольников,

Задачи:

1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.

2. Повысить у воспитателей компетентность в области развития речи дошкольников.

3. Развивать личностные профессиональные качества педагогов, умение работать  в коллективе.

Организационный момент:

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами обсудим проблему развития речи у детей и приобщения детей к художественной литературе; обоснуем наши позиции, поделимся практическими находками.

Приглашаем Вас на деловую игру. Но прежде хочу представить членов жюри, которые будут следить за правильностью выполнения заданий, в конце деловой игры подведут итог: насколько методически педагоги подготовлены в области речевого развития дошкольников.

(представить членов жюри)

В мешочке разноцветные шары, педагоги берут по одному шарику и таким образом по цвету шаров делятся на две команды. Жюри оценивает правильность ответов.

Итак, мы начинаем, первая часть игры - теоретическая: я задаю вопросы, вы отвечаете, жюри оценивает каждый правильный ответ по пятибалльной системе.

Теоретическая часть.

  1. За 1 минуту придумать название команды и девиз.
  2. Разминка:
  1. Команды  быстро односложно («Да» или «Нет») отвечают на вопросы ведущего.
  • Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
  • Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря.  (Нет.)
  • Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
  • Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)
  • Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)
  • Детей 5 лет нельзя учить произносить  буквы.  (Да. Произносятся звуки.)
  • Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. (Да)
  • Формирование звуковой культуры речи  относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя.  (Нет)

  1. В каких видах деятельности развивается речь ребенка? (команды отвечают по очереди): СЛ.
  • - Д/игры;
  • - С-р игры;
  • - Режимные моменты;
  • - Прогулки;
  • -НОД.

  1. Назовите основные требования к оформлению книжных уголков (отвечают команды по очереди): СЛ.
    - рациональное размещение в группе, 
    - соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы, 
    - соответствие интересам детей, 
    - постоянная сменяемость, 
    - эстетическое оформление,
    - востребованность.
  2. Вопросы для команды с зелеными шарами:
  1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.

Задачи РР: СЛ.

1) воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т.д.);

2) развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т.д.);

3) формирование грамматического строя речи (синтаксической, морфологической стороны речи - способов словообразования);

4) развитие связной речи (центральная задача) – реализуется основная функция языка – коммуникативная (общение), формирование представления о разных типах текста – описании, повествовании, рассуждении;

5) подготовка к обучению грамоте (звуковой анализ слова, подготовка к письму);

6) ознакомление с художественной литературой (как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге).

2. Что такое диалог? СЛ.

Диалог — это разговор двух и более людей. А еще диалогом называют литературное произведение в форме разговора.

3. Как называется образное, краткое изречение, метко отражающее какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер (поговорка) СЛ.

4. Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)  СЛ.

Вопросы для команды с красными шарами:

1. Что мы понимаем под развитием речи дошкольника ?СЛ.

Развитие речи дошкольника – работа над всеми сторонами речи.

2. Что такое монолог? СЛ.

Монолог — (от греч. monos — один и logos — речь) — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.

3. Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания  с выводом-моралью (басня). СЛ.

4. Как называется краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл (пословица). СЛ.

5. Мы с вами знаем, что существуют 3 метода ознакомления детей с литературой (словесный, практический и наглядный) и вам необходимо подобрать к каждому из них  приемы. Команды вытягивают билет и выставляют на магнитной доске приемы, соответствующие каждому методу. СЛ.
Словесный 

Чтение произведение 
Вопросы к детям по содержанию произведений 
Пересказ произведения 
Заучивание наизусть 
Выразительное чтение 
Беседа по произведению 
Прослушивание аудиозаписи 

Практический 

Элементы инсценировки 
Игры-драматизации 
Дидактические игры 
Театрализованные игры 

Игровая деятельность 


Наглядный 

Показ иллюстраций, картинок, игрушек 
Элементы инсценировки 
Схемы 
Алгоритмы 
Просмотр видеофильмов, диафильмов 
Оформление выставки

Практическая часть. 

  1. Покажите сценку – пантомиму одной из предложенных сказок от начала и до конца так, чтобы команда противников могла узнать ее. На подготовку 2 минуты.
  • Для первой команды: «Теремок»
  • Для второй команды: «Колобок» 

  1. Игра «Расскажи сказку по-другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды.

Образец:

сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

Задание для группы №1.

  • «Рукавичка» от лица рукавички

Задание для группы №2.

  • «Три медведя» Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча.
  1.  Скороговорки

Участники должны произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро.

  • Для первой команды: «Вёз корабль карамель, налетел корабль не мель, и матросы три недели карамель на мели ели». СЛ.
  • Для второй команды: «Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз». СЛ.
  1. «Времена года».

Из конверта участники команд достают пейзажные картинки. На них изображены зима, лето, весна, осень. Команда должна вспомнить отрывок стихотворения о каждом времени года, кто больше.

  1. Кроссворд «Литературная страница»

Решить кроссворд за определенное время. Каждой команде дается лист с кроссвордом. Жюри засекает время и подсчитывает баллы. 

1 команда:

1. Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)

2. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной
сказке «Теремок». 
(«Рукавичка».)

3. Автор сказки «Гадкий утенок». (Христиан Андерсен.)

4. Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский.) 

5. Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей. (Бианки.)

6. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)

7.  О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?
(Мышонок.)

8. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди») СЛ.

2 команда:

1. Назовите имя прообраза нашего Буратино? (Пиноккио.)

2. В какой сказке народов Севера девушка превратилась в птицу из-за своей привлекательной внешности?(«Айога».)

3. Кто такой «мохнатый» из сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Мышонок)

4. Автор сказки «Серебряное копытце»? (Бажов.)

5. Автор сказки «Конек-горбунок»? (Ершов.)

6. Писатель и художник, автор книг «Ребятам о зверятах», «Про Тюпу» и др.? (Чарушин.)

7. Сказка, в которой один герой говорит другому: «Как выпрыгну, как выскочу — полетят клочки по закоулочкам!»? («Заюшкина избушка».)

8. Герой сказки из которой заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая!»? (Серый Волк) СЛ.

  1. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки. Команды получают карточки с заданием  и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. СЛ.

1 команда        

очвокамйюд     («Дюймовочка»)

дыродйом         («Мойдодыр»)

гукароснеч      («Снегурочка»)

боклоко            («Колобок») 

2 команда

комерет           («Теремок»)

щеинакатар     («Тараканище»)

рожахико         («Жихорка»)

зоркомо            («Морозко»)

  1. Творческий конкурс.

Выходят по одному участнику от каждой команды. Нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать». Дается 1 минут

  • Для первой команды «Не плюй в колодец: случится воды напиться»
  • Для второй команды: «Без труда не вытянешь рыбку из пруда»
  1. «Блиц-опрос»

Блиц – опрос команд на время. Вспомните пословицы, противоположные по смыслу данной: « Большой золотник, да не нужен» – «Мал золотник -да дорог»

 Для первой команды: СЛ.

  • Коротка ночь до зари, коли много работы» (долог день до вечера, когда делать нечего)
  • Быстро передвигаться – далеко не уедешь. (Тише едешь – дальше будешь)
  • У чужих плохо, а у себя еще хуже. (В гостях хорошо, а дома лучше)

Для второй команды: СЛ.

  • Красив дом без углов, а не красив без выпечки. (Не красна изба углами, а красна пирогами)
  • Кто поздно ложиться, у того ничего и нет. (Кто рано встает, тому бог подает)
  • Что не посадишь, то и не вырастет. (Что посеешь, то и пожнешь)

 

А сейчас жюри будет подводить итоги. Звучит музыка.

Предоставляется слово экспертам. Дайте свою оценку. Насколько педагоги компетентны в речевом развитии детей дошкольного возраста?

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили методы и приемы способствующие речевому развитию детей.

Награждение медалями умники. 

Спасибо всем участникам за деловую игру. Надеемся, что она не прошла для вас даром. Спасибо членам жюри за строгие оценки. Спасибо болельщикам за внимание. Желаю всем здоровья, удачи, успехов, необъятной жизненной энергии на ниве педагогического труда.


Раздаточный материал к деловой игре

  1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.
  1. Что такое диалог?
  1. Как называется образное, краткое изречение, метко отражающее какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.
  1. Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

1. Что мы понимаем под развитием речи дошкольника?

2. Что такое монолог?

3. Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания  с выводом-моралью.

4. Как называется краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

«Теремок»

«Колобок»

«Рукавичка» от лица рукавички

«Три медведя» от лица Михайло Потапыча.


Словесный  метод

Чтение произведения

Вопросы к детям по содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Беседа по произведению

Прослушивание аудиозаписи

Практический  метод

Элементы инсценировки 

Игры-драматизации 

Дидактические игры 

Театрализованные игры 

Игровая деятельность 

Наглядный  метод

Показ иллюстраций, картинок, игрушек 

Элементы инсценировки 

Схемы

Алгоритмы 

Просмотр видеофильмов, диафильмов 

Оформление выставки

очвокамйюд

дыродйом

гукароснеч

боклоко

комерет

щеинакатар

ркажиха  

мозорко

Не плюй в колодец: случится воды напиться

Без труда не вытянешь рыбку из пруда


1. Автор сказки «Красная Шапочка». 

2. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной
сказке «Теремок». 

3. Автор сказки «Гадкий утенок». 

4. Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей. 

5. Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей. 

6. Самый высокий герой Сергея Михалкова. 

7.  О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?

8. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. 


1. Назовите имя прообраза нашего Буратино? 

2. В какой сказке народов Севера девушка превратилась в птицу из-за своей привлекательной внешности?

3. Кто такой «мохнатый» из сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»? 

4. Автор сказки «Серебряное копытце»? 

5. Автор сказки «Конек-горбунок»? 

6. Писатель и художник, автор книг «Ребятам о зверятах», «Про Тюпу» и др.? 

7. Сказка, в которой один герой говорит другому: «Как выпрыгну, как выскочу — полетят клочки по закоулочкам!»? 

8. Герой сказки из которой заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая!»? 


1.

Ш

А

Р

Л

Ь

П

Е

Р

Р

О

2.

Р

У

К

А

В

И

Ч

К

А

3.

А

Н

Д

Е

Р

С

Е

Н

4.

К

О

Р

Н

Е

Й

Ч

У

К

О

В

С

К

И

Й

5.

Б

И

А

Н

К

И

 

6.

Д

Я

Д

Я

С

Т

Е

П

А

7.

М

Ы

Ш

О

Н

О

К

8.

Г

У

С

И

-

Л

Е

Б

Е

Д

И

1.

П

И

Н

О

К

К

И

О

2.

А

Й

О

Г

А

3.

М

Ы

Ш

О

Н

О

К

4.

Б

А

Ж

О

В

5.

Е

Р

Ш

О

В

6.

Ч

А

Р

У

Ш

И

Н

7.

З

А

Ю

Ш

К

И

Н

А

И

З

Б

У

Ш

К

А

8.

С

Е

Р

Ы

Й

В

О

Л

К

1.

2.

3.

4.

5.

 

6.

7.

8.


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.



Предварительный просмотр:

Ребенок - неутомимый исследователь языка,

он остро и свежо ощущает литературное слово

и вместе с ним искры чувства мерцающие в текстах.

 

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Детский сад — первое звено в системе образования. Одна из главнейших задач детского сада по развитию речи и обучению детей родному языку – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи развития речи:

1) воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т.д.);

2) развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т.д.);

3) формирование грамматического строя речи  (синтаксической, морфологической стороны речи - способов словообразования);

4) развитие связной речи (центральная задача) – реализуется основная функция языка – коммуникативная (общение). Развитие связной речи включает развитие диалогической о монологической речи.

а) развитие диалогической (разговорной) речи (основной формой общения детей дошкольного возраста);

б) развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов;

5) подготовка к обучению грамоте (звуковой анализ слова, подготовка к письму);

6) ознакомление с художественной литературой. Художественное слово оказывает огромное влияние на воспитание личности, является источником и средством обогащения речи детей. В процессе ознакомления с художественной литературой обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия. Поэтому важнейшей задачей детского сада является воспитание у детей интереса и любви к художественному слову.

Большинство задач решается во всех возрастных группах детского сада, содержание зависит от возраста детей. Каждая из указанных задач имеет и образовательную и воспитательную сторону. Решение каждой из них не может осуществляться изолированно.

Такое четкое выделение основных задач условно, но необходимо в практике для  облегчения еженедельного планирования работы, поскольку осуществлению каждой из них можно заранее отвести постоянное место в режиме дня.

Содержание каждой задачи имеет свою специфику и требует продуманного подбора наиболее подходящих методов и приемов обучения.

Памятка для воспитателей.

3 метода ознакомления

детей с литературой

приемы, соответствующие каждому методу.

Словесный

Чтение произведение 
Вопросы к детям по содержанию произведений 
Пересказ произведения 
Заучивание наизусть 
Выразительное чтение 
Беседа по произведению 
Прослушивание грамзаписи 

Практический 

Элементы инсценировки 
Игры-драматизации 
Дидактические игры 
Театрализованные игры 
Использование разных видов театра 
Игровая деятельность 

Наглядный 

Показ иллюстраций, картинок, игрушек 
Элементы инсценировки 
Движение пальцами, руками 
Схемы 
Алгоритмы 
Просмотр видеофильмов, диафильмов 
Оформление выставки


«Детская книга при всей ее внешней простоватости-

Вещь исключительно тонкая и не поверхностная.

Лишь гениальному взгляду ребенка,

Лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины

Удивительное искусство - детская книжка! »

Л. Токмакова

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь человека, общества и природы, мир человеческих отношений, дает прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Именно художественная литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.

Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей напрямую связано с получаемой ими духовной пищей.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение ребенка.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый.

Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит он думает, анализирует, рассуждает.

Знакомство детей с художественной литературой дает лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.

Наша задача – приобщение наших воспитанников к детской литературе и детскому чтению, взаимодействуя с родителями. Мы хотим, чтобы наши дети были грамотными читателями. А ведь это очень не просто: воспринимать текст согласно авторскому замыслу.

Чтобы в ребенке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств.

Грамотного читателя-слушателя выделяют познавательные интересы, образная речь, умение быть интересным самому себе, умение занять себя делом. У таких детей лучше развиты память, внимание и воображение.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Приобщая ребенка к литературе, взрослые должны быть готовы к кропотливой, долговременной работе, которая в будущем обязательно даст свои плоды.

В процессе общения с детской литературой взрослые заметят. Как меняются их взгляды на природу детства, как все то, что раньше казалось незначительным, наполняется глубоким смыслом.

Чтение должно быть ежедневным. Продолжительность чтения зависит от усидчивости ребенка, его интереса к читаемому.

Как обычно детям нравится небывальщина, нелепицы, потому что им по душе юмор, а еще им доставляет огромное удовольствие перевертывать события, восстанавливая реальные связи и отношения.

В этом очень помогает книга «Звуки на все руки» Иванковой. Такие небылицы как «Донья Ерундина», «Во саду ли в огороде». Дети слушают, к удивлению быстро запоминают, используют в общении между собой.

Одна из них:

Донья-Ерундина

- нос из пластилина.

Странная картина.

Выспавшись на славу,

Спать идет ложиться.

Из пустой бутылки

Пробует напиться.

Слушает глазами,

Говорит ушами,

Тапочки снимает,

Посреди трамвая.

Суповою ложкой

Дворик подметает,

И с утра до ночи

Глупости болтает.

Ах, сеньор закройщик

Дайте мне конфет.

Ах, сеньор кондитер,

Сшейте мне жакет.

И прошу ответить

На простой вопрос:

«Кто я – сковородка,

Кошка или пес?»

Слова легко ложатся на знакомые детям мелодии, поэтому дети их могут напевать. Этот прием помогает детям, у которых еще нет чистого произношения, присутствуют паузы в речи, заикание.

Чтобы дети полюбили, знали и могли использовать в конкретной ситуации прибаутки, считалки, заклички, скороговорки, стихи, взрослый: воспитатель, родители, которые окружают детей, занимаются их воспитанием, сами должны знать много литературного материала наизусть. Чтобы дети не забывали выученное, литературный материал нужно повторять. Повторение не должно быть скучным, а наоборот занимательным.

Если дети уже знают стихи русских поэтов – можно предложить послушать записанное чтение на магнитофоне, а потом вспомнить фамилии поэтов, поговорить о чем стихи, какие слова описания подобрал поэт.

Чтобы дети внимательно слушали друг друга, используется прием-рассказывание цепочкой. В этом случае каждый ребенок проживает происходящее событие от начала до конца. Знакомые рассказы, сказки для повторения можно предложить детям в форме игр-драматизаций, инсценировок, выступлений в других группах. Такая форма работы требует большой подготовки, но с другой стороны именно предварительная работа: изготовление атрибутики, декораций, элементов костюмов вызывает желание увидеть результат.

В дальнейшем, когда дети перейдут к самостоятельному рассказыванию, они будут использовать в своей речи усвоенные слова и выражения, легко их перенося на другое содержание. Все эти мероприятия обязательно повысят интерес к художественной литературе.

Памятка для воспитателей.

3 метода ознакомления

детей с литературой

приемы, соответствующие каждому методу.

Словесный

Чтение произведение 
Вопросы к детям по содержанию произведений 
Пересказ произведения 
Заучивание наизусть 
Выразительное чтение 
Беседа по произведению 
Прослушивание грамзаписи 

Практический 

Элементы инсценировки 
Игры-драматизации 
Дидактические игры 
Театрализованные игры 
Использование разных видов театра 
Игровая деятельность 

Наглядный 

Показ иллюстраций, картинок, игрушек 
Элементы инсценировки 
Движение пальцами, руками 
Схемы 
Алгоритмы 
Просмотр видеофильмов, диафильмов 
Оформление выставки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс на тему: «Развитие речи и приобщение к художественной литературе дошкольников» П одготовила : Бастрыгина Е.П., учитель-логопед МКДОУ ЦРР д/с № 10 г. Россоши

Слайд 2

В каких видах деятельности развивается речь ребенка ? - Дидактические игры ; - Сюжетно-ролевые игры ; - Режимные моменты; - Прогулки; - НОД .

Слайд 3

Основные требования к оформлению книжных уголков - рациональное размещение в группе ; - соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы ; - соответствие интересам детей ; - постоянная сменяемость ; - эстетическое оформление; - востребованность.

Слайд 4

Задачи р азвития речи: 1 ) воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т.д.); 2) развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т.д.); 3) формирование грамматического строя речи (синтаксической, морфологической стороны речи - способов словообразования); 4) развитие связной речи (центральная задача) – реализуется основная функция языка – коммуникативная (общение), формирование представления о разных типах текста – описании, повествовании, рассуждении; 5) подготовка к обучению грамоте (звуковой анализ слова, подготовка к письму); 6) ознакомление с художественной литературой (как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге).

Слайд 5

Диалог — это разговор двух и более людей. А еще диалогом называют литературное произведение в форме разговора. Поговорка – это образное , краткое изречение, метко отражающее какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер. Сказка – это основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Слайд 6

Развитие речи дошкольника – работа над всеми сторонами речи Монолог — (от греч. monos — один и logos — речь) — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе. Басня – это короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью. Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

Слайд 7

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЛИТЕРАТУРОЙ Словесный метод Чтение произведение Вопросы к детям по содержанию произведений Пересказ произведения Заучивание наизусть Выразительное чтение Беседа по произведению Прослушивание аудиозаписи Практический метод Элементы инсценировки Игры-драматизации Дидактические игры Театрализованные игры Игровая деятельность Наглядный метод Показ иллюстраций, картинок, игрушек Элементы инсценировки Схемы Алгоритмы Просмотр видеофильмов, диафильмов Оформление выставки

Слайд 8

Вёз корабль карамель, налетел корабль не мель, и матросы три недели карамель на мели ели. Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз .

Слайд 9

очвокамйюд (« Дюймовочка ») дыродйом (« Мойдодыр ») гукароснеч (« Снегурочка») боклоко (« Колобок») комерет (« Теремок») щеинакатар (« Тараканище ») ркажиха (« Жихарка ») мозорко (« Морозко»)

Слайд 10

Долог день до вечера, когда делать нечего. Коротка ночь до зари, коли много работы. Быстро передвигаться – далеко не уедешь. Тише едешь – дальше будешь. У чужих плохо, а у себя еще хуже. В гостях хорошо, а дома лучше.

Слайд 11

Красив дом без углов, а не красив без выпечки. Не красна изба углами, а красна пирогами. Кто поздно ложиться, у того ничего и нет. Кто рано встает, тому бог подает. Что не посадишь, то и не вырастет. Что посеешь, то и пожнешь.

Слайд 12

1. Ш А Р Л Ь П Е Р Р О 2. Р У К А В И Ч К А 3. А Н Д Е Р С Е Н 4. К О Р Н Е Й Ч У К О В С К И Й 5. Б И А Н К И 6. Д Я Д Я С Т Е П А 7. М Ы Ш О Н О К 8. Г У С И - Л Е Б Е Д И

Слайд 13

1. П И Н О К К И О 2. А Й О Г А 3. М Ы Ш О Н О К 4. Б А Ж О В 5. Е Р Ш О В 6. Ч А Р У Ш И Н 7. З А Ю Ш К И Н А И З Б У Ш К А 8. С Е Р Ы Й В О Л К



Предварительный просмотр:

ДЕЛОВАЯ ИГРА

I команда

II команда

Название и девиз

Разминка

В каких видах деятельности развивается речь ребенка?

Назовите основные требования к оформлению книжных уголков

Ответы на теоретические вопросы

Методы и приемы ознакомления детей с литературой

Сценка - пантомима

Игра «Расскажи сказку по-другому»

Скороговорки

«Времена года»

Кроссворд

Расшифровка слов

Творческий конкурс

«Блиц-опрос»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Развитие речи и приобщение к художественной литературе дошкольников"

Данный мастер-класс для педагогов ДО.Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов и обмен опытом по развитию речи дошкольников.     Задачи:...

Мастер-класс «Развитие речи и приобщения к художественной литературе дошкольников».

Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по развитию речи дошкольников....

Конспект по развитию речи приобщению к художественной литературе посредством пальчикового театра Тема: «Знакомство с волшебным миром театра» Средняя группа

Конспект по развитию речиприобщению к художественной литературе посредством пальчикового театра Тема: «Знакомство с волшебным миром театра»Ср...

Театрализованная деятельность, как средство приобщения к художественной литературе дошкольника

Интересная статья, о том как легко и просто привить желание слушать, а в последствии и читать художественную литературу ребенку....

Презентация к занятию по развитию речи ( приобщению к художественной литературе) " Иллюстрации к "Петербургским сказкам Б.Сергуненкова"

Презентация с иллюстрациями к сказкам Б.Сергуненкова: "Бронзовый лев", "Пушка и королева","Сфинксы и мальчик Петя", "Дворцовый мост", "Конь-мотылёк"....