Использование инновационных технологий и методических разработок в работе с детьми по изучению экологического воспитания в ДОУ.
статья (подготовительная группа)

Бочкова Александра Владимировна

 Аннотация

Важным направлением работы воспитателя в дошкольной образовательной организации является экологическое воспитание детей дошкольного возраста. При организации работы воспитателем по данному направлению используются разнообразные технологии, в том числе инновационные.
В данной работе представлен практический опыт работы по проблеме использования инновационных технологий и методических разработок в работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию. Описание опыта включает актуальность проблемы, цели и задачи, область применения, краткое теоретическое представление понятия «технология», «педагогическая технология», цель, задачи экологического воспитания дошкольников, а также непосредственное описание инновационных технологий в работе. Достаточно подробно представлены такие технологии, как технология проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, технология портфолио и др. 

Использование инновационных технологий и методических разработок в работе с детьми по изучению

 экологического воспитания в ДОУ.

Федорова Татьяна Владимировна.,  Бочкова Александра Владимировна - воспитатель дошкольной группы ГБОУ школы №1164 ДО г. Москва.

 

         Дошкольное образование считается первым важным уровнем системы современного российского образования. В период дошкольного детства происходит становление личности ребенка, формирование предпосылок ее дальнейшего развития. Процесс формирования личности ребенка сложен и многообразен. Экологическое развитие – одна из сторон этого процесса. Осуществление экологического воспитания дошкольников начинается с младшего дошкольного возраста, на протяжении дошкольного детства дети осваивают разнообразные умения и навыки, получают знания о живой и неживой природе, явлениях окружающего мира.

Современное состояние отечественного образования характеризуется обновлением и модернизацией: введение Федерального государственного образовательного стандарта потребовало переход от использования унифицированной образовательной программы - к работе с детьми по вариативным программам в контексте методологии развивающего образования. Активно внедряются в практику работы дошкольных образовательных учреждений современные программы и педагогические технологии, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе к ребёнку.

Внедрение в образовательно-воспитательный процесс дошкольной образовательной организации современных образовательных технологий требует более полного освоения терминологией, формами и методами реализации технологий. В связи с актуальностью, возникла идея, направленная на обобщение опыта работы по использованию инновационных технологий и методических разработок в работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию.

При подготовке данной работы, нами были определены цель и задачи исследования.

Целью исследования является обобщение опыта работы по использованию инновационных технологий и методических разработок в работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию.

Задачи:

  1. Представить особенности использования инновационных технологий в дошкольной образовательной организации.
  2. Описать непосредственные инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию.

Областью применения данной работы является познавательное развитие детей дошкольного возраста. Работа будет представлять интерес для воспитателей и методистов дошкольных образовательных организаций.

Рассмотрение современных образовательных технологий потребовало выявления понятий «технология», педагогическая технология».

Под технологией будем понимать совокупность разнообразных приёмов, используемых при реализации системы обучения и воспитания.

Педагогическая технология - продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и педагогов.

В литературных источниках определены основные методологические требования, которые предъявляются к педагогическим технологиям.

Концептуальность педагогической технологии характеризуется наличием определенной научной концепции, включающей философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Под системностью в педагогической технологии понимается наличие следующих признаков: логики процесса, взаимосвязи всех частей, целостности. Технология должна способствовать гармонизации целей, содержания и методической системы процесса обучения.

Требование управляемости предполагает наличие возможности реализации диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, осуществления поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

К современным технологиям предъявляется требование эффективности, которое характеризуется успешностью по результатам и оптимальностью по затратам, использование технологии должно гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Требование воспроизводимости подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Именно по этой причине в технологии важно наличие точной целевой направленности, системы четких предписаний (последовательных этапов, операций, обязательных условий, которые нельзя нарушать), алгоритма контроля и получения обратной связи.

В современной литературе описано большое количество технологий, которые применимы на разных ступенях обучения детей. В дошкольной образовательной организации в связи с возрастным развитием детей допустимо применение не всех технологий, описанных в литературных источниках. Анализ и обобщение литературы позволило определить основные педагогические технологии, используемые в детском саду. К ним относятся:

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии проектной деятельности;

- технология исследовательской деятельности;

- информационно-коммуникационные технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

- технология портфолио дошкольника и воспитателя;

- игровая технология;

- технология «ТРИЗ» и др.

Важным направлением познавательного развития детей дошкольного возраста является экологическое воспитание.

Цель экологического воспитания дошкольников заключается в формировании ответственного отношения детей дошкольного возраста к окружающей ребёнка среде, строящегося на базе экологического сознания.

Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются следующие:

- обогащение знаний детей о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни;

- формирование понятий о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы;

- привитие практических навыков и умений по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения;

- развитие художественных способностей, эстетических чувств, умений замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы;

- развитие связной речи детей, обогащение и активизация словарного запаса, развитие диалогической речи, доказательной речи, обучение составлению рассказов.

Цель и задачи экологического воспитания дошкольников решаются успешно при использовании различных инновационных технологий. Остановимся на описании некоторых из них более подробно.

Целью технологий проектной деятельности в дошкольной образовательной организации является развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

В практике работы с детьми дошкольного возраста используются различные виды проектов:

- «игровые», к проектам данного вида относится организация детских занятий, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

- «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

- «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

- «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

В условиях современного детского сада широкое применение нашла технология исследовательской деятельности дошкольников.

Целью организации исследовательской деятельности дошкольников является развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

В качестве задач выделяются:

- Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т.д.).

- Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.).

- Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения.

- Формирование способов познания путем сенсорного анализа.

- Социально-личностное развитие: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции.

Цель, задачи исследовательской деятельности дошкольников решаются через содержание. В содержание исследовательской деятельности детей дошкольного возраста входит: формирование представлений о мире растений и животных, сезонных изменениях в жизни животных и растений, видах животных (домашние и дикие), растениях (овощи, фрукты и т.д.), условиях, необходимых для роста и развития животных и растений (свет, вода, тепло); о материалах (глине, бумаге, ткани, дереве, металле, пластмассе); о человеке и особенностях строения организма человека; о природных явлениях (временах года, явлениях погоды, объектах живой и неживой природы, отдельно изучаются свойства воды, льда и снега); о предметном мире (посуде, мебели, игрушках, обуви, транспорте; о геометрических эталонах (круге прямоугольнике, призме, ромбе).

На практике используются различные виды исследовательской деятельности:

- исследовательско-творческие (организуется детское экспериментирование, затем результаты оформляются в виде газет, драматизаций, детского дизайна, сборников стихов, рассказов. К примеру, к таким видам относится экспериментальная работа с растениями, неживой природой (вода, лёд, глина, песок), результаты которой оформляются в виде альбомов, экспериментирование с различными материалами – бумагой различных видов, пластмассовыми элементами, деревянными элементами и др., результаты которой оформляются в виде детского дизайна.

- ролево-игровые (исследовательская работа с проведением творческих игр, к примеру, по стихотворению «Кошкин дом», или «Сказка о глупом мышонке», сказкам «Репка», «Снегурочка» - дети входят в образ персонажей и по-своему решают поставленные проблемы);

- информационно-практико-ориентированные (дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы, к примеру, результатами такой деятельности могут быть оформление и дизайн группы, витражи и т.д.);

- творческие (результаты исследовательской деятельности оформляются в виде детского праздника, детского дизайна, например, «Праздник Осени», «Рождественские посиделки», «Театральная неделя» и т.д.

В качестве основных методов и приёмов организации исследовательской деятельности являются: эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе), опыты, фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности , «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы, подражание голосам и звукам природы, использование художественного слова, дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации, трудовые поручения, действия.

В процессе экологического воспитания дошкольников широкое применение находят компьютер, интерактивная доска если такова есть, планшет и др.

В работе педагогов по экологическому воспитанию дошкольников информационно-коммуникационные технологии могут использоваться следующим образом:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Сравнительно новой технологией, используемых в современных детских садах, является технология портфолио дошкольника.

Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

- диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),

- содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),

- рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

Подводя итоги, можно отметить, что дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В дошкольном возрасте происходит формирование познавательных, эстетических, нравственных качеств, накопление эмоционально-чувственного опыта общения детей с объектами природы, формируется гуманное отношение детей к природе. Знания и представления, которые ребенок получает при организованном экологическом воспитании, способствуют становлению осознанно-правильного отношения к природе. Для реализации экологического воспитания дошкольников используются широко разнообразные инновационные технологии. В данной работе рассмотрен ряд инновационных технологий, которые широко используются в современном ДОУ. Была дана характеристика самых распространённых. Образовательные технологии постоянно совершенствуются, что требует ознакомления с инновациями в области образования.

 

Список литературы

 

1. Вазина К.Я. Технологии обучения. М.: Академия, 2002. 180 с.

2. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб: Питер, 2013. 464 с.

3. Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: ТЦ «Сфера»;, 2005.102с.

4. Локтионова З.А. Поисково-познавательная работа в детском саду // Методист. 2006. №8. С.60-64.

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

6. Нишева Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. СПб.: ООО «Детство-Пресс», 2013.240с.

7. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы. Волгоград: Учитель, 2009.

8. Пенькова Г.А. Новые педагогические технологии в образовании дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2011. № 2. С. 108-110

9. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. М.: АРКТИ, 2008. 98с.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование инновационных технологий в ДОУ" (Из опыта работы)

Материал предназначен для педагогов ДОУ. В нем описын опыт работы по применению инновационных технологий в воспитательно- образовательном процессе....

Использование инновационных технологий в нод и совместной деятельности с детьми по художественному и ручному труду.

Работы. выполненные в данных технологиях, несложны для детей, выглядят очень интересно. Дети с удовольствием их выполняют....

Проект: "Использование инновационной технологии "Кластер" в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в ДОУ"

Проект: "Использование инновационной технологии "Кластер" в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в ДОУ"...

«Современные инновационные технологии и педагогические методики в работе с детьми с ОНР».

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приё...

Инновационные технологии, применяемые учителем-логопедом в работе с детьми с нарушениями речи.

 Основной задачей работы логопеда является коррекция дефектов речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательных п...

Семинар-практикум «Инновационные технологии применяемые педагогом-психологом в работе с детьми»

Модернизация современного образования предполагает достижение нового современного качества на всех его ступенях. Это вызывает необходимость активно применять современные коррекционно-образовательные т...

«Дидактический синквейн, как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушениями речи»

laquo;Синквейн» - это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме....