«Современные инновационные технологии и педагогические методики в работе с детьми с ОНР».
статья по логопедии

Полянина Елена Ивановна

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_moy_sayt.docx16.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные инновационные технологии и педагогические методики в работе с детьми с ОНР».

Подготовила: учитель-логопед Полянина Е.И.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.      

  Хочется остановиться на четырёх : арт-терапевтические, здоровьесберегающие, технологии сенсорного воспитания, информационные.

Арт-терапевтические технологии.                                                     Музыкотерапию -  применяют для развития у детей слухового внимания, чувства темпа, ритма, мыслительных способностей и фантазии, коммуникативных навыков                                                                                                        Изо-терапия  – метод психолого-коррекционной работы с детьми – логопатами.                                                                                                     Кинезиологические упражнения  – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, способствует улучшению памяти, улучшает мыслительную  деятельность.                                                  Сказкотерапия  – это создание коммуникативной направленности каждого слова и высказываний ребёнка через проживание сказки.                         Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

  Песочная терапия – с помощью этой терапии ребенок может расслабиться, успокоиться. Песок развивает творческие способности ребёнка и воображение. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимают психическое напряжение у ребенка. Трогая руками песчинки, ребёнок развивает мелкую моторику рук.

Сенсорные технологии воспитания, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт (здесь особую роль играют блоки Дьенеша, палочки Кьюзенера, домики Монтессори)                                                                                             Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства( кино,аудио, видеосредства, мультимедийный проектор,компьютеры, телекоммуникативные сети) для работы с информацией)                                                                                                                         Здоровьесберегающие технологии.                      Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. 

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

  Артикуляционная гимнастика – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача – выработать точность, силу, темп, переключаемость движений.

 Метод биоэнергопластики – содружественное взаимодействие руки и  языка. По данным А.В. Ястребовой и О.И. Лазаренко движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

 Дыхательная гимнастика. Известно, что у детей, имеющих речевые нарушения, отмечается ряд особенностей процесса дыхания. Прежде всего, это поверхностное (ключичное) дыхание, которое сказывается на жизненной емкости легких. Следствием этого является односложность и стандартность построения фраз. Кроме этого такой тип дыхания наносит вред процессу звукообразования.        

 Гимнастика для глаз. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Кроме того, гимнастика для глаз является средством профилактики нарушений зрения.

Психогимнастика – это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения.

   Технологии  обучения здоровому образу жизни.

Логопедический масcаж – это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну их логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

 Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией. Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализации мышечного тонуса данных мышц. Самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

Коррекционные технологии

 Логоритмика. Специализированная методика логоритмики является средством перевоспитания речи через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики. Упражнения над дыханием, голосом и артикуляцией проводятся в комплексе, поскольку эти три компонента речевой деятельности тесно связаны между собой.

                Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением конкретного речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирование умения изменять силу и высоту голоса, правильное воспроизведение звуков и их сочетаний, воспроизведение речевого материала в заданном темпе.

    Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения Эти упражнения носят разнообразную направленность. Они нормализуют темп и ритм речи, развивают словарь, автоматизируют звукопроизношение у детей с дизкомпонентом.              Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает   эмоциональный тонус.

  Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики осуществляется как в системе коррекционных занятий, так и в виде рекомендаций родителям и воспитателям. Развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью каждого занятия и по возможности должно предшествовать речевой активности детей.                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий и методических разработок в работе с детьми по изучению экологического воспитания в ДОУ.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19308965","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]] АннотацияВажным направлением работы воспитателя в дошкол...

Презентация на тему "Особенности современных образовательных технологий с целью совершенствования образовательной работы с детьми по развитию речи"

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей и является важным приобретением ребенка в дошкольном детстве          ...

Инновационные технологии, применяемые учителем-логопедом в работе с детьми с нарушениями речи.

 Основной задачей работы логопеда является коррекция дефектов речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательных п...

Доклад по теме: "Использование инновационных методик и педагогических технологий художественно-творческого развития в работе с детьми дошкольного возраста".

Инновационные педагогические технологии имеют актуальное содержание, выраженную этапность, включают определенные профессиональные действия (оптимальные методы и средства обучения), описывает итоговые ...

Семинар-практикум «Инновационные технологии применяемые педагогом-психологом в работе с детьми»

Модернизация современного образования предполагает достижение нового современного качества на всех его ступенях. Это вызывает необходимость активно применять современные коррекционно-образовательные т...

Консультация «Особенности современных образовательных технологий с целью совершенствования образовательной работы с детьми по развитию речи»

В этой статье говорится о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении....